Мониторинг экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:22, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы - исследование механизма и методического инструментария мониторинга социально-экономического развития региона. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
раскрыть сущность и методические подходы к организации мониторинга социально-экономического развития региона;
дать оценку мониторинга экономического развития региона;
предложить направления совершенствования системы мониторинга социально-экономического развития региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1. Понятие и сущность мониторинга 5
1.2. Процесс мониторинга экономического развития региона 14
1.3. Целевые индикаторы мониторинга экономического развития региона 27
2. ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СЕРГИЕВ ПОСАД
2.1. Состав и структура администрации (сегмента мониторинга) 35
2.2. Задачи администрации по экономическому развитию региона 47
2.3. Система стратегических целей социально – экономического развития городского поселения Сергиев – Посад и организация мониторинга за выполнением целевых показателей 54
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
3.1. Проблемы мониторинга экономического развития городского поселения Сергиев - Посад 82
3.2. Направления оптимизации мониторинга экономического развития 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95

Работа состоит из  1 файл

Дипломная рабоа.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)

      В  целом  существуют  три  интегральные  группы  интересов,  к  которым  относятся: население и гражданские  институты, бизнес, власть. Интересы населения и гражданских институтов связаны с решением вопросов социального обеспечения, повышения качества жизни, развития институтов местного самоуправления. Бизнес - интересы  хозяйствующих  субъектов (корпоративные  и  отраслевые  интересы), получающие  выражение  в  осуществлении  внутри  и  межотраслевых  связей,  в максимализации  прибыли,  а  также  связанные  с  задачами  развития  и функционирования отрасли и ее ролью в воспроизводственном процессе13.

      Интересы органов региональной государственной (исполнительной и законодательной) власти и органов местного самоуправления, связаны с обеспечением комплексного развития и участия в межрегиональном и международном разделении труда и взаимодействии (рис. 3). 

Рис. 3. Механизм взаимодействия органов государственной власти,

институтов  гражданского общества и бизнеса

        В целях выстраивания конструктивного  диалога между этими тремя  группами интересов  необходимым   условием  является  координация   их  деятельности  между собой   на  основе «общественного  договора»  и  создания  механизма  взаимного контроля  и  партнерства.  Комплексное  развитие  территории  и  эффективная реализация стратегических целей и задач развития невозможны без соблюдения этих условий.

      В  этом  случае  мониторинг  является  неким  инструментом  обеспечения комплексного  развития,  в рамках  которого  осуществляется  взаимный  контроль  за реализацией региональной  стратегии и на  его основе  осуществляется  объективная оценка  социально-экономической ситуации.  Ключевую  роль  в организации мониторинга играет  гражданский институт  экспертов в состав  которого  входят: ученые,  специалисты предприятий и менеджеры,  представители органов государственной власти.

      Властные  институты, как первая группа пользователей, в ходе проведения мониторинга преследуют цель диагностирования всех аспектов социально-экономического развития региона и его территорий с целью выявления основных тенденций развития отдельных отраслей и кластерных образований, при этом стратегическим интересом властных институтов будет являться преодоление дифференциации населения по уровню жизни и территорий по уровню экономического развития. Соответственно главным результатом мониторинга социально-экономического развития региона для властных институтов будет являться осведомленность о характере и темпах социально-экономического развития отдельных территорий, отраслей, комплексов и подкомплексов, а также об эффективности взаимодействия всех субъектов пространственной экономики.

      При этом учитывая стратегическую важность информации, получаемой посредством мониторинга, для властных институтов он будет проводиться постоянно, а отдельные методические подходы могут изменяться в соответствии с происходящими трансформационными процессами в функционировании региональной социально-экономической системы (РСЭС).

      В качестве субъектов проведения мониторинга  на уровне властных институтов региона  выступают Министерства экономического развития регионов, отраслевые органы власти, органы статистики, высшие учебные  заведения и научно-исследовательские институты соответствующего профиля, которые получают заказы от органов государственной власти на проведение исследований относительно состояния и выявления тенденций функционирования региональных социально-экономических систем.

      Предметом мониторинга будут выступать общие и специфические параметры социально-экономического развития региона, при этом исследование может проводиться как сплошным методом, так и выборочным, при котором мониторингу подвергаются отдельные территории, отрасли и подкомплексы региональной экономики.

      В качестве диагностических средств (методов) мониторинга на уровне государства  выделяются математический, статистический и фактографический, совокупность результатов которых не должна приводить к избыточно, неточной и противоречивой информации, то есть приемы и способы проведения мониторинга, должны быть соответствующим образом синхронизированы с целью получения наиболее релевантной информации для принятия соответствующих решений на региональном уровне.

      Источником  информации для органов государственной власти будет являться первичная статистическая отчетность субъектов, результаты выборочных и сплошных наблюдений, данные годовых бухгалтерских отчетов организаций различных секторов региональной экономики. Базовой формой отчетности будет являться доклад о социально-экономическом развитии региона и перспективный прогноз социально-экономического развития региона, в соответствии с которым будет выстраиваться региональная политика и приниматься соответствующие решения и программы по стимулированию развития отдельных территорий и отраслей пространственной экономики.

      Целевым ориентиром проведения мониторинга  социально-экономического развития региона  для второй группы пользователей -  бизнес-сообщества будут являться данные о развитии предпринимательской среды, рынках сбыта и перспективных рынках продукции и комплектующих, рыночных «нишах», уровня конкуренции в различных географических сегментах. Из данного обстоятельства, по нашему мнению, вытекает основной результата проведения мониторинга социально-экономического развития региона для бизнес-сообщества, который заключается в формировании представления о потенциальных резервах повышения эффективности предпринимательской деятельности отдельных хозяйствующих субъектов14.

      Субъектами  проведения мониторинга социально-экономического развития региона для бизнес сообщества будут выступать:

      1) Непосредственно сами предпринимательские структуры (отдельные хозяйствующие субъекты), которые проводят мониторинг исходя из собственной потребности в какой-либо информации для принятия соответствующих управленческих решений на микроуровне.

      2) Общественные объединения и ассоциации поддержки предпринимателей – проводят мониторинг исходя из интересов группы предпринимателей, заинтересованных в информации относительно состояния и условий функционирования отдельных секторов региональной экономики.

      3) Консалтинговые и рейтинговые агентства, проводя мониторинг социально-экономического развития региона, также не учитывают интересов отдельных предпринимательских структур и исходят из необходимости формирования «общей картины»  функционирования РСЭС для всех заинтересованных пользователей.

      4) Научно-исследовательские институты и высшие учебные         заведения – проводят мониторинг по запросам тех или иных пользователей, это могут быть и властные институты, и объединения предпринимателей и отдельные хозяйствующие субъекты.

      Предметом мониторинга социально-экономического развития региона для бизнес-сообщества будут выступать индикаторы развития  предпринимательской среды региона, инфраструктурной обеспеченности и степени государственного вмешательства, которое может характеризоваться как стимулирующими эффектами, так и ограничивающими.

      Методические  подходы к проведению мониторинга  для данной группы пользователей, как  правило, разрабатываются заблаговременно  и в ходе проведения одномоментного исследования остаются неизменными, но могут корректироваться как по форме, так и по-существу в каждом конкретном случае его проведения, то есть методика мониторинга социально-экономического развития региона не является унифицированной.

      Периодичность проведения мониторинга устанавливается  непосредственно бизнес-сообществом и проводится по необходимости, исходя из конкретных запросов пользователей, при этом сроки, порядок проведения, результаты и целевые установки определяются также непосредственно бизнес-сообществом и не подлежат корректировке и регулированию со стороны властных институтов и других субъектов региональной экономики15.

      В качестве диагностических средств (методов) мониторинга на уровне бизнес-сообщества выделяем: конъюнктурный, экспертный, методы исследования операций и принятия решений.

      Источниками информации для проведения мониторинга  социально-экономического развития региона  для целей бизнес-сообщества могут  выступать данные Министерства экономического развития, администраций муниципальных районов, данные объектов инфраструктуры предпринимательской деятельности, информация независимых, специальных исследований по заказу бизнес-сообщества. В целом бизнес-сообществом будет использоваться вся совокупность доступной информации для принятия релевантного управленческого решения. При этом формой отчетности будут являться: информационные бюллетени, свод аналитических материалов и отчетов, материалы специальных мониторинговых исследований, проводимых по запросам бизнес-сообщества.

      Целевым ориентиром мониторинга социально-экономического развития для инвесторов, как третьей целевой группы пользователей, является получение сведений об особенностях инвестиционного климата в регионе. При этом данная категория пользователей заинтересована, прежде всего, в получении информации относительно уровня и характера рисков при осуществлении инвестиционных проектов, а также возможностей их нивелирования. Кроме того, для инвесторов важно выявить потенциальные стимулы для размещения инвестиционных ресурсов, предоставляемые властными институтами, либо обусловленные природно-ресурсным, кадровым и инновационным потенциалом территории16.

      Результатом аналитических действий в ходе мониторинга  развития региона для инвесторов является составление инвестиционных паспортов территорий, которые являются информационной основой принятия решений. относительно привлечения инвестиционных ресурсов в территории и отражают основные характеристики ресурсного потенциала, природно-климатические условия территории, основные преимущества и риски и другие характеристики.

      Методические  подходы, применяемые в рамках мониторинга развития региона для инвесторов, как правило, разрабатываются заблаговременно и в ходе проведения одномоментного исследования остаются неизменными, однако могут несколько видоизменяться в зависимости от специфики функционирования территории, которой дается характеристика инвестиционного климата. Кроме того, методика мониторинга для иностранных и отечественных инвесторов будет отличаться, а немаловажное значение также будет оказывать и срок инвестирования средств, поскольку чем на большее количество времени инвестируются средства, тем более детализированное исследование должно быть проведено на этапе проведения мониторинга. При этом по результатам исследования должен формироваться механизм активизации инвестиционных процессов, как в отдельных территориях, так и в целом по региону, а также разрабатываться мероприятия по регулированию и демонополизации региональных рынков, в том числе в части локального монополизма покупателей всех видов сырья.

      Мониторинг  с позиции инвесторов должен предусматривать обратную связь с государством, которое в свою очередь, реализуя функции регионального менеджмента, стимулирует создание научных центров инновационного развития отраслей региональной экономики, инициирует проведение форумов, конференций и выставок инновационных проектов с целью доведения до конечных инвесторов информации о результатах проведенного мониторинга и в конечном итоге для привлечения инвестиций и внедрения в производственный процесс наукоемких технологий.

      Субъектами  проведения мониторинга социально-экономического развития региона выступают: Министерство экономического развития региона, администрации муниципальных районов, инвестиционные центры, информационно-консультационные службы, рейтинговые агентства, инициативные экспертные группы. При этом необходимо отметить, что в условиях жесткой конкурентной борьбы среди регионов и отдельных территорий за привлечение инвестиционных ресурсов, властные институты в первую очередь заинтересованы в систематизации всей необходимой потенциальным инвесторам информации. Таким образом, на наш взгляд инвесторы являются менее активной группой пользователей мониторинга социально-экономического развития региона, нежели государство и бизнес-сообщество, но более активная, нежели население.

      Предметом проведения мониторинга развития региона для данной группы пользователей является выявление инвестиционных возможностей и потребностей региона, в соответствии с имеющимся природно-ресурсным потенциалом, гарантии местной власти по стимулированию взаимодействия всех субъектов региональной экономики, уровень обеспечения отдельных территорий всеми видами инфраструктуры, с целью определения «незанятых ниш» для инвестирования средств в инфраструктуру и определение степени востребованности и рентабельности потенциальных проектов.

      В качестве диагностических средств  проведения мониторинга развития региона  для инвесторов выделяются: конъюнктурный, методы исследования операции и принятия решений, рейтинговый, морфологический, экспертный.

      Диагностические средства проведения мониторинга развития региона для инвесторов во многом будут определяться характером инвестиционных процессов и потенциальных проектов, для реализации которых осуществляется мониторинг.

      Источниками информации для проведения мониторинга  данной группой пользователей будут являться экспертные оценки, материалы аналитических исследований, отчетность финансово-кредитных учреждений, сведения инвесторов, информация независимых, специальных исследований относительно устойчивости инвестиционного климата в отдельных территориях. Основным целевым ориентиром проведения мониторинга социально-экономического развития региона для населения будет являться представление о степени благополучия региона и комфортности проживания в нем с позиций социально-экономической и общественной стабильности и безопасности. В качестве требуемого результата от проведения мониторинга для данной группы пользователей можно выделить формирование общественного мнения о результативности и эффективности государственной и местной экономической политики. Благодаря информации об уровне социально-экономического развития региона, население принимает решения относительно дальнейшего проживания в данной местности, а также при выборе места и сферы приложения труда.

Информация о работе Мониторинг экономического развития региона