Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО г. Геленджик)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:45, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в исследовании содержания, а также возможностей и условий организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация указанной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
раскрыть сущность понятия комплексного социально-экономического развития муниципальных образований как неотъемлемой и законодательно закрепленной задачи местного самоуправления;
исследовать инструментарий социально-экономического развития муниципальных образований и определить место мониторинга в системе стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований;
проанализировать подходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований в контексте технологии стратегического планирования;
предложить набор показателей стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований;
исследовать подходы к организации оценки социально-экономического развития муниципальных образований.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 4
1рр Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований…………………………………….
8
1.1рПонятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований……………………………………...
8
1.2рСоциально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования…………………….
18
1.3рМониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований………
31
2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края…………………………………………...

43
2.1рФормирование информационной базы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Источники информации о местном сообществе…………………………….

43
2.2рПодходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований…………………...
51
2.3рИсследование практики организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития города-курорта Геленджика и других муниципальных образований в Краснодарском крае…………………………………………………………...


59
3ррФормирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………………………………………………………

83
3.1 Организационный механизм стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований………
83
3.2 Совершенствование системы показателей оценки деятельности муниципальных образований и системы сбора информации о состоянии местного сообщества………………………………………………………….

94
3.3 Общие основы качества статистической информации………….. 117
Заключение……………………………………………………………... 122
Список использованных источников…………………………………. 127

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ гелик.doc

— 658.00 Кб (Скачать документ)

      При разработке стратегических целей развития и механизма их реализации следует, в первую очередь, ориентироваться на эффективное использование местного социально-экономического потенциала, оценка которого является одной из основных задач мониторинга [30].

      Результативность  прогнозно-аналитических работ, связанных с определением целей стратегического развития муниципального образования, обоснованием его стратегического выбора, разработкой других элементов местной концепции комплексного социально-экономического развития в значительной мере определяется наличием полной и достоверной информации о внутренних закономерностях развития муниципального образования, факторов местного и внешнего характера, определяющих в совокупности своей исходную социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в муниципальном образовании к началу работ в сфере стратегического планирования его развития [30].

      Процесс стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования  представляет собой четкую последовательность шагов (этапов), что отмечалось ранее. Применительно к последовательности этих этапов можно говорить о достаточной степени ее жесткости. Другими словами лишь при полном выполнении этапа можно говорить о переходе на следующий шаг, в то же время нет смысла выполнять определенный этап цикла стратегического планирования без результатов, полученных на предыдущем шаге.

      Укрупнено основные этапы прогнозно-аналитических  работ по формированию стратегии  и программ социально-экономического развития территории представлены на рисунке 2 [30]. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2 - Место мониторинга в процессе стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований

      Начальным этапом формирования стратегии развития выступает этап сбора и анализа  информации о социально-экономическом развитии муниципального образования, комплекс работ по перечисленным направлениям осуществляется посредством системы стратегического мониторинга.

      В первом блоке осуществляется комплекс аналитических работ, в рамках которых  осуществляется изучение и анализ внутренних закономерностей формирования муниципального образования, анализ влияния внутренних (качество жизни населения, состояние и эффективность использования местного социально-экономического потенциала, экономическая ситуация и экологическая обстановка, состояние системы управления и т.п.) и внешних факторов (речь идет о выявлении и учете интересов различных субъектов управления и хозяйствования), влияющих на стратегическое развитие сообщества [30].

      Анализ  стартового социально-экономического потенциала территории может быть осуществлен в разрезе его структурных составляющих, а обобщенная оценка его величины - с помощью основных индикаторов, характеризующих качество жизни населения. Важным условием результативности прогнозно-аналитических работ является наличие полной и достоверной информации о стартовых условиях и исходных предпосылках развития муниципального образования.

      Успех в решении проблемы эффективного формирования информационной базы данных, характеризующих сложившуюся социально-экономическую  обстановку, в значительной мере определяется организационным фактором. Так, например, представляется весьма полезным с целью  сокращения средств на разработку концепции социально-экономического развития муниципального образования и повышения качества исходной информации привлекать к формированию базы данных специалистов из структур местного самоуправления [30].

      Можно назвать большое количество проблем, касающихся анализа исходных предпосылок и стартовых условий социально-экономического развития территории. Некоторые специалисты [27] видят в этом опасность выпадения из внимания проблем, действительно определяющих социально-экономическую ситуацию, и считают, необходимым создание классификатора основных проблем социально-экономического развития муниципального образования, который должен дать направление аналитических работ по оценке и анализу складывающейся ситуации на территории.

      Далее осуществляется интегральная оценка исходной социально-экономической ситуации для формирования стратегических целей и обоснования стратегического выбора, и в конечном итоге на ее основе формируется стратегия социально-экономического развития муниципального образования [30].

      После формирования программ реализации выбранной  стратегии развития посредством  системы мониторинга осуществляется наблюдение за ходом ее выполнения и оценка реализации поставленных целей, что обеспечивает возможность оперативного реагирования на происходящие изменения.

      В современной российской практике стратегического  планирования социально-экономического развития мониторинг выступает в  основном в качестве вспомогательного инструмента [27]. Вместе с тем именно система стратегического мониторинга должна представлять собой систему, охватывающую все этапы стратегического планирования, причем наибольшее внимание должно уделяться этапам первоначального сбора и анализа информации, так на ее основе принимаются стратегические решения, реализация которых занимает длительный срок [27].

      В составе системы стратегического  мониторинга социально-экономического развития включаются следующие элементы [27]:

    • организационная составляющая. Система стратегического мониторинга является неотъемлемой частью системы стратегического планирования, соответственно вопросами организации мониторинга должны заниматься специализированные подразделения, являющиеся структурными составляющими организации стратегического планирования, а не только подразделения местных органов власти;
    • информационная составляющая. Информационная база стратегического мониторинга включает в себя данные о социально-экономическом развитии муниципального образования за длительный период времени. Специфичность стратегического мониторинга заключается в необходимости создания специализированной системы показателей, по которым осуществляется сбор данных с учетом последующего их применения для нужд стратегического планирования [27].

      Стратегический  мониторинг должен дать ответ на вопрос о существующих проблемах в развитии муниципального образования и позволить определить направления для развития муниципального образования.

      Система мониторинга должна обеспечить периодичность  сбора информации и возможность  в достаточной степени эффективно интерпретировать полученные данные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края

      2.1рФормирование     информационной     базы     мониторинга     социально-экономического развития муниципальных образований. Источники информации о местном сообществе 

      В структуре местного самоуправления в настоящее время закладываются  теоретические и методические основы организации и проведения мониторинга  социально-экономических процессов. Правильный выбор применяемой методики сбора данных обеспечивает возможность получения качественной и достоверной информацией для целей стратегического планирования [31].

      Применяемые методы сбора информации подразделяются на методы сбора первичных и вторичных данных, в зависимости от используемых источников информации.

      Вторичная информация - это те данные, которые  уже были собраны для решения  других задач, но которые можно частично использовать и для разрешения стоящей  в настоящий момент проблемы разработки стратегии развития муниципального образования [31].

      Основные  недостатки связаны с тем, что  вторичная информация собиралась для  других целей. Соответственно, она, скорее всего, будет а) устаревшей, б) неполной, в) не иметь прямого отношения  к решаемой проблеме, г) ненадежной (особенно это относится к российским источникам вторичной информации, в которых порой значения одного и того же параметра в разных источниках различаются чуть ли не на порядок).

      Вторичная информация о социально-экономическом  развитии муниципального образования может содержаться как во внутренних, так и во внешних источниках. К внутренним источникам информации относятся данные, полученные силами самих органов управления муниципальным образованием или собранные по их указанию. Внешние источники информации - это средства массовой информации, информация органов государственной власти, выпускаемые различными организациями бюллетени, публикации исследовательских и консалтинговых фирм, статистические сборники, тематические и отраслевые сайты [31].

      Под первичными данными понимается информация, собираемая субъектами стратегического  планирования специально для создания информационной базы стратегического  планирования.

      Как правило, данный метод подразумевает  наличие специализированной системы индикаторов для оценки ситуации и организационного механизма проведения мониторинга указанных показателей.

      В качестве каналов для сбора первичных  данных широко применяются социологические  методы сбора, которые позволяет  через частные мнения и суждения жителей муниципального образования определить болевые точки в социальной инфраструктуре, наметить пути их преодоления [31].

      Существуют  различные виды социологических  исследований, позволяющие увидеть  муниципальное образование как  единое целое [32].

      К их числу относятся:

  1. зондажно-информационное обследование, основными этапами которого являются сбор сведений о состоянии инфраструктуры, сбор статистической информации о численности, составе и динамике миграционных процессов, что позволяет комплексно описать реальное положение дел;
  2. контент-анализ или информативно-целевой анализ печатных изданий, выходящих в городе и районе, теле- и радиопередач, писем граждан в редакции газет, в местные органы власти позволяет определить круг формальных и неформальных лидеров местного сообщества, помогает выявить различные социальные группы населения, их потребности и ожидания от местных органов власти;
  3. собственно социологические опросы, основной целью которых является более глубокое изучение выявленных в ходе предыдущих этапов проблем [32].

      Существуют  два основных метода опроса:

      - интервью;

      - анкетные опросы.

      Имеется множество разновидностей интервью: документальные (изучение событий прошлого, уточнение фактов), интервью мнений (выявление оценок, взглядов, суждений); интервью со строгой предварительной организацией вопросов и без нее. Интервью может быть интенсивным, глубоким (цель - получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах) и фокусированным (цель - получить информацию о реакции опрашиваемого на определенные действия); может представлять собой беседу, в которой инициатива принадлежит самому опрашиваемому. Для быстрого зондажа мнений применяют телефонные интервью [32].

      Анкетные  опросы предполагают жестко фиксированный  порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, который регистрируется либо заочно, либо в присутствии интервьюера. Основная цель анкетных опросов - определить отношение населения к проводимым администрацией мероприятиям, что позволяет местным органам власти корректировать среднесрочные и долгосрочные планы развития местной среды;

      4) опросы экспертов по определенным  проблемам функционирования и  развития муниципальных образований,  которые позволяют взглянуть  на выявленные населением через  социологические опросы проблемы  с другой стороны, дать им более объективную оценку [32];

      5) специализированные прогнозные  методы, главной целью которых  является определение логической  последовательности развертывания  деятельности по решению выявленных  проблем, определение перспектив  развития города или района в целом. Метод моделирования связан с поиском альтернатив развития, дает возможность отобрать оптимальный для имеющихся в сообществе условий вариант [32].

      В комплексном использовании всего  арсенала источников данных о социальных процессах и явлениях как естественно функционирующей информации - текущей статистики, отчетности, единовременных учетов, переписей, социально-демографических обследований и т.п., так и специально организованных исследований, опросов населения для реализации целей управления и состоит сущность мониторинга [31].

      Оценивание  содержания составляет сопоставление  оцениваемого объекта с его идеализированным образом (образцом, эталоном, стандартом, нормой). И в этом определении  неотъемлемые признаки оценки:

Информация о работе Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО г. Геленджик)