Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:45, дипломная работа
Цель исследования состоит в исследовании содержания, а также возможностей и условий организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация указанной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
раскрыть сущность понятия комплексного социально-экономического развития муниципальных образований как неотъемлемой и законодательно закрепленной задачи местного самоуправления;
исследовать инструментарий социально-экономического развития муниципальных образований и определить место мониторинга в системе стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований;
проанализировать подходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований в контексте технологии стратегического планирования;
предложить набор показателей стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований;
исследовать подходы к организации оценки социально-экономического развития муниципальных образований.
Введение………………………………………………………………... 4
1рр Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований…………………………………….
8
1.1рПонятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований……………………………………...
8
1.2рСоциально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования…………………….
18
1.3рМониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований………
31
2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края…………………………………………...
43
2.1рФормирование информационной базы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Источники информации о местном сообществе…………………………….
43
2.2рПодходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований…………………...
51
2.3рИсследование практики организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития города-курорта Геленджика и других муниципальных образований в Краснодарском крае…………………………………………………………...
59
3ррФормирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………………………………………………………
83
3.1 Организационный механизм стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований………
83
3.2 Совершенствование системы показателей оценки деятельности муниципальных образований и системы сбора информации о состоянии местного сообщества………………………………………………………….
94
3.3 Общие основы качества статистической информации………….. 117
Заключение……………………………………………………………... 122
Список использованных источников…………………………………. 127
При разработке стратегических целей развития и механизма их реализации следует, в первую очередь, ориентироваться на эффективное использование местного социально-экономического потенциала, оценка которого является одной из основных задач мониторинга [30].
Результативность прогнозно-аналитических работ, связанных с определением целей стратегического развития муниципального образования, обоснованием его стратегического выбора, разработкой других элементов местной концепции комплексного социально-экономического развития в значительной мере определяется наличием полной и достоверной информации о внутренних закономерностях развития муниципального образования, факторов местного и внешнего характера, определяющих в совокупности своей исходную социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в муниципальном образовании к началу работ в сфере стратегического планирования его развития [30].
Процесс стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования представляет собой четкую последовательность шагов (этапов), что отмечалось ранее. Применительно к последовательности этих этапов можно говорить о достаточной степени ее жесткости. Другими словами лишь при полном выполнении этапа можно говорить о переходе на следующий шаг, в то же время нет смысла выполнять определенный этап цикла стратегического планирования без результатов, полученных на предыдущем шаге.
Укрупнено
основные этапы прогнозно-аналитических
работ по формированию стратегии
и программ социально-экономического
развития территории представлены на
рисунке 2 [30].
Начальным этапом формирования стратегии развития выступает этап сбора и анализа информации о социально-экономическом развитии муниципального образования, комплекс работ по перечисленным направлениям осуществляется посредством системы стратегического мониторинга.
В первом блоке осуществляется комплекс аналитических работ, в рамках которых осуществляется изучение и анализ внутренних закономерностей формирования муниципального образования, анализ влияния внутренних (качество жизни населения, состояние и эффективность использования местного социально-экономического потенциала, экономическая ситуация и экологическая обстановка, состояние системы управления и т.п.) и внешних факторов (речь идет о выявлении и учете интересов различных субъектов управления и хозяйствования), влияющих на стратегическое развитие сообщества [30].
Анализ стартового социально-экономического потенциала территории может быть осуществлен в разрезе его структурных составляющих, а обобщенная оценка его величины - с помощью основных индикаторов, характеризующих качество жизни населения. Важным условием результативности прогнозно-аналитических работ является наличие полной и достоверной информации о стартовых условиях и исходных предпосылках развития муниципального образования.
Успех
в решении проблемы эффективного
формирования информационной базы данных,
характеризующих сложившуюся
Можно назвать большое количество проблем, касающихся анализа исходных предпосылок и стартовых условий социально-экономического развития территории. Некоторые специалисты [27] видят в этом опасность выпадения из внимания проблем, действительно определяющих социально-экономическую ситуацию, и считают, необходимым создание классификатора основных проблем социально-экономического развития муниципального образования, который должен дать направление аналитических работ по оценке и анализу складывающейся ситуации на территории.
Далее осуществляется интегральная оценка исходной социально-экономической ситуации для формирования стратегических целей и обоснования стратегического выбора, и в конечном итоге на ее основе формируется стратегия социально-экономического развития муниципального образования [30].
После
формирования программ реализации выбранной
стратегии развития посредством
системы мониторинга
В
современной российской практике стратегического
планирования социально-экономического
развития мониторинг выступает в
основном в качестве вспомогательного
инструмента [27]. Вместе с тем именно
система стратегического
В
составе системы
Стратегический мониторинг должен дать ответ на вопрос о существующих проблемах в развитии муниципального образования и позволить определить направления для развития муниципального образования.
Система
мониторинга должна обеспечить периодичность
сбора информации и возможность
в достаточной степени
2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края
2.1рФормирование
информационной базы
мониторинга социально-экономического
развития муниципальных образований.
Источники информации о местном сообществе
В
структуре местного самоуправления
в настоящее время
Применяемые методы сбора информации подразделяются на методы сбора первичных и вторичных данных, в зависимости от используемых источников информации.
Вторичная информация - это те данные, которые уже были собраны для решения других задач, но которые можно частично использовать и для разрешения стоящей в настоящий момент проблемы разработки стратегии развития муниципального образования [31].
Основные недостатки связаны с тем, что вторичная информация собиралась для других целей. Соответственно, она, скорее всего, будет а) устаревшей, б) неполной, в) не иметь прямого отношения к решаемой проблеме, г) ненадежной (особенно это относится к российским источникам вторичной информации, в которых порой значения одного и того же параметра в разных источниках различаются чуть ли не на порядок).
Вторичная информация о социально-экономическом развитии муниципального образования может содержаться как во внутренних, так и во внешних источниках. К внутренним источникам информации относятся данные, полученные силами самих органов управления муниципальным образованием или собранные по их указанию. Внешние источники информации - это средства массовой информации, информация органов государственной власти, выпускаемые различными организациями бюллетени, публикации исследовательских и консалтинговых фирм, статистические сборники, тематические и отраслевые сайты [31].
Под первичными данными понимается информация, собираемая субъектами стратегического планирования специально для создания информационной базы стратегического планирования.
Как правило, данный метод подразумевает наличие специализированной системы индикаторов для оценки ситуации и организационного механизма проведения мониторинга указанных показателей.
В качестве каналов для сбора первичных данных широко применяются социологические методы сбора, которые позволяет через частные мнения и суждения жителей муниципального образования определить болевые точки в социальной инфраструктуре, наметить пути их преодоления [31].
Существуют различные виды социологических исследований, позволяющие увидеть муниципальное образование как единое целое [32].
К их числу относятся:
Существуют два основных метода опроса:
- интервью;
- анкетные опросы.
Имеется множество разновидностей интервью: документальные (изучение событий прошлого, уточнение фактов), интервью мнений (выявление оценок, взглядов, суждений); интервью со строгой предварительной организацией вопросов и без нее. Интервью может быть интенсивным, глубоким (цель - получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах) и фокусированным (цель - получить информацию о реакции опрашиваемого на определенные действия); может представлять собой беседу, в которой инициатива принадлежит самому опрашиваемому. Для быстрого зондажа мнений применяют телефонные интервью [32].
Анкетные опросы предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, который регистрируется либо заочно, либо в присутствии интервьюера. Основная цель анкетных опросов - определить отношение населения к проводимым администрацией мероприятиям, что позволяет местным органам власти корректировать среднесрочные и долгосрочные планы развития местной среды;
4)
опросы экспертов по
5)
специализированные прогнозные
методы, главной целью которых
является определение
В
комплексном использовании
Оценивание содержания составляет сопоставление оцениваемого объекта с его идеализированным образом (образцом, эталоном, стандартом, нормой). И в этом определении неотъемлемые признаки оценки: