Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 09:30, реферат
Основные направления экономической деятельности государства. Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.
Семинар №1.
Объект и научно-
Основные направления экономической деятельности государства. Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.
Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих целей:
• создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма
• обеспечение устойчивых темпов роста;
• регулирование структурных
изменений в экономике, вызванных
потребностями современной
• обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;
• решение экологических проблем.
Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности. Эта
функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных
документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.
Создание общественных благ — другое важное направление государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.
Мировая практика свидетельствует,
что рынку свойственна
Создание инфраструктуры экономики - другое важное направление государственного регулирования экономики. Эффективная экономика требует наличия соответствующей инфраструктуры — комплекса организаций, обеспечивающих условия воспроизводства. Выделяют несколько видов инфраструктуры:
• производственная (сеть энергоснабжения, транспорта и связи);
• институциональная (государственный аппарат управления);
• социальная (учебные, медицинские, культурные заведения);
• информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).
Перераспределение доходов — это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики.
Исполнителями хозяйственных интересов (субъектами
ГРЭ) являются органы трех ветвей власти
(Президент, правительство, их судебные
органы и Национальный банк). Существуют
федеральные и местные органы, парламенты
и правительство, которые ГРЭ берут в свои
руки. Так, создаются органы из представителей
союзов предпринимателей, профсоюзов
и исполнительной власти для регулирования
тарифных соглашений между предпринимателями,
трудящимся и правительством. Организуются
комитеты, советы по поддержанию и развитию
отдельных отраслей из Министерства экономики
и отраслевых союзов предпринимателей.
Они осуществляют консультативную деятельность
и воздействуют на государственную экономическую
политику (ГЭП).
К таким органам относятся различные советы
экспертов при правительстве, при Министерстве
экономики, финансов, социального обеспечения,
Центральном банке и т.д. Их рекомендации
относятся к принципиальной ориентации
ГЭК, к направлениям расходования средств
из бюджета и различных фондов.
Связи между ГРЭ и носителями интересов
проявляются:
Успех ГРЭ проявляется
также в снижении забастовок, демонстрации, выступлении профсоюзов,
в оценках СМИ, в поддержании избирателями
государственных мер регулирования. В
этих целях органы ГРЭ должны иметь оперативную
информацию, прогнозы поведения хозяйственных
субъектов на проводимые меры регулирования
при помощи анкетных опросов.
Анкетный метод исследования эффективности
ГРЭ, хоть и имеет некоторые недостатки,
но он выполняет значительную роль в разработке
ГЭП и получил признание в научном мире
и в госаппарате. Этот метод превратился
в рабочий инструмент ГРЭ и обеспечивает
связь между регулирующими органами и
носителями интересов.
Под госсектором следует
понимать совокупность юридических
лиц, управление которыми осуществляется
государством через органы, под муниципальным
– совокупность юридических лиц, управление
которыми осуществляется органами местного
самоуправления, и к частному сектору
относятся юридические лица, не входящие
в состав государственного и муниципального
секторов, а также физические лица, ведущие
хозяйственную деятельность без образования
юридического лица.
Государственный сектор - часть смешанной
экономики, полностью контролируемая
государственными органами, находящаяся
в собственности государства. В государственный
сектор экономики входят: образование,
национальная служба здравоохранения,
социальные услуги, общественный транспорт,
национальные и местные государственные
предприятия и государственные корпорации.
Государственный сектор представляет
собой комплекс хозяйственных объектов,
целиком или частично принадлежащих центральным
и местным государственным органам. Государственный
сектор существовал во многих странах
задолго до развития капитализма, включая
почту, частично транспортную службу,
изготовление оружия и др. По мере становления
системы государственного регулирования
экономики государство строило, выкупало
у частных собственников хозяйственные
объекты, главным образом в сфере инфраструктуры,
тяжелой промышленности, функционирование
которых было всегда выгодно и необходимо
для экономики страны, но не всегда выгодно
с точки зрения частного капитала.
В одних странах государственный сектор
возник в основном в результате национализации
ряда отраслей и предприятий в других
государство строило либо приобретало
разоряющиеся хозяйственные объекты В
первой группе стран доля государственного
сектора в национальном богатстве выше,
чем во второй.
Значительная часть государственного
сектора - это объекты инфраструктуры,
в большинстве своем нерентабельные. Другая
часть - государственные предприятия в
сырьевых и энергетических отраслях, где
требуются большие инвестиции, а оборачиваемость
капитала медленная. Рентабельность государственных
фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть
государственного сектора - это пакеты
акций смешанных частно-государственных
компаний.
В целом государственный
сектор служит дополнением частного
хозяйства там и такой мере,
где и насколько мотивация
для частного капитала оказывается
недостаточной. В результате государственный
сектор служит повышению эффективности
народного хозяйства в целом и является одним из инструментов
перераспределения валового внутреннего
продукта (валовых внутренний продукт
- это совокупная стоимость продукции
сферы материального производства и сферы
услуг, независимо от национальной принадлежности
предприятий, расположенных на территории
данной страны).
Размеры государственного сектора, его
доля в национальной экономике, изменяются
не только в результате нового строительства
и приобретения, но и как следствие приватизации
- продажи рентабельных, реконструированных
объектов государственного сектора частному
капиталу. В 80-х и 90-х годах эта тенденция
заметно усилилась.
Государственный сектор
экономики представляет собой совокупность
предприятий и организаций, находящихся
в государственной
Срсп №1.
Объект и научно-методологические основы государственного регулирования экономики.
В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.
Функции государственного
регулирования экономики.
Роль государства в экономике конкретизируется
в его функциях. Все функции государства
в переходной экономике связаны со становлением
и развитием рыночных отношений. В зависимости
от характера этой связи можно выделить
2 группы регулирующих функций государства.
Во – первых, это функции по созданию условий
эффективного существования рынка. Во
– вторых, это функции по дополнению и
корректировке действия собственно рыночных
регуляторов.
К первой группе относятся функции обеспечения
правовой базы функционирования рыночного
хозяйства, а также функция стимулирования
и защиты конкуренции, как главной движущей
силы в рыночной среде.
Ко второй группе относятся функции перераспределения
доходов, корректировки распределения
ресурсов, обеспечения экономической
стабильности и стимулирования экономического
роста.
Названные функции характерны как для
переходной, так и для развитой рыночной
экономики. Однако на этапе перехода к
рынку реализация каждой из этих функций
характеризуется рядом особенностей.
Основными каналами перераспределения
доходов населения является прогрессивное
налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей.
Причем главная роль в уменьшении неравенства
принадлежит трансфертным платежам. Дело
в том, что возможности увеличения налоговой
прогрессии весьма ограничены. Значительное
повышение прогрессивности налогообложения
подрывает стимул к повышению высоких
доходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному
труду и инвестициям, поощряет утечку
капиталов за рубеж, что отрицательно
сказывается на развитии национальной
экономики.
Возможности использования трансфертных
платежей как канала перераспределения
доходов также не беспредельны. Значительное
увеличение размеров и продолжительности
выплаты пособий по безработице или пособий
малоимущим слоям населения ослабляет
стимулы к труду, что отрицательно влияет
не только на экономику, но и на социальную
атмосферу в обществе.
Политика перераспределения доходов призвана
сократить разрыв в условиях жизни высоко
– и низкодоходных групп населения, но
лишь в той мере, которая не угрожает подавлением
деловой активности.
Методы государственного регулирования экономики.
Свои регулирующие функции государство
выполняет посредством административных
и экономических методов. Для командной
экономики характерно преобладание административных
методов регулирования. Система государственного
регулирования рыночной экономики, напротив,
базируется на использовании экономических
методов.
Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или понижение учётной ставки являются методами, направленными на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Предприниматели увеличивают инвестиции и объём производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учётной ставки делает рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.
Административные методы
регулирования базируются на властно-распорядительных
отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование
и результативность хозяйствования субъектов.
Среди методов прямого регулирования
можно выделить меры по лицензированию
и квотированию, субсидии, субвенции, дотации,
льготное кредитование, инвестиции со
стороны государства. Целью таких методов
является достижение приоритетов экономического
развития, защита общественно необходимых
секторов экономики и отдельных групп
населения.
К административным методам регулирования
экономики следует отнести прямой государственный
контроль над монопольными рынками. Там,
где государственная монополия признана
естественной, оправдано полномасштабное
администрирование. Здесь имеются в виду
директивное планирование производства,
издержек и цен, примой контроль над качеством
и потребительскими свойствами товаров
и услуг, гарантированное материально-техническое
снабжение (фундаментальная наука, оборона,
энергетика, железные дороги и т.д.).
Семинар№2.
Основные закономерности переходной экономики.
Переходная экономика (иногда называемая транзитивной) — это такая экономика, в отличие от любой «ставшей» зрелой экономики, где важнейшее значение имеет не простое функционирование сложившихся связей и элементов, а «отмирание» старых и становление новых связей и элементов. Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Из-j менения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.
Информация о работе Объект и научно-методологические основы государственного регулирования экономики