Оценка бизнеса: объекты, принципы, процесс, методология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание

В условиях рыночной экономики, когда все сделки совершаются «на страх и риск» их участников, и продавец, и покупатель (а все сделки, в конечном итоге, можно свести к купле-продаже) хотят знать заранее (до фактического свершения сделки), какова будет цена сделки.
Основная составляющая рыночной цены — стоимость объекта, являющегося предметом сделки. Рыночная цена — это совершившийся факт, результат уже состоявшейся сделки. Она существует всегда в прошлом. Это денежное выражение результата договоренности между продавцом и покупателем. Цена продавца и цена покупателя — это денежное выражение стоимости. Она определяется самостоятельно каждым из участников сделки, но конечная величина, называемая рыночной ценой, появляется как результат согласования этих цен.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................3
1. РОЛЬ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ..................................................4
1.1. Сущность, необходимость и организация оценочной деятельности в рыночной экономике.......................................................................................................................................4
1.2. Объекты, субъекты и принципы оценки стоимости предприятия....................................7
1.3. Процесс оценки стоимости предприятия, основные подходы и методы........................17
2. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛИДБОЛТС»...........24
2.1. Затратный подход к оценке стоимости предприятия........................................................24
2.2. Оценка стоимости предприятия при помощи сравнительного и доходного подходов………………………………………………………………………………………...29
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………….……..34
3.1. Согласование результатов оценки стоимости ООО «Лидболтс»....................................34
3.2. Стратегии управления стоимостью предприятия.............................................................38
3.3. Реструктуризация как способ повышения стоимости предприятия................................41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................................................50

Работа состоит из  1 файл

курсовая оценка бизнеса.docx

— 195.29 Кб (Скачать документ)

Обязанности оценщика заключаются  в:

  • соблюдении требований закона об оценочной деятельности и принятых на его основе нормативных правовых актов;
  • отказе от оценки в случае возникновения обстоятельств, препятствующих объективной оценке;
  • обеспечении сохранности документов, получаемых в ходе про ведения оценочных работ;
  • предоставлении заказчику информации о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете;
  • предоставлении по требованию заказчика документов об образовании, подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
  • не разглашении конфиденциальной информации, полученной от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • хранении копий составленных отчетов в течение трех лет;
  • предоставлении копий хранящихся отчетов или информации из них правоохранительным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию.

В ст. 16 Федерального закона об оценочной  деятельности в Российской Федерации  отмечается, что оценка не может  проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес  в объекте оценки, или состоит  с указанными лицами в близком  родстве или свойстве.

Проведение оценки также не допускается, если:

  • в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;
  • оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы.

Не допускается вмешательство  заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе  ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при  проведении оценки объекта оценки.

Размер оплаты услуг оценщика за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.

Кроме этого, в ст. 17 обосновывается необходимость страхования гражданской  ответственности оценщиков.

Страхование гражданской ответственности  оценщиков является условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг оценщиков, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страховым случаем является причинение убытков третьим лицам в связи  с осуществлением оценщиком своей  деятельности, установленное вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда.

Оценщик не вправе заниматься оценочной  деятельностью без заключения договора страхования.

Наличие страхового полиса является обязательным условием для заключения договора об оценке объекта оценки.

В настоящее время оценочная  деятельность в России регулируется и контролируется специальными организациями, уполномоченными Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, таким органом прежде всего является Министерство имущественных отношений. Дополнительно к государственному регулированию осуществляется саморегулирование оценочной деятельности, осуществляемое саморегулируемыми организациями оценщиков. К их числу относятся Российская коллегия оценщиков, Национальная лига субъектов оценочной деятельности, Российское общество оценщиков и Московское общество оценщиков.

Важным шагом в развитии оценочной  деятельности в России явилось введение ее лицензирования, что позволило  повысить качество выполняемых работ, ответственность оценщиков, исключить  из их числа случайных людей, не обладающих соответствующими знаниями и квалификацией.

Объектом стоимостной оценки является любой объект собственности. При  этом в расчет принимаются не только различные характеристики объекта, но и права, которыми наделен его  владелец. Объекты оценки являются объектами гражданских прав, в  отношении которых законодательством  Российской Федерации установлена  возможность их участия в гражданском  обороте. В российском законе об оценочной  деятельности к объектам оценки отнесены отдельные материальные объекты (вещи). Совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества, права приобретения, обязательства (долги); работа, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

При оценке стоимости предприятия объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. Предприятия (организация) является объектом гражданских прав (ст. 132 ГКРФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости.

В состав имущественного комплекса  предприятия входят все виды имущества, предназначенные для реализации его целей: для осуществления  хозяйственной деятельности и получения  прибыли. Имущественный комплекс включает в себя: недвижимость (земельные участки, здания, сооружения), машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье, запасные детали, части, продукцию, а также имущественные обязательства, фирменное наименование, знаки обслуживания, товарные знаки и другие виды нематериальных активов и интеллектуальной собственности. Поэтому при оценке стоимости предприятия оценщик оценивает предприятие в целом, определяя стоимость его собственного капитала. Учитывая методические особенности и технологии оценочных работ, различают объекты оценки: предприятие в целом (бизнес); недвижимость, машины, оборудования, транспортные средства, интеллектуальную собственность и нематериальные активы.

Большое значение имеет организационно-правовая форма существования предприятия. При оценке необходимо конкретизировать состав имущества предприятия, его  права: ведь структура многих промышленных предприятий очень сложна. В структуру  предприятия могут входить цеха, участки, обслуживающие хозяйства, специальные подразделения, конторские строения, средства связи и коммуникации, которые могут располагаться  на разных площадях и даже в разных регионах. Объектом оценки могут быть объединения или холдинги, или  финансово-промышленные группы. В этом случае в рамках одного предприятия объединяются несколько дочерних компаний, отделений, филиалов. Для правильной оценки необходимо проследить формирование денежных потоков и направления их движения, а также права и роль каждого подразделения. Необходимо также выяснить, входят ли в состав объекта оценки подразделения социально-культурной сферы.

При оценке предприятия надо учитывать то, что предприятие, будучи юридическим лицом одновременно является и хозяйствующим субъектом (ст. 48 ГК), поэтому его стоимость должна учитывать наличие определенных юридических прав. Это является одной из основных особенностей предприятия как объекта оценки. Другой немаловажной особенностью предприятия как объекта оценки является то, что, оценивая стоимость предприятия, мы определяем стоимость собственного капитала предприятия (организации). Дело в том, что основу любого предприятия составляет капитал, который функционирует в рамках определенных организационных структур-предприятий (организаций). Поэтому, оценивая бизнес, мы определяем стоимость собственного капитала с учетом его организационно-правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая goodwill. Например, при оценке ОАО определяется рыночная стоимость 100% пакета обыкновенных голосующих акций, составляющих капитал этого общества.

Владелец предприятия имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром, со всеми присущими ему свойствами.

Как всякий товар, бизнес обладает полезностью  для покупателя. Прежде всего он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность предприятия осуществляется в пользовании. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, он теряет для него свою полезность и подлежит продаже. И если кто-то другой видит новые способы его использования, иные возможности получения дохода, то бизнес становится товаром.

В то же время получение дохода, воспроизводство или формирование альтернативного бизнеса, нового предприятия  сопровождается определенными затратами.

Полезность и затраты в совокупности составляют ту величину, которая является основой рыночной стоимости, рассчитываемой оценщиком. Таким образом, бизнес, как  определенный вид деятельности, и  предприятие, как его организационная  форма в рыночной экономике, удовлетворяют  потребности собственника в доходах, для получения которых затрачиваются  определенные ресурсы.

Так же необходимо рассмотреть основные принципы оценки стоимости предприятия.

            Можно выделить три группы  взаимосвязанных принципов оценки: 

• принципы, основанные на представлениях собственника;

• принципы, связанные с эксплуатацией  собственности;

• принципы, обусловленные действием  рыночной среды.

            Принципы оценки отражают основные закономерности поведения субъектов рыночной экономики. В реальной жизни целый ряд факторов может исказить их действие. Например, государственное вмешательство иногда не дает правильной картины реализации тех или иных принципов оценки. Несовершенство рыночных отношений, характерное для этапа перехода к рыночной экономике, еще больше деформирует действие принципов оценки. По этим причинам принципы оценки лишь отражают тенденцию экономического поведения субъектов рыночных отношений, а не гарантируют определенного поведения. Вместе с тем по мере развития в нашей стране рыночных отношений действие объективных принципов оценки стоимости предприятия будет усиливаться.

            Рассмотрим первую группу принципов. Ключевым критерием стоимости любого объекта собственности является его полезность. Бизнес обладает стоимостью, если может быть полезен реальному или потенциальному собственнику. Полезность для каждого потребителя индивидуальна, но качественно и количественно определена во времени и стоимости. Однако как общую полезность объекта для собственника в рыночной экономике можно выделить его способность приносить доход. Полезность бизнеса — это его способность приносить доход в конкретном месте и в течение данного периода. Чем больше полезность, тем выше величина оценочной стоимости.

Принцип полезности заключается в  том, что, чем больше предприятие  способно удовлетворять потребность  собственника, тем выше его стоимость.

 С точки зрения любого  пользователя, оценочная стоимость  предприятия не должна быть  выше минимальной цены на аналогичное  предприятие с такой же полезностью.  Кроме того, за объект не разумно  платить больше, чем может стоить  создание нового объекта с  аналогичной полезностью в приемлемые  сроки. И еще один аспект  применения принципа полезности: 

• если инвестор анализирует поток дохода, то максимальная цена определяется посредством изучения других потоков доходов с аналогичным уровнем риска и качества. При этом замещающий объект необязательно должен быть точной копией, но должен быть похож на оцениваемый объект, и собственник рассматривает его как желаемый заменитель.

 Границы «пространства одинаково  желаемых заменителей» определяются  потребностями и желанием пользователя. Предположим, что некоторый субъект  хочет приобрести в свою собственность  кондитерское предприятие, производящее  конфеты. При этом он сравнивает  его цену с ценами на аналогичные  предприятия, например, с ценами  на фабрики, производящие печенье,  пряники, пастилу и хлеб. Кроме  того, покупатель не всегда ограничен  бизнесом одного и того же  типа. Таким образом, можно выделить  еще один методологический принцип  оценки стоимости предприятия  — это принцип замещения. Он  определяется следующим образом:  максимальная стоимость предприятия  определяется наименьшей ценой,  по которой может быть приобретен  другой объект с эквивалентной  полезностью.

Из принципа полезности вытекает еще  один принцип оценки — принцип  ожидания, или предвидения. Конечно, прошлое и настоящее предприятия важны, однако его экономическую оценку определяет его будущее. Прошлое и настоящее предприятия являются лишь исходной основой, ключом к пониманию будущего. Полезность любого предприятия определяется тем, во сколько сегодня оцениваются прогнозируемые будущие выгоды (доходы). На оценке предприятия непосредственно сказываются представление о чистой отдаче от функционирования предприятия и ожидаемая выручка от его перепродажи. При этом очень важны величина, качество и продолжительность ожидаемого будущего дохода. Однако ожидания относительно дохода могут меняться.   

Принцип ожидания заключается в  определении текущей стоимости  дохода или других выгод, которые  могут быть получены в будущем  от владения данным предприятием.

Информация о работе Оценка бизнеса: объекты, принципы, процесс, методология