Оценка бизнеса: объекты, принципы, процесс, методология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание

В условиях рыночной экономики, когда все сделки совершаются «на страх и риск» их участников, и продавец, и покупатель (а все сделки, в конечном итоге, можно свести к купле-продаже) хотят знать заранее (до фактического свершения сделки), какова будет цена сделки.
Основная составляющая рыночной цены — стоимость объекта, являющегося предметом сделки. Рыночная цена — это совершившийся факт, результат уже состоявшейся сделки. Она существует всегда в прошлом. Это денежное выражение результата договоренности между продавцом и покупателем. Цена продавца и цена покупателя — это денежное выражение стоимости. Она определяется самостоятельно каждым из участников сделки, но конечная величина, называемая рыночной ценой, появляется как результат согласования этих цен.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................3
1. РОЛЬ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ..................................................4
1.1. Сущность, необходимость и организация оценочной деятельности в рыночной экономике.......................................................................................................................................4
1.2. Объекты, субъекты и принципы оценки стоимости предприятия....................................7
1.3. Процесс оценки стоимости предприятия, основные подходы и методы........................17
2. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛИДБОЛТС»...........24
2.1. Затратный подход к оценке стоимости предприятия........................................................24
2.2. Оценка стоимости предприятия при помощи сравнительного и доходного подходов………………………………………………………………………………………...29
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………….……..34
3.1. Согласование результатов оценки стоимости ООО «Лидболтс»....................................34
3.2. Стратегии управления стоимостью предприятия.............................................................38
3.3. Реструктуризация как способ повышения стоимости предприятия................................41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................................................50

Работа состоит из  1 файл

курсовая оценка бизнеса.docx

— 195.29 Кб (Скачать документ)

Вторая группа принципов оценки обусловлена эксплуатацией собственности  и связана с представлением производителей.

 Доходность любой экономической  деятельности определяется четырьмя  факторами производства: землей, рабочей  силой, капиталом и управлением.  Доходность бизнеса — это результат  действия всех четырех факторов, поэтому стоимость предприятия  как системы определяется на  основе оценки дохода. Для оценки  предприятия нужно знать вклад  каждого фактора в формирование  дохода предприятия. Отсюда следует  принцип вклада, который сводится  к следующему: включение любого  дополнительного актива в систему  предприятия экономически целесообразно,  если получаемый прирост стоимости  предприятия больше затрат на  приобретение этого актива.

Каждый фактор должен быть оплачен  из доходов, создаваемых данной деятельностью. Поскольку земля физически недвижима, факторы рабочей силы, капитала и  управления должны быть привлечены к  ней. Сначала должна быть произведена  компенсация за эти факторы, а  оставшаяся сумма денег идет в оплату пользования земельным участком ее собственнику.

Остаточная продуктивность может  быть результатом того, что земля  дает возможность пользователю извлекать  максимальные доходы или до предела  уменьшать затраты. Например, предприятие  будет оценено выше, если земельный  участок способен обеспечивать более  высокий доход или если его  расположение позволяет минимизировать затраты. Остаточная продуктивность земельного участка определяется как чистый доход после того, как оплачены расходы на менеджмент, рабочую силу и эксплуатацию капитала. Это принцип остаточной продуктивности.

Факторы производства оцениваются  только с учетом периода их воспроизводства, места в обороте капитала. С  этой точки зрения устаревшее технологическое  оборудование потребует полной замены, оплаты демонтажа и монтажа нового оборудования, что должно учитываться  при оценке стоимости предприятия. И наоборот, высококвалифицированный состав рабочей силы должен оцениваться с точки зрения изменения или неизменности вида производственной деятельности; высококвалифицированных работников, имеющих большой опыт работы на устаревшем оборудовании, труднее переучить. Все эти факторы, а не просто средства производства и рабочая сила, должны быть учтены покупателем.

Изменение того или иного фактора  производства может увеличивать  или уменьшать стоимость объекта. Из этого важного положения экономической  теории вытекает еще один принцип  оценки стоимости предприятия, содержание которого можно свести к следующему: по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая отдача имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат, однако после достижения определенной точки общая отдача хотя и растет, однако уже замедляющимися темпами. Это замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы. Этот принцип базируется на теории предельного дохода и называется принципом предельной производительности.

Предприятие — это система, одной  из закономерностей развития и существования  которой является сбалансированность, пропорциональность ее элементов. Наибольшая эффективность предприятия достигается  при объективно обусловленной пропорциональности факторов производства. Различные элементы системы предприятия должны быть согласованы между собой по пропускной способности и другим характеристикам. Добавление какого-либо элемента в  систему, приводящее к нарушению  пропорциональности, приводит к росту  стоимости предприятия.

Итак, при оценке стоимости предприятия  необходимо учитывать принцип сбалансированности (пропорциональности), согласно которому максимальный доход от предприятия  можно получить при соблюдении оптимальных  величин факторов производства.

Одним из важных моментов действия данного  принципа является соответствие размеров предприятия потребностям рынка. Так, если предприятие является слишком  большим для удовлетворения потребностей рынка, то его эффективность падает, особенно если затруднена доставка ресурсов или товаров.

Третья группа принципов напрямую обусловлена действием рыночной среды.

Ведущим фактором, влияющим на ценообразование  в рыночной экономике, является соотношение  спроса и предложения. Если спрос  и предложение находятся в  равновесии, то цены остаются стабильными  и могут совпадать со стоимостью, особенно в условиях современного рынка.

Если рынок предлагает незначительное число прибыльных предприятий, т. е. спрос превышает предложение, то цены на них могут превысить их стоимость. Если на рынке имеет место  избыток предприятий-банкротов, то цены на их имущество окажутся ниже реальной рыночной стоимости.

В долгосрочном аспекте спрос и  предложение являются относительно эффективными факторами в определении  направления изменения цен. Но в  короткие промежутки времени факторы  спроса и предложения могут и  не иметь возможности эффективно работать на рынке имущества предприятий. Рыночные искажения могут быть следствием монопольного положения собственников. Кроме того, на этот рынок могут  влиять государственные механизмы контроля. Например, органы власти могут установить контроль над продажей предприятий.

Как уже отмечалось, полезность определена во времени и пространстве. Рынок  учитывает эту определенность прежде всего через цену. Если предприятие соответствует рыночным стандартам, характерным в конкретное время для данной местности, то цена на него будет колебаться вокруг среднерыночного значения; если же объект не соответствует требованиям рынка, то это, как правило, отражается через более низкую цену на данное предприятие. С действием такой закономерности связан другой принцип — принцип соответствия, согласно которому предприятия, не соответствующие требованиям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню доходности и т. д., скорее всего будут оценены ниже среднего.

С принципом соответствия связаны  принципы регрессии и прогрессии. Регрессия имеет место, когда  предприятие характеризуется излишними  применительно к данным рыночным условиям улучшениями. Рыночная цена такого предприятия, вероятно, не будет отражать его реальную стоимость и будет  ниже реальных затрат на его формирование. Прогрессия имеет место, когда в  результате функционирования соседних объектов, например, объектов, обеспечивающих улучшенную инфраструктуру, рыночная цена данного предприятия скорее всего окажется выше его стоимости.

На ценообразование влияет конкуренция. Если отрасль, в которой действует  предприятие, приносит избыточную прибыль, то в свободной рыночной экономике  в эту область пытаются проникнуть и другие предприниматели. Это увеличит предложение в будущем и снизит норму прибыли. В настоящее время  многие российские предприятия получают сверхприбыли только в результате своего монополистического положения, и по мере обострения конкуренции их доходы будут заметно сокращаться. Отсюда следует, что при оценке стоимости  предприятий необходимо учитывать  степень конкурентной борьбы в данной отрасли в настоящее время  и в будущем. Содержание принципа конкуренции сводится к следующему: если ожидается обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущих  прибылей данный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора  риска, что опять же снизит текущую  стоимость будущих доходов.

Стоимость предприятия определяется не только внутренними факторами, но во многом — внешними. Стоимость предприятия, его имущества в значительной мере зависит от состояния внешней среды, степени политической и экономической стабильности в стране. Следовательно, при оценке предприятия необходимо учитывать принцип зависимости от внешней среды.

Изменение политических, экономических и социальных сил влияет на конъюнктуру рынка и уровень цен. Стоимость предприятия изменяется. Следовательно, оценка стоимости предприятия должна проводиться на определенную дату. В этом заключается суть принципа изменения стоимости. Поэтому для того, чтобы рассмотреть возможные способы использования данного предприятия, необходимо исходить из условий рыночной среды. Спрос на рынке, возможности развития предприятия, местоположение и другие факторы определяют альтернативные способы использования данного предприятия. При рассмотрении альтернатив развития может возникнуть вопрос об экономическом разделении имущественных прав на собственность, если таковое позволит увеличить общую стоимость. Экономическое разделение имеет место, если права на объект можно разделить на два или более имущественных интересов, в результате чего общая стоимость объекта возрастает. Принцип экономического разделения гласит, что имущественные права следует разделить и соединить таким образом, чтобы увеличилась общая стоимость объекта.

Результатом такого анализа является определение наилучшего и наиболее эффективного использования собственности, иначе говоря, определение направления  использования собственности предприятия  юридически, технически осуществимо  и обеспечивает собственнику максимальную стоимость оцениваемого имущества. В этом заключается принцип наилучшего и наиболее эффективного использования. Данный принцип применяется, если оценка проводится в целях реструктурирования. Если ее целью является определение  стоимости действующего предприятия  без учета возможных измерений, то данный принцип не применяется.

 

1.3. Процесс  оценки стоимости предприятия,  основные подходы и методы

 

Процесс оценки включает в себя следующие основные этапы:

 

- Подготовительный этап

- Этап сбора информации

- Этап расчета стоимости объекта оценки

- Заключительный этап

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.3.1.

Этапы оценки стоимости предприятия.

 

Подготовительный этап

Этап сбора информации

Этап расчета стоимости объекта  оценки

Заключительный этап

-Ознакомление с объектом оценки.

-Составление перечня необходимых документов, представляемых заказчиком.

-Заключение договора на проведение оценки, с указанием объекта оценки и целей оценки.

-Осмотр объекта оценки на месте.

-Получение информации от заказчика.

-Получение дополнительной информации из официальных источников, в печатных изданиях, в Интернете, в базах данных оценщиков, в сборниках законодательства РФ и ее субъектов.

-Исследования рынка.

-Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования.

-Определение стоимости объекта оценки с использованием методов затратного, сравнительного и доходного подходов.

-Согласование результатов оценки, полученных с применением различных методов, и получение итоговой стоимости.

-Подготовка окончательного текста отчета.

-Передача отчета заказчику, подписание акта приема-передачи и возвращение документов заказчику.


 

 

Подготовительный этап. Прежде чем  подписывать с заказчиком договор  на проведение оценки, оценщику необходимо уточнить цели оценки, ознакомиться с  имеющимися документами на оцениваемое  имущество, определить, что входит в  состав имущества и какова его  специфика. Оценщик выясняет, достаточно ли документов, имеющихся у заказчика, или требуется получить дополнительную информацию. После согласования сроков исполнения работ, цены и других существенных условий заключается договор  на проведение оценочных работ.

              Этап сбора информации. Прежде чем приступить к оценке объекта, оценщик собирает и анализирует очень большое количество информации. Это самый сложный и ответственный этап, поскольку от полноты и достоверности используемой информации будет зависеть объективность оценки. Во-первых, необходимо визуально осмотреть объект оценки и выполнить необходимые замеры. Во-вторых, часто для уточнения некоторых деталей требуется провести интервью с представителями заказчика. На этом этапе оценщик подробно знакомится с предоставленной заказчиком проектно-сметной, бухгалтерской и иной документацией. Выявляются и анализируются данные, характеризующие природные, экономические, социальные и другие факторы, влияющие на рыночную стоимость объекта в масштабах региона, города и района расположения объекта. Основные источники дополнительной информации для аналитических исследований — это печатные издания, Интернет, статистические сборники, специальные базы данных оценщиков, риэлторов, сборники законодательства. Иногда требуется получить недостающую информацию из органов государственной власти или местного самоуправления, у сторонних организаций.

Этап расчета стоимости объекта  оценки. Собрав необходимую информацию и проведя при необходимости  анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, оценщик приступает к выбору методов оценки в рамках трех известных нам подходов —  затратного, сравнительного и доходного, а также проведению расчетов. В  процессе расчета принимаются во внимание все проанализированные ранее  факторы, влияющие на стоимость. Каждый из подходов приводит к получению  различных значений стоимости. Дальнейший сравнительный анализ позволяет  взвесить достоинства и недостатки каждого из использованных подходов и провести согласование полученных результатов, т. е. установить итоговое значение стоимости объекта оценки.

Заключительный этап. На этом этапе  составляется окончательный вариант  текста отчета. Отчет об оценке —  документ, отражающий результат выполненной  оценки, оформленный в соответствии с требованиями законодательства и  стандартов оценочной деятельности, с указанием всех исходных данных, фактов, расчетов, обоснований и  выводов. Помимо описания объекта оценки и расчетов в отчет включаются аналитические материалы о состоянии  рынка объектов — аналогов оцениваемого, об экономических и политических факторах, оказывающих влияние на состояние объекта оценки, и др. Отчет подписывается оценщиком  и передается заказчику по акту приема передачи. Одновременно заказчику возвращаются переданные им ранее документы.

Информация о работе Оценка бизнеса: объекты, принципы, процесс, методология