Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:02, курсовая работа
В условиях рыночной экономики, когда все сделки совершаются «на страх и риск» их участников, и продавец, и покупатель (а все сделки, в конечном итоге, можно свести к купле-продаже) хотят знать заранее (до фактического свершения сделки), какова будет цена сделки.
Основная составляющая рыночной цены — стоимость объекта, являющегося предметом сделки. Рыночная цена — это совершившийся факт, результат уже состоявшейся сделки. Она существует всегда в прошлом. Это денежное выражение результата договоренности между продавцом и покупателем. Цена продавца и цена покупателя — это денежное выражение стоимости. Она определяется самостоятельно каждым из участников сделки, но конечная величина, называемая рыночной ценой, появляется как результат согласования этих цен.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................3
1. РОЛЬ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ..................................................4
1.1. Сущность, необходимость и организация оценочной деятельности в рыночной экономике.......................................................................................................................................4
1.2. Объекты, субъекты и принципы оценки стоимости предприятия....................................7
1.3. Процесс оценки стоимости предприятия, основные подходы и методы........................17
2. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛИДБОЛТС»...........24
2.1. Затратный подход к оценке стоимости предприятия........................................................24
2.2. Оценка стоимости предприятия при помощи сравнительного и доходного подходов………………………………………………………………………………………...29
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………….……..34
3.1. Согласование результатов оценки стоимости ООО «Лидболтс»....................................34
3.2. Стратегии управления стоимостью предприятия.............................................................38
3.3. Реструктуризация как способ повышения стоимости предприятия................................41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................................................50
Таблица 2.5.6.
Весовые коэффициенты для согласования методов оценки
Методы оценки |
Весовые коэффициенты по критериям приоритета |
Итоговое значение весов для каждого метода | |||
Критерии |
А |
Б |
В |
Г |
1 |
Веса критериев |
0,34 |
0,44 |
0,14 |
0,08 |
4,98 |
Затратный метод |
0,68 |
0,72 |
0,50 |
0,32 |
0,64 |
Доходный метод |
0,32 |
0,28 |
0,50 |
0,68 |
0,36 |
Таким образом, окончательная стоимость автозаправочной станции составляет (999 328 х 0,64 + 792 583 х 0,36) = 924 843 рубля без НДС, или с учетом НДС и округления 1 110 000 (Один миллион сто десять тысяч) рублей.
Для оценки рыночной стоимости объекта были применены три метода: затратный, метод прямого сравнительного анализа продаж и доходный, являющиеся стандартными, принятыми Российским Обществом Оценщиков.
В результате установлено, что, стоимость автозаправочной станции, определенная одним из следующих методов составит:
- затратным методом – 999 328 руб.;
- метод прямого сравнительного анализа продаж, который был исключен ввиду отсутствия аналогичных продаж в нашем городе;
- доходным методом - 782583 руб.
Для согласования результатов оценки, выполненных в предыдущих разделах был использован метод анализа иерархий (МАИ).
По результатам его использования было установлено, что более верная оценка автозаправочной станции, установленная с помощью затратного подхода.
3.2. Стратегии управления стоимостью предприятия
Рыночные исследования свидетельствуют о том, что существует устойчивая связь между денежным потоком и стоимостью компании.
Показатель
чистой прибыли не коррелирует
с рыночной стоимостью
•
размеров инвестиции в
•
величины собственных
•
потребности предприятия в
• делового и финансового рисков, которые характерны для данного предприятия.
Метод дисконтирования денежных потоков основан на простой посылке, в соответствии с которой конкретная инвестиция приносит дополнительную стоимость, если генерируемый ею доход превышает доход на инвестиции с аналогичным уровнем риска. Другими словами, при данном уровне прибыли предприятию с более высоким уровнем дохода на инвестиции потребуются меньшие дополнительные инвестиции, и у него будут больше денежный поток и выше стоимость.
Управление стоимостью
в целом требует от менеджера
особого подхода. Он должен концентрироваться
на долгосрочных денежных потоках, а
не на сиюминутных изменениях величины
прибыли в расчете на акцию. Подход
должен быть беспристрастным, ориентированным
только на прирост стоимости. Предприятие
надо рассматривать с учетом того,
приносит ли оно доход, превышающий
стоимость привлечения его
Управление денежным потоком и стоимостью предприятия заключается прежде всего в создании новой его стоимости. Последнее предполагает сначала выявление конкретных факторов, определяющих изменение стоимости, затем разработку на их базе стратегий по увеличению стоимости, далее — последовательное целенаправленное воплощение этих стратегий.
Процесс создания стоимости предприятия можно разделить на четыре ключевых этапа:
- первый этап — оценка предприятия «как есть»: по данным о текущем состоянии и нынешних производственных и финансовых планах руководства предприятия. Для оценки используется метод дисконтирования денежных потоков;
- второй этап — углубленный финансовый анализ предприятия, выявление факторов, «движущих стоимость» внутри предприятия, разработка и воплощение стратегий увеличения стоимости, основанных на воздействии на те или иные факторы;
- третий этап — использование возможностей организационного реструктурирования, например продажа производственных подразделений, покупка компаний, слияние, создание совместного предприятия, ликвидация подразделения и т.д.;
- четвертый этап —финансовое реструктурирование, означающее принятие решений в отношении уровней задолженности, увеличения собственного капитала, конвертации долга в собственный капитал.
Оценка предприятия «как есть», проводится методом дисконтирования денежных потоков.
Особое внимание уделим второму этапу — созданию дополнительной стоимости внутри предприятия путем воздействия на факторы, движущие стоимость.
Факторы, движущие стоимость, — это отдельные переменные в модели дисконтированных денежных потоков, характеризующие те или иные стороны в деятельности предприятия. При количественном изменении той или иной переменной происходит изменение величины денежного потока и соответственно стоимости.
К важнейшим факторам, движущим стоимость, относятся:
1. Временной фактор.
2. Объемы реализации.
3. Себестоимость реализованной продукции.
4. Соотношение
постоянных и переменных
5. Маржа валовой прибыли.
6. Собственные оборотные средства.
7. Основные средства.
8. Соотношение собственных и заемных средств в структуре капитала предприятия.
9. Стоимость привлечения капитала.
Семь факторов непосредственно влияют на величину денежного потока, восьмой и девятый — на ставку дисконта.
Воздействие на те или иные факторы (управление стоимостью) осуществляется согласно конкретным стратегиям развития предприятия. При этом применяются два основных подхода: лидерство по затратам и дифференциация.
Первый подход
заключается прежде всего в строгом
контроле над затратами и тем
самым в максимальном повышении
эффективности производства; второй
— в концентрации усилий предприятия
на производстве и реализации продукции,
не имеющей серьезных
Операционные стратегии рассматривают следующие стоимостные факторы: ассортимент производимой продукции или услуг; ценообразование; выбор рынков; рекламу; эффективность затрат; систему сбыта; качество обслуживания клиентов.
При первом подходе (лидерство по затратам) оптимальными являются следующие приемы: сокращение доли постоянных затрат путем экономии на административных и накладных расходах; оптимизация связей с поставщиками с целью дополнительной экономии на затратах; увеличение своей доли на рынке для достижения экономии на масштабах по каждому виду деятельности; обеспечение за счет всего перечисленного конкурентоспособных цен на реализуемую продукцию.
Второй подход
(дифференциация) предполагает главным
образом использование
Инвестиционные стратегии предусматривают анализ: уровня товарно-материальных запасов; сбора дебиторской задолженности; управления кредиторской задолженностью; расширения производственных мощностей; планирования капиталовложений; продажи активов.
При первом подходе рекомендуется: минимизировать остаток денежных средств; стимулировать дебиторов к сокращению средних сроков погашения задолженности; минимизировать уровень товарно-материальных запасов, но без ущерба для бесперебойного выполнения заказов клиентов; экономить на использовании основных средств (например, арендуя машины и оборудование, а не покупая их); продавать избыточные неиспользуемые активы.
При втором подходе рекомендуется: связать управление дебиторской задолженностью с ценовыми факторами; добиваться у поставщиков наиболее выгодных условий погашения кредиторской задолженности; инвестировать средства в специальные активы, необходимые для дифференциации.
Финансовые стратегии в обоих подходах ориентированы на:
• создание
оптимальной структуры
• выбор наиболее дешевых способов финансирования заемного и собственного капиталов;
• максимальное сокращение факторов делового риска.
Последовательное осуществление того или иного варианта стратегий всех трех уровней приводит к максимальному увеличению денежного потока и, как следствие, стоимости предприятия.
3.3. Реструктуризация как способ повышения стоимости предприятия
Процесс реструктуризации можно определить как обеспечение эффективного использования производственных ресурсов, приводящее к увеличению стоимости бизнеса.
Главная цель реструктуризации — поиск источников развития предприятия (бизнеса) с помощью внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы основаны на выработке операционной, инвестиционной и финансовой стратегий создания стоимости за счет собственных и заемных источников финансирования; внешние — на реорганизации видов деятельности и структуры предприятия.
Стратегическая
цель — повышение стоимости
акционерного капитала за счет
эффективного использования
Внешнее развитие предприятия основано на купле (продаже) активов, подразделений, слияниях и поглощениях, а также видах деятельности по сохранению корпоративного контроля. Стратегическая цель — повышение стоимости акционерного капитала за счет изменения структуры активов; аккумуляция средств на главных направлениях развития бизнеса и сохранение корпоративного контроля.
Возможность реструктурирования появляется тогда, когда между стоимостью, которой обладает компания в настоящее время (текущей стоимостью), и потенциальной стоимостью, достижимой при изменении ряда обстоятельств, существует стоимостной разрыв.
Стоимостной разрыв — разница между текущей стоимостью предприятия при существующих условиях и текущей стоимостью предприятия после реструктуризации:
NPVC = [D(PN)n + (ЕЕ)n - (I)n+ (T)п]r,
где NPVC — чистая текущая стоимость эффекта реструктурирования;
D(PN)n — дополнительная прибыль от реструктурирования;
п — период времени после реструктуризации;
(ЕЕ)п — экономия производственных издержек и дополнительная прибыль за счет диверсификации производства;
(I)п — дополнительные инвестиции на реструктурирование;
(Т)п — прирост (экономия) налоговых платежей;
r — коэффициент текущей стоимости.
В качестве базовой модели расчета стоимости предприятия в целях реструктурирования применяется метод дисконтирования денежных потоков, так как данный метод является единственным, позволяющим учитывать будущие изменения в денежных потоках предприятия.
При оценке предполагаемого
плана реструктурирования необходимо
составить прогноз чистых денежных
потоков после уплаты налогов, связанных
с текущей деятельностью
Корпоративное реструктурирование
подразумевает изменения в
В России реорганизация акционерного общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (в соответствии с Законом «Об акционерных обществах», 1995 г.).
Первая и очевидная причина поиска источников внешних факторов развития предприятия — это потенциал, заложенный в действующем бизнесе, который был определен ранее как стоимостной разрыв. Многие предприятия, активно используя стратегии внутреннего роста для максимальной реализации намеченных планов, а также сохранения компании как действующей, стремятся привлечь факторы внешнего роста. Данное направление процесса реструктуризации получило название «стратегическое направление».
Виды деятельности по стратегическому направлению реструктурирования включают: расширение (слияние, присоединение); сокращение (разделение, выделение); преобразование акционерного капитала (рисунок 2).
Информация о работе Оценка бизнеса: объекты, принципы, процесс, методология