Оценка кредитоспособности заемщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:53, дипломная работа

Описание

Целью настоящей дипломной работы является изучение подходов к анализу кредитоспособности клиентов, в том числе на примере деятельности ОСБ 8614, и на этой основе – выработка рекомендаций по совершенствованию этого процесса. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Изучение истории возникновения организации, его организационно-правовой формы, учредительных документов, характера производственно-хозяйственной деятельности;
Анализ организационно-производственной структуры управления организацией, основных функций, выполняемых отделами, службами и подразделениями организации;
Взаимоотношений с клиентами;
Характера отношений с другими организациями;
Системы внутреннего планирования в организации;
Системы управленческого учета в организации;

Содержание

Введение………………..………………………………………………………3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАЕМЩИКА……………………….6
Организационно - экономические проблемы оценки кредитоспособности заемщика...............................…................................................................................6
Использование опыта зарубежных банков в области оценки кредитоспособности заемщика.................................….......................................13
1.3. Рейтинговая оценка кредитоспособности заемщиков- физических и юридических лиц………………………………………………………………..18
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СБЕРБАНКА РОССИИ……30
2. 1. Общая характеристика Сбербанка России и Отделения Марий Эл №8614 Сбербанка России……………………………………………………………….30
2.2. Финансово-экономический анализ деятельности Сбербанка России за 2007-2011 годы…………………………………………………………………..45
2.2.1. Анализ экономических показателей Сбербанка России за 2007 – 2011 годы……………………………………………………………………………….45
2.2.2. Анализ размещения финансовых ресурсов банка……………………..49
2.2.3. Анализ соотношения отдельных групп активов и пассивов по срокам и суммам. Оценка достаточности капитала, ликвидности баланса и платежеспособности банка…………………………………………………….52
3.Совершенствование методов оценки кредитоспособности заемщика на примере ОСБ 8614………………………………………………………………69
3.1. Основные методы оценки кредитоспособности заемщика в ОСБ……..69
3.2. Оценка кредитоспособности ОАО «Гласстрейд»……………………….74
3.3 Мероприятия по совершенствованию оценки кредитоспособности заемщика…………………………………………………………………………84
Заключение……………………………………….………….…………………..92
Список используемых источников и литературы…………….….…….…….95
Приложения……………………………………………………...………………99

Работа состоит из  1 файл

диплом гост.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)

Не менее  отчетливо проявляются и другие отличия отечественной практики от зарубежной. Эти отличия можно  показать на примере сравнения практики овердрафта и контокоррента в ОСБ Марий Эл и зарубежных странах, приведенных в таблице 17:

Таблица  17- Сравнительная характеристика использования овердрафта

Зарубежная  практика

ОСБ Марий Эл

Бессрочная  ссуда 

Срок кредитования 30 дней

Предусмотрен  длительный овердрафт 

Длительный  овердрафт не предусмотрен (до одного года)

Не требуется  гарантия 

Требуются гарантия и залог (в виде имущества предприятия)

Кредитование  основано на письменном

соглашении, однако возможно

и без него

Кредитование осуществляется только

на основе договора


 

Несмотря на существующие различия, овердрафт в  модифицированном виде активно используется в российской практике. Овердрафт  зачастую рассматривается как разновидность  контокоррентного кредита. Конечно, для таких выводов есть определенные основания. Как кредит по овердрафту, так и кредит по контокорренту относятся к категории ссуд, обусловленных совокупной потребностью в дополнительных заемных средствах. Дефицит платежных средств вне зависимости от его природы в обоих случаях покрывается краткосрочным банковским кредитом. Цель кредита при овердрафте и контокорренте — удовлетворение текущей потребности в дополнительном капитале, обусловленной не кругооборотом какого-то определенного вида товарно-материальных ценностей и затрат, а кругооборотом в целом. Кредиты по овердрафту и контокорренту схожи и по некоторым общим организационно-технологическим деталям, а именно:

  1. предоставляются первоклассным заемщикам (1-й, 2-й класс кредитоспособности);
  2. формально являются кредитами до востребования, но на практике продлеваются для постоянных клиентов;

3. используются в объеме, не превышающем установленный лимит;

4. обеспечиваются материальными ценностями, залогом, гарантиями, поручительствами;

5. оформляются кредитным договором.

Подведя итоги  из вышесказанного, для решения ключевой задачи дипломной работы - совершенствования оценки кредитоспособности заемщика необходимо:

  1. Использовать расширенный набор финансовых коэффициентов, поскольку применение ограниченного их количества снижает качество проводимого анализа;
  2. Анализировать динамику изменения финансового положения заемщика на протяжении нескольких отчетных периодов, а не по последнему балансу;
  3. Использовать для анализа кредитоспособности, в дополнение к анализу на основе финансовых коэффициентов, анализ денежного потока клиента;
  4. Кроме традиционного анализа финансового положения предприятия-заемщика необходимо анализировать моральные качества клиента и его способность заработать деньги для погашения кредита, поскольку от этого, как показывает опыт, в значительной степени зависит своевременность и полнота возвращения заемных средств;
  5. Необходимо тщательно изучать кредитную историю клиента, для выяснения предыдущего опыта его общения с другими банками и финансовыми учреждениями.

Накопленный в  нашей стране опыт анализа хозяйственной  деятельности (АХД) служит хорошей базой  для проведения расчетов кредитоспособности заемщика. Однако, он не может использоваться коммерческими банками в чистом виде, так как у оценки по этим направлениям разные цели. Инструментарий АХД требует некоторого пересмотра с точки зрения кредитных отношений. Рассмотренные методики расчета финансовых коэффициентов и денежного потока заемщика должны повысить эффективность ежедневной деятельности кредитных организаций.

Сейчас у  каждого банка, в том числе  и у ОСБ Марий Эл практикуется своя методика оценки кредитоспособности заемщика, что негативно сказывается  на качестве этой оценки. Однако, если бы, основываясь на отечественной и зарубежной методологии, сформировать единую для всех методику и постулаты оценки кредитоспособности заемщиков, качество оценки перешло бы на новый уровень, сведя к минимуму риск невозврата кредита и повысив тем самым прибыль банка.

 

 

Заключение

Сбербанк РФ является крупнейшим и старейшим банком в стране и занимает сегодня лидирующую позицию среди отечественных коммерческих банков. Банк имеет разветвленную филиальную сеть, которая сама по себе является уникальной: 76 территориальных банка, 2019 отделений, 3005 филиалов и 2326 агентств, а это почти 33 тысячи учреждений.

Специфика банка  как сберегательного определяет главную его ориентацию - привлечения, сохранность и приумножение денежных средств граждан, предоставление комплекса  банковских услуг с учетом интересов  различных слоев населения и обеспечение качественного обслуживания клиентов. В настоящее время в учреждениях Сбербанка сосредоточено более 75% всех денежных средств, размещенных частными лицами в коммерческих банках страны.

Значительную  часть кредитов банк направляет на развитие экономики и социальной сферы страны. Об этом свидетельствует изменение структуры кредитных вложений.

Кредитные ресурсы Банка Марий Эл формируются в первую очередь за счет привлеченных средств, среди которых большую долю занимают депозиты физических лиц, собственных средств (за исключением стоимости приобретенных им основных фондов, вложений в доли участия в уставном капитале банков и других юридических лиц и иных иммобилизованных средств), а также используются кредиты, полученные в других банках и прибыль банка, нераспределенная в течение финансового года. В структуре кредитного портфеля банка возрос удельный вес кредитных вложений в промышленность и строительство: количество кредитуемых предприятий увеличилось вдвое. Сбербанк также снабжает заемными средствами примерно десятую часть всех предприятий страны. Большое внимание уделяется реализации программ Правительства РФ.

Таким образом, можно сказать, что  основным источником ресурсов СберБанка России (а значит, и Банка Марий Эл) являются привлеченные средства. В структуре пассива баланса собственные средства банка занимают небольшую часть, но этих средств достаточно для выполнения принятых на себя банком обязательств, защиты интересов вкладчиков, предупреждения банкротств.

В структуре  актива баланса преобладают производительные активы, но за последние два года существенно возросли затраты на собственные нужды, что является негативной тенденцией.

Анализ отчета о прибылях и убытках  Банка Марий Эл  позволяет сделать  следующие выводы: за 2007-2011 годы  доходы СберБанка постепенно увеличивались - за анализируемый период на 1889,5 млрд. руб.

В целом, можно сделать  вывод о том, что СБР вполне удовлетворяет по всем показателями и занимает устойчивое положение экономических отношениях среди участников экономического процесса  республики.

Анализ кредитования показывает, что  в современной банковской практике происходят существенные изменения: идет процесс обновления арсенала видов  кредитов, меняются процедуры и технологии кредитных операций. Постепенно улучшается структура кредитов: сокращаются доля просроченных платежей резервами, создаваемыми на возможные потери по ссудам. Из банковского лексикона уходят старые термины и приходят новые, характерные для экономики рыночного типа. Совершенствуется оценка объектов и субъектов кредитных отношений. Господствующей тенденцией кредитного процесса становится формирование системы, адекватной современным условиям.

Практика, однако, показывает, что  при некотором оживлении кредитовании предприятий удельный вес кредитных  операций в активах банка, для кредита как источника формирования оборотного капитала еще далеки до оптимального уровня.

В настоящее  время можно сказать, что Сбербанк России с уверенностью смотрит в  будущее и, занимая ведущие позиции  в российской банковской системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

1. О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России): Федеральный закон [от  30 декабря 2008 г. N 86-ФЗ  ]//Гражданский  Кодекс Российской Федерации.

2. Положение  о безналичных расчетах в Российской Федерации: утв. Центральным Банком от 02 мая 2007 г.

3. Алексадрова,  Н.Г. Банки и банковская деятельность  для клиентов: учебник для вузов/  Н.Г.Алексадрова, Н.А.  Александров.  – СПб.: Питер, 2007.- 308с.

4. Белоглазова,  Г.Н. Банковское дело:  учебник для вузов/ Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. – СПб.: Питер, 2005. – 384 с.

5. Лаврушин, О.И.  Банковское дело: учебник для  вузов/ О.И. Лаврушин. – М. Финансы  и статистика, 2006. – 315 с.

6. Балабанов,  А.И. Банки и банковское дело: Учебник для вузов. 2-е изд./ А.И. Балабанов, В.А. Боровков. — СПб.: Питер, 2007. – 448 с.

7. Белов, В.А.  Денежные обязательства/ В.А. Белов.  –М: «Волтерс Клувер», 2007. – 236с.

8. Беляков, А.В. Банковские риски. Проблемы учета, управления и регулирования/ А.В. Беляков. – М.:БДЦ-Пресс, 2006.- 257 с.

9. Боровская,  М.А. Банковские услуги предприятиям: Учебно-методическое пособие/ М.А.  Боровская. – Таганрог: ТРТУ, 2005. – 169 с.

10. Бункина, М.К.  Деньги. Банки. Валюта: Учебное пособие/  М.К. Бункина.  – Москва: Эксмо, 2010-262 с.

12. Галицкая, С.В.  Денежное обращение. Кредит. Финансы/  С.В. Галицкая. – М., 2008. –   272 с. 

13. Гиляровская,  Л.А. Комплексный анализ финансово-экономических  результатов деятельности банка  и его филиалов/ Л.А. Гиляровская,  С.В. Паневина. – СПб: Питер, 2006. - 240 с.

14. Белоглазова,  Г.Н. Денежное обращение и банки:  учебное пособие / Г.Н. Белоглазова,  Г.В.  Толоконцева. – М.: Финансы  и статистика, 2008. – 286 с.

15. Дихтяр, В.И.  Банковские услуги предприятию.  Базовые операции/ В.И. Дихтяр. – М.: РУДН, 2007.- 273 с.

16. Жарковская, Е.П.  Банковское дело. Курс лекций. 2-е издание/ Е.П. Жарковская, И.А.  Арендс. – М.: Омега-Л, 2006.

17. Жарковская Е.П.  Банковское дело. Учебник. 3-е издание. – М.: Омега-Л, 2005.- 384с.

18. Иванов, В.  В. Деньги. Кредит. Банки/ В.В. Иванов, Б.И. Соколов. - М.: Омега-Л, 2006. – 624 с.

19. Иванов, А.Н.  Банковские услуги. Зарубежный и  российский опыт/ А.Н. Иванов. –  М.: Финансы и статистика, 2006.- 169с.

20. Калтырин, А.В.  Деятельность коммерческих банков. Учебное пособие/А.В. Калтырин. – М.: Юрайт, 2006. – 267с.

21. Ключников  М.В., Коммерческие банки: экономико-статистический  анализ/ М.В. Ключников, Р.А.Шмойлова.  – М.:  ДеКа, 2006.- 424с.

22. Комментарий  к  ГК РФ (части второй) / Под  ред. Абовой Т.Е., Кабалкина   А.Ю. – М.: Юрайт, 2007.

23. Коробова, Г.Г.  Банковское дело/ Г.Г. Коробова. –  М.: Экономистъ, 2008.- 563с.

24. Куршакова,  Н.А. Банковский маркетинг/Н.А.  Куршакова. – СПб: Питер, 2006. –  192 с.

25. Львов, Ю.И.  Букато В.И. Банки и банковские  операции в России/ Ю.И. Львов Ю.И., Ю.В. Головин. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 271с.

26. Молчанов, А.В.  Коммерческий банк в современной  России: теория и практика/ А.В.  Молчанов. – М.:  Финансы и статистика, 2008. -362с.

27. Никитина, Т.В.  Банковский менеджмент : Учебник для вузов/ Т.В. Никитина. – СПб.: Питер, 2007. -185с.

28. Орлов, С.Н. Коммерческие банки: проблемы и пути развития / С.Н. Орлов. – М.: ЮНИТИ, 2006. -352с.

29. Попков, В.В.  Банки на переходе/ В.В.Попков. –  М.: ДеКА, 2007. -236с.

30. Рудаков, И.В.  Банковские электронные услуги. Практикум/ И.В. Рудаков, О.С.Рудакова. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 234с.

31. Тавасиев, А.М.  Банковское дело: Учебник/ А.М.  Тавасиев, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. -448с. 

32. Тедеев, А.А.  Банковское право: Конспект лекций. Учебное пособие/ А.А. Тедеев, В.А. Парыгина. – М.: ПРИОР, 2008.

33. Толоконцева,  Г.В. Денежное обращение и банки.  Учебное пособие/ Г.В. Толоконцева,  Г.Н. Белоглазова. – М.: Финансы  и статистика, 2006. -173с.

34. Тосунян, Г.Ф.  Банковское дело и банковское  законодательство в России. Проблемы. Перспектива/ Г.Ф. Тосунян. — М.: Изд. «Дело». 2005. – 235 с.

35. Уайтинг, Д.П.  Осваиваем банковское дело: Перевод  с английского / Под ред. Д.П.  Уайтинга, Микрюкова В.А. – М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2005.

36. Фетисов, Г.Г.  Устойчивость коммерческого банка и рейтинговые системы ее оценки/ Г.Г. Фетисов. – М.: Финансы и статистика, 2007. -438с.

37. Фробозина,  Л.А. Финансы. Денежное обращение.  Кредит: Учебник/ Л.А. Фробозина.  – М., 2006. – 479 с. 

38. Хабаров, В.И.  Коммерческие банки: стратегии институционально-сетевого развития/В.И. Хабаров.  – М.:  ЮНИТИ, 2006. -258с.

39. Хиггинс, М.А,  Платонов В.А.  Банковское дело: стратегическое руководство/ Хиггинс  М.А. – М.: Консалтбанкир, 2006. -324с.

40. Челноков, В.А.  Банки и банковские операции: Учебник/ В.А. Челноков. – М.: Высшая школа, 2006. -536с.

41. Челноков, В.А.  Деньги, кредит, банки: учебное пособие/  В.А. Челноков. – М.:  ЮНИТИ, 2007. -278с.

Информация о работе Оценка кредитоспособности заемщика