Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:05, отчет по практике
ОАО «Паритетбанк» основан 18 января 1991 года (до 2004 г. назывался ОАО ''Банк ''ПОИСК''). В числе первых учредителей Банка выступили АО «Минский часовой завод», ПРНП «Белэнергоремналадка», Республиканский радиотелецентр, МППО имени Я.Коласа и др.
С 1999 года основным акционером стал Национальный банк Республики Беларусь. В настоящее время он владеет 98,77% акций.
27 октября 2006 года Национальным банком РБ ОАО «Паритетбанк» была выдана единая лицензия на осуществление банковской деятельности.
Анализ расходов банка осуществляется по той же схеме, что и анализ его доходов. Валовые расходы банка можно разделить на процентные и непроцентные.
Процентные расходы составляют:
-начисленные и уплаченные проценты в рублях:
-начисленные и уплаченные проценты в валюте.
К непроцентным расходам относятся:
1)операционные расходы:
- уплаченные комиссионные по услугам и корреспондентским отношениям:
- расходы по операциям с ценными бумагами:
- расходы по операциям на валютном рынке;
-расходы на функционирование банка (расходы на содержание аппарата управления; хозяйственные расходы);
- прочие расходы (штрафы, пени, неустойки уплаченные; проценты и комиссионные прошлых лет и т.д.).
Наиболее крупными статьями операционных расходов банка традиционно являются расходы:
- по выплате процентов по текущим и срочным вкладам;
- связанных с выплатой комиссионных другим банкам и прочим финансово-кредитным учреждениям за предоставленные услуги:
- по содержанию и эксплуатации зданий и оборудования;
- на заработную плату персонала;
- на создание специальных резервов.
Рост операционных расходов не только отражает неблагоприятное состояние конъюнктуры рынка, на котором банк привлекает ресурсы, но и может свидетельствовать об ухудшении менеджмента. Особое внимание заслуживает анализ двух групп статей: расходы, связанные с обеспечением функционирования банка (особенно административно-хозяйственные) и расходы, связанные с повышением рискованности банковской деятельности (создание обязательных прочих страховых резервов).
В процессе анализа расходов банка необходимо не только проанализировать в динамике абсолютные и относительные величины расходов (в целом по группам расходов), но и выделить основные факторы, повлиявшие на их уровень с тем, чтобы принять необходимые управленческие решения.
Сокращению расходов банка будут способствовать:
- улучшение структуры ресурсной базы, т.е. увеличение доли расчетных, текущих и прочих депозитных счетов клиентов и сокращение доли дорогостоящих депозитных инструментов (например, межбанковских кредитов):
- оптимальное сокращение непроцентных расходов.
Анализ прибыли и рентабельности банка
Для оценки прибыли банка в зависимости от видов его деятельности, а также детального рассмотрения непроцентных расходов целесообразно перегруппировать статьи отчета о прибылях и убытках.
К активам, приносящим доход, относятся кредиты банкам, физическим и юридическим лицам, государственные ценные бумаги, прочие ценные бумаги для перепродажи.
Процентная прибыль напрямую зависит от процентной политики банка, которая, в свою очередь, находит выражение в динамике ставок по пассивным и активным операциям.
Договорный ссудный процент формируется на основе цены кредитных ресурсов и спрэда. Спрэд представляет разрыв между процентными ставками, по которым банк получает средства и по которым выдает их заемщикам. Достаточная для банка процентная маржа должна покрывать общебанковские издержки и создавать прибыль. Кроме того, договорный процент должен учитывать темпы инфляции и банковские риски. Базой для расчета реальной стоимости привлеченных ресурсов является их номинальная цена.
Факторный анализ рентабельности активов позволяет выявить факторы, повлиявшие на столь низкое значение процента прибыли на активы. Для этого используется формула
Рентабельность активов = Доля прибыли в доходах х Доходность активов.
Анализ рентабельности банковской деятельности построен на тесной взаимосвязи показателей процента прибыли и активов, отношения прибыли к капиталу, доли прибыли в доходах. Иными словами, банки с равными возможностями могут достичь разных результатов, и наоборот,
одинакового уровня рентабельности могут добиться банки с существенными различиями в доходности активов и достаточности капитала.
Коэффициенты прибыльности часто используются для проведения сравнения результатов деятельности различных банков, для составления рейтингов банков. В частности, показатель прибыльности активов входит в состав показателей системы рейтинговой оценки деятельности
банков CAMEL.
При оценке прибыльности следует также принимать во внимание воздействие инфляции.
Прогнозирование рентабельности банков с учетом темпов инфляции актуально для отечественной практики.
Тема 14.
Принципы банковского надзора и методика его проведения.
В банковской системе РБ надзор осуществляют Департаменты банковского надзора. В их составе имеются управления методологии и политики надзора, документального надзора, а также отдел надзора за небанковскими финансовыми организациями и др. Данные подразделения НБ РБ осуществляют постоянный надзор за соблюдением банками банковского законодательства, указаний и предписаний НБ РБ, установленных экономических нормативов, регулирующих деятельность банков.
Данные Департаменты надзора имеют право запрашивать и получать у банков необходимую информацию, устанавливать сроки и формы представления статистической и бухгалтерской отчетности, требовать разъяснений по полученной информации.
Банковский надзор - представляет собой совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляется проверка деятельности банков, определяются целевые ориентиры и направления развития банковского сектора, то есть банковский надзор – это комплекс мероприятий, который направлен на обеспечение регулярного наблюдения и периодических проверок финансово – хозяйственной деятельности и организации работы в банке и его учреждениях.
От качества банковского надзора в значительной степени зависят своевременность вскрытия нарушений в организации банковской деятельности и возможность предупреждения различного рода злоупотреблений.
Организационная структура банковского надзора в различных государствах строится с учетом национальных особенностей.
Банковский надзор классифицируется по ряду признаков:
По времени осуществления:
-Предварительный, носит предупредительный характер, предшествуя совершению тех или иных событий или действий в функционировании банковской системы. Его цель – предотвращать незаконные действия и негативные факты в банковской сфере. Например, банковский надзор осуществляется на стадии создания банков, являясь одной из важнейших функций Национального банка РБ.
- Текущий - НБ осуществляет повседневно, регулируя деятельность банков в процессе совершения ими различных банковских операций, например эмиссионных, валютных и др.
- Последующий – заключается в проверке операций банков, подлежащих надзору, после их осуществления. Он проводится по фактическим документам, подтверждающим совершение банковских операций, регистрам бухгалтерского учета, данным балансов и отчетов и других сведений путем обследования банков, анализа аудита их деятельности.
Целями последующего банковского надзора являются установление соблюдения банковского законодательства, проверка достоверности данных о полноте, своевременности и эффективности совершенных банковских операций, ликвидация допущенных банками нарушений и недостатков в своей работе, включая привлечение к ответственности соответствующих должностных лиц и наложение штрафных санкций.
По срокам выполнения последующий надзор подразделяют на:
- Оперативный последующий надзор – осуществляется после совершения интересующего события или действия банка с целью оперативного принятия мер для исправления положения при их нежелательных последствиях. Следовательно, оперативный последующий надзор содействует быстрейшему устранению негативных явлений в банковской сфере.
- Периодический последующий надзор – проводится за определенный отчетный период времени по данным отчетности банков, результатам инспектирования с выездом на места, записям в учетных регистрах поднадзорных банков и другим источникам. Его основная цель состоит в установлении законности, своевременности и целесообразности совершенных в банковской системе операций и процессов, в выявлении внутренних резервов повышения ее функционирования.
По источниками используемой информации: - Фактический; - Документальный.
По полноте охвата банковской деятельности: - Сплошной; - Выборочный.
В зависимости от субъектов надзора за функционированием банковской системы подразделяется:
- Общий (Минфин, комитет гос. контроля, налоговая, прокуратура и некоторые высшие органы государственной власти и управления республики)
- Специализированный (НБ РБ).
Система надзора включает сложное сплетение финансовых, юридических, экономических и административных норм и связей. Наиболее важными из них являются следующие:
- Кодифицированный свод законов;
- Стандарты учета и отчетности;
- Система надзорных органов, их функций, полномочий;
- Практика надзора, ее последовательность;
- Система коррективных мер и экономических санкций;
- Банковская отчетность;
- Использование международных правил, принципов банковского надзора.
Банковское законодательство – система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов банковских правоотношений. (Конституция РБ, Гражданский кодекс РБ, законы РБ, декреты и указы Президента РБ, постановления правительства РБ, нормативные правовые акты НБ РБ).
В республике Беларусь надзор за коммерческими банками осуществляется:
- Соответствующими надзорными подразделениями НБ РБ;
- Внутренним аудитом - Внешним аудитом - Собственниками.
Коммерческие банки подвержены контролю, также как и другие хозяйственные службы, со стороны государственной налоговой инспекции, финансовых органов специализированного государственного контроля, административных, правовых органов и др.
Основными задачами надзора являются:
- Обеспечение выполнения всеми участниками банковской системы требований законодательства РБ о банковской деятельности;
- Контроль за выполнением банками и их обособленными структурными подразделениями требований законодательства;
- Защита прав и интересов самих банков, их клиентов и государства по вопросам, входящим в компетенцию Национального банка;
- Надзор за проведением эффективной денежно-кредитной политики в банковской системе РБ;
- Регулирование деятельности банков с иностранными банками, банковскими союзами, фондами и ассоциациями;
- Разработка концепции совершенствования законодательства и нормативных актов о банковской деятельности;
- Принятие необходимых мер по результатам надзора.
Основными принципами организации надзора являются:
1. универсальность; 2. единство требований; 3. обязательность; 4. Открытость для широких масс.
Для проведения проверки конкретного банка назначается специальная рабочая группа, Персональный состав и численность которой определяется с учетов объема предстоящей работы и направления проверки. Руководитель группы проверки назначается распоряжением на проверку.
Члены рабочей группы несут персональную ответственность за качественное и своевременное проведение проверки, в пределах обозначенных в распоряжении, а также возложенных на них обязанностей и предоставленных прав.
Результаты своей проверки они оформляют расчетами, актами или справками, которые сдают руководителю группы в установленный заранее срок.
В ходе проверки члены рабочей группы имеют право посещать любые помещения банка, предназначенные для проведения обработки учета банковских операций, получать допуск к документам банка.
Они имеют право проводить собеседования с сотрудниками банка, получать от них устные и письменные объяснения по возникающим в ходе проверки вопросам.
Руководитель рабочей группы по проверке банка вправе опечатывать своей печатью архивы банка, на срок до 5 дней с тем, чтобы работа в них производилась в присутствии представителя рабочей группы.
В обязанности руководителя группы входит также доклад о ходе и итогах проверки руководителю, назначившему данную проверку.
Национальный банк Республики Беларусь осуществляет надзор за работой, коммерческих банков по следующим направлениям:
- надзор за состоянием и развитием банковской системы Республики Беларусь для обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов ее банков и клиентов;
- надзор за деятельностью банков, филиалов банков по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования;
- надзор за соблюдением банками Банковского кодекса Республики Беларусь, законов, постановлений Совета Министров, нормативных правовых документов Национального банка и министерства финансов, регулирующих надзорную и аудиторскую деятельность.
Информация о работе Отчет по преддипломной практике в ОАО «Паритетбанк»