Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:52, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть особенности рынка мяса и мясопродуктов в России, изучить ассортимент Астраханского рынка мяса и мясопродуктов.
Задачи курсовой работы :
1.Дать оценку основным тенденциям развития рынка мясопродуктов.
2.Выделить основные факторы, влияющие на производство и потребление мясопродуктов.
3.Изучить анализ рынка мяса и мясопродуктов города Астрахани.
Введение………………………………………………………………………………….3
1.Формирование рынка мяса и мясопродуктов.
1.1.Классификация и краткая характеристика ассортимента мяса и мясопродуктов, реализуемых на российском рынке…………………………………………………....4
1.2. Прогноз и возможности развития рынка мясопродуктов в России…………….15
1.3.Проблемы и тенденции развития российского рынка товаров………………….25
1.3.1 Производство скота и птицы…………………………………………………….31
1.3.2.Импорт мяса в России……………………………………………………………34
1.3.3.Анализ рынка мяса и мясопродуктов………………………………………...…36
1.3.4. Ассортимент мяса и мясопродуктов на рынке России………………………..40
2.Анализ ассортимента мяса и мясопродуктов в городе Астрахани………………..55
2.1.Маркетинговые исследования рынка товаров……………………………………63
2.1.1.Методика проведения исследований…………………………………………....65
2.1.2. Социально-демографический состав респондентов………………………..…68
2.1.3. Потребительские предпочтения……………………………………………...…70
2.2.Выводы и предложения……………………………………………………………76
Список используемой литературы…
Консервы из колбасных изделий.
К этим консервам относят сосиски в бульоне, в свином жире и в томате; вареные колбасы; колбасный фарш любительский, отдельный, а также сосисочный фарш советский.
Консервы из птицы.
Из консервов этой группы выпускают: филе и рагу из кур в желе; рагу из гусей и уток; курицу отварную паштет куриный.
Консервы филе из кур и рагу из кур делятся на высший и первый сорта. Мясо у этих консервов должно быть плотное, не жесткое, не разваренное. В курином рагу высшего сорта допускается наличие косточек не более 14 % , в рагу первого сорта-18 %.
Консервы мясо -растительные.
Консервы этой группы можно разбить на две подгруппы: 1)консервы мясные с макаронными изделиями рисом,2) консервы мясные с бобовыми культурами и овощами.
К первой подгруппе консервов относятся: говядина, баранина, свинина, мясной фарш с макаронами, вермишелью, лапшой; плов восточный, плов узбекский, рис с мясным фаршем, а также тушеная говядина, баранина или свинина с рисом. Во вторую подгруппу консервов входят: фасоль ,горох, соя, чечевица с говядиной, бараниной или свининой в бульоне; фасоль, горох, чечевица со свининой в томатном соусе; сосиски и свинина с капустой; свиные отбивные котлеты и язык говяжий с зеленым горошком.
Консервы мясные с макаронами содержат 20 % мяса,6 % жира и 1,2-2 % соли, а консервы с бобовыми-15 % мяса, 3 % жира и 1,2-2 % соли.
Консервы концентрированные мясо- овощные.
К
таким консервам следует
Консервы свино- бобовые.
Эти консервы вырабатывают из фасоли, гороха, чечевицы с добавлением свиного сала шпига или смальца, залитых томатным соусом[5]. В этих консервах должно быть сухих веществ не менее 28 %, жира не менее 2 % и соли 1,2-2 %.
Колбасные изделия.
В
зависимости от характера технологического
процесса, исходных материалов и особенностей
составления, оформления и отделки
фарша колбасные изделия
В каждую из указанных групп входят колбасы разных наименований. В зависимости от качества сырья и готовой продукции продукции колбасы каждой группы делят на товарные сорта. Так, вареные и полукопченые колбасы делят на четыре сорта: высший и первый, второй и третий; колбасы копченые - на два сорта: высший и первый, а фаршированные колбасы бывают только высшего сорта.
Как правило, различные сорта колбас отличаются качеством мяса и жира, а также соотношением в фарше говядины и свинины со шпигом или грудинкой. В колбасах высшего сортов преобладает свинина со шпигом, грудинкой или говядиной жилованная высшего сорта. В колбасах первого сортов количество говядины и свинины со шпигом или грудинкой почти равно :в колбасах вторых сортов в фарше преобладает говядина.
Таким
образом, питательность и вкусовые
достоинства колбас снижаются по
мере понижения их сортности.
1.2.Прогноз и возможности развития рынка мясопродуктов в России.
Мясо является одним из основных традиционных
продуктов питания в Российской Федерации.
Как правило, методика прогнозирования
его производства строится на основе изучения
трендов или оценки изменения производственного
потенциала сельского хозяйства. Ниже
предложено использовать другой подход,
в котором исходным пунктом является оценка
динамики спроса населения в зависимости
от уровня цен и доходов с учетом стереотипов
потребления и традиций питания, сложившихся
в данной культурной среде. При этом ключевую
роль в прогнозировании указанной динамики
играет структурный подход к исследованию
потребления конкретного продукта[10].
В России
динамика потребления мяса имеет
неоднозначный характер. Нормальный
и даже высокий уровень потребления
мяса наблюдался лишь в советский
период. Переход к рыночным отношениям
сопровождался негативными На протяжении длительного времени в докризисный период, предшествовавший распаду СССР, несомненным «лидером» потребления была говядина. Однако вследствие интенсивного роста цен на различные виды мяса в постсоветской России, который происходил неравномерно, структура потребления резко изменилась. По данным табл. 1 можно видеть, что с 2003 по 2006 г. наблюдался рост цен на все виды мяса (особенно сильный скачок произошел в 2005 г.). При этом самым дорогим из них для покупателей на протяжении указанного периода была свинина, а самым доступным - мясо птицы. Дополнительным подтверждением относительной доступности говядины служат данные, которые характеризуют покупательную способность среднедушевых денежных доходов населения, рассчитываемую в килограммах на месяц. В частности, в 2007 г. этот показатель для говядины составил 92,8 кг, а для свинины - 87,8 кг.
Что касается среднедушевого потребления,
то оно также увеличивалось, но очень медленными
темпами. Это объясняется тем, что за указанный
временной промежуток рост доходов населения
и повышение покупательной способности
доходов были незначительными. Согласно
анализу структуры потребления, некоторый
рост потребления мяса всех видов произошел
лишь в конце рассматриваемого периода,
причем потребление говядины и свинины
практически не менялось, а рост потребления
мяса птицы был существенным. Иными словами,
произошло замещение птицей других видов
мяса, что связано с относительной доступностью
данного вида товара по сравнению с другими
(процесс уменьшения потребления мяса
крупного рогатого скота за счет увеличения
потребления мяса птицы наблюдается во
всем мире). Таблица 1 Динамика средних потребительских цен (руб./кг) и среднедушевого потребления различных видов мяса (кг в год)
Однако учитывая существенный разброс в ценах и очень далекое от нормативов потребление мяса россиянами, представляется слишком поспешным делать однозначные выводы относительно динамики структурных сдвигов в потреблении мяса (увеличение потребления мяса птицы на фоне снижения потребления говядины) и как следствие прогнозировать затоваривание рынка говядиной. По нашему мнению, предлагать на основе подобных прогнозов, как это делают представители Мясного союза России, снижение государственного финансирования мясного скотоводства [2], по меньшей мере, преждевременно и необоснованно. В опубликованной ранее работе [3] была предложена методика определения количественных параметров спроса на товары-субституты, позволяющая глубже изучить причины и пропорции одновременного изменения спроса на взаимозаменяемые товары. Основой методики является установление количественных пропорций объемов потребления и цен на различные виды товаров-заменителей на базе активного использования аппарата эластичностей, а именно эластичности спроса по цене и перекрестной эластичности спроса на товары-субституты. Полученная теоретически зависимость была полностью подтверждена на статистических данных и получила убедительные доказательства того, что подобное соотношение является универсальным: k = εху/εу, (1) где εxy - перекрестная эластичность спроса на товар Х по цене товара Y, εу - эластичность спроса по цене на товар Y. В табл. 2 приведены расчетные данные, отражающие смещение спроса на выделенные товары. В качестве основного изучаемого товара выбрана говядина, в качестве заменителей - свинина и мясо птицы. Разумеется, на продовольственном рынке России имеют место такие виды мяса, как баранина, крольчатина и т. д. Но поскольку удельный вес потребления подобных видов мяса в масштабах страны невелик, можно в рамках предлагаемой модели пренебречь их учетом. Хотя стоит оговориться, что в случае роста предложения других видов мяса не исключена ситуация, когда часть спроса на изучаемые товары будет соответственно переориентироваться.
Как показывают данные табл. 2, смещение
спроса в пользу того или иного вида мяса
весьма неоднозначно. Полная ценовая эластичность
спроса на товар определяется как сумма
прямой эластичности спроса по цене самого
товара и всех перекрестных эластичностей
спроса по ценам выделенных субститутов
(правило сумм) [4, с. 102]. При этом, заменяя
часть спроса на исследуемый товар субститутами,
покупатель уменьшает по модулю величину
отрицательной полной эластичности спроса. Таблица 2 Расчетные параметры спроса на различные виды мяса
Данные табл. 2 показывают, что в связи с ростом цен на говядину часть спроса на мясо удовлетворяется за счет свинины и мяса птицы, что вполне закономерно. Однако из значений полных эластичностей с 2005 по 2007 г., видно, что в структуре потребления мяса доля говядины значительно снижалась в 2007 г. по отношению к 2005 г., несмотря на то, что по абсолютным данным (см. табл. 1) ее потребление увеличивалось. Более того, наблюдалась аномальная ситуация в 2006 г., когда на фоне роста цен на все виды мяса и увеличения объемных значений потребления, рынок говядины все же удерживал часть потребителей от переориентации спроса. Это во многом объясняется сложным переплетением таких факторов, как рост доходов населения и цен при отсутствии между ними пропорциональной связи. Выделенный автором коэффициент k (1) отражает связь между показателями прироста потребления товаров-субститутов при сложившемся соотношении цен, которая может быть описана следующим уравнением: ΔХ = kΔY, (2) где Х и Y являются товарами-субститутами. В табл. 2 приведены количественные соотношения изменения спроса. Из соотношения «говядина-свинина» видно, что потребители более охотно увеличивают потребление именно говядины, а не свинины в общем приросте потребления мяса. Из оставшихся пар товаров безусловным «лидером» в приросте потребления остается мясо птицы, однако далее за ним следует говядина. По нашим предположениям, это связано в первую очередь с ценовым фактором, во вторую - со вкусовыми предпочтениями потребителей. Вместе с тем необходимо учесть, что на долгосрочную перспективу невозможно компенсировать прирост потребления мяса за счет птицы: специалисты фиксируют «усталость» потребителя от постоянного потребления данного вида товара. Складывающаяся экономическая ситуация располагает к тому, чтобы в среднесрочной перспективе внести большее разнообразие в рацион потребления мяса. Поэтому, учитывая, что рынки свинины и говядины далеки от насыщения, можно предположить, что не будет резкого спада потребления ни по первому, ни по второму продукту питания. Следовательно, предложения о перераспределении государственного финансирования подотраслей мясной промышленности требуют более глубокой и детальной проработки. Как показывают данные табл. 3, на протяжении периода с 2004 по 2008 г. в целом наблюдалось увеличение производства мяса, однако это происходило на фоне снижения объема производства мяса крупного рогатого скота . При этом выявлена устойчивая динамика роста производства мяса птицы. Подобная тенденция вполне объяснима с точки зрения сложившейся ситуации. Сравнивая
показатели экспорта и импорта мяса
и мяса птицы [14], можно констатировать,
что отечественное производство мяса,
потенциально способное при необходимых
мерах поддержки со стороны государства
не только обеспечить внутренние потребности
населения, но и ориентироваться на экспорт,
в настоящее время находится в весьма
плачевном состоянии. Учитывая этот факт,
не может быть и речи о снижении уровня
субсидий основным под отраслям мясной
промышленности России. Таблица 3 Производство мяса (в убойной массе) по видам во всех категориях хозяйств, тыс. т
Таблица 4 Экспорт и импорт мяса и мяса птицы, тыс. т
Как было отмечено, за основу прогноза развития отечественного рынка мяса принята ориентация на объемные параметры спроса. Изучив текущую ситуацию на рынке, динамику и соотношение потребления различных видов мяса, целесообразно исходить из следующих посылок. В качестве целевого объема потребления мяса следует принять рекомендованную РАМН норму для здорового среднестатистического человека 81 кг в год. Далее
необходимо принять во внимание структуру
потребления различных видов
мяса. Кроме того, при разработке
стратегических мер поддержки сельского
хозяйства, в частности животноводства,
особым инструментом влияния на соответствующую
рыночную среду является ценовой
фактор. Разработанная методика прогнозирования
позволяет определять максимальный
ценовой диапазон на каждый товар-заменитель
с тем, чтобы обеспечить заданное
соотношение показателей Учитывая современную структуру потребления, состав потребительской корзины, а также опыт развитых стран, перераспределим потребление различных видов мяса таким образом, чтобы приблизительно равные доли (около 30%) приходились на потребление говядины, свинины и мяса птицы, а оставшиеся 10% - на другие виды мяса (следует отметить, что предложенные пропорции не являются абсолютными, при необходимости их можно корректировать, на алгоритме расчетов это не отразится). Рассчитаем приросты потребления разных видов мяса к 2020 г. относительно 2006 г. (табл. 5). Используя соотношение (2), определим коэффициент k, отражающий связь между показателями прироста потребления товаров-субститутов при сложившемся соотношении цен. Распределим пары товаров-субститутов таким образом, чтобы состав пар не повторялся, что позволит для каждого товара в полной мере использовать коэффициент эластичности спроса по цене. Таблица 5 Предполагаемая структура потребления мяса и мясопродуктов к 2020 г.
Расчетные значения коэффициента к приведены в табл. 6. Из этого следует, что желаемое перераспределение объемов потребления между выделенными видами мяса происходит тогда, когда коэффициент к достигает указанных значений. Таблица 6 Прогнозные параметры спроса на различные виды мяса
Введем еще одно фиксированное значение, необходимое для расчета допустимого колебания цен в период до 2020 г. с тем, чтобы добиться заданных пропорций потребления - эластичность спроса по цене для каждого из рассматриваемых видов мяса. Учитывая настоящие значения ценовых эластичностей, которые колеблются в достаточно широких пределах, а также значения данного показателя в относительно благоприятные периоды с точки зрения экономической стабильности, допустим, что для говядины и свинины показатели ценовой эластичности необходимо удерживать в пределах 0,8, а для птицы (учитывая вероятное насыщение рынка указанным продуктом) данный показатель целесообразно поддерживать на уровне 0,2. Иными словами, это те значения эластичности спроса по цене, которые характерны для поведения нормальных товаров. По нашим расчетам, чтобы к 2015-2020 гг. добиться не только роста объема среднедушевого потребления мяса до уровня, рекомендованного РАМН, но и обеспечить благоприятные, заранее предсказанные структурные сдвиги в потреблении различных видов мяса, необходимо предпринять государственные меры, обеспечивающие и удерживающие рост цен в пределах, оценка которых нами проводилась, исходя из соотношений ценовых эластичностей каждого товара и перекрестных эластичностей для каждой пары товаров-субститутов. Таким образом, рост цен за период с 2006 по 2020 г. на рынке свинины должен быть не выше 44%, на рынке говядины - не более 32%, а на рынке мяса птицы допустимый предел роста - 45%. Предложенная методика прогнозирования рыночной ситуации является достаточно универсальной и мобильной. Замена заданных числовых значений объемов и структуры потребления, а также показателей эластичности спроса по цене в зависимости от рыночной конъюнктуры позволяет получить ситуационные переменные для цен на различные виды взаимозаменяемых товаров, обеспечивая тем самым необходимые структурные сдвиги в потреблении. Безусловно, возможны разные сценарии развития рынков различных видов мяса, особенно учитывая сложную экономическую ситуацию, связанную с мировым финансовым кризисом. Однако специфика предлагаемого метода прогнозирования позволяет проводить оценку рыночной ситуации в условиях изменяющегося тренда доходов населения и нестабильности ценового фактора. Независимо от возможных вариантов развития ситуации в стране однозначно можно утверждать, что продовольственный рынок всех видов мяса еще очень далек от насыщения, а следовательно, и от перепроизводства. Необходима профильная, обоснованная поддержка отечественного производства каждого вида мяса, иначе предлагаемая Мясным союзом России программа по сокращению инвестирования производства говядины в долгосрочной перспективе вызовет еще больший перекос в отечественном производстве и потреблении мяса. Не стоит забывать, что животноводство является единой отраслью народного хозяйства, требующей согласованного и адекватного развития всех ее составляющих. Кроме того, требуются меры по защите отечественного рынка от переизбытка импортного мяса, составляющего серьезную конкуренцию отечественным производителям. При этом речь идет не столько об искусственных барьерах на пути импорта, сколько о повышении конкурентоспособности отечественных товаров. Стоит отметить, что подобная целевая установка в перспективном развитии животноводства поддерживается многими авторами, предлагающими различные сценарии развития отечественного агропромышленного комплекса [5]. Таким образом, если попытаться оценить последствия сценария развития животноводства, разработанного Мясным союзом России, суть которого была изложена выше, можно предположить, что данные меры приведут к усилению и углублению кризисных явлений в отрасли. При этом объективные тенденции развития рынка потребуют компенсации нехватки отдельных видов товаров за счет импорта, что еще больше снизит шансы отечественного мясопродуктового комплекса на восстановление приемлемого уровня конкурентоспособности. Предлагаемый же нами алгоритм действий направлен на укрепление позиций отечественных мясопроизводителей, сглаживание негативных последствий мирового финансового кризиса и сохранение нормальных, научно обоснованных пропорций производства и потребления мяса. |
1.3.Проблемы и тенденции развития российского рынка товаров.
Российский
рынок мяса и мясных продуктов
является самым крупным сектором
продовольственного рынка: за ним следует
зерновой, затем молочный. Его роль
определяется не только растущими объемами
производства, спроса и потребления
мясных продуктов, но и их значимостью
как основного источника белка
животного происхождения в
Для того чтобы понять современные процессы, происходящие на рынке мяса, необходимо прежде всего обратить внимание на состояние животноводческой отрасли – основного производителя и поставщика сырья для мясной промышленности, рассмотреть проблемы производства и переработки мяса и мясных продуктов, а также структуру их потребления.
В связи с тем, что мясо становится имиджевым продуктом и его качество является важнейшим критерием выбора, большинство ресторанов отказались от замороженной продукции в пользу охлажденной. В столице и крупных городах открывают преимущественно стейк-хаусы, а без мяса на гриле не обходится практически ни одно ресторанное меню.
Растет ассортимент мясных продуктов на магазинных прилавках. Немалую долю среди них составляют замороженные полуфабрикаты: пельмени, вареники, котлеты, блинчики. В первую очередь данный тренд связан с развитием культуры потребления пищи и растущей популярностью продуктов быстрого приготовления. Несмотря на рост потребления мяса и мясопродуктов на душу населения, в России этот показатель по-прежнему существенно отстает от развитых стран: 120 кг на человека в США, около 80 кг в странах ЕС и всего 65 кг – в России.
В настоящее время ситуация в животноводческой отрасли России сложилась непростая. Наблюдается увеличение внутреннего производства свинины и снижение производства говядины, что в первую очередь связано с длительными сроками окупаемости проектов по выращиванию мясных пород КРС. Эта тенденция может продолжиться, тем более что на данный момент крупных инвестиционных проектов по производству говядины в России нет – в противовес настоящему буму в свиноводстве.
Другая тенденция – рост импортных поставок мяса в течение последних лет, связанный с неспособностью животноводческих хозяйств страны удовлетворить внутренний спрос. Сильное давление импорта можно считать главной особенностью российского рынка. Введение в прошлом году мясного квотирования как эффективного механизма защиты местных производителей могло быть вполне оправданным, если бы не одно «но»... Их интересам противоречит принцип распределения квот, заложенный в основу системы!
Следствием стала монополизация рынка, в результате которой многие переработчики остались без сырья, с незагруженными мощностями. При принятии решения об ограничении объемов импорта не были продуманы меры, стимулирующие развитие в стране мясного КРС. В итоге в 2010 году в Россию можно ввезти 780 тыс. тонн мяса птицы (в 2009 году – 931 тыс. тонн), 500 тыс. тонн свинины (вместо прошлогодних 650 тыс. тонн) и 530 тыс. тонн замороженной говядины. Таким образом, если квота на импорт замороженной говядины составляла 435 тыс. тонн в 2006 году и 450 тыс. тонн в прошлом, то в 2010-2012 годы ежегодный объем ввоза может составить 530 тыс. тонн замороженного и 30 тыс. тонн охлажденного мяса – против прошлогодних 295 тыс. тонн. На лицо политика увеличения доли импортной говядины на рынке страны.
Сторонники механизма квотирования считают, что это стимулирует приток иностранных инвестиций и увеличит продовольственную независимость страны. Противники прогнозируют рост цен на внутреннем рынке и отмечают, что российское животноводство не успевает наращивать объемы производства мясной продукции, необходимые для удовлетворения потребительского спроса.
Сегодня наиболее стабильное положение в России занимают компании, ориентированные на выпуск продуктов нижней ценовой категории (пельменей, сосисок, дешевых сортов колбас), а также предприятия, способные к быстрому замещению импортного сырья отечественным.
Производство мяса птицы в России увеличилось за последние десять лет более чем в три раза и в 2008 году заняло лидирующую позицию в объеме производства основных продуктов животноводства . Значительный рост сегмента связан с протекционисткой политикой государства, внедрением новых производственных технологий, позволяющих сократить период выращивания птицы, уменьшить уровень заболеваний и смертности в первой производственной фазе, увеличить в рамках одного предприятия численность содержащейся птицы. Рентабельность птицеводческих хозяйств значительно превышает уровень, характерный для свиноводства и мясного скотоводства, что превращает птицеводство в крайне привлекательный бизнес.
Производство мяса птицы сосредоточено большей частью в крупных сельскохозяйственных предприятиях: в 2008 году 1890 тыс. тонн мяса заготовлены сельхозпредприятиями и лишь 290 тыс. тонн – частными хозяйствами. Развитие
крупных производств с вертикально-интегрированной структурой, обеспечивающей координацию и взаимодействие всех звеньев производственной цепочки, позволило предпринимателям снизить затраты и тем самым сделало птицу доступным всем слоям населения продуктом.
Эксперты отмечают все еще непокрытый спрос на продукцию из мяса птицы в России, который показывает перспективы динамичного роста птицеводческих хозяйств на ближайшие 5-10 лет. При этом спрос растет не только в количественном измерении: потребительские предпочтения смещаются в сторону выбора более качественного и натурального продукта. Все больше покупателей выказывают интерес к охлажденному мясу птицы благодаря удобству и быстроте приготовления. По данным ряда исследований, главной причиной недоверия к замороженному мясу явилась неуверенность в качестве и условиях его хранения в розничных торговых сетях.
Говядина – источник незаменимых веществ в организме, которые человек должен получать с раннего детства. По своему химическому составу, структуре и свойствам она наиболее полно отвечает потребностям человеческого организма.
Если доля импорта свинины и мяса птицы на рынке России снижается, то с говядиной ситуация сложнее. Как известно, российские производители неспособны в полной мере обеспечить мясоперерабатывающую промышленность сырьем. Поголовье мясного скота в России начало сокращаться еще с 1980-х годов из-за отсутствия работающих нормативных актов и общего отношения государства к отрасли. В последнее время снижению способствовали дисбаланс цен на продукцию животноводства и необходимые факторы производства (энергоносителей, оборудования, сельскохозяйственной техники), резкое падение покупательской способности населения, неразвитость инфраструктуры и экспансия импорта. Неприспособленность предприятий России к новым условиям хозяйствования привела к тому, что большинство из них или разорилось, или оказалось на грани банкротства.
Поголовье крупного рогатого скота продолжало снижаться в течение 2000-2008 годов. За 8 лет оно сократилось на 6,2%: с 27,3 до 21,1 млн. голов (табл. 3). И хотя Россия, как мы видим, в состоянии обеспечить ежегодное производство до 2 млн. тонн говядины, вследствие низких цен на мясо участники рынка вынуждены постоянно снижать численность КРС и переходить на производство более рентабельных видов мяса.
В 2008 году частными хозяйствами было заготовлено 865 тыс. тонн говядины: 273 тыс. тонн проданы на рынке и 592 тыс. тонн использованы для личного потребления (в основном в виде заморозки и консервированного мяса).
Неуклонно растет роль фермерского производства в аграрной экономике, о чем свидетельствует устойчивая тенденция увеличения доли крестьянских (фермерских) хозяйств в структуре поголовья КРС. Однако их удельный вес еще занимает небольшое место и составляет 5,9%.
Информация о работе Перспективы развития рынка мяса и мясопродуктов города Астрахани