Повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание

Цель данного дипломного проекта – повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логистики.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику организации;
- провести финансово – экономический анализ деятельности;
- разработать мероприятия по внедрению методов закупочной логистики.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты закупочной логистики
1.1 Сущность и задачи закупочной логистики
1.2 Создание службы закупок на предприятии

1.2.1 Новые горизонты розничной торговли: категорийный менеджмент. Управление бизнес-единицами
2 Общая характеристика предприятия
2.1 Организационно-правовая форма, юридический статус предприятия

2.1.2 История создания предприятия

2.1.3 Характеристика учредителей предприятия. Особенности
формирования уставного фонда

2.2 Цели, задачи предприятия и основные виды деятельности
2.2.1 Цели – конкретное конечное состояние, к которому стремится
фирма
2.2.2 Производственный профиль, специализация
2.4 Анализ внешней среды предприятия. Макросреда, микросреда ___33
2.4.1 Анализ внешней среды ___________________________________33
2.4.2 Среда прямого и косвенного воздействия ____________________35
2.4.3 Основные конкуренты____________________________________36
2.5 Перспективные ниши ______________________________________36
2.6 Организационная структура управления предприятием и распределение должностных обязанностей ______________________________37
2.6.1 Структура управления ____________________________________37
2.7 Экономический анализ деятельности предприятия _____________40
2.7.1 Анализ товарооборота ____________________________________40
2.7.2 Анализ товарных запасов _________________________________41
2.7.3 Анализ использования основных фондов, торговой площади____42
2.7.4 Анализ труда и заработной платы __________________________43
2.7.5 Анализ издержек обращения ______________________________44
2.7.6 Анализ результативности финансово-хозяйственной деятельно-сти_________________________________________________________46
2.8 Анализ финансового состояния предприятия __________________47
2.8.1 Анализ структуры и динамики активов и пассивов баланса _____47
2.8.2 Анализ коэффициентов ликвидности _______________________51
2.8.3 Анализ коэффициентов финансовой устойчивости ____________53
2.8.4 Анализ коэффициентов деловой активности _________________53
2.8.5 Анализ коэффициентов рентабельности _____________________56
2.9 Перспективы развития предприятия __________________________58
3 Повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логисти-ки__________________________________60
3.1 Создание торгового отдела на предприятии ___________________60
3.2 Методы определения потребностей __________________________63
3.3 Методы выбора поставщика ________________________________66
3.4 Методы снабжения ________________________________________74
3.5 Планирование закупок _____________________________________77
3.5.1 Анализ, определение потребности и расчеты количества заказываемых товаров ______________________________________________78
3.5.2 Определение метода закупок ______________________________83
3.5.3 Закупки и организация собственного производства ___________85
4 Информационное обеспечение бизнеса _______________________________91
4.1 Понятие информационного обеспечения бизнеса _______________91
4.2 Элементы информационного обеспечения бизнеса _____________93
4.2.1 Системы автоматизации __________________________________93
4.2.2 Автоматизация торговли как залог прибыли магазина _________98
4.2.3 Экономическое решение для развития бизнеса ______________101
Заключение_______________________________________________________106

Работа состоит из  1 файл

Дипломный проект.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

Значительная  часть товаров поступает в  торговую сеть в порядке централизованной доставки. В связи с этим необходимо изучить, как организованы централизованная доставка и кольцевой завоз товаров, как выполняются заявки и заказы розничных торговых предприятий, как соблюдается график завоза товаров в магазины, какие имеются возможности для развития и совершенствования централизованной доставки и других рациональных методов завоза товаров в торговую сеть.

Завершается анализ обобщением выявленных резервов роста товарных ресурсов, особенно прогнозных, разработкой  рекомендаций по совершенствованию товароснабжения, дополнительному вовлечению в товарооборот товарных ресурсов и повышению эффективности их использования в будущим.

Результаты анализа  показывают, что в будущем году ПК «Луч» может значительно расширить  закупки товаров непосредственно у производителей на льготных условиях. Дополнительно можно закупить товаров на 2286 млн. р. (в пересчете на розничную стоимость). Причем большинство поставщиков обязуется обеспечить централизованную доставку товаров в торговую сеть фирмы.

 

3.5.2 Определение метода  закупок

 

Основными методами закупок  являются:

- оптовые закупки;

- регулярные закупки  мелкими партиями;

- закупки по мере необходимости и различные комбинации перечисленных методов.

У каждого метода есть свои преимущества и недостатки, которые  необходимо учитывать, чтобы сберечь  время и сократить издержки. Рассмотрим наиболее часто используемые методы.

Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки - большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

Регулярные закупки  мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Преимущества данного метода таковы: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия площади складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Его недостатки: вероятность заказа избыточного количества товаров; необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе.

Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Такой метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро потребляемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения:

- полный перечень товаров;

- количество товаров,  имеющихся на складе;

- требуемое количество  товаров.

Преимущества данного  метода: ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование и хранение, своевременность поставок.

Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

- количество поставляемых товаров не устанавливается, а определяется приблизительно;

- поставщики перед  выполнением каждого заказа связываются  с покупателем;

- оплачивается только  поставленное количество товара;

- по истечении срока  контракта заказчик не обязан  принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.

Преимущества данного  метода: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товаров, ускорение оборота капитала, минимум работы по оформлению документов.

Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода - покупка нечасто используемых товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости. Товар заказывается, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков. Недостаток данного метода - в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкими размерами заказов и множеством поставщиков.

Таким образом, комбинирование перечисленных выше методов приводит к снижению издержек, экономии рабочего времени, уменьшению документооборота. Экономический эффект в 2009 году от применения различных комбинаций методов закупок составит 0,35 млн. руб.

 

3.5.3 Закупки и организация  собственного производства

 

При планировании закупок  после определения потребности и расчета количества часто возникает необходимость принять решение о том, закупать ли те или иные товары или производить самому. Для принятия такого решения необходимо сопоставить затраты на закупку и на собственное производство.

В целом затраты на закупку определяются ценой поставщика. Необходимо также учесть затраты на оформление заказа; транспортировку, страхование и упаковку; складирование; обработку (переработку, сортировку и т. п.); оплату персонала, связанного с закупками. Затраты на производство состоят из стоимости сырья, энергии, рабочей силы, хранения и накладных расходов. Сравнив затраты на собственное производство по каждому товару с затратами на закупку, можно принять решение.

Решение в пользу собственного производства может быть принято  и без помощи расчетов, например, если есть уверенность в том, что предприятие способно использовать свои основные фонды и персонал более эффективно, организовав производство некоторых деталей, необходимых для изготовления конечной продукции, сократив, кроме того, расходы на сырье, рабочую силу, энергию и складские помещения.

ПК «Луч» имеет собственную  пекарню и кондитерский цех. Ассортимент выпекаемой продукции постоянно расширяется. Так как себестоимость собственной продукции ниже на 20%, чем подобной продукции, закупаемой у поставщиков, раскупается эта продукция быстрей. Доля реализации собственной продукции в общем товарообороте составляет 13%. При реализации подобной продукции от других поставщиков издержки организации выросли бы на 20%, чем при собственном производстве, и составили 23,32 млн. руб.

Важное значение в  реализации плана закупок имеют  приемка продукции, документальное оформление поставок, проверка качества и количества товара.

Приемка продукции. В первую очередь необходимо удостовериться, что получен товар: а) нужного качества; б) в нужном количестве; в) от своего поставщика; г) в обусловленное время; д) за оговоренную цену.

В целях экономии времени, усилий и соответственно денег следует  позаботиться о том, чтобы складские помещения, места разгрузки, приемки товара были расположены как можно ближе друг к другу и недалеко от производственных помещений. Во избежание скопления транспорта на территории предприятия или у ворот склада, для экономии затрат труда на погрузочно-разгрузочных работах составьте график поставок, согласованный со всеми поставщиками. Предусмотрите при этом, чтобы основное сырье поставлялось в строго определенные дни, а другие виды товаров - по мере необходимости. Такие меры позволят, кроме того, не отрывать рабочих основного производства для разгрузки неожиданно прибывшего транспорта.

Документальное оформление поставок. Для правильного выполнения операций, связанных с поставками товаров, необходимо внимательно работать с документами, их отражающими.

Копия заказов должна быть направлена в подразделение-потребитель для проверки на соответствие уведомлениям о поставке фактически поступившего товара. При проверке используют и спецификации (описание товара). Уведомление об отгрузке направляет поставщик после подготовки продукции к отправке. В этом документе указывается номер заказа и время поставки. Сопроводительное письмо обязательно сопровождает поставленную партию товара и подтверждает, что эти товары предназначены для определенной фирмы.

Документ доставщика применяется, когда поставщик пользуется транспортом другой фирмы. В этом документе указываются: название и адрес отправителя; описание продукции; количество мест; масса (вес) продукции; особенности транспортировки; название доставщика.

Подтверждение получения  поставки используют для информирования подразделений-потребителей о фактической доставке товаров и для контроля в бухгалтерии соответствия уведомления об отгрузке товара и копий заказа и счета. В книге регистрации товаров указываются: номер сопроводительного письма, дата поставки, отправитель, способ транспортировки и дается краткое описание товаров.

Некоторые фирмы не используют приведенные виды уведомлений о  получении товара, а закладывают  информацию в компьютер. Однако на случай недобросовестности поставщика необходимо проявить предусмотрительность и сохранить какие-то письменные документы. Не будет лишним в отдельном документе фиксировать брак и другие недостатки поставленного товара, так как это поможет отделу закупок принять необходимые меры.

Качество поставляемых товаров должно удовлетворять предъявляемым требованиям. Отсутствие должного контроля качества закупок может привести к следующим издержкам:

- дополнительные расходы,  связанные с возвратом бракованных  и недоброкачественных товаров;

- остановка производства  в случае, например, когда вся партия продукции оказалась недоброкачественной и подлежит возврату;

- судебные иски;

- потеря доверия потребителей  продукции фирмы из-за поставок  недоброкачественных материалов (деталей, изделий).

Применяемые на практике меры по обеспечению качества принимаемых товаров могут быть классифицированы следующим образом (таблица 19).

 

Таблица 19 – Классификация мер по обеспечению качества принимаемых товаров

Методы приемки партий

Методы приемочного  контроля

А. Сплошной контроль

 

Б. Выборочные методы:

1) приемочный выборочный  контроль партий по качественным признакам;

2) непрерывный выборочный контроль по качественным признакам;

3) приемочный выборочный  контроль по качественным признакам с пропуском партий;

4) приемочный выборочный  контроль по качественным признакам;

5) ревизионный выборочный  контроль

А. Апробация установленной  поставщиком системы методов  и операций по обеспечению качества

 

Б. Апробация применяемой  поставщиком методики контроля качества закупаемых товаров

 

В. Учет и определение улучшения качества показателей продукции данного поставщика

 

Г. Сравнительная оценка качества продукции различных поставщиков


 

В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Однако ее достижение зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом.

Выдерживание обоснованных сроков закупки товаров (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению).

Обеспечение точного  соответствия между количеством  поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума).

Соблюдение требований производства по качеству сырья и  комплектующих изделий.

Основу экономической  эффективности закупочной логистики  составляют поиск и закупка необходимых  товаров удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен - главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок. Для оптового покупателя такое положение дел требует точного расчета издержек.

На оптимизацию звена  логистической цепи "закупка" влияют не только внешние факторы, но и внутренние приоритеты, связанные с различным пониманием оптимальной деятельности и целями других звеньев, что вызывает необходимость поиска экономических компромиссов между различными структурными подразделениями фирмы.

Оценить экономический  эффект по внедрению методов закупочной логистики можно в таблице 20.

Таблица 20 – Предполагаемая экономия средств за счет внедрения методов закупочной логистики

Показатель 

Сумма (млн.руб.)

Увеличение розничного товарооборота за счет изменения  работы торгового отдела

3955,00

Увеличение товарооборота  за счет дополнительных торговых площадей

906,00

Снижение транспортных расходов

9,00

Снижение арендной платы

84,00

Снижение издержек связанных  с приемкой товара и складскими работами

24,00

Снижение количества товаров выбывших по актам списания

0,30

Снижение затрат на заработную плату 

0,35

Снижение издержек за счет льготных условий поставок

2286,00

Снижение издержек за счет собственного производства

23,32

Итого:

7287,97


 

Таким образом, экономический  эффект от внедрения методов закупочной логистики может достигнуть  в 2009 году – 7287,97 млн. руб.

Информация о работе Повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логистики