Повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание

Цель данного дипломного проекта – повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логистики.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику организации;
- провести финансово – экономический анализ деятельности;
- разработать мероприятия по внедрению методов закупочной логистики.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты закупочной логистики
1.1 Сущность и задачи закупочной логистики
1.2 Создание службы закупок на предприятии

1.2.1 Новые горизонты розничной торговли: категорийный менеджмент. Управление бизнес-единицами
2 Общая характеристика предприятия
2.1 Организационно-правовая форма, юридический статус предприятия

2.1.2 История создания предприятия

2.1.3 Характеристика учредителей предприятия. Особенности
формирования уставного фонда

2.2 Цели, задачи предприятия и основные виды деятельности
2.2.1 Цели – конкретное конечное состояние, к которому стремится
фирма
2.2.2 Производственный профиль, специализация
2.4 Анализ внешней среды предприятия. Макросреда, микросреда ___33
2.4.1 Анализ внешней среды ___________________________________33
2.4.2 Среда прямого и косвенного воздействия ____________________35
2.4.3 Основные конкуренты____________________________________36
2.5 Перспективные ниши ______________________________________36
2.6 Организационная структура управления предприятием и распределение должностных обязанностей ______________________________37
2.6.1 Структура управления ____________________________________37
2.7 Экономический анализ деятельности предприятия _____________40
2.7.1 Анализ товарооборота ____________________________________40
2.7.2 Анализ товарных запасов _________________________________41
2.7.3 Анализ использования основных фондов, торговой площади____42
2.7.4 Анализ труда и заработной платы __________________________43
2.7.5 Анализ издержек обращения ______________________________44
2.7.6 Анализ результативности финансово-хозяйственной деятельно-сти_________________________________________________________46
2.8 Анализ финансового состояния предприятия __________________47
2.8.1 Анализ структуры и динамики активов и пассивов баланса _____47
2.8.2 Анализ коэффициентов ликвидности _______________________51
2.8.3 Анализ коэффициентов финансовой устойчивости ____________53
2.8.4 Анализ коэффициентов деловой активности _________________53
2.8.5 Анализ коэффициентов рентабельности _____________________56
2.9 Перспективы развития предприятия __________________________58
3 Повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логисти-ки__________________________________60
3.1 Создание торгового отдела на предприятии ___________________60
3.2 Методы определения потребностей __________________________63
3.3 Методы выбора поставщика ________________________________66
3.4 Методы снабжения ________________________________________74
3.5 Планирование закупок _____________________________________77
3.5.1 Анализ, определение потребности и расчеты количества заказываемых товаров ______________________________________________78
3.5.2 Определение метода закупок ______________________________83
3.5.3 Закупки и организация собственного производства ___________85
4 Информационное обеспечение бизнеса _______________________________91
4.1 Понятие информационного обеспечения бизнеса _______________91
4.2 Элементы информационного обеспечения бизнеса _____________93
4.2.1 Системы автоматизации __________________________________93
4.2.2 Автоматизация торговли как залог прибыли магазина _________98
4.2.3 Экономическое решение для развития бизнеса ______________101
Заключение_______________________________________________________106

Работа состоит из  1 файл

Дипломный проект.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

Категорийный  менеджмент означает:

- ориентацию  предприятия на спрос и потребности  рынка и организацию торгового ассортимента, соответствующего индивидуальным запросам потребителей;

- выделение товарных категорий в структуре ассортимента, сформированных по признаку потребительских предпочтений;

- хозяйственную  самостоятельность, обеспечивающую  свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты управления товарной категорией;

- постоянное  стремление к повышению эффективности  всего торгово-технологического процесса, к получению оптимальных результатов с наименьшими затратами;

- постоянную  оптимизацию структуры ассортимента, целей и про 
грамм по его управлению, в зависимости от конъюнктуры рынка;

- выявление  конечного результата деятельности  предприятия на 
рынке в процессе обмена;

- необходимость  использования современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии обоснованных управленческих решений.

Категорийный  менеджмент как самостоятельный  вид деятельности предполагает наличие субъекта и объекта управления. Объект управления в категорийном менеджменте — это торговый ассортимент предприятия, отдельные товарные категории, связи и соотношения между ними. (На практике под объектом управления понимается, как правило, вся система реализации — начиная с закупки товаров у поставщиков и заканчивая реализацией товаров покупателям.) При исследовании категории первостепенное значение имеет изучение связей и взаимозависимостей между элементами ее структуры; анализ операций товародвижения и технического обслуживания процесса реализации; вопросы ценообразования и стратегического планирования ассортимента категории. Субъект управления в категорийном менеджменте — должностное лицо, подразделение или структура, осуществляющее управленческое воздействие на товарную категорию и принимающее решения по этому воздействию.

 

1.3 Задача: «сделать или купить»

 

Задача «что закупить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Маkе-ог-Вuу Problem (задача «сделать или купить»), или сокращенно - задача МОВ, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.

В более широком  плане задача МОВ — это обоснование  решения вопроса о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как по использованию собственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и по использованию собственных предметов труда, то есть изготовленных своими силами заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Альтернативные решения - наемный транспорт, лизинг оборудования, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплектующих изделий.

Значимым  с точки зрения настоящего курса  внешним фактором является степень развития логистики в экономике. Самостоятельное производство комплектующих снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах). В то же время, высокое качество и низкую себестоимость комплектующих скорее обеспечит производитель, который специализируется на их выпуске. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем «спокойнее» предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.

Вне зависимости от ситуации во внешней среде, на самих предприятиях могут действовать факторы,  обусловливающие  отказ  от  собственного  производства.   Решение  в  пользу  закупок комплектующих и соответственно против собственного производства должно быть принято в случае, если:

- потребность  в комплектующем изделии невелика;

- отсутствуют  необходимые для производства  комплектующих мощности;

- отсутствуют кадры необходимой квалификации.

Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда: 

- потребность в комплектующих  изделиях стабильна, и достаточно  велика;

- комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

 

 

 

 

1.4 Задача выбора поставщика

 

1.4.1 Выбор  источника поставок: «на чем нельзя экономить»

 

Основная  часть закупочной стратегии предприятия, обеспечивающая принятие рационального решения о закупке, — это выбор источников снабжения. Источниками снабжения (поставок) могут быть:

- оптовые торговцы;

- мелкие оптовики;

- производители  и обработчики товаров.

Источники поставок скоропортящихся продуктов и  бакалейных товаров различны. Источниками  снабжения сельскохозяйственной продукцией являются фермеры, агрофирмы, оптовые торговцы сельскохозяйственной продукцией. Источники поставок мяса — животноводческие фермы или дистрибьюторы. Источники поставок упакованного в коробки импортного мяса — птицефабрики и оптовые компании.

Менеджерам  необходимо постоянно искать новые  источники для приобретения товаров нового типа или для замены прежних поставщиков, продукты или услуги которых перестали их удовлетворять. Для большинства типов товаров имеются многочисленные источники снабжения, но было бы непрактично и неоправданно дорого заказывать товары у большого числа поставщиков. Поэтому закупщик должен выбирать те из них, которые могут предложить не только продукты, но и необходимые услуги по приемлемой цене. При выборе источника поставок большое значение имеют:

- факторы  продукта;

- факторы  цены; 
             - факторы услуг.

Факторы продукта. Все закупаемые для пополнения товарного запаса продукты должны быть совместимыми с точки зрения цены, качества и внешнего вида с остальными товарами данного магазина. Товары, имеющие фирменную упаковку, должны обладать способностью к «самопродаже», то есть иметь выигрышный вид. Упаковка должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы товар было трудно украсть. Важно и то, чтобы сохранялась преемственность торговой или фабричной марки товара. Продукт должен быть приемлемым для постоянных покупателей магазинов и поступать в достаточном количестве.

Факторы цены. Обычно при всех прочих равных условиях выбирается тот поставщик, который предлагает самые низкие цены и лучшие условия продажи товара. Единовременная закупка большого объема товаров, как правило, дает закупщику право рассчитывать на снижение цены — получение количественной скидки.

Производители часто добиваются определенной экономии за счет повышения объема продаж. Эта экономия переходит к закупщику в виде скидки на крупные объемы приобретаемой продукции. Производитель продукции обеспечивает своих клиентов схемой скидок, в которой указаны их размеры с учетом количества закупленного товара. При закупке продуктов, на которые предлагается скидка, закупщик должен учитывать все выгоды крупных, но менее частых закупок, заключающиеся в более низкой цене и уменьшении транспортных расходов. Он должен также помнить, что расходы на хранение, процент на инвестицию, риск убытка и изменения в ценах могут превышать скидки, а регулярные закупки могут принести больше прибыли чем скидки такого рода.

Чтобы компенсировать отсутствие выгоды для покупателя, который многократно закупает товар  небольшими партиями, некоторые производители товарной продукции предлагают суммарные скидки. Суммарная количественная скидка относится к общему объему покупок в пределах определенного периода времени. Например, производитель может предложить 5 %-ную скидку на покупки общей стоимостью выше 5 тыс. долл. в год или 15 %-ную — на сумму 15 тыс. долл. и более за тот же период. Такого рода договоренности могут базироваться на количестве единиц товара, а не на общей цене. Однако совокупные скидки менее распространены, чем прямые количественные скидки.

Сезонная  скидка предоставляется за досрочный заказ и (или) доставку товаров сверх обычного графика. Сезонная скидка не зависит от объема закупленного товара, а является стимулом для того, чтобы заинтересовать людей проведением закупок в более ранние сроки, чем это диктуется необходимостью. Сезонные скидки иногда называют еще досрочными, или ранними скидками.

К сезонным скидкам  относятся также скидки, предлагаемые покупателям за приобретение товара в определенные периоды времени. Во многих случаях предложенная скидка побуждает клиентов к закупке крупной части приобретаемой им на год продукции в более ранние сроки. Фактически розничный торговец в данном случае выполняет функции кладовщика для компании, и когда платеж производится досрочно, часть издержек перекладывается на него. Однако скидка на досрочную уплату частично компенсирует розничному торговцу эти дополнительные затраты.

Менеджеры должны продуманно делать заказы и приобретать  товары сверх текущих потребностей. Использование складских помещений повышает издержки владельца товара. Даже если платеж происходит и не досрочно, расходы на хранение растут очень быстро. Таким образом, может оказаться, что ожидаемая добавка к прибыли будет вычитаться из чистой прибыли. Налоги на наличные запасы тоже могут добавить к расходам, делая досрочные покупки неприбыльными.

Установив прочные  взаимосвязи с поставщиками, розничные  торговцы могут получить эксклюзивные права на:

  1. продажу товаров в определенном регионе;
  2. приобретение товаров по более низким ценам или на более выгодных условиях, чем конкуренты;
  3. ускоренную доставку товаров.

Факторы услуг. Предлагаемый поставщиком спектр услуг  также является важным условием при выборе источников снабжения. Услуги по обеспечению сбыта поставляемых товаров, такие как проведение рекламно-пропагандистских кампаний и мероприятий, предоставление рекламных плакатов, объявлений, указателей и других средств, используемых в кассовой зоне, а также услуги по организации дегустаций товаров в магазине необходимы для расширения продаж и повышения имиджа.

Для закупщика важно, чтобы источник поставок был надежен, т. е. требуется гарантия поддержания качества услуг, строгого соблюдения графика поставок и выполнение условий всех соглашений о предоставляемых услугах. Необходимо стремиться к тому, чтобы при значительных объемах продаж большую долю поставок осуществляли компании-производители товаров, а для импортных товаров — крупные дистрибьюторы.

При окончательном  выборе поставщика следует обратить внимание на такие факторы, как скорость выполнения заказа; возможность срочной доставки товара по специальному заказу; готовность принять обратно поставленный заказ, если в нем обнаружен дефект, и заменить его в кратчайший срок доброкачественной продукцией; возможность обеспечения различной партионности отгрузки по желанию заказчика; а также достаточный уровень имеющихся товарных запасов. При ограниченном ассортименте даже кратковременное отсутствие на полке любой позиции существенно сказывается на имидже магазина в глазах покупателя, и как следствие, влияет на оборот. Поэтому особенно на начальном этапе по каждой товарной позиции, кроме основного поставщика-дистрибьютора, необходимо иметь одного или несколько дополнительных поставщиков на случай отсутствия товара у основного.

После того, как  решена задача «делать или покупать» и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика.

Основные этапы решения задачи выбора поставщика.

Поиск потенциальных  поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы: объявление конкурса; изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.; посещение выставок и ярмарок; переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

В результате перечисленных мероприятий формируется  список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

Анализ потенциальных  поставщиков. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие: удаленность поставщика от потребителя; сроки выполнения текущих и экстренных заказов; наличие резервных мощностей; организация управления качеством у поставщика; психологический климат у поставщика (возможности забастовок); способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования; финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков  формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

 Оценка результатов работы с поставщиками. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.

 Рейтинг — субъективная  оценка какого-либо явления по  заданной шкале. С помощью рейтинга осуществляется первичная классификация объектов по степени выраженности общего для них свойства (экспертные оценки). Рейтинг может служить основой для построения шкал оценок, в частности, при оценке надежности отдельных поставщиков.

Закупаемые  товары, сырье и комплектующие  изделия, как правило, неравнозначны  с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие некоторых комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле - к резкому падению прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки.

Информация о работе Повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логистики