Повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание

Цель данного дипломного проекта – повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логистики.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику организации;
- провести финансово – экономический анализ деятельности;
- разработать мероприятия по внедрению методов закупочной логистики.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты закупочной логистики
1.1 Сущность и задачи закупочной логистики
1.2 Создание службы закупок на предприятии

1.2.1 Новые горизонты розничной торговли: категорийный менеджмент. Управление бизнес-единицами
2 Общая характеристика предприятия
2.1 Организационно-правовая форма, юридический статус предприятия

2.1.2 История создания предприятия

2.1.3 Характеристика учредителей предприятия. Особенности
формирования уставного фонда

2.2 Цели, задачи предприятия и основные виды деятельности
2.2.1 Цели – конкретное конечное состояние, к которому стремится
фирма
2.2.2 Производственный профиль, специализация
2.4 Анализ внешней среды предприятия. Макросреда, микросреда ___33
2.4.1 Анализ внешней среды ___________________________________33
2.4.2 Среда прямого и косвенного воздействия ____________________35
2.4.3 Основные конкуренты____________________________________36
2.5 Перспективные ниши ______________________________________36
2.6 Организационная структура управления предприятием и распределение должностных обязанностей ______________________________37
2.6.1 Структура управления ____________________________________37
2.7 Экономический анализ деятельности предприятия _____________40
2.7.1 Анализ товарооборота ____________________________________40
2.7.2 Анализ товарных запасов _________________________________41
2.7.3 Анализ использования основных фондов, торговой площади____42
2.7.4 Анализ труда и заработной платы __________________________43
2.7.5 Анализ издержек обращения ______________________________44
2.7.6 Анализ результативности финансово-хозяйственной деятельно-сти_________________________________________________________46
2.8 Анализ финансового состояния предприятия __________________47
2.8.1 Анализ структуры и динамики активов и пассивов баланса _____47
2.8.2 Анализ коэффициентов ликвидности _______________________51
2.8.3 Анализ коэффициентов финансовой устойчивости ____________53
2.8.4 Анализ коэффициентов деловой активности _________________53
2.8.5 Анализ коэффициентов рентабельности _____________________56
2.9 Перспективы развития предприятия __________________________58
3 Повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логисти-ки__________________________________60
3.1 Создание торгового отдела на предприятии ___________________60
3.2 Методы определения потребностей __________________________63
3.3 Методы выбора поставщика ________________________________66
3.4 Методы снабжения ________________________________________74
3.5 Планирование закупок _____________________________________77
3.5.1 Анализ, определение потребности и расчеты количества заказываемых товаров ______________________________________________78
3.5.2 Определение метода закупок ______________________________83
3.5.3 Закупки и организация собственного производства ___________85
4 Информационное обеспечение бизнеса _______________________________91
4.1 Понятие информационного обеспечения бизнеса _______________91
4.2 Элементы информационного обеспечения бизнеса _____________93
4.2.1 Системы автоматизации __________________________________93
4.2.2 Автоматизация торговли как залог прибыли магазина _________98
4.2.3 Экономическое решение для развития бизнеса ______________101
Заключение_______________________________________________________106

Работа состоит из  1 файл

Дипломный проект.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

 

Так как предприятие  работает на давальческом сырье, то прибыль  от реализации в 2007 году выросла, а себестоимость  реализации продукции снизилась.

Расчет показателей рентабельности. Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие.

Рентабельность продукции  рассчитывается по следующей формуле:

 

(8)

где: РП – рентабельность продукции;

ПР – прибыль от реализации;

ВР – выручка от реализации.

РП2006=

РП2007=

РП2008=

Рентабельность основной деятельности вычисляется по формуле:

 

(9)

где: РД – рентабельность основной деятельности;

ПР – прибыль от реализации продукции;

с/с РП – себестоимость реализованной  продукции.

 

РД2006=

РД2007=

РД2008=

Таблица 15 - Показатели рентабельности

Показатели 

2006

2007

2008

Рентабельность продукции

-1,9

3,83

6,72

Рентабельность основной деятельности

-1,9

3,99

7,2


 

 

Анализируя данные таблицы видна тенденция повышения рентабельности реализованной продукции и показателя рентабельности основной деятельности. Это обусловлено низким уровнем затрат на производство.

 

2.9 Перспективы развития  предприятия

 

Проанализировав все  представленные и полученные данные, можно выделить несколько важнейших аспектов, которых следует придерживаться в дальнейшей деятельности предприятия:

Прежде всего нужно  создать имидж предприятия –  сумму впечатлений о продукции  в виде широко используемого товарного знака, фирменного изделия.

Использование товарного  знака имеет большое значение для предприятия как один из методов рекламного продвижения товара на рынке. Рекламные материалы, публикуемые в прессе, могут быть в форме или рекламных объявлений, или публикаций обзорно-рекламного характера. Предлагается попробовать создать благоприятное отношение к предприятию широких масс населения посредством статей о ПК «Луч», написанных в форме обзора о деятельности предприятия и его продукции или в форме интервью с его руководителями.

Наружная реклама, директ-мейл, информационные листы, рекламные листовки и другие. Например, можно предложить рекламу ПК «Луч» на бортах автотранспорта предприятия, так как автомобили перемещаются по значительной территории и охватывают значительный контингент потенциальных покупателей. Можно предложить также издание настенный и маленьких календарей с изображением продукции ПК «Луч»

Наличие единого фирменного стиля и имидж при размещении рекламы и осуществление контакта с клиентами (фирменная одежда, фирменный сервис) является желательным условием.

Реклама магазинов должна осуществляться как снаружи, так  и внутри. В качестве внешних средств  рекламы магазина должны использоваться наружные уличные щиты с плакатами  и афишами: вывески, внешнее оформление магазина, наружные витрины. К основным средствам внутренней рекламы магазина предприятия относятся интерьер торгового зала, рекламные плакаты, указатели и афиши.

Необходимо разрабатывать  или усовершенствовать гибкую систему  скидок, предложить особые соглашения, включающие скидки на определенный период, при большом объеме купленной продукции, или установить цены в зависимости от форм оплаты: 1. цена за наличный расчет, 2. цена за безналичный расчет, может быть использована психологическая цена (99 руб. 99 коп.), или цена для особых мероприятий, так же предпраздничная торговля, проведение городских выставок.

Так как работа предприятия  не ритмична, и его финансовое положение  не устойчиво необходимо разработать  ряд мероприятий которые повысят  эффективность деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

3 Цель проекта

 

Главной целью дипломного проекта является выбор методов  закупочной логистики, и их использование  для повышения эффективности деятельности предприятия.

В настоящее  время в нашей стране создаются  отделы логистики, но не с той быстротой, которая нужна в условиях развивающейся рыночной экономики. Это связано с тем, что не хватает специалистов по логистике, нужно много средств и времени на подготовку или переподготовку работников данного направления. В основном, на предприятиях среднего масштаба нет отдела логистики, а все решения по поводу проведения тех или иных логистических операций принимает или отдел закупок (отдел продаж) или руководители среднего звена. Если же на предприятии и существует отдел логистики, то он имеет ограниченные функции: обеспечение транспортом, диспетчерская деятельность.

 

3.1 Создание торгового  отдела на предприятии

 

До недавнего времени  торговый отдел ПК «Луч» работал  по традиционной схеме. Служба закупок  заключала договора с поставщиками, подготавливала заказы на поставку товаров, осуществляла приемку товаров по количеству и качеству. Вопросы сбыта, прогноз спроса, способы размещения товаров в торговых залах, решались заведующими магазинов самостоятельно. При этом организационная структура торгового отдела показана на рисунке 4.

Рисунок 4 – функционально-специализированная организация торгового отдела

 

Одной из относительно новых форм снабжения является создание на фирмах центров по закупкам. При анализе факторов, влияющих на формирование состава такого центра, необходимо учитывать, что степень вовлеченности персонала фирмы в закупочный процесс меняется на различных его стадиях. Так, при первичной закупке, когда наблюдается заинтересованность в этом процессе большинства функциональных подразделений, их представители принимают участие в работе центра. По мере того как процесс закупки переходит от стадии осознания потребности в данной закупке к конечной стадии - заключению договора с поставщиком, ответственность за принятие решения переносится на руководство отделом снабжения.

Поскольку производственный кооператив «Луч» имеет большую  сеть магазинов с широкой ассортиментной линейкой, управлять которой по традиционной схеме сложно, было принято решение разделить специализацию управленческих работников не по функциям, а по категориям управления.

Рисунок 5 - Организационная структура категорийного менеджмента

 

При исследовании категории  первостепенное значение имеет изучение связей и взаимозависимостей между элементами ее структуры. Анализ операций товародвижения и технического обслуживания процесса реализации. Вопросы ценообразования и стратегического планирования ассортимента категории. При таком воздействии на категорию увеличивается товарооборот, и снижаются объемы порчи товаров.

 

Таблица 16 – Показатели реализации и иного выбытия товаров (млн.руб.)

Показатели 

2008 год

2009 год

Отклонение

Розничная реализация товаров

36295,0

40250,0

3955,0

Прочее выбытие товаров (порча)

2,6

2,3

0,3


 

Таким образом, изменение  системы работы торгового отдела принесет предприятию дополнительную прибыль в размере 3955 млн. руб., и экономию в размере 0,3 млн. руб. Экономический эффект рассчитывался по данным за первые 5 месяцев 2009 года.

 

 

3.2 Методы определения  потребностей

 

При проведении анализа  важным инструментом исследования рынка  закупок товаров являются запросы  потенциальных потребителей. Используя запросы, рынок можно сориентировать на потенциальный спрос. Кроме того, необходимо иметь в виду, что важная информация об изменениях и тенденциях развития рынка закупок сырья и материалов может быть получена на основе внутрифирменной отчетности.

Количество материалов, дата начала поставок, и продолжительность периода их поступления зависят от производственных программ компании, которые в свою очередь определяются результатами изучения рынков сбыта. Общей проблемой для большинства компаний является следующая дилемма. Как осуществить производственную программу: путем прочного, но не всегда экономически эффективного обеспечения материалами либо задерживая выпуск продукции в связи с затратами дополнительного времени на закупку экономически выгодных материалов?

Изучив рынок и остановившись  на каких-либо конкретных поставщиках, отдел закупок обязан определить потребности предприятия или фирмы в конкретных поставках. Определение потребностей основывается на стратегии управления запасами. Прежде всего, определение потребностей означает выявление товаров и услуг по их качеству, количеству в основном двумя методами: путем определения потребностей на основе заказов и планомерного определения потребностей на основе расходов.

Если потребности на основе заказов не могут быть определены или применение этого метода нецелесообразно, то используют метод определения потребности на основе расходов или прошлого опыта. Прогнозируемая потребность в этом случае определяется при помощи простейших расчетных методов. В дополнение к ним на практике часто пользуются интуитивными методами прогноза - прежде всего в тех случаях, когда расходы не подвержены сезонным колебаниям и не испытывают воздействия каких-либо внешних факторов.

Товары повседневного  спроса: молочные продукты, хлеб, колбасы, как правило, имеют небольшие сроки хранения, и потребность в их поступлении возникает от 3 до 5 раз в неделю. Потребность в остальных товарах определяется исходя из прошлого опыта с учетом изменения спроса.

Товары разового  и  постоянного потребления, требуемые  к определенному моменту, закупаются на условиях договорной поставки, оговаривающих ее точное время. При таком способе поставки объем запасов на складе уменьшается, а связанные с ним издержки сокращаются. 

Резкому снижению производственных запасов способствуют регулярные поставки таких партий материалов, которые  доставляются потребителю через определенные интервалы времени в соответствии с графиком потребности в них на тот или иной период. В целях упрощения процедуры оформления заказов и снижения накладных расходов применяются групповые поставки нескольких видов родственных товаров, приобретаемых и мелкими партиями. В этих же целях фирма стала использовать автоматизированную систему компьютерной связи.

Важнейший элемент в  политике закупок - анализ цены приобретаемых  товаров. Для анализа цены закупок, так же как и анализа стоимости собственного производства, используются различные виды расчетов:

- простой метод калькуляции  (показатель общих издержек делится  на показатель производственной  продукции);

- калькуляция по эквивалентным  показателям (издержки дробятся  по отдельным статьям и берутся усреднено);

- постоянная калькуляция  (точный учет издержек по каждой  операции на базе АСУ).

Анализ цен учитывает  также дополнительные работы и услуги, например проведение консультаций, подготовку документации, упаковку, таможенные пошлины, транспортировку и др. При этом применяются следующие виды анализа цены:

- анализ цены на  всех стадиях - от возникновения  продукта до его поступления  потребителю (постатейной калькуляцией  определяют цену нетто, включая заготовительные расходы);

- анализ цены, рассчитанной по общей стоимости произведенных работ и услуг (здесь дополнительно учитывают расходы на контроль, хранение, финансирование);

- анализ цены на  основе полезности продукта (на  базе субъективных оценочных  критериев определяется, сколько  данный продукт или услуга могут стоить на рынке);

- анализ цены при  тенденции к повышению цен  на аналогичные товары (с помощью  расщепления издержек на первичные,  используемые при расчете цены единицы продукции в настоящий момент, и последующие издержки, на основе которых производится расчет цены на определенную партию продукции);

- анализ цены (с помощью  кривой освоения новой продукции);

- анализ цены во  временном периоде (сравниваются  старое и новое коммерческое  предложение, при этом учитываются  изменения в используемом сырье, затратах, рыночных отношениях и пр.);

- анализ цены по  первичным издержкам на единицу  продукции;

- анализ с помощью  скользящих цен (применяются в  основном при разработке долгосрочных  договоров при спонтанном изменении цен);

- анализ цен на основе  открытых данных (курс валют, биржевые курсы, таможенная статистика и пр.).

При осуществлении закупок  покупатель не обязательно должен рассчитывать составляющие цены получаемого товара, однако в последнее время все чаще между покупателем и продавцом происходит обмен данными, содержащими составляющие издержек производства и другие элементы, из которых слагается цена продукта закупок. Особенно широкое применение такая практика получила при заключении долгосрочных договоров о поставках.

Таким образом, рассчитать экономический эффект от использования того или иного метода определения потребностей сложно. Но чем точнее определена потребность, тем выше будет прибыль предприятия. При этом тезис « чем больше, тем лучше» не может быть взят за основу определения потребностей ни в одной организации, так как это приводит к высоким затратам и затоваренности товарами.

Информация о работе Повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логистики