Повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание

Цель данного дипломного проекта – повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логистики.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику организации;
- провести финансово – экономический анализ деятельности;
- разработать мероприятия по внедрению методов закупочной логистики.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты закупочной логистики
1.1 Сущность и задачи закупочной логистики
1.2 Создание службы закупок на предприятии

1.2.1 Новые горизонты розничной торговли: категорийный менеджмент. Управление бизнес-единицами
2 Общая характеристика предприятия
2.1 Организационно-правовая форма, юридический статус предприятия

2.1.2 История создания предприятия

2.1.3 Характеристика учредителей предприятия. Особенности
формирования уставного фонда

2.2 Цели, задачи предприятия и основные виды деятельности
2.2.1 Цели – конкретное конечное состояние, к которому стремится
фирма
2.2.2 Производственный профиль, специализация
2.4 Анализ внешней среды предприятия. Макросреда, микросреда ___33
2.4.1 Анализ внешней среды ___________________________________33
2.4.2 Среда прямого и косвенного воздействия ____________________35
2.4.3 Основные конкуренты____________________________________36
2.5 Перспективные ниши ______________________________________36
2.6 Организационная структура управления предприятием и распределение должностных обязанностей ______________________________37
2.6.1 Структура управления ____________________________________37
2.7 Экономический анализ деятельности предприятия _____________40
2.7.1 Анализ товарооборота ____________________________________40
2.7.2 Анализ товарных запасов _________________________________41
2.7.3 Анализ использования основных фондов, торговой площади____42
2.7.4 Анализ труда и заработной платы __________________________43
2.7.5 Анализ издержек обращения ______________________________44
2.7.6 Анализ результативности финансово-хозяйственной деятельно-сти_________________________________________________________46
2.8 Анализ финансового состояния предприятия __________________47
2.8.1 Анализ структуры и динамики активов и пассивов баланса _____47
2.8.2 Анализ коэффициентов ликвидности _______________________51
2.8.3 Анализ коэффициентов финансовой устойчивости ____________53
2.8.4 Анализ коэффициентов деловой активности _________________53
2.8.5 Анализ коэффициентов рентабельности _____________________56
2.9 Перспективы развития предприятия __________________________58
3 Повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логисти-ки__________________________________60
3.1 Создание торгового отдела на предприятии ___________________60
3.2 Методы определения потребностей __________________________63
3.3 Методы выбора поставщика ________________________________66
3.4 Методы снабжения ________________________________________74
3.5 Планирование закупок _____________________________________77
3.5.1 Анализ, определение потребности и расчеты количества заказываемых товаров ______________________________________________78
3.5.2 Определение метода закупок ______________________________83
3.5.3 Закупки и организация собственного производства ___________85
4 Информационное обеспечение бизнеса _______________________________91
4.1 Понятие информационного обеспечения бизнеса _______________91
4.2 Элементы информационного обеспечения бизнеса _____________93
4.2.1 Системы автоматизации __________________________________93
4.2.2 Автоматизация торговли как залог прибыли магазина _________98
4.2.3 Экономическое решение для развития бизнеса ______________101
Заключение_______________________________________________________106

Работа состоит из  1 файл

Дипломный проект.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

 

3.3 Методы выбора поставщика

 

Важной функцией служб  снабжения различных фирм является выбор поставщика для компании. Такой  выбор осуществляется в настоящее  время в основном двумя методами. Первый метод - анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торговый агент фирмы, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика исходя, прежде всего из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие проблемы. Все вопросы обычно решаются с помощью современных средств связи, обмен официальной документацией сведен к минимуму. Второй метод заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок компании, так и на уровне взаимодействия вышеназванного отдела с отделом сбыта и отделом контроля качества продукции.

Существует и третий путь, который применяется в основном для обеспечения снабжения компании с нового, плохо изученного рынка. Подобная ситуация может сложиться в результате возникновения потребности в принципиально новых для компании товарах. Такая потребность появляется при диверсификации ассортимента и разработке принципиально новой продукции, а также осуществлении закупок по импорту или в не изученном фирмой регионе и тому подобных ситуациях. В этих случаях отдел закупок или торговый агент чаще всего обращается в фирму или бюро, выполняющее посреднические функции. Как правило, посредническая компания имеет достаточно обширную информацию о возможностях потенциальных поставщиков с точки зрения программы выпуска их продукции, ее качества, оперативности реализации полученных заказов.

Руководство фирмы давно  осознало, что планирование связей с рынком поставок имеет такое же важное значение для успешного функционирования, как и планирование рынка сбыта. В условиях насыщенности рынка закупки, проводимые фирмой, могут оказать значительное воздействие на рост ее прибыли наряду с продажей продукции. Практически новое отношение к функции снабжения реализуется через разработку плана или основных положений стратегии закупок. Политика снабжения вырабатывается на основании анализа двух аспектов: важности предполагаемой закупки и особенностей рынка поставок.

Руководство снабжением, опираясь на вышеназванные факторы, оценивает позицию фирмы по отношению  к поставщикам, проводит систематический  анализ возможностей потенциальных  поставщиков и соответствия их продукции  требованиям фирмы. На основании анализа создается набор вариантов поведения фирмы по отношению к поставщикам в конкретных рыночных зонах. Отдел снабжения при той или иной стратегии выполняет свою постоянную задачу и выявляет новые источники поставок.

В последние годы возникли некоторые новые организационные формы сотрудничества. Оформление и обработка многочисленных бланков занимают много времени, что приносит значительный ущерб заказчикам, ожидающим товары. Длительность цикла организации поставки ведет к возможным ошибкам в выполнении заказов. Некоторые ошибки обнаруживаются, только когда товары уже доставлены по назначению. Обработка этой многочисленной совокупности формуляров предполагает наличие соответствующего персонала и влечет значительные затраты.

Хранение запасов при  традиционной системе закупок предполагает наличие комплекса складов с присущими им административными издержками и затратами труда. Основные статьи издержек по содержанию складов можно сгруппировать следующим образом.

Содержание складских  помещений: а) амортизация складских  зданий; б) амортизация складского оборудования; в) затраты на профилактический ремонт; г) расходы на отопление, электроэнергию и воду; д) страхование зданий и земельный налог; е) арендная плата.

Затраты на обслуживающий  персонал: а) заработная плата складских  рабочих и служащих; б) расходы на социальные нужды рабочих и служащих.

Затраты на транспортные средства: а) амортизация; б) расходы  на топливо и энергию; в) расходы  на профилактический и текущий ремонт; г) страхование и налоги на транспортные средства.

Убытки от хранения запасов: а) охрана складов и старение материалов; б) коррозия и другие потери; в) расхождения в результатах инвентаризаций (ошибки учета отпуска и приемки); г) кражи; д) потери вследствие понижения цен; е) страхование запасов.

К основным статьям издержек по содержанию складов западные экономисты относят также потери процентов на капитал, которые можно было бы получить, если бы не пришлось снимать деньги с банковских счетов на финансирование строительства складских помещений и оснащение их соответствующим оборудованием. Перечисленные статьи издержек могут достигать значительных сумм. Поэтому система материально-технического снабжения постоянно оптимизируется, т. е. ведется поиск механизмов функционирования, которые снижали бы потребность в складах до необходимого минимума, упрощали процедуру заказа и получения предметов снабжения, ускоряли быстродействие системы. В будущем году ПК «Луч» может отказаться от аренды отдельных складских помещений за счет использования методов закупочной логистики. За счет этого арендная плата уменьшится на 84 млн. руб., или на 0,203% к обороту.

Хорошо зарекомендовала  себя система договоров с фирмами-посредниками. Структура ее имеет меньшее количество звеньев, упрощено прохождение запросов и вызванных ими материальных потоков. Система обеспечивает гораздо более короткие связи между поставщиком и потребителем продукции. Закупочные органы компании и склады разгружаются от рутинной работы. Функции отбора и доставки грузов переходят к поставщику, которым является не производитель товаров, а оптовая торговая компания, выполняющая распределительные функции, имеющая торговые склады и являющаяся посредником между промышленными предприятиями и розничными торговцами. План-график поставок составляется поставщиком и заказчиком совместно. 

Транспортные расходы  также находятся в поле зрения органов материально-технического обеспечения. Принимаются во внимание не только дальность перевозок, но и вид транспорта, скорость доставки, партионность грузов, способ их упаковки, методы перегрузки в случае смешанных сообщений. Помимо транспортных расходов значительные затраты вызывает хранение материалов. Здесь снабженческая деятельность имеет однозначную цель - обеспечить эффективное выполнение производственной задачи за счет сведения по возможности до минимума объема запасов. Необходимо отметить, что в настоящее время, в условиях отсутствия дефицита на подавляющую долю сырья, полуфабрикатов и различных комплектующих элементов в западных странах, органы снабжения не ощущают потребности в создании излишних запасов (такая потребность стихийно формируется при существовании дефицита). Тем не менее, было бы неправильно считать, что в рыночной экономике отсутствуют побудительные причины создавать излишние запасы. Конъюнктурные и сезонные колебания цен, инфляция, изменение политико-экономической обстановки в сырьевых регионах мира и другие факторы могут быть такими стимулами.

Транспортные расходы  занимают в издержках обращения  торговых предприятий значительный удельный вес. В связи с этим необходимо систематически выявлять и использовать резервы сокращения транспортных расходов за счет развития закупки товаров у местных поставщиков на льготных условиях, правильности выбора транспорта, повышения эффективности его использования, расширения централизованной доставки и кольцевого завоза товаров. Завоз товаров автомобильным транспортом в торговую сеть может производиться в порядке централизованной их доставки промышленными предприятиями и другими поставщиками или самостоятельно каждым розничным торговым предприятием. Наиболее экономичной формой доставки товаров на предприятия розничной торговли является централизованный завоз. Он улучшает процесс товародвижения, обеспечивает более производительное использование транспортных средств, снижает себестоимость перевозок грузов, сокращает численность работников, занятых транспортным процессом, и так далее. Целесообразно также проверить обоснованность взимания наценок поставщиками на возмещение расходов по централизованной доставке товаров. Наценки (нормы) возмещения затрат по централизованному завозу товаров должны быть установлены в минимальных размерах при условии рационального использования транспортных средств. На практике эти нормы нередко с избытком покрывают расходы поставщиков по централизованной доставке товаров, в том числе и убытки от непроизводительного использования транспортных средств, и обеспечивают им получение неправомерной прибыли. Все это не создает материальной заинтересованности у поставщиков для совершенствования и удешевления транспортировки товаров. Расходы, связанные с эксплуатацией собственного грузового автомобильного транспорта, отражаются на соответствующих статьях издержек обращения (в соответствии с их экономическим содержанием). Поэтому при использовании собственного автомобильного транспорта необходимо сопоставить стоимость оказанных им услуг по действующим тарифам, учтенную на счетах издержек, с фактическими затратами на его содержание. 

Рассмотрим одну из компаний, с которой у ПК «Луч» заключен договор на поставку товаров. ООО «Джина» работает на рынке замороженных продуктов уже длительное время. Эта компания осуществляет поставки замороженных продуктов нескольких производителей во многие регионы на собственном специализированном транспорте. Способ доставки товаров ООО «Джина» выбирает самостоятельно. В магазины города Кирс доставка осуществляется кольцевым завозом. Движение осуществляется из Кирова по автодороге Киров – Омутнинск – Кирс – Лесное – Белая Холуница – Слободской – Киров. Таким образом ПК «Луч» добивается снижения выше перечисленных расходов, так как имеет несколько подобных поставщиков.

Изменение условий завоза товаров, расширение их закупок у  местных поставщиков на льготных условиях, развитие централизованной доставки, совершенствование товародвижения следует также учесть при анализе издержек обращения. В отчетном году примерно на ¼ сократился самостоятельный вывоз товаров фирмой ПК «Луч» (за счет развития и совершенствования централизованной их доставки). В прошлом году транспортные расходы по самовывозу составили 51 млн. руб. Проведенный анализ показал, что при централизованной доставке товаров транспортные издержки в три раза меньше, чем при самостоятельном вывозе. Развитие централизованной доставки товаров уменьшит транспортные расходы на 9 млн. руб., что составляет 0,22% к обороту.

 Информация о динамике издержек ПК «Луч» представлена в таблице 17.

 

Таблица 17 - Динамика издержек обращения ПК «Луч»

показатель

фактически

Отклонение отчетного года

Отчетный год

2007 к 2008 году %

 

2007 год

  2008 год

2009 год     

  От 2007 года

 От 2008 года

 К 2007 году

 К 2008 году

1. Розничный товарооборот  в действующих ценах, млн. руб.

32080

36295

41377

+9297

+5082

129,0

114,0

113,1

2. общая сумма издержек  обращения, млн. руб.

4494

4993

5586

+1092

+593

124,3

111,9

111,1

3. Средний уровень издержек обращения в % к обороту

14,009

13,757

13,500

-0,509

-0,257

96,4

98,1

98,2

4. Из них материальные  и приравненные к ним расходы: а) сумма, млн.руб.

1546

1706

1891

+345

+185

122,3

110,8

110,3

б) уровень в % к обороту

4819

4700

4570

-0,249

-0,130

94,8

97,2

97,5

5. Затратоотдача, руб.:  а) всех издержек обращения (стр.1 : стр.2)

7014

7027

7051

+0,37

+0,24

105,2

103,3

101,8

б) материальных и приравненных к ним расходов (стр.1 : стр.4а)

20,75

21,27

21,88

+1,13

+0,61

105,4

102,9

102,5


 

В 2009 году средний уровень торговых расходов по сравнению с 2007 и 2008 годами соответственно снизится на 0, 509% к обороту и на 0,257% к обороту. Сумма относительной экономии издержек обращения соответственно составит 211 млн. руб. и 106 млн. руб..

Таблица 18 - Информация о составе издержек обращения ПК «Луч» (млн.руб.)

Статья издержек обращения

Фактически за 2008 год

2009 год

отклонение

сумма

В % к обороту

план

фактически

От плана

От 2008 года

сумма

В % к обороту

сумма

В % к обороту

В сумме

В % к обороту

В сумме

В % к обороту

Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организации торговли.

174

0,457

179

0,445

166

0,421

-5

-0,024

8

-0,036

Расходы на содержание сооружений, помещений и инвентаря

390

1,030

403

1,001

374

0,943

-13

-0,058

16

-0,087

Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров

18

0,042

29

0,072

15

0,044

-11

-0,028

3

+0,002

Проценты за пользование кредитами и займами

315

1,025

404

1,003

372

0,761

-89

-0,242

57

-0,264


 

Результаты проведенного анализа показали, что в будущем году по фирме ПК «Луч» можно примерно наполовину сократить самостоятельный завоз товаров (за счет развития и совершенствования централизованной доставки товаров). Транспортные расходы при централизованной доставке в три раза меньше, чем при самостоятельном завозе товаров. В 2008 году расходы по самостоятельному завозу товаров торговому предприятию составили 72 млн. руб. Следовательно, за счет развития централизованной доставки товаров издержки обращения в 2009 году можно сократить на 24 млн. руб., что составляет 0,058% к обороту.

Таким образом, применение методов выбора поставщика принесет предприятию экономию в размере 117 млн. руб. В том числе: снижение арендной платы на 84 млн. руб., снижение транспортных расходов на 9 млн. руб., снижение издержек обращения на 24 млн. руб.

 

3.4 Методы снабжения

 

В условиях развитого  рынка главная проблема логистического звена снабжения заключается в том, что рыночная потребность постоянно изменяется в промежутке времени между началом поставок и использованием компонентов. Это приводит к ситуации, когда сроки поставок могут быть отодвинуты из-за того, что большое количество товара накоплено на складах, но не имеют покупательского спроса, в то время как другие товары отсутствуют.

Информация о работе Повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логистики