Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 22:51, курсовая работа
Цель данного дипломного проекта – повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логистики.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику организации;
- провести финансово – экономический анализ деятельности;
- разработать мероприятия по внедрению методов закупочной логистики.
Введение
1 Теоретические аспекты закупочной логистики
1.1 Сущность и задачи закупочной логистики
1.2 Создание службы закупок на предприятии
1.2.1 Новые горизонты розничной торговли: категорийный менеджмент. Управление бизнес-единицами
2 Общая характеристика предприятия
2.1 Организационно-правовая форма, юридический статус предприятия
2.1.2 История создания предприятия
2.1.3 Характеристика учредителей предприятия. Особенности
формирования уставного фонда
2.2 Цели, задачи предприятия и основные виды деятельности
2.2.1 Цели – конкретное конечное состояние, к которому стремится
фирма
2.2.2 Производственный профиль, специализация
2.4 Анализ внешней среды предприятия. Макросреда, микросреда ___33
2.4.1 Анализ внешней среды ___________________________________33
2.4.2 Среда прямого и косвенного воздействия ____________________35
2.4.3 Основные конкуренты____________________________________36
2.5 Перспективные ниши ______________________________________36
2.6 Организационная структура управления предприятием и распределение должностных обязанностей ______________________________37
2.6.1 Структура управления ____________________________________37
2.7 Экономический анализ деятельности предприятия _____________40
2.7.1 Анализ товарооборота ____________________________________40
2.7.2 Анализ товарных запасов _________________________________41
2.7.3 Анализ использования основных фондов, торговой площади____42
2.7.4 Анализ труда и заработной платы __________________________43
2.7.5 Анализ издержек обращения ______________________________44
2.7.6 Анализ результативности финансово-хозяйственной деятельно-сти_________________________________________________________46
2.8 Анализ финансового состояния предприятия __________________47
2.8.1 Анализ структуры и динамики активов и пассивов баланса _____47
2.8.2 Анализ коэффициентов ликвидности _______________________51
2.8.3 Анализ коэффициентов финансовой устойчивости ____________53
2.8.4 Анализ коэффициентов деловой активности _________________53
2.8.5 Анализ коэффициентов рентабельности _____________________56
2.9 Перспективы развития предприятия __________________________58
3 Повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логисти-ки__________________________________60
3.1 Создание торгового отдела на предприятии ___________________60
3.2 Методы определения потребностей __________________________63
3.3 Методы выбора поставщика ________________________________66
3.4 Методы снабжения ________________________________________74
3.5 Планирование закупок _____________________________________77
3.5.1 Анализ, определение потребности и расчеты количества заказываемых товаров ______________________________________________78
3.5.2 Определение метода закупок ______________________________83
3.5.3 Закупки и организация собственного производства ___________85
4 Информационное обеспечение бизнеса _______________________________91
4.1 Понятие информационного обеспечения бизнеса _______________91
4.2 Элементы информационного обеспечения бизнеса _____________93
4.2.1 Системы автоматизации __________________________________93
4.2.2 Автоматизация торговли как залог прибыли магазина _________98
4.2.3 Экономическое решение для развития бизнеса ______________101
Заключение_______________________________________________________106
Торговые предприятия в логистике не рассматриваются, хотя торговля – это обязательное звено между производителем и потребителем. Поэтому рассмотрим методы снабжения, применяемые на производстве.
В последние десятилетия разработан ряд методов снабжения, ориентированных на конкретную потребность:
- метод «канбан» (разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает потребность, которая исходит из конечного монтажа);
- система планирования потребности в материалах, охватывающая планирование на трех уровнях: на первом уровне осуществляется программное планирование, затем - распределение материалов и управление закупками (здесь фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования и возникает замкнутая система);
- метод «точно в срок», с помощью которого в результате частых («дробных») поставок резко сокращаются накопленные запасы;
- система снабжения
по запросам, по которой с поставщиками
заключаются типовые контракты
на длительный период существов
- метод прогнозных показателей (спрос на большие партии закупок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводится в соответствие со спросом);
- электронно-информационный
метод коммуникации клиента и
поставщика на основе передачи
необходимых данных, когда запрос
поступает в виде заказа, а
данные о поставке и
Правильной ориентации политики закупок служит ряд мероприятий, устанавливающих связь между сбытом и потребностью в товарах. Для своевременной закупки товаров составляется прогноз сбыта, если он не обеспечен заказами клиентов. Прогноз - это исходное звено последующей плановой цепи на предприятии. Тщательность его составления имеет важное значение для определения размера запасов, готовности к поставкам и затрат на приобретение продукта и его сбыта. На основе прогноза составляется план сбыта.
Условно все способы организации поставок можно поделить на традиционные и оперативные. Наиболее перспективным и характерным способом оперативного снабжения является метод «точно в срок». Метод возник в середине 1950-х годов в Японии и получил широкое распространение сначала в Японии, а затем в Европе и США. Многие американские компании модифицировали идею снабжения «точно в срок» и внедрили собственные разновидности под различными названиями – «система производства с нулевыми запасами», «материалы по потребности» и пр. Однако смысл оперативного снабжения остается прежним: закупка по долгосрочному контракту и поставка предметов снабжения, минуя промежуточные склады, прямо в торговый зал. Так, например, в традиционном снабжении закупка осуществляется большими партиями с менее частыми поставками, а в оперативном - мелкими партиями и частыми поставками. При оценке поставщика традиционными методами внимание уделяется качеству товара, организации поставки и цене (при этом допускается до 2% брака). В оперативной системе при прочих равных условиях брак совершенно недопустим. Главная цель переговоров и заключения контракта в традиционном снабжении - минимально возможная цена, а в оперативном - достижение высокого качества товара путем подписания долгосрочного контракта и установления приемлемой цены.
Выбор поставщика в традиционной системе предполагает наличие множества источников, а в оперативной - чаще всего имеется единственный источник поставки данного товара по долгосрочному контракту. Приемочный контроль традиционно организует покупатель, он же несет за него ответственность. В новой системе счетный и приемочный контроль сокращены (а в идеале ликвидированы вовсе). Традиционной целью выбора способа транспортировки было обеспечение низкой цены на транспорт и надежность вывоза, при этом график вывоза составлял поставщик. В новой системе обращается внимание, как на вывоз, так и на ввоз грузов; поставки осуществляются, как правило, в рассрочку, график поставок составляет покупатель.
Оформление документов - процедура, требующая много времени и согласований при традиционном подходе, когда изменения даты и размера поставки влекут за собой новый заказ на поставку. При оперативной системе документации меньше, время и размер поставок согласуются по телефону. Условия на упаковку товара также меняются. Согласно традиционному подходу упаковка каждого вида продукции и их нумерация обычно производятся при отсутствии четкой характеристики содержания товара. В новых же условиях для упаковки используются стандартные контейнеры небольшого размера, которые содержат точное количество товара.
За счет использования поставок «точно в срок» в магазинах высвобождаются некоторые складские помещения. В нескольких торговых точках уже проведен ремонт и освободившиеся площади отведены под торговые залы. Планируется провести ремонт и в других торговых точках. Рост товарооборота за счет дополнительных торговых площадей в 2009 году составит 906 млн. руб.
3.5 Планирование закупок
Логистика закупок (снабжения), являясь первой логистической подсистемой, представляет собой процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо знать, какие именно материалы необходимы для производства продукта, составить план закупок, обеспечивающий согласованность действий всех отделов и должностных лиц предприятия по решению следующих задач снабжения:
- анализ и определение
потребности, расчет
- определение метода закупок;
- согласованность цены и заключение договора;
- установление контроля за количеством, качеством и сроками поставок;
- организация размещения товаров на складе.
Эффективное планирование и информационное логистическое обслуживание позволяют также снять противоречие между необходимостью бесперебойного снабжения производства и минимизацией складских запасов.
3.5.1 Анализ, определение
потребности и расчеты
В процессе планирования закупок необходимо определить: какие товары требуются; количество товаров; время, когда они понадобятся; возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары; требуемые площади складских помещений предприятия; издержки на закупки; возможности организации самостоятельного производства некоторых товаров на предприятии.
Существует множество методик определения того, сколько необходимо закупать товаров и с какой периодичностью они должны поступать от поставщиков, но все они требуют информации о том, как использовались аналогичные товары в прошлом. Например, в прошлом году было использовано 1000 единиц товара, что за неделю составило:
1000 : 52 = 19 единиц.
Это количество может быть использовано в будущем.
Потребность в товарах можно рассчитать, рассматривая определенную программу товарооборота. В этом случае речь идет о зависимом спросе, который рассчитывается при помощи методики MRP-1 (планирование потребности в товарах). Принцип ее прост. Исходная точка - это предсказуемый или известный спрос на конкретный товар. При этом должно быть известно время поставок товаров и время их производства на собственном предприятии. Далее, исходя из времени поставок конечного продукта потребителю определяют брутто-потребность в поставляемых и производимых самостоятельно товарах. Брутто-потребность переводится затем в нетто-потребность. При этом учитывают:
- наличный запас;
- плюс заказанные товары и запланированное собственное производство;
- минус заказ, предназначенный для предыдущей партии товаров.
На основании данных расчета определяют время выполнения заказа. Это время с момента подачи заказа до момента поставки продукта. Преимущество применения методики планирования потребности в товарах заключается в том, что закупки и производство планируются исходя из потребностей в конечном продукте.
Если спрос потребителей колеблется, следует пользоваться методом сглаживания таких колебаний. Применение этого метода целесообразно в случаях регулярно повторяющихся (например, сезонных) колебаний спроса на конечный продукт. Сглаживание достигается сравнением фактического потребления в предшествующем периоде с прогнозными значениями, рассчитанными для этого же периода:
(10)
Прогнозные значения
в отдельные периоды
В логистике используются и другие методы определения потребности в материалах: детерминированный; стохастический; эвристический. Первый используется, когда известны определенный период выполнения заказа и потребность в материалах по количеству и срокам. Второй - когда основой для расчета являются математико-статистические методы, дающие ожидаемую потребность. С помощью третьего метода потребность определяется на основе опыта работников.
Все рассмотренные методы определения количества, сроков и периодичности закупок имеют свои достоинства и недостатки с точки зрения точности, затрат времени, стоимости услуг или определения потребностей в материалах. Их выбор зависит от: профиля фирмы; возможностей заказчика; типа изделий; наличия и вида складов; системы контроля за состоянием запасов.
Анализ поступления товаров проводят по торговому предприятию в целом, по отдельным товарным группам и товарам, источникам поступления, поставщикам, а также в разрезе торговых предприятий (магазинов) – получателей товаров. При этом используют как стоимостные, так и натуральные показатели. Применение натуральных показателей и данных о средних розничных ценах на товары позволяет с большей глубиной проанализировать выполнение плана поступления товаров по ассортименту и качеству, определить влияние ценового фактора на стоимость поступивших товаров. Оценка выполнения плана и динамики поступления товаров должна проводиться не только за год и по кварталам, но и нарастающим итогом с начала каждого квартала и года.
Проводя анализ поступления товаров в разрезе товарных групп, необходимо изучить, как на розничном торговом предприятии соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары. Если будет выявлено, что по товарам достаточного ассортимента план поступления недовыполнен и имелись перебои в торговле, то работу магазина нельзя оценить положительно. Если будет установлено, что темпы роста поступления товаров значительно опережают темпы увеличения розничного товарооборота, то это значит, что часть поступивших товаров находится в товарных запасах и необходимо определить причины этих негативных явлений, принять меры по улучшению товароснабжения и оптимизации товарных запасов.
Торговое предприятие обеспечило высокие темпы роста поступления товаров в действующих ценах. Однако в сопоставимой оценке по ряду товарных групп и товаров объем их поступления уменьшился. В результате возможности роста физического объема товарооборота сократились на 345 млн. руб., что составляет 0,9 % к объему поступления товаров в сопоставимых ценах за отчетный год.
Особое внимание уделяют изучению источников поступления товаров. В условиях формирования рыночных отношений торговые предприятия получили большие права и возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов путем закупки товаров непосредственно у производителей (государственных и частных промышленных предприятий, колхозов, совхозов, других производителей товаров) и по импорту. В связи с этим возрастает значимость инициативы и предприимчивости торговых работников в изыскании дополнительных товарных ресурсов. Проводя анализ, необходимо установить, от каких поставщиков и в каком объеме закупались товары в отчетном и прошлых годах, какие имеются возможности расширения их закупки в будущем, особенно на льготных условиях (в порядке консигнации, оплаты поступивших товаров спустя определенное время после их реализации и т.п.).
Для анализа и оценки поступления товаров в стоимостном и натуральном выражении составляют специальные аналитические таблицы, по данным которых можно глубоко изучить товароснабжение. Используя данные о поступлении отдельных товаров и товарных групп в стоимостном и натуральном выражении, можно рассчитать потоварные средние розничные цены и измерить влияние ценового фактора на размер товарных ресурсов. Средние цены определяют делением розничной стоимости поступивших товаров на их количество. Далее отклонение от плана или в динамике по средней розничной цене товара (товарной группы) умножают на фактическое количество поступившего товара за отчетный период и в результате определяют влияние ценового фактора на розничную стоимость поступившего товара.
Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. В процессе анализа изучают степень выполнения договоров поставки по общему объему, ассортименту и качеству товаров, срокам поступления, условиям транспортировки, упаковки, выявляют случаи нарушения договорных обязательств, если они имели место, и устанавливают их причины, а главное принимают меры по соблюдению договорных обязательств в будущем, улучшению товароснабжения. Нарушения выполнения договоров поставки товаров могут быть по вине поставщиков (несвоевременное заключение договоров и согласование спецификаций, нарушение договорных обязательств по объему, ассортименту и качеству поставляемых товаров, срокам отгрузки и другим условиям их поставки) или по вине розничных торговых предприятий (несвоевременное заключение договоров и представление поставщикам разнарядок и заявок на поставку товаров, отказ от заказанных товаров, нарушение действующего порядка расчетов и т.д.) В первом случае необходимо проверить, приняло ли торговое предприятие все необходимые меры воздействия на поставщиков, предусмотренные законом и договорами, по устранению и предупреждению недостатков в поставке товаров. Во втором случае следует установить причины и конкретных виновников, приведших к ухудшению товароснабжения. Причины нарушений договоров поставки товаров изучают по данным оперативного учета их выполнения, претензионным делам и другим источникам информации.
Важным вопросом является изучение частоты и своевременности завоза товаров. Несвоевременная поставка товаров по месяцам, декадам и отдельным дням, а по некоторым из них и по часам отрицательно сказывается на выполнении плана и динамики товарооборота, торговой деятельности магазинов. В то же время равномерный и частный завоз товаров обеспечивает сохранение их качества и нормализует товарные запасы. На практике еще нередки случаи, когда преобладающая часть товаров поступает в магазины в конце отчетного периода (года, квартала, месяца) при недопоставке их в начале. Для оценки равномерности поставки товаров изучают выполнение плана поступления по кварталам, месяцам, декадам, а по продовольственным товарам — по отдельным дням и даже часам. При этом составляют специальные аналитические таблицы, исчисляют и изучают коэффициенты вариации и равномерности (в разрезе поставщиков, магазинов — получателей товаров, товарных групп).