Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 22:51, курсовая работа
Цель данного дипломного проекта – повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логистики.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику организации;
- провести финансово – экономический анализ деятельности;
- разработать мероприятия по внедрению методов закупочной логистики.
Введение
1 Теоретические аспекты закупочной логистики
1.1 Сущность и задачи закупочной логистики
1.2 Создание службы закупок на предприятии
1.2.1 Новые горизонты розничной торговли: категорийный менеджмент. Управление бизнес-единицами
2 Общая характеристика предприятия
2.1 Организационно-правовая форма, юридический статус предприятия
2.1.2 История создания предприятия
2.1.3 Характеристика учредителей предприятия. Особенности
формирования уставного фонда
2.2 Цели, задачи предприятия и основные виды деятельности
2.2.1 Цели – конкретное конечное состояние, к которому стремится
фирма
2.2.2 Производственный профиль, специализация
2.4 Анализ внешней среды предприятия. Макросреда, микросреда ___33
2.4.1 Анализ внешней среды ___________________________________33
2.4.2 Среда прямого и косвенного воздействия ____________________35
2.4.3 Основные конкуренты____________________________________36
2.5 Перспективные ниши ______________________________________36
2.6 Организационная структура управления предприятием и распределение должностных обязанностей ______________________________37
2.6.1 Структура управления ____________________________________37
2.7 Экономический анализ деятельности предприятия _____________40
2.7.1 Анализ товарооборота ____________________________________40
2.7.2 Анализ товарных запасов _________________________________41
2.7.3 Анализ использования основных фондов, торговой площади____42
2.7.4 Анализ труда и заработной платы __________________________43
2.7.5 Анализ издержек обращения ______________________________44
2.7.6 Анализ результативности финансово-хозяйственной деятельно-сти_________________________________________________________46
2.8 Анализ финансового состояния предприятия __________________47
2.8.1 Анализ структуры и динамики активов и пассивов баланса _____47
2.8.2 Анализ коэффициентов ликвидности _______________________51
2.8.3 Анализ коэффициентов финансовой устойчивости ____________53
2.8.4 Анализ коэффициентов деловой активности _________________53
2.8.5 Анализ коэффициентов рентабельности _____________________56
2.9 Перспективы развития предприятия __________________________58
3 Повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логисти-ки__________________________________60
3.1 Создание торгового отдела на предприятии ___________________60
3.2 Методы определения потребностей __________________________63
3.3 Методы выбора поставщика ________________________________66
3.4 Методы снабжения ________________________________________74
3.5 Планирование закупок _____________________________________77
3.5.1 Анализ, определение потребности и расчеты количества заказываемых товаров ______________________________________________78
3.5.2 Определение метода закупок ______________________________83
3.5.3 Закупки и организация собственного производства ___________85
4 Информационное обеспечение бизнеса _______________________________91
4.1 Понятие информационного обеспечения бизнеса _______________91
4.2 Элементы информационного обеспечения бизнеса _____________93
4.2.1 Системы автоматизации __________________________________93
4.2.2 Автоматизация торговли как залог прибыли магазина _________98
4.2.3 Экономическое решение для развития бизнеса ______________101
Заключение_______________________________________________________106
Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.
Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков, и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.
Вступая в
хозяйственную связь с
Отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков. Утверждение договоров с этими поставщиками, разрешение предварительной оплаты намеченной к поставке продукции осуществляется по упрощенной схеме. Если же намечается заключение договора с поставщиком отсутствующим в названном списке, то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия.
1.4.2 Создание стратегических альянсов с поставщиками
Исторически взаимодействие розничного торговца с производителем базировалось на минимизации затрат и стремлении максимально удовлетворить запросы покупателя. С течением времени становилось очевидным, что устойчивые отношения между производителем (поставщиком) и торговцем, основанные на взаимном доверии, гораздо выгоднее в стратегическом плане, чем получение сиюминутной прибыли. Осознав, что более тесное сотрудничество между участниками рыночных отношений повышает эффективность всей системы товароснабжения и создает большую ценность для покупателя, связи между производителем и торговцем перерастают в партнерские отношения.
Итогами такого сотрудничества стало внедрение штрихового кодирования продуктов; унифицированной маркировки коробок и системы их кодирования; системы межкомпьютерного соединения, объединяющего все линии передачи данных для электронной обработки информации; стандартизированных поддонов и др… Благодаря введению унифицированных процедур повторного заказа и повышению надежности в соблюдении установленного времени поставок, резко сокращается число отсутствующих товаров в магазинных запасах. К другим достижениям в области повышения эффективности работы на основе указанного сотрудничества относится внедрение стандартизированных контрактных форм и условий.
Но в условиях динамично развивающегося потребительского рынка для достижения конкурентоспособности требуется нечто большее, чем оптимизация логистических процессов. Производство и торговля были вынуждены сообща решать вопросы оформления продукции, содействия продажам, а иногда и улучшения потребительских свойств продукции и ее представления покупателям, т. е. разрабатывать совместные планы. На этой основе была разработана система совместного категорийного менеджмента, при котором поддержание заранее согласованного ассортимента осуществляется самими производителями.
Сегодня сотрудничество между торговцем и поставщиком уже не ограничивается формированием ассортимента; долгосрочные партнерские отношения, как правило, перерастают в стратегические альянсы, когда производитель разрабатывает и производит товар для нужд конкретного торгового предприятия. Для российского рынка это пока еще новая концепция, которая получит распространение только тогда, когда на рынке появятся не столько крупные, сколько мобильные и легко адаптирующиеся производители. Однако уже сегодня можно найти и «привязать» стабильное предприятие-производителя, для которого заказы от торгового предприятия (или сети) будут составлять значительную часть общего сбыта. Взаимодействие с таким производителем должно строиться на основе взаимной выгоды и включать следующие основные этапы:
- по стабилизации
качества продукции
- по постоянному
росту оборота продукции
- по достижению приемлемых объемов реализации — выпуск на предприятии продукции под собственной маркой сети (private brand).
- по работе на эксклюзивных условиях, обеспечивающих перераспределение издержек в пользу торгового предприятия.
Таким образом, одним из основных эффектов взаимодействия с поставщиками и наиболее действенным приемом завоевания рынка является торговля товарами, которые можно встретить только в данной сети. Эти товары дешевле обходятся, так как производятся и поставляются на эксклюзивных условиях. В стоимости такого товара отсутствуют расходы на рекламу в СМИ, на дистрибуцию у производителя и некоторые другие традиционные статьи издержек. По каждому наименованию, вновь вводящемуся в ассортимент, с поставщиком проводится работа, включающая уточнение потребительских свойств, выбор названия, создание упаковки, привлекательной и в то же время по размерам идеально вписывающейся в складское и торговое оборудование. Поэтому такие товары более технологичны для конкретной сети, чем бренды от производителя. Кроме того, индивидуализированный ассортимент не позволяет проводить прямое сравнение цен в разных предприятиях. Таким образом, партнерство в целях поставок имеет тенденцию к большей продолжительности, к принятию на себя больших коллективных обязательств, так как ведет к созданию дополнительных ценностей во всей системе товародвижения.
2 Общая характеристика предприятия
2.1 Организационно-правовая форма, юридический статус предприятия
Название предприятия: производственный кооператив «Луч».
Адрес предприятия: г. Кирс, Кировской области, Верхнекамского района, улица Ленина – 15. телефон – 2-17-41.
Руководитель предприятия: Председатель Владыкина Антонина Витальевна.
Банковские реквизиты: ИНН 4305000010.
Р/счет: 40702810427460100119 Кировское ОСБ № 8612.
Юридический статус: Производственный кооператив.
Размер первоначального капитала: 84114 тысяч рублей.
Месторасположение: Россия, Кировская область, Верхнекамский район, город Кирс.
Численность работающих: 250 человек.
2.1.2 История создания предприятия
В 1992 году на базовой платформе Кирсинского торга был создан Производственный кооператив «Луч». Изначально данное предприятие занималось торгово-закупочной деятельностью, производило розничную и оптовую торговлю товарами народного потребления.
Позднее старые сложившиеся отношения пошли на снижение, и при рыночной экономике появилась необходимость вести работу по-новому. Организация была вынуждена провести акционирование предприятия, после чего появилось ОАО «Луч».
Для того, чтобы в рыночной экономике можно было выжить стали осваивать новые производства для получения наибольшей прибыли и для создания новых рабочих мест.
Были открыты следующие производства:
1) открыли пекарню по выпечке хлеба;
2) развернули сеть общественного питания: рабочие столовые, столовые в учебных заведениях, бар с игровым залом.
3) увеличили сеть магазинов, среди которых открыли магазины с круглосуточным режимом работы;
4) открыли кондитерский цех по изготовлению мелкоштучных кондитерских изделий;
5) открыли швейный комбинат по пошиву постельного белья, по пошиву верхней одежды, трикотажный цех, меховой цех, мастерскую по ремонту обуви.
2.1.3 Характеристика учредителей предприятия. Особенности
формирования уставного фонда
Особенности формирования уставного капитала рассмотрены в разделе 5 Устава общества «Уставный капитал». Размещение акций, облигаций и иных ценных бумаг общества, согласно которому:
фирма
Цели имеют большое значение, потому что: цели это основы для разработки планов; это основа для построения структуры фирмы; это точка отсчета при контроле и оценке работы подразделений, менеджеров.
Цели бывают краткосрочные и долгосрочные.
Краткосрочные принимаются на один год, а долгосрочные – на несколько лет. Они менее точны. Среднесрочные (промежуточные) цели разрабатываются тогда, когда есть в них необходимость.
Каждая фирма имеет свои цели, но некоторые из них могут совпадать с целями других фирм. А именно: повышение доходов, снижение издержек, работа с потребителями, потребности сотрудников и прочее.
Цели исследуемой организации: увеличение товарооборота, повышение доходов, снижение издержек производства, переоборудование нашей пекарни, качество выпускаемой продукции, культура обслуживания, развитие дополнительных услуг, захват большей доли рынка, путем соотношения двух показателей – «цена-качество».
2.2.2 Производственный профиль, специализация
В соответствии с Уставом общества, ее основной целью деятельности является получение прибыли в интересах акционерного общества.
Основными видами деятельности являются:
Экономический потенциал предприятия. Исследование динамики основных показателей развития предприятия за три последних года.
Динамику показателей
развития предприятия можно
Таблица 1 - Основные показатели развития ПК «Луч»
Основные показатели |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Оборот (выручка) (млн.руб.) |
56,3 |
62,0 |
85,0 |
Выпуск собственной продукции (млн.руб.) |
6,3 |
9,0 |
10,0 |
Себестоимость продукции (млн.руб.) |
48,7 |
54,0 |
76,0 |
продолжение таблицы 1
Основные показатели |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Прибыль от реализации (млн.руб.) |
7,6 |
8,0 |
9,0 |
Стоимость активов (млн.руб.) |
4985,0 |
5590,5 |
5758,9 |
Стоимость основных производственных фондов (тыс. руб.) |
8727 |
8977 |
9177 |
Общехозяйственные расходы (млн.руб.) |
2580,4 |
2960,3 |
3312,0 |
Среднегодовая численность работников (чел.) |
240 |
245 |
242 |
Среднемесячная заработная плата работников (руб.) |
4600 |
5400 |
10600 |
2.2.3 Стратегия хозяйственной деятельности. Краткосрочные,
среднесрочные и долгосрочные аспекты
Производственные кооператив «Луч» ежегодно разрабатывает программу развития предприятия. Среди основных задач главными были определены следующие:
а) освоение новых рынков. Планируется завоевать еще большую часть сегмента рынков на которые нацелено предприятие, а так же нахождение новых рынков сбыта товаров и услуг и последующее обоснование на этих рынках;
б) реконструкция производства и внедрение новых технологий. Здесь предполагается в значительной степени обновить производственные мощности и оборудование, внедрение новых технологий в культуру обслуживания и в работу общественного питания;
в) дальнейшее повышение профессионального уровня работников. Планируется увеличить общий профессиональный уровень всех работников предприятия с целью повышения качества выпускаемой ими продукции и с целью культурного обслуживания населения;
г) внедрение новых методов управления производством. Реализация этого пункта позволит в значительной степени снизить издержки производства, повысить эффективность процесса управления, увеличить качества товаров и услуг и так далее.
2.3 Характеристика продукции, услуг
1) Розничная торговля товарами народного потребления широкого ассортимента продовольственного и непродовольственного назначения.
2) Оказание транспортных услуг в пределах Кировской области и района.
3) Пошив и реализация через сеть магазинов швейных изделий и изделий изготовленных из трикотажных материалов, в частности из давальческого сырья.