Повышение эффективности управления информационным обеспечением органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:54, дипломная работа

Описание

Объектом исследования является Министерство Культуры Республики Татарстан. В этой организации, так же как и во всех организациях существует информационная системы, на основе локальной вычислительной сети. Необходимо оценить уже достигнутые результаты и определить круг нерешённых задач.
Исходя, из поставленной цели дипломной работы в исследуемой организации необходимо решить взаимосвязанный комплекс задач:
1. Изучить теорию и методику информационного обеспечения управления организациями.
2. Выявить особенности информационного обеспечения управления в Министерстве Культуры Республики Татарстан.
3. Предложить меры по повышению эффективности информационного обеспечения управления в Министерстве.

Содержание

Введение………………………………………….…………………………..………....3
1 Информационное обеспечение управления как предмет исследования.……........6
1.1 Информационное обеспечение управления организацией……………..........6
1.2 Механизм информационного обеспечения управления организацией.........10
1.3 Специфика информационного обеспечения управления в госструктурах...14
2 Особенности информационного обеспечения управления в государственных
структурах……………………………………………………………………...….…..28
2.1 Характеристика Министерства культуры республики Татарстан……….....28
2.2 Анализ информационного обеспечения управления в Министерстве
Культуры Республики Татарстан……………………………………………….. 42
3 Пути повышения эффективности информационного обеспечения в
управлении Министерстве Культуры РТ…………………………………..……......53
3.1 Опыт использования информационного обеспечения управления государственными структурами в России…………………………………....….53
3.2 Программа повышения эффективности информационного обеспечения в Министерстве культуры………………………….………………………………..57
Заключение…………………………………….………………………………….…..65
Список использованных источников и литературы….……………………….........68
Приложение……………………………………………….………………………......71

Работа состоит из  1 файл

диплом готовый (2).doc

— 639.50 Кб (Скачать документ)

В этой связи мне интересен опыт зарубежных стран в работе с электронным правительством. Идея о создании электронного правительства возникла еще в 1990 г. Активную работу по его внедрению ведут многие развитые государства. По такому показателю, как инновации в области электронного правительства, уже который год подряд впереди планеты всей находится Канада. Следом за ней, в списке лидеров, Латвия, Сингапур и США, а их возможные соперники (в порядке уменьшения общего показателя зрелости онлайновых служб) – Австралия, Дания, Великобритания, Финляндия, Гонконг, Германия, Ирландия, Нидерланды, Франция, Норвегия.

Лидерство Канады объясняется тем, что Канада одной из первых в мире приступила к решению проблемы открытого доступа к информации государственных структур. Еще в 1994 г. правительство страны выпустило документ «Проект предоставления услуг государственными органами при помощи информационных технологий». Он предусматривал создание в масштабах всего государственно упростить и ускорить обслуживание населения при одновременном снижении расходов налогоплательщиков. Проект получил условное международное название «E-Government», или «электронное правительство».

Канада поставила перед собой задачу за пять лет построить электронное правительство. Было решено разбить проект на три этапа, по прохождении каждого из которых государство поднимается на качественно новый уровень электронных взаимоотношений с гражданами:
• уровень 1 (2000):

– реализация основных принципов управления информацией;

– ввод, организация, отображение, обновление, архивирование и списание информации внутри министерств и ведомств;
• уровень 2 (50% – 2002, 100% – 2004):

– расширение системы;

– акцент на коллективном использовании и обмене информацией между различными правительственными организациями;

• уровень 3 (2004+):

– межведомственные сквозные бизнес-процессы.

        При построении системы был применен модульный принцип, и система была разделена на четыре контура:

- Сайт Канады, предоставляющий доступ к GOL-контексту;

- Информационный портал, состоящий из подпорталов, старых и совместно используемых систем;

- Промежуточное ПО, состоящее из поисковой машины, системы автоматизации бизнес-процессов, систем интеграции приложений и данных;
- Инфраструктурное ПО, состоящее из системы управления бумажными и электронными документами, электронного хранилища и СУБД.

В результате на сегодняшний день создан мощнейший информационный портал, объединяющий до 500 интернет-сайтов различных министерств и ведомств, что позволяет не только увидеть работу всей канадской власти, но и напрямую взаимодействовать с нею.

Целевой аудиторией ЭП в зарубежных странах являются:

1) специалисты в области государственной политики (политики, государственные служащие, представители судебной власти, эксперты, неправительственные и правозащитные организации);

2) средства массовой информации и широкая Интернет-публика;

3) граждане различных организаций и предприятий. [24, c. 134]

Подводя итог по данной главе  можно сделать выводы о том, что  Министерство РТ является органом исполнительной власти Республики Татарстан отраслевой компетенции, реализующим государственную политику и регулирующим отношения в сфере культуры, искусства, кинематографии, охраны и использования объектов культурного наследия. Министерство выполняет ряд полномочий и функций контроля, которые регламентируются действующим законодательством. Министерство Культуры РТ в пределах определенных его компетенцией, взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовой формы по видам экономической деятельности .

При решении своих внутренних и внешних информационных задач Министерство часто опирается на Электронное Правительство, созданное недавно в Республике Татарстан, которое в большей степени учитывает интересы граждан организаций и предприятий и дают им более широкие возможности для участия в выработке государственной политики. В результате такого взаимодействия образуется новая более эффективная форма самоорганизующегося гражданского общества, смягчается конфронтация государства и общества, правительства и оппозиции. В настоящее время Министерство на стадии реализации ряда программ, направленных на повышение уровня информатизации.

 

3.     ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РТ.

 

3.1 Опыт использования информационного обеспечения управления государственными структурами в России

              Созданная ранее система информационных связей перестала в полной  мере соответствовать современным  требованиям.  Это  объясняется,  прежде  всего, тем, что  переход страны к рыночной экономике потребовал  нового  подхода  к информационной   и    информационно-аналитической    поддержке    в    сфере государственного управления. Информация стала  рассматриваться  как  ресурс, без  которого  нельзя   использовать   современные   технологии   и   методы управления. В  связи  с  этим  информационная  система  государственного управления постоянно  видоизменяется,  совершенствуется,  приобретает  новое качество.

Прежде  всего,  это  достигается  за  счет  использования  современных

автоматических информационных систем управления, новой компьютерной  техники и  других  средств  коммуникации.  В  данный  момент  сдвиги  в  техническом оснащении рабочих мест в системе государственного управления, на лицо,  хотя полностью потребность в компьютеризации будет удовлетворена еще не скоро.

В зависимости от возможностей технических средств  выделяют  механизированные, автоматические и автоматизированные  информационные  системы  в  управлении. Распространение получают комбинированные информационные системы,  сочетающие механические  средства  ручного   обращения   с   информацией,   электронно-вычислительную технику и  человеческий  разум.  Есть  несколько  направлений деятельности  по  формированию  таких  систем.   Одно   –   чисто   технико-технологическое, решаемое кибернетиками и другими  специалистами  в  области электронно-вычислительной техники и информатики.  Другое  –  непосредственно управленческое  –  состоит  в  стандартизации  и  унификации  управленческой информации,  и  продвижение  по  нему  идет  пока  медленно.  В   результате существуют как бы две подсистемы в управлении, недостаточно связанные  между собой: 

- подсистема  управленческой  информации,  которая  обрабатывается   в  ручную,  передается   обычными   почтовыми,   телеграфными   и   телефонными средствами,  выражается  часто  в  произвольной  форме   и   субъективистски ориентированным  содержанием; 

- вторая подсистема приспособлена   к   условиям   и требованиям электронно-вычислительной техники, обрабатывается  и  передается ею.

              Информатика  как  новая  механизированная  технология  сбора,  передачи, переработки  и  использования  информации,  основанная  на  новейших  ЭВМ  и периферийных устройствах, средствах коммуникации и взаимосвязях  человека  с информацией, занимает  незначительное  место  в  информационном  обеспечении государственного  управления.  Третье   направление   связано  с  тем,   что информация в государственном управлении при обработке и хранении  ее  любыми средствами во многом имеет правовой характер, основана на правовых нормах  и часто служит юридическим основанием  для  принятия  управленческих  решений.

Сегодня  имеется  возможность  не  только  давать  информацию  на  обработку машинам и  потом  пользоваться  подготовленными  ими  материалами,  а  через информационную систему, точнее, через средства информатики  вырабатывать  и реализовывать  целеполагающие,  организующие  и  регулирующие   воздействия, получать и оценивать  отчетную,  учетную  и  контрольную  информацию,  вести прямой разговор с иными управляющими и управляемыми компонентами. Для  этого надо юридически решить вопросы о непосредственном сочленении  информационной системы  и  системы  государственного  управления,  а  также  о  полномочиях должностных  лиц  совершать  юридически  значимые  действия  путем  введения соответствующей информации в информационную систему.

Во-вторых, путем дифференциации информационных потоков и  создания  на их  основе  специализированных  банков  данных.  Важное  значение   в   этом отношении имеет  Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  28 февраля 1996 г. №  226,  в  соответствии  с  которым  утверждено  «Временное положение о государственном учете и регистрации баз и  банков  данных».  Как отмечается в Положении, государственный учет  и  регистрация  баз  и  банков данных осуществляется в целях информирования граждан и организаций о  содержащихся  в  базах  и  банках данных информационных ресурсов, а также о порядке доступа к ним.

В  соответствии  с  постановлением  Правительства  проводится  большая работа  по  систематизации  информационных  ресурсов,   накоплению   их   по отраслям, группам отраслей народного хозяйства  в  органах  государственного управления, что обеспечивает более эффективное использование информации.

        В-третьих,   на   совершенствование   государственной   службы   как

информационно-коммуникационной  системы  большое  влияние   оказывают   меры организационного порядка. В стране  создается  единая  система  федеральных, региональных   и   муниципальных   информационно-аналитических   служб.   На федеральном   уровне   такую   роль    выполняет    Федеральное    агентство правительственной связи и информации при  Президенте  Российской  Федерации. Сложнее идет процесс создания аналитических служб на муниципальном уровне  в связи с незавершенностью их  формирования.  В  1994-1995  гг.  проведен  ряд совещаний руководителей информационно-аналитических  служб  в  Администрации

Президента, что  способствовало  выработке  единых  принципов  и  унификации информационного обеспечения органов государственной власти.

        В-четвертых,    жизнеспособность    государственной    власти    как

информационной системы в  решающей  степени  зависит  от  уровня  подготовки кадров государственных и  муниципальных  служащих,  их  умения  использовать современные информационные технические средства, автоматизированные  системы управления. Положительно то, что значительная  часть  управленческих  кадров прошла  в  последние  годы  своеобразный  «техминимум»  по  овладению  новой техникой  и  информационно-коммуникационными  технологиями,  получила   опыт использования технических новшеств в практической работе. Большая  работа  с кадрами  в  деле  овладения  основами  информатики  приводится   в   учебных заведениях: РАГС, региональных академиях государственной службы  (таких  как наша Дальневосточная Академия Государственной  Службы),  других  вузах,  где осуществляется подготовка  кадров  государственного  управления.  Проводимая работа  положительно  сказывается  на  качестве   использования   информации кадрами, составляющими профессиональный стержень государственной службы.

       В-пятых,  совершенствование   информационно-коммуникационных   связей внутри государственных органов  обеспечивается  за  счет  подключения  сетей информации к аналогичным системам в странах Западной  Европы,  странах  СНГ, что  обеспечивает  расширение  информационных   потоков   и   обогащает   их содержательную   насыщенность.   Такая   практика   позволяет   использовать обогащенную информацию в различных сферах, в том числе в области  экономики, науки, образования, культуры.

Все это в определенной степени  характеризует  информационную  систему государственного  управления  как  открытую  для  взаимодействия  с  другими информационными системами общества.

 

Программа повышения эффективности информационного обеспечения    в Министерстве культуры

Для координации и упорядочения работ по формированию информационного пространства в Министерстве, на мой взгляд, настоятельно необходима разработка единой системы организационно-распорядительных документов - классификаторов проблем, видов работ и услуг, которая могла бы стать базовой основой государственной политики, направленной на унификацию информационного обеспечения властных и управленческих органов страны. Такой подход позволяет сконцентрировать ограниченные финансовые возможности страны, избежать дублирования аналогичных исследований и разработок, предназначенных для использования другими федеральными и региональными органами трех ветвей власти.

Следует также более четко определить правовой и научно-организационный статус появляющихся в последнее время многочисленных государственных и коммерческих структур (агентств, центров, институтов, управлений и т. д.), занятых информационно-аналитическими исследованиями, и разработать оценочные критерии эффективности, стоимости и полезности оказываемых ими услуг и конкретных результатов работ, в том числе прав, обязанностей и ответственности за полноту, достоверность, непротиворечивость, сопоставимость и оперативность предлагаемых рекомендаций и вариантов решений.

Существенную роль в повышении результативности использования информации в Министерстве могли бы сыграть ее систематизация, обработка, аккумулирование и экспертиза. Организацию этой работы, а также анализ поступающей информации, ее видов, качества и актуальности можно возложить на соответствующие органы, например информационно-аналитический отдел или аналитическую группу. Такое подразделение наряду с определением результативности поступающей информации должно прогнозировать ее влияние на деятельность  данного органа управления.

В функции этой службы следовало бы включить:

Информация о работе Повышение эффективности управления информационным обеспечением органов государственной власти