Раздел продукции и налогообложение дополнительного дохода при добыче углеводородов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:27, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы является определение направлений совершенствования системы налогообложения минерально-сырьевого сектора экономики России и разработка предложений в области государственной налоговой политики, обеспечивающих как изъятие в пользу государства природной ренты, генерируемой при добыче минерального сырья, так и создание благоприятных условий для инвестиций в добывающую промышленность.

Содержание

Введение………………………………………………………………....... 3
1. Налоговая реформа в минерально-сырьевом секторе экономики России………………………………………………………………………
5
1.1. Особенности налогообложения минерально-сырьевого сектора экономики………………………………………………………………….
5
1.2. Предпосылки и содержание налоговой реформы в минерально-сырьевом секторе………………………………………………………....
9
1.3. Результаты реформирования налогообложения минерально-сырьевого и нефтяного сектора………………………………………….
34
2. Направления совершенствования налогообложения нефтегазового сектора……………………………………………………………………..
40
2.1. Снижение ставки НДПИ при добыче нефти за счет изменения формулы расчета коэффициента, учитывающего динамику мировых цен на нефть……………………………………………………………….

42
2.2. Расширение применения механизма налоговых каникул по НДПИ при добыче нефти. ……………………………………………………….
46
2.3. Применение понижающих коэффициентов к ставке НДПИ……… 49
2.4. Применение адвалорной ставки НДПИ при добыче нефти……… 52
2.5 Совершенствование налогообложения добычи природного газа… 58
3. Раздел продукции и налогообложение дополнительного дохода при добыче углеводородов……………………………………………………
69
3.1. Применение соглашений о разделе продукции……………………. 69
3.2. Возможности введения налога на дополнительный доход………. 80
Заключение………………………………………………………………... 96
Список используемой литературы…

Работа состоит из  1 файл

научка Дробот И.docx

— 130.62 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………....... 3
1. Налоговая  реформа в минерально-сырьевом  секторе экономики России………………………………………………………………………  
5
1.1. Особенности  налогообложения минерально-сырьевого  сектора экономики………………………………………………………………….  
5
1.2. Предпосылки  и содержание налоговой реформы  в минерально-сырьевом секторе………………………………………………………....  
9
1.3. Результаты  реформирования налогообложения  минерально-сырьевого и нефтяного  сектора………………………………………….  
34
2. Направления  совершенствования налогообложения  нефтегазового сектора……………………………………………………………………..  
40
2.1. Снижение  ставки НДПИ при добыче нефти  за счет изменения формулы  расчета коэффициента, учитывающего  динамику мировых цен на нефть……………………………………………………………….  
 
42
2.2. Расширение  применения механизма налоговых  каникул по НДПИ при добыче  нефти. ……………………………………………………….  
46
2.3. Применение  понижающих коэффициентов к ставке  НДПИ……… 49
2.4. Применение  адвалорной ставки НДПИ при  добыче нефти……… 52
2.5 Совершенствование  налогообложения добычи природного  газа… 58
3. Раздел  продукции и налогообложение  дополнительного дохода при добыче  углеводородов……………………………………………………  
69
3.1. Применение  соглашений о разделе продукции……………………. 69
3.2. Возможности  введения налога на дополнительный  доход………. 80
Заключение………………………………………………………………... 96
Список  используемой литературы……………………………………...  
 
 
 

Введение

     В условиях постоянных изменений, вносимых в налоговое законодательство, в целях поиска оптимального варианта отношений государства и бизнеса, весьма актуальным представляется вопрос налогообложения минерально-сырьевого комплекса, обеспечивающего не менее половины всех поступлений налоговых и таможенных платежей в налоговую систему страны.

     Минерально-сырьевой сектор является базовым для экономики  России, он вносит основной вклад в  формирование доходов государственного бюджета страны. В связи с этим чрезвычайно важное значение имеет построение эффективной системы налогообложения минерально-сырьевого сектора, которая должна, с одной стороны, обеспечивать получение государством природной ренты, генерируемой при добыче минерального сырья, а также других налогов, с другой – соответствовать потребностям долгосрочного развития, сохранять достаточные стимулы для инвестиций в данный сектор.

     Основной  целью данной работы является определение направлений совершенствования системы налогообложения минерально-сырьевого сектора экономики России и разработка предложений в области государственной налоговой политики, обеспечивающих как изъятие в пользу государства природной ренты, генерируемой при добыче минерального сырья, так и создание благоприятных условий для инвестиций в добывающую промышленность.

     Поставленная  цель предполагает решение ряда задач:

     – исследование особенностей налогообложения минерально-сырьевого сектора экономики;

     – оценку предпосылок и результатов реформирования налогообложения минерально-сырьевого сектора;

     – выявление существующих проблем и недостатков в налогообложении минерально-сырьевого сектора;

     – определение основных направлений  совершенствования налогообложения нефтегазового сектора;

     – анализ и оценку возможности применения налоговых механизмов в нефтегазовом секторе;

     – разработку конкретных предложений  и рекомендаций в области совершенствования налогообложения минерально-сырьевого сектора для повышения эффективности и рациональности функционирования налоговой системы.

     В качестве объекта исследования в  научной  работе рассматриваются  экономические отношения, в сфере  налогообложения минерально-сырьевого  сектора экономики.

      Теоретической и методологической основой научной  работы послужили труды ведущих отечественных специалистов в области налогообложения, учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных изучаемой теме (журналы «Финансы и кредит», «Налоговый вестник», «Финансы» и т. д.) справочная литература, прочие актуальные источники информации. Наибольшее влияние на проведенное автором исследование оказали работы таких специалистов как И.М. Александрова, Ю.Е. Батурина, Ю.П. Белова, А.Б. Василенко, В. Соколова и многих других.

     Методологическая  база исследования базируется на применении таких методов как статистический анализ, сравнение, гипотеза, абстрагирование. Из просчетно - статистических  методов - это расчет средних величин, использование или составление таблиц.

      Статистической  базой исследования являются статистические данные Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной  статистики, находящиеся в свободном доступе.

     Научная работа имеет традиционную структуру  и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и список используемой литературы (34 источника). 

 

     

1. Налоговая  реформа в минерально-сырьевом  секторе 

экономики России 

1.1. Особенности  налогообложения минерально-сырьевого  сектора экономики 

     Налоговая политика государства по отношению  к минерально-сырьевому сектору  экономики оказывает значительное влияние на распределение доходов от добычи минерально-сырьевых ресурсов и принятие решений об инвестициях. При этом, как показывает мировой опыт, создание эффективной системы налогообложения минерально-сырьевого сектора является весьма сложной задачей.

     Система налогообложения данного сектора, как правило, рассматривается как концептуально отличающаяся от системы налогообложения в других секторах экономики, поскольку в ней формируются значительные рентные доходы и существуют повышенные инвестиционные риски. Рентные платежи при добыче минерально-сырьевых ресурсов, как правило, определяются дополнительным доходом с месторождения после того, как все производственные издержки, включая «нормальную» норму прибыли с капиталовложений, возмещены. Основной принцип здесь состоит в том, что собственник природных ресурсов (чаще всего государство) должен получать большую часть этого дополнительного дохода. В то же время добывающей промышленности присущи определенные риски, несколько отличные по размеру и характеру от рисков в других секторах экономики, связанные с проведением поисково-разведочных работ, высоким уровнем капиталоемкости, большим временным разрывом между осуществлением затрат и производством, а также со значительными колебаниями цен на минеральное сырье.

     Государства, как правило, стремятся создать  налоговые системы, которые соответствуют  следующим основным требованиям:

     – обеспечивают поступление государству  большей части рентных доходов, генерируемых в минерально-сырьевом секторе, особенно в периоды высоких цен на его продукцию;

     – могут эффективно администрироваться, требуют небольших затрат на сбор налогов и предоставляют минимум возможностей для уклонения от их уплаты;

     – максимизируют реальный объем поступающих государству доходов путем обеспечения поступлений уже в первые годы производства;

     – изымают сверхприбыли при реализации проектов, характеризующихся чрезвычайно низкими затратами; являются нейтральными и стимулируют экономическую эффективность.

     В то же время мировая практика еще  не выявила идеального, применимого во всех случаях налогового режима для минерально-сырьевого сектора, поэтому, основываясь на некоторых общих принципах, налоговая политика государства по отношению к данному сектору в каждой конкретной стране учитывает ее особенности, превалирующие социально-экономические цели и существующие ограничения.

     Наиболее  распространенной формой налогообложения  добычи минерального сырья являются роялти или аналогичные им налоги на добычу. В своей стандартной форме роялти, как правило, взимаются по адвалорной ставке, устанавливаемой в процентах к стоимости добытого полезного ископаемого. Роялти более согласуются с целями государства, чем с задачами инвесторов. С точки зрения государства роялти обеспечивают следующие преимущества: во-первых, они легко администрируются и характеризуются низкими издержками на сбор налога; во-вторых, обеспечивают постоянное и относительно стабильное поступление доходов от проекта в течение всего срока эксплуатации месторождения; в-третьих, могут рассматриваться как обложение на основе ресурсной ренты месторождения.

     Однако  роялти имеют ряд недостатков: во-первых, если роялти не сконструированы особым образом, они не чувствительны к  изменениям цен и реализованным  уровням прибыли; во-вторых, роялти могут исказить эффективные операционные решения таким образом, что это приведет к изменению профиля добычи, качественного выбора и уровня извлечения запасов; в-третьих, роялти могут препятствовать инвестициям в менее экономически эффективные месторождения.

     С точки зрения интересов недропользователей (инвесторов) можно указать на следующие  недостатки роялти: во-первых, нечувствительность к прибыльности и к потребности  в укороченных сроках окупаемости  инвестиций; во-вторых, возможное искажение принимаемых решений в отношении эффективной добычи и инвестиций; в-третьих, часто чрезмерное, не нейтральное к экономическим решениям, принимаемым в различных условиях, налоговое бремя.

     В отличие от роялти, основанных на показателях  валового дохода, системы пропорционального подоходного налога в большей степени соответствуют требуемым стандартам и отвечают целям государства и инвесторов. Важными вопросами здесь являются установление ставки налогообложения и определение налогооблагаемого дохода. В общем случае, когда горнодобывающая деятельность облагается по тем же ставкам и правилам определения дохода, все основные стандарты и интересы соблюдаются.

     Прогрессивные налоговые системы, включая ресурсно-рентные  налоги (РРН), в целом служат интересам  государства в деле изъятия ресурсной  ренты и непредвиденно высоких доходов. РРН не существуют в своей чистой, или отдельной, форме, поскольку они в слишком большой степени перекладывают риск и неопределенность на государство. С концептуальной точки зрения РРН являются лучшей по сравнению с другими формой налогообложения добычи минеральных ресурсов, нацеленной на изъятие большей части ресурсной ренты и максимизацию капиталовложений даже в маргинальные месторождения.

     В течение последних десятилетий  в налогообложении минерально-сырьевого  сектора наблюдается тенденция  к сокращению применения налоговых систем, основанных на роялти, и к расширению применения систем, которые опираются на налоги, основанные на полученной прибыли. Ряд стран полностью исключили из своей практики применение роялти на минеральные ресурсы либо уменьшили их значение. В то же время многие страны продолжают применять роялти.

     При применении роялти фиксированная доля стоимости произведенной продукции  взимается государством или другим собственником природных ресурсов за предоставленное право разработки запасов. Этот платеж легко администрируется и обеспечивает ранний и гарантированный  доход государству. В некоторых странах величина роялти весьма значительна, но в большинстве стран она равна 12,5–20% стоимости продукции. При том, что большую часть доходов государства, как правило, обеспечивают другие налоги, роялти может рассматриваться как базисный вид систематического платежа, обеспечивающий более ранние по времени и более стабильные финансовые поступления государству, чем платежи с доходов. Налоговый режим, который основывается не только на подоходном налогообложении, но и на роялти, генерирует относительно более стабильные и более равномерно распределенные во времени налоговые поступления. В 1980–1990-е гг. наметилась тенденция к установлению прогрессивных ставок роялти, то есть к их исчислению по скользящей шкале в зависимости от определенных факторов, например, от уровня добычи, глубины воды над морскими месторождениями, цен на нефть.

Информация о работе Раздел продукции и налогообложение дополнительного дохода при добыче углеводородов