Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:27, курсовая работа
Основной целью данной работы является определение направлений совершенствования системы налогообложения минерально-сырьевого сектора экономики России и разработка предложений в области государственной налоговой политики, обеспечивающих как изъятие в пользу государства природной ренты, генерируемой при добыче минерального сырья, так и создание благоприятных условий для инвестиций в добывающую промышленность.
Введение………………………………………………………………....... 3
1. Налоговая реформа в минерально-сырьевом секторе экономики России………………………………………………………………………
5
1.1. Особенности налогообложения минерально-сырьевого сектора экономики………………………………………………………………….
5
1.2. Предпосылки и содержание налоговой реформы в минерально-сырьевом секторе………………………………………………………....
9
1.3. Результаты реформирования налогообложения минерально-сырьевого и нефтяного сектора………………………………………….
34
2. Направления совершенствования налогообложения нефтегазового сектора……………………………………………………………………..
40
2.1. Снижение ставки НДПИ при добыче нефти за счет изменения формулы расчета коэффициента, учитывающего динамику мировых цен на нефть……………………………………………………………….
42
2.2. Расширение применения механизма налоговых каникул по НДПИ при добыче нефти. ……………………………………………………….
46
2.3. Применение понижающих коэффициентов к ставке НДПИ……… 49
2.4. Применение адвалорной ставки НДПИ при добыче нефти……… 52
2.5 Совершенствование налогообложения добычи природного газа… 58
3. Раздел продукции и налогообложение дополнительного дохода при добыче углеводородов……………………………………………………
69
3.1. Применение соглашений о разделе продукции……………………. 69
3.2. Возможности введения налога на дополнительный доход………. 80
Заключение………………………………………………………………... 96
Список используемой литературы…
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Налоговая
реформа в минерально-сырьевом
секторе экономики России……………… |
5 |
1.1. Особенности
налогообложения минерально- |
5 |
1.2. Предпосылки
и содержание налоговой |
9 |
1.3. Результаты
реформирования |
34 |
2. Направления
совершенствования |
40 |
2.1. Снижение
ставки НДПИ при добыче нефти
за счет изменения формулы
расчета коэффициента, учитывающего
динамику мировых цен на нефть… |
42 |
2.2. Расширение
применения механизма |
46 |
2.3. Применение
понижающих коэффициентов к |
49 |
2.4. Применение адвалорной ставки НДПИ при добыче нефти……… | 52 |
2.5 Совершенствование
налогообложения добычи |
58 |
3. Раздел
продукции и налогообложение
дополнительного дохода при |
69 |
3.1. Применение
соглашений о разделе |
69 |
3.2. Возможности
введения налога на |
80 |
Заключение…………………………………………………… |
96 |
Список используемой литературы……………………………………... |
Введение
В условиях постоянных изменений, вносимых в налоговое законодательство, в целях поиска оптимального варианта отношений государства и бизнеса, весьма актуальным представляется вопрос налогообложения минерально-сырьевого комплекса, обеспечивающего не менее половины всех поступлений налоговых и таможенных платежей в налоговую систему страны.
Минерально-сырьевой сектор является базовым для экономики России, он вносит основной вклад в формирование доходов государственного бюджета страны. В связи с этим чрезвычайно важное значение имеет построение эффективной системы налогообложения минерально-сырьевого сектора, которая должна, с одной стороны, обеспечивать получение государством природной ренты, генерируемой при добыче минерального сырья, а также других налогов, с другой – соответствовать потребностям долгосрочного развития, сохранять достаточные стимулы для инвестиций в данный сектор.
Основной целью данной работы является определение направлений совершенствования системы налогообложения минерально-сырьевого сектора экономики России и разработка предложений в области государственной налоговой политики, обеспечивающих как изъятие в пользу государства природной ренты, генерируемой при добыче минерального сырья, так и создание благоприятных условий для инвестиций в добывающую промышленность.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
– исследование особенностей налогообложения минерально-сырьевого сектора экономики;
– оценку предпосылок и результатов реформирования налогообложения минерально-сырьевого сектора;
– выявление существующих проблем и недостатков в налогообложении минерально-сырьевого сектора;
–
определение основных направлений
совершенствования
– анализ и оценку возможности применения налоговых механизмов в нефтегазовом секторе;
– разработку конкретных предложений и рекомендаций в области совершенствования налогообложения минерально-сырьевого сектора для повышения эффективности и рациональности функционирования налоговой системы.
В
качестве объекта исследования в
научной работе рассматриваются
экономические отношения, в сфере
налогообложения минерально-
Теоретической и методологической основой научной работы послужили труды ведущих отечественных специалистов в области налогообложения, учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных изучаемой теме (журналы «Финансы и кредит», «Налоговый вестник», «Финансы» и т. д.) справочная литература, прочие актуальные источники информации. Наибольшее влияние на проведенное автором исследование оказали работы таких специалистов как И.М. Александрова, Ю.Е. Батурина, Ю.П. Белова, А.Б. Василенко, В. Соколова и многих других.
Методологическая
база исследования базируется на применении
таких методов как
Статистической базой исследования являются статистические данные Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики, находящиеся в свободном доступе.
Научная
работа имеет традиционную структуру
и включает в себя введение, основную
часть, состоящую из 3 глав, заключение
и список используемой литературы (34 источника).
1. Налоговая реформа в минерально-сырьевом секторе
экономики
России
1.1. Особенности
налогообложения минерально-
Налоговая
политика государства по отношению
к минерально-сырьевому
Система
налогообложения данного
Государства, как правило, стремятся создать налоговые системы, которые соответствуют следующим основным требованиям:
– обеспечивают поступление государству большей части рентных доходов, генерируемых в минерально-сырьевом секторе, особенно в периоды высоких цен на его продукцию;
– могут эффективно администрироваться, требуют небольших затрат на сбор налогов и предоставляют минимум возможностей для уклонения от их уплаты;
– максимизируют реальный объем поступающих государству доходов путем обеспечения поступлений уже в первые годы производства;
– изымают сверхприбыли при реализации проектов, характеризующихся чрезвычайно низкими затратами; являются нейтральными и стимулируют экономическую эффективность.
В то же время мировая практика еще не выявила идеального, применимого во всех случаях налогового режима для минерально-сырьевого сектора, поэтому, основываясь на некоторых общих принципах, налоговая политика государства по отношению к данному сектору в каждой конкретной стране учитывает ее особенности, превалирующие социально-экономические цели и существующие ограничения.
Наиболее распространенной формой налогообложения добычи минерального сырья являются роялти или аналогичные им налоги на добычу. В своей стандартной форме роялти, как правило, взимаются по адвалорной ставке, устанавливаемой в процентах к стоимости добытого полезного ископаемого. Роялти более согласуются с целями государства, чем с задачами инвесторов. С точки зрения государства роялти обеспечивают следующие преимущества: во-первых, они легко администрируются и характеризуются низкими издержками на сбор налога; во-вторых, обеспечивают постоянное и относительно стабильное поступление доходов от проекта в течение всего срока эксплуатации месторождения; в-третьих, могут рассматриваться как обложение на основе ресурсной ренты месторождения.
Однако роялти имеют ряд недостатков: во-первых, если роялти не сконструированы особым образом, они не чувствительны к изменениям цен и реализованным уровням прибыли; во-вторых, роялти могут исказить эффективные операционные решения таким образом, что это приведет к изменению профиля добычи, качественного выбора и уровня извлечения запасов; в-третьих, роялти могут препятствовать инвестициям в менее экономически эффективные месторождения.
С точки зрения интересов недропользователей (инвесторов) можно указать на следующие недостатки роялти: во-первых, нечувствительность к прибыльности и к потребности в укороченных сроках окупаемости инвестиций; во-вторых, возможное искажение принимаемых решений в отношении эффективной добычи и инвестиций; в-третьих, часто чрезмерное, не нейтральное к экономическим решениям, принимаемым в различных условиях, налоговое бремя.
В отличие от роялти, основанных на показателях валового дохода, системы пропорционального подоходного налога в большей степени соответствуют требуемым стандартам и отвечают целям государства и инвесторов. Важными вопросами здесь являются установление ставки налогообложения и определение налогооблагаемого дохода. В общем случае, когда горнодобывающая деятельность облагается по тем же ставкам и правилам определения дохода, все основные стандарты и интересы соблюдаются.
Прогрессивные налоговые системы, включая ресурсно-рентные налоги (РРН), в целом служат интересам государства в деле изъятия ресурсной ренты и непредвиденно высоких доходов. РРН не существуют в своей чистой, или отдельной, форме, поскольку они в слишком большой степени перекладывают риск и неопределенность на государство. С концептуальной точки зрения РРН являются лучшей по сравнению с другими формой налогообложения добычи минеральных ресурсов, нацеленной на изъятие большей части ресурсной ренты и максимизацию капиталовложений даже в маргинальные месторождения.
В
течение последних десятилетий
в налогообложении минерально-
При
применении роялти фиксированная доля
стоимости произведенной