Раздел продукции и налогообложение дополнительного дохода при добыче углеводородов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:27, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы является определение направлений совершенствования системы налогообложения минерально-сырьевого сектора экономики России и разработка предложений в области государственной налоговой политики, обеспечивающих как изъятие в пользу государства природной ренты, генерируемой при добыче минерального сырья, так и создание благоприятных условий для инвестиций в добывающую промышленность.

Содержание

Введение………………………………………………………………....... 3
1. Налоговая реформа в минерально-сырьевом секторе экономики России………………………………………………………………………
5
1.1. Особенности налогообложения минерально-сырьевого сектора экономики………………………………………………………………….
5
1.2. Предпосылки и содержание налоговой реформы в минерально-сырьевом секторе………………………………………………………....
9
1.3. Результаты реформирования налогообложения минерально-сырьевого и нефтяного сектора………………………………………….
34
2. Направления совершенствования налогообложения нефтегазового сектора……………………………………………………………………..
40
2.1. Снижение ставки НДПИ при добыче нефти за счет изменения формулы расчета коэффициента, учитывающего динамику мировых цен на нефть……………………………………………………………….

42
2.2. Расширение применения механизма налоговых каникул по НДПИ при добыче нефти. ……………………………………………………….
46
2.3. Применение понижающих коэффициентов к ставке НДПИ……… 49
2.4. Применение адвалорной ставки НДПИ при добыче нефти……… 52
2.5 Совершенствование налогообложения добычи природного газа… 58
3. Раздел продукции и налогообложение дополнительного дохода при добыче углеводородов……………………………………………………
69
3.1. Применение соглашений о разделе продукции……………………. 69
3.2. Возможности введения налога на дополнительный доход………. 80
Заключение………………………………………………………………... 96
Список используемой литературы…

Работа состоит из  1 файл

научка Дробот И.docx

— 130.62 Кб (Скачать документ)

Таблица 1.4 – Предельные ставки экспортной пошлины на нефть, 2002–2008 гг.

Мировая цена на нефть сорта «Юралс» Ставка, долл./т
2002 г.  – 31 июля 2004 г. 1 августа 2004 г. – 2008 г.
До 15 долл./барр. 0 0
От 15 до 20долл./барр. 0,35 × (Ц  – 15) × 7,3 0,35 ×(Ц – 15) × 7,3
От 20 до 25долл./барр. 12,78 + 0,45 × (Ц –20) × 7,3
Свыше 25 долл./барр. 25,53 + 0,4 × (Ц - 25) × 7,3 29,2 + 0,65 × (Ц - 25) × 7,3
 

     Экспортная  пошлина на нефть взимается, таким  образом, при мировой цене российской нефти более 15 долл./барр., при этом с ростом мировой цены на нефть доля налоговых изъятий прогрессивно растет (до 65% с каждого дополнительного доллара экспортной выручки при цене свыше 25 долл./барр.).

     В соответствии с установленным порядком периодом мониторинга цен на нефть  на мировых рынках являлись каждые два календарных месяца (начиная с 1 ноября 2001 г.). Ставка экспортной пошлины устанавливалась на срок два календарных месяца.

     Новая ставка экспортной пошлины на нефть  вводилась в действие с 1-го числа  второго календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.

     Постановлением  Правительства РФ от 19 августа 2003 г. № 507 с 1 января 2004 г. была установлена ставка вывозной таможенной пошлины на природный газ, вывозимый за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, в размере 30% таможенной стоимости. 

1.3 Результаты реформирования налогообложения

     минерально-сырьевого  сектора 

     С точки зрения структуры налоговой  системы основным результатом налоговой  реформы в минерально-сырьевом секторе  экономики явилось введение с начала 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который заменил действовавшие до этого платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть, и установление применительно к нефти специфической ставки данного налога, корректируемой с учетом уровня мировых цен на нефть и валютного курса рубля.

     Введение  НДПИ позволило упростить налоговую  систему и привести ее в соответствие с мировой практикой. Установление же для нефти специфической ставки налога на добычу в условиях отсутствия механизма определения и применения рыночных цен для целей исчисления налогов позволило преодолеть негативные налоговые последствия трансфертного ценообразования. Преимуществами такого подхода являются простота и прозрачность расчета, а также повышение гибкости налогообложения, так как данный налог, в отличие от акциза и адвалорных налогов, непосредственно реагирует на изменение мировых цен на нефть.

     Важным  элементом реформирования налогообложения  добывающей промышленности явилось  также законодательное установление предельных размеров вывозных таможенных пошлин на нефть, изменяющихся в зависимости от уровня мировых цен. С 2004 г. установлена специфическая ставка НДПИ при добыче природного газа и отменен акциз на природный газ. В дополнение к общей системе налогообложения в России созданы основы применения специальных налоговых режимов в форме соглашений о разделе продукции.

     Применение  единой ставки налога на добычу достаточно распространено в мировой практике в отличие от применения таких налогов, как отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз. Основная часть отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы направлялась на финансирование геологоразведочных работ в регионах функционирования добывающих предприятий, уплачивающих и использующих данные отчисления, то есть в хорошо разведанных регионах добычи, что обусловливало крайне низкую эффективность таких работ. В рыночной экономике основная часть работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы должна осуществляться за счет средств самих предприятий, затраты же предприятий на проведение геологоразведочных работ должны компенсироваться на основе общепринятых в мировой практике механизмов.

     Реформа налогообложения, рост мировых цен  на углеводороды, увеличение объемов добычи и экспорта нефти привели к значительному росту налоговых платежей добывающей промышленности. Доля НДПИ в доходах консолидированного бюджета повысилась с 4,9% в 2001 г. до 10,7% в 2008 г., а в ВВП – с 1,5% в 2001 г. до 4,1% в 2008 г. (табл. 1.5). Добыча нефти и природного газа обеспечивает основную часть поступлений НДПИ. В 2008 г. на нефть пришлось 92% поступлений НДПИ, на природный газ – 5,3%, на другие полезные ископаемые – 2,7%. 

Таблица 1.5 - Поступление налога на добычу полезных ископаемых в 2001–2008 гг.

Показатель 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Налог на добычу

полезных ископаемых,

 всего, млрд.руб.

130,65 275,05 330,87 510,05 859,90 1162,2 1197,4 1708,01
В том  числе:

углеводородное

сырье

111,68 262,45 316,91 491,14 839,02 1135,8 1166,6 1670,85
Налог на добычу полезных ископаемых, всего, млрд,

руб. в ценах 2008 г.

288,32 527,35 566,41 781,68 1188,3 1473,5 1356,6 1708,01
В том  числе:

углеводородное

сырье

246,46 503,19 542,51 752,70 1159,4 1440,0 1321,8 1670,85
Доля  НДПИ в доходах консолидиро- ванного бюджета, % 4,9 7,8 8,0 9,4 11,3 12,3 9,0 10,7
В том  числе:

углеводородное сырье

4,2 7,5 7,7 9,0 11,0 12,0 8,8 10,4
Доля  НДПИ в ВВП,% 1,5 2,5 2,5 3,0 4,0 4,3 3,6 4,1
В том  числе:

углеводородное

сырье

1,2 2,4 2,4 2,9 3,9 4,2 3,5 4,0
Справочно:

Регулярные платежи  за добычу полезных ископаемых

(роялти) при  исполнении СРП

0,39 0,62 0,68 1,08 1,58 2,59 14,48 19,31

Источник: Минфин России.

     Наиболее  распространенными факторами, которые  обусловливают изменение тех или иных элементов налоговых систем по скользящей шкале, в мировой нефтяной промышленности являются уровень добычи, глубина шельфа, накопленная добыча (объем нефти, извлеченной с начала добычи), цены на нефть, Р-фактор и норма прибыли. Более тонкие механизмы взимания роялти позволяют существенно снизить регрессивность такого налога или обеспечить его прогрессивность.

     Наиболее  существенным отличием российской системы  налогообложения минерально-сырьевого сектора с точки зрения международной практики является наличие экспортных пошлин.

     Как показывает количественный анализ результатов  реформы налогообложения нефтяного сектора экономики, проведенный с использованием разработанной имитационной модели нефтяного сектора, период 2001–2008 гг. характеризуется значительным ростом налоговых платежей нефтяного сектора, которые увеличились с 14,9 млрд долл. в 2000 г. до 201,9 млрд долл. в 2008 г.

     Такой рост налоговых платежей был обусловлен как реформой налогообложения, так и значительным ростом объемов производства и экспорта нефти и нефтепродуктов и повышением мировых цен на нефть. Доля налогов в валовом доходе нефтяного сектора повысилась с 28,1% в 2000 г. до 63,1% в 2008 г. Доля налогов в чистом доходе, равном валовому доходу за вычетом капитальных, эксплуатационных и транспортных затрат, повысилась с 54,4% в 2000 г. до 85,3% в 2008 г.

     Меры, реализованные в России в ходе реформы налогообложения минерально-сырьевого сектора, позволили повысить бюджетную эффективность налоговой системы, преодолеть ее регрессивность, нейтрализовать негативные налоговые последствия трансфертного ценообразования, приблизить российскую систему налогообложения к мировым стандартам.

     В то же время, как показывает микроэкономический анализ, действующая система налогообложения нефтяного сектора рассчитана преимущественно на применение в средних условиях разработки в освоенных регионах с развитой инфраструктурой. Дополнительные же капитальные, эксплуатационные и транспортные затраты приводят к тому, что реализация большинства проектов разработки месторождений в новых нефтедобывающих регионах при общем налоговом режиме не обеспечивает необходимой доходности инвестиций.

     Реализация  таких проектов может быть осуществлена только при относительном смягчении условий налогообложения или применении более гибких налоговых механизмов, учитывающих реальные затраты на разработку конкретных месторождений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Направления совершенствования налогообложения

     нефтегазового сектора 

2.1. Снижение  ставки НДПИ при добыче нефти  за счет изменения формулы  расчета коэффициента, учитывающего  динамику мировых цен на нефть 

     Стимулировать развитие нефтяного сектора позволяет  снижение общей ставки НДПИ при добыче нефти. В условиях роста затрат на добычу целесообразно повышение необлагаемого НДПИ ценового минимума в формуле расчета коэффициента Кц, учитывающего динамику мировых цен на нефть. Это ведет к относительному снижению величины коэффициента Кц и соответственно применяемой ставки налога. Кроме того, сохранение базовой ставки НДПИ на неизменном уровне (419 руб./т) в условиях наблюдающейся достаточно значительной инфляции обеспечивает снижение ставки НДПИ в реальном выражении. В 2008 г. было принято решение об изменении с начала 2009 г. формулы расчета коэффициента Кц за счет повышения необлагаемого НДПИ ценового минимума с 9 до 15 долл./барр. Как показывают расчеты, за счет изменения формулы расчета коэффициента Кц применяемая ставка НДПИ в 2009 г. снизилась на 305 руб./т, или примерно на 12% (табл. 2.1). Такое снижение ставки НДПИ уменьшает налоговую нагрузку на нефтяной сектор, позволяет нефтяным компаниям получить в свое распоряжение дополнительные финансовые ресурсы, повышает доходность инвестиций в освоение новых месторождений, стимулирует более углубленную разработку истощенных месторождений.

     Дополнительное (по сравнению с реализованным) снижение ставки НДПИ целесообразно осуществлять лишь в тех случаях, когда это  необходимо, а именно лишь для отдельных регионов и отдельных категорий месторождений, характеризующихся повышенными затратами на разработку.

     В рамках дискуссии по снижению налоговой  нагрузки на нефтяной сектор экономики  высказываются утверждения, что  снижение общей ставки НДПИ в предложенных размерах не окажет стимулирующего влияния  на разработку низкорентабельных месторождений, поэтому ставку НДПИ надо снижать  более значительно (например, снизить  базовую ставку НДПИ с 419 до 200 руб. за тонну или увеличить необлагаемый НДПИ ценовой ми-

нимум с 9 до 40–45 долл./барр.). 

Таблица 2.1 - Влияние изменения формулы расчета коэффициента Кц на ставку НДПИ при добыче нефти в условиях 2009 г.

Показатель Цена  «Юралс», долл./барр.
30 40 50 60 70 80 90 100
Базовая ставка НДПИ, руб./т 419 419 419 419 419 419 419 419
Коэффициент Кц по

действовавшей формуле:

Кц = (Ц – 9) ×  Р/261

(Р = 32)

2,55 3,76 4,98 6,19 7,40 8,62 9,83 11,05
Ставка  НДПИ при

действовавшей формуле расчета Кц, руб./т

1068 1577 2085 2594 3102 3611 4119 4628
Коэффициент Кц по новой формуле:

Кц =

(Ц – 15) × Р/261

1,82 3,03 4,25 5,46 6,68 7,89 9,10 10,32
Ставка  НДПИ при новой формуле расчета  Кц, руб./т 763 1271 1780 2289 2797 3306 3814 4323
Снижение  ставки НДПИ при применении новой  формулы

расчета Кц, руб./т

305 305 305 305 305 305 305 305
Снижение  ставки НДПИ при примене-

нии новой формулы

расчета Кц, %

28,6 19,4 14,6 11,8 9,8 8,5 7,4 6,6

Информация о работе Раздел продукции и налогообложение дополнительного дохода при добыче углеводородов