Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:27, курсовая работа
Основной целью данной работы является определение направлений совершенствования системы налогообложения минерально-сырьевого сектора экономики России и разработка предложений в области государственной налоговой политики, обеспечивающих как изъятие в пользу государства природной ренты, генерируемой при добыче минерального сырья, так и создание благоприятных условий для инвестиций в добывающую промышленность.
Введение………………………………………………………………....... 3
1. Налоговая реформа в минерально-сырьевом секторе экономики России………………………………………………………………………
5
1.1. Особенности налогообложения минерально-сырьевого сектора экономики………………………………………………………………….
5
1.2. Предпосылки и содержание налоговой реформы в минерально-сырьевом секторе………………………………………………………....
9
1.3. Результаты реформирования налогообложения минерально-сырьевого и нефтяного сектора………………………………………….
34
2. Направления совершенствования налогообложения нефтегазового сектора……………………………………………………………………..
40
2.1. Снижение ставки НДПИ при добыче нефти за счет изменения формулы расчета коэффициента, учитывающего динамику мировых цен на нефть……………………………………………………………….
42
2.2. Расширение применения механизма налоговых каникул по НДПИ при добыче нефти. ……………………………………………………….
46
2.3. Применение понижающих коэффициентов к ставке НДПИ……… 49
2.4. Применение адвалорной ставки НДПИ при добыче нефти……… 52
2.5 Совершенствование налогообложения добычи природного газа… 58
3. Раздел продукции и налогообложение дополнительного дохода при добыче углеводородов……………………………………………………
69
3.1. Применение соглашений о разделе продукции……………………. 69
3.2. Возможности введения налога на дополнительный доход………. 80
Заключение………………………………………………………………... 96
Список используемой литературы…
Виды полезных ископаемых | Ставка налога |
Нефть сырая, руб. за 1 т | 419 |
Газ горючий природный, руб. за 1000 куб.м | 147 |
Газовый конденсат, % | 17,5 |
Кондиционные руды цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов), % | 8,0 |
Природные алмазы и другие драгоценные камни, % | 8,0 |
Концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (за исключением золота), % | 6,5 |
Концентраты и другие полупродукты, содержащие золото, % | 6,0 |
Сырье радиоактивных металлов, % | 5,5 |
Нефелины, бокситы, % | 5,5 |
Кондиционные руды черных металлов, % | 4,8 |
Апатит-нефелиновые, апатитовые и фосфоритовые руды, % | 4,0 |
Уголь, антрацит, % | 4,0 |
Источник: Налоговый
кодекс Российской Федерации (часть
вторая).
Для добычи нефти на 2002–2006 гг. в качестве налоговой базы был установлен объем продукции в натуральном выражении, а налоговая ставка была установлена в абсолютном выражении (в 2002–2003 гг. – 340 руб. за 1 т, в 2004 г. – 347 руб., с 2005 г. – 419 руб.).
Первоначальная величина ставки была рассчитана на основе средневзвешенной цены реализации нефти на внутреннем и на внешнем рынках, то есть ее величина учитывала не получаемые до этого бюджетом ресурсные платежи с экспортируемой нефти (точнее, с части цены экспортируемой нефти, превышающей трансфертную цену реализации нефти).
Специфическая ставка налога по нефти корректируется с учетом уровня мировых цен на нефть и изменения валютного курса рубля. Для этого применяется специальный коэффициент, который в 2002–2004 гг. рассчитывался по следующей формуле:
Кц = ( Ц – 8 ) × Р
/ 252,
где Кц – коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть;
Ц – средний за налоговый период уровень цен нефти сорта «Юралс», долл./ барр.;
Р – среднее за налоговый период значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемое Центральным банком Российской Федерации.
Налог на добычу, таким образом, взимался лишь при мировой цене российской нефти более 8 долл. за баррель.
Поправочный коэффициент Кц фактически отражает не только динамику (а точнее – уровень) мировых цен на нефть, как это определено в тексте закона, но и изменение курса доллара. С ростом курса доллара налоговая ставка в долларовом выражении снижается, но одновременно увеличивается поправочный коэффициент. Применение поправочного коэффициента обеспечивает прогрессивность налога на добычу нефти, ставка которого установлена в абсолютном выражении (в рублях за тонну).
Федеральным законом от 22 мая 2008 г. № 158-ФЗ с 1 января 2009 г. базовая ставка НДПИ для нефти установлена в размере 419 руб. за 1 т (т.е. повышена на 20,7% по сравнению с 2004 г.), а коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, стал определяться по следующей формуле:
Кц
= ( Ц – 15 ) × Р / 261.
Новая
формула расчета ставки НДПИ несколько
снизила налоговую нагрузку на добычу
нефти при цене нефти «Юралс»
до 18 долл./барр. по сравнению с действовавшей
формулой расчета, однако при цене нефти
более 18 долл./барр. реальная ставка НДПИ
повысилась. В соответствии с новой
формулой налог применяется при
мировой цене нефти выше 15 долл./барр.
Таким образом, с момента введения
величина и порядок расчета ставки
НДПИ при добыче нефти изменялись
следующим образом (табл. 1.3).
Таблица 1. 3 - Ставка НДПИ при добыче нефти в 2002–2009 гг.
Показатель | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Базовая ставка НДПИ при добыче нефти, руб./т | 340 | 347 | 419 | 419 | 419 | 419 | 419 | 419 |
Коэффициент,
характеризующий
динамику мировых цен на нефть (Кц) |
(Ц – 8) × Р/252 | (Ц – 9) × Р/261 |
(Ц – 15) × Р/261 |
Источник:
Налоговый кодекс РФ
Обозначения: Ц – средний за налоговый период уровень цен на нефть сорта «Юралс», долл./барр.;
Р – среднее за налоговый период значение курса доллара США к рублю, устанавливаемое Центральным банком Российской Федерации.
Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в систему налогообложения добычи полезных ископаемых были внесены следующие изменения, вступившие в действие с 1 января 2004 г.: ставка НДПИ при добыче газового конденсата установлена в размере 17,5%; установлена специфическая ставка НДПИ при добыче природного газа, равная 107 руб. за 1000 куб. м (вместо адвалорной ставки 16,5% и акциза на газ), налоговая база при добыче природного газа определена как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении; отменен акциз на природный газ.
Таким образом, с 2004 г. была установлена специфическая ставка НДПИ при добыче природного газа и отменен акциз на природный газ. С отменой акциза на газ были устранены сохранявшиеся различия в системах налогообложения добычи природного газа и других видов полезных ископаемых. С 2005 г. ставка НДПИ для природного газа была увеличена до 135 руб. за 1 тыс. куб.м газа (на 26,2% по сравнению с 2004 г.), а с 2006 г. – до 147 руб. за 1 тыс. куб. м.
Введение НДПИ позволило значительно повысить бюджетную эффективность налоговой системы, нейтрализовать негативные налоговые последствия трансфертного ценообразования, приблизить российскую систему налогообложения к мировым стандартам.
В то же время введенная единая специфическая ставка НДПИ рассчитана преимущественно на применение в средних условиях и не учитывает объективных различий в добыче нефти, обусловленных характеристиками месторождений, их расположением, а также стадией разработки. В результате ухудшается экономика добычи нефти на месторождениях с повышенными затратами, стимулируется выборочный отбор наиболее эффективных запасов и досрочное прекращение разработки истощенных месторождений, происходит потеря нефти в недрах. Одновременно осложняется ввод в разработку новых месторождений, особенно в неосвоенных регионах с неразвитой инфраструктурой. Более высокие капитальные, эксплуатационные и транспортные затраты приводят к тому, что реализация многих проектов разработки месторождений с повышенными затратами в условиях общего налогового режима не обеспечивает необходимой доходности инвестиций.
Недостатки единой ставки НДПИ обусловили поиск вариантов дифференциации ставки налога в зависимости от горно-геологических и географических факторов, характеризующих реальные условия добычи нефти.
В 2006 г. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 151-ФЗ система налогообложения добычи нефти была дополнена новыми элементами. Основными изменениями, вступившими в силу с 1 января 2007 г., явились следующие изменения:
1. Введен понижающий коэффициент Кв, применяемый к базовой ставке НДПИ, который характеризует степень выработанности запасов нефти на участке недр. Коэффициент Кв применяется при степени выработанности запасов участка недр от 0,8 до 1, рассчитывается по определенной формуле и изменяется от 1 (при степени выработанности 0,8) до 0,3 (при степени выработанности 1 и более).
Принята
следующая формула расчета
Кв = 3,8 – 3,5 × N / V,
где N – накопленная добыча нефти на участке недр;
V
– начальные извлекаемые
2.
При разработке нефтяных
Нулевая налоговая ставка на период до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участке недр при непревышении срока разработки запасов 10 лет или срок 10 лет, исчисляемый с 1 января 2007 г., применяется и к уже разрабатываемым месторождениям данных регионов, если степень выработанности запасов на лицензионном участке не превышает 0,05.
3.
Установлена нулевая ставка
Принятые изменения направлены на стимулирование разработки истощенных и новых нефтяных месторождений. Дифференциация НДПИ с учетом выработанности запасов позволяет продлить сроки разработки истощенных месторождений и повысить уровень нефтеизвлечения. Продление эксплуатации истощенных месторождений обеспечивает дополнительные поступления как НДПИ (взимаемого по пониженной ставке), так и других налогов (налог на прибыль, экспортная пошлина и т.д.). Снижение ставки НДПИ для новых нефтяных месторождений позволило стимулировать освоение Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции, создать базу для будущих доходов государственного бюджета.
Принятые поправки предусматривали, что льготы по НДПИ на новых и выработанных месторождениях могут быть получены лишь при применении прямого метода учета количества добытой нефти на участке недр, то есть учета добытой нефти на отдельном лицензионном участке с помощью специальных измерительных приборов (средств, устройств). Применительно к выработанным месторождениям данное положение существенно ограничивало область применения налоговой льготы, поскольку на большинстве выработанных месторождений (лицензионных участков) не существует прямого учета добычи нефти (учет добытой нефти осуществляется на специальном коммерческом узле учета на выходе из установки подготовки нефти, куда поступает нефть с нескольких лицензионных участков).
С 2002 г. были законодательно установлены предельные размеры вывозных таможенных пошлин на нефть и сам механизм определения ставки экспортной пошлины в зависимости от уровня мировых цен на нефть. Поправками к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе», утвержденными Федеральным законом № 126-ФЗ, были впервые законодательно установлены предельные размеры вывозных таможенных пошлин на углеводороды, изменяющиеся в зависимости от уровня мировых цен.
По
нефти экспортная пошлина была установлена
в размере 0% при сложившейся за
два предшествующих месяца средней
цене нефти «Юралс» на мировых
рынках до 109,5 долл./т; при мировой
цене нефти от 109,5 до 182,5 долл./т ставка
экспортной пошлины должна устанавливаться
в размере, не превышающем 35% разницы
между фактической средней
Федеральным
законом от 7 мая 2004 г. № 33-ФЗ «О внесении
изменений в статью 3 Закона Российской
Федерации «О таможенном тарифе» и в статью
5 Федерального закона «О внесении изменений
и дополнений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и некоторые
другие акты законодательства Российской
Федерации, а также о признании утратившими
силу некоторых отдельных актов законодательства
Российской Федерации» был _0а1080 изменен
порядок расчета предельной (максимальной)
ставки экспортной пошлины на нефть. С
1 августа 2004 г. установлена более прогрессивная
шкала для расчета предельной ставки экспортной
пошлины на нефть (табл. 1.4).