Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:27, курсовая работа
Основной целью данной работы является определение направлений совершенствования системы налогообложения минерально-сырьевого сектора экономики России и разработка предложений в области государственной налоговой политики, обеспечивающих как изъятие в пользу государства природной ренты, генерируемой при добыче минерального сырья, так и создание благоприятных условий для инвестиций в добывающую промышленность.
Введение………………………………………………………………....... 3
1. Налоговая реформа в минерально-сырьевом секторе экономики России………………………………………………………………………
5
1.1. Особенности налогообложения минерально-сырьевого сектора экономики………………………………………………………………….
5
1.2. Предпосылки и содержание налоговой реформы в минерально-сырьевом секторе………………………………………………………....
9
1.3. Результаты реформирования налогообложения минерально-сырьевого и нефтяного сектора………………………………………….
34
2. Направления совершенствования налогообложения нефтегазового сектора……………………………………………………………………..
40
2.1. Снижение ставки НДПИ при добыче нефти за счет изменения формулы расчета коэффициента, учитывающего динамику мировых цен на нефть……………………………………………………………….
42
2.2. Расширение применения механизма налоговых каникул по НДПИ при добыче нефти. ……………………………………………………….
46
2.3. Применение понижающих коэффициентов к ставке НДПИ……… 49
2.4. Применение адвалорной ставки НДПИ при добыче нефти……… 52
2.5 Совершенствование налогообложения добычи природного газа… 58
3. Раздел продукции и налогообложение дополнительного дохода при добыче углеводородов……………………………………………………
69
3.1. Применение соглашений о разделе продукции……………………. 69
3.2. Возможности введения налога на дополнительный доход………. 80
Заключение………………………………………………………………... 96
Список используемой литературы…
Во-вторых, такой подход не создает стимулов к форсированию добычи нефти в первые годы разработки месторождений с целью освобождения от налога максимального количества добытой нефти. Таким образом, он не оказывает искажающего влияния на поведение недропользователей, профиль добычи и уровень нефтеизвлечения.
В-третьих,
при таком подходе
В-четвертых, по сравнению со схемой налоговых каникул такой подход предоставляет меньший выигрыш инвестору и больший выигрыш государству при росте цен на нефть.
В-пятых, такой подход технически проще: налоговые каникулы задаются тремя параметрами (два срока действия налоговых каникул в зависимости от вида лицензии на пользование недрами и дополнительное ограничение на объем накопленной добычи нефти), а понижающий коэффициент – одним (величина коэффициента).
Такой коэффициент применим для всех видов лицензий (как для лицензий на разведку и добычу, так и для лицензий на геологическое изучение и добычу) и для месторождений на разной стадии освоения (как для месторождений, подготовленных к разработке или находящихся на начальной стадии добычи, так и для месторождений, не подготовленных к разработке).
Для месторождений континентального шельфа, разработка которых отличается наиболее высокими капитальными и эксплуатационными затратами в расчете на тонну добытой нефти, ставка НДПИ должна быть минимальной. В ряде случаев, однако, даже нулевая ставка НДПИ не обеспечивает необходимой доходности инвестиций.
Обеспечить
эффективную разработку таких месторождений
позволяет лишь установление для
добываемой на них нефти нулевой
ставки экспортной пошлины. В этом случае
разработка таких месторождений
эффективна даже при применении НДПИ
с понижающим коэффициентом 0,5.
2.4. Применение
адвалорной ставки НДПИ при
добыче нефти
Адвалорная ставка НДПИ является более гибким налоговым инструментом по сравнению со специфической ставкой налога. Налоговой базой при применении адвалорной ставки НДПИ является цена нефти в пункте добычи, то есть цена реализации нефти за вычетом транспортных расходов по ее доставке. Это позволяет учесть при налогообложении различия в транспортных затратах нефтепроизводителей, обусловленные их географическим положением, а также разницу в ценах реализации нефти, обусловленную ее качеством и направлением поставок. Высокие транспортные затраты являются одним из существенных факторов, удорожающих разработку месторождений в перспективных регионах (например, в Восточной Сибири). Кроме того, рост тарифов «Транснефти» в этом случае компенсируется нефтепроизводителям снижением налоговых платежей, поскольку расходы на транспортировку исключаются из налоговой базы.
В своей первоначальной редакции, действовавшей в 2002–2006 гг., глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса РФ предусматривала применение при налогообложении добычи нефти единой адвалорной ставки НДПИ в размере 16,5%. Можно также отметить, что использование при налогообложении добычи нефти именно адвалорной ставки налога соответствует международной практике. Фактически же в России с 2002 г. применяется специфическая ставка НДПИ, правила определения которой были установлены статьей 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ. При принятии этого закона формула для определения специфической ставки НДПИ была установлена исходя из соответствия налоговой нагрузки при применении этой формулы адвалорной ставке 16,5% при цене нефти «Юралс» 18 долл./барр. При этом возможный рост цен на нефть во внимание не принимался. Применение специфической ставки налога первоначально было ограничено периодом 2002–2004 гг., который впоследствии был продлен до конца 2006 г. В 2007 г. вступили в действие поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие применение при налогообложении добычи нефти специфической ставки НДПИ.
Адвалорная ставка НДПИ имеет ряд преимуществ по сравнению со специфической ставкой налога. Ее применение на практике связано, однако, с определенными проблемами. При переходе на стандартную адвалорную ставку НДПИ меняется действующая прогрессивная зависимость ставки НДПИ от цены нефти «Юралс». Как показывают расчеты, при высоких ценах на нефть результатом применения адвалорной ставки 16,5% будет двукратное снижение налоговых поступлений государству. Для того чтобы поступления при применении адвалорной ставки сравнялись с поступлениями при действующей налоговой системе, требуется более чем двукратное увеличение этой ставки. При применении ставки 35% налоговые поступления при цене «Юралс» свыше 50 долл./барр. примерно равны поступлениям при действующей налоговой системе.
Следует, однако, учитывать, что при применении такой ставки в условиях низкой цены на нефть налоговое бремя повысится в два раза, что является нежелательным. Это окажет негативное влияние на разработку месторождений с повышенными затратами, в том числе на разработку истощенных месторождений. Ставка 35% является весьма высокой и с точки зрения международной практики. В большинстве нефтедобывающих стран ставки роялти (налогов на добычу) находятся в диапазоне 12,5–20%.
Очевидно,
что любая фиксированная
Применение адвалорной ставки налога требует, однако, решения проблемы трансфертных цен, то есть определения и использования для целей исчисления налогов рыночных цен на нефть. В противном случае применение адвалорной ставки неэффективно, поскольку при этом создаются возможности для занижения налогоплательщиками своих налоговых обязательств путем реализации добытой нефти по заниженным ценам. Определение и применение рыночных цен для целей исчисления налогов связано, однако, с рядом серьезных проблем, обусловленных особенностями нефтяного сектора российской экономики и отсутствием развитой инфраструктуры рынка.
Сложившаяся структура нефтяного сектора, неразвитость внутреннего рынка нефти и неготовность государственных органов к решению проблемы трансфертных цен на основе использования методов, применяемых в зарубежной практике, обусловливают целесообразность сохранения в нефтяном секторе – по крайней мере, в ближайшей перспективе – специфической ставки НДПИ, не связанной с уровнем внутренних цен на нефть.
В то же время до формирования в стране развитого рынка сырой нефти для целей исчисления налогов, на наш взгляд, могли бы применяться справочные (расчетные) рыночные цены на нефть, определяемые по специальной методике на основе мировых цен на нефть. Расчетные рыночные цены на нефть для целей налогообложения должны определяться по основным нефтегазовым провинциям (регионам) страны. Расчет таких цен должен производиться ежемесячно.
Более
совершенная налоговая
(подъем), а именно:
NI
= PW – AC
где NI – чистый доход при добыче нефти;
PW –
стоимость нефти на устье
AC –
средние эксплуатационные
Стоимость нефти на устье скважины (PW) обычно определяется обратным счетом, путем расчета чистой цены, поскольку рыночные (независимые) сделки с нефтью на устье скважины непроизводятся. Чистая цена обычно рассчитывается по формуле:
PW
= PB – T – K
где PB – базовая цена или определяемая рынком цена независимых сделок в некотором определенном месте на определенную дату;
T –
транспортные расходы по
K –
остальные производственные
Средние эксплуатационные расходы на добычу нефти (AC) по своей концепции представляют собой то же самое, что и любые операционные расходы (или затраты на производство реализованных товаров) в промышленном производстве. Суть концепции заключается в определении величины затрат, непосредственно относящихся к производству (добыче).
Адвалорный налог, основанный на цене нефти на устье скважины за вычетом определенных эксплуатационных расходов, позволяет учесть при налогообложении реальные условия добычи нефти, поскольку все горно-геологические и географические характеристики месторождения в конечном счете отражаются в получаемом при его разработке доходе. Такая схема налогообложения учитывает как получаемые доходы, так и затраты на добычу нефти на конкретном месторождении.
Следует, однако, отметить, что эффективная реализация такого подхода на практике в современных российских условиях достаточно затруднительна, поскольку требует решения ряда административных, методических и технических проблем, включая проблемы определения и применения для целей исчисления налогов рыночных цен на нефть и организации учета и контроля доходов и затрат при добыче нефти в разрезе лицензионных участков.
В современных российских условиях применению достаточно «тонких» механизмов, используемых для решения проблемы трансфертных цен в развитых зарубежных странах, препятствует неготовность государственных органов к использованию таких методов (данная работа требует соответствующего организационного, кадрового и финансового обеспечения). При сложившейся структуре нефтяного сектора и неразвитости внутреннего рынка нефти это делает применение общепринятого в зарубежной практике принципа «вытянутой руки» достаточно затруднительным. При этом неблагоприятная для налогоплательщиков правоприменительная практика повышает риски нефтяных компаний при использовании этого принципа.
Это
дает основания для применения альтернативных
подходов к решению проблемы трансфертных
цен, например, для использования для налогообложения
справочных цен на нефть, устанавливаемых
государством. Предприятиям при этом следует
предоставить возможность использования
по выбору либо системы справочных цен,
либо принципа «вытянутой руки».
2.5. Совершенствование
налогообложения добычи
НДПИ при добыче природного газа был введен с начала 2002 г. Со вступлением в действие главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса РФ. Данный налог заменил действовавшие до этого регулярные платежи за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, производившиеся при добыче природного газа.