Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:27, курсовая работа
Основной целью данной работы является определение направлений совершенствования системы налогообложения минерально-сырьевого сектора экономики России и разработка предложений в области государственной налоговой политики, обеспечивающих как изъятие в пользу государства природной ренты, генерируемой при добыче минерального сырья, так и создание благоприятных условий для инвестиций в добывающую промышленность.
Введение………………………………………………………………....... 3
1. Налоговая реформа в минерально-сырьевом секторе экономики России………………………………………………………………………
5
1.1. Особенности налогообложения минерально-сырьевого сектора экономики………………………………………………………………….
5
1.2. Предпосылки и содержание налоговой реформы в минерально-сырьевом секторе………………………………………………………....
9
1.3. Результаты реформирования налогообложения минерально-сырьевого и нефтяного сектора………………………………………….
34
2. Направления совершенствования налогообложения нефтегазового сектора……………………………………………………………………..
40
2.1. Снижение ставки НДПИ при добыче нефти за счет изменения формулы расчета коэффициента, учитывающего динамику мировых цен на нефть……………………………………………………………….
42
2.2. Расширение применения механизма налоговых каникул по НДПИ при добыче нефти. ……………………………………………………….
46
2.3. Применение понижающих коэффициентов к ставке НДПИ……… 49
2.4. Применение адвалорной ставки НДПИ при добыче нефти……… 52
2.5 Совершенствование налогообложения добычи природного газа… 58
3. Раздел продукции и налогообложение дополнительного дохода при добыче углеводородов……………………………………………………
69
3.1. Применение соглашений о разделе продукции……………………. 69
3.2. Возможности введения налога на дополнительный доход………. 80
Заключение………………………………………………………………... 96
Список используемой литературы…
2,00 – 44,4–50%.
Однако и в этом случае сохраняются определенные стимулы к увеличению затрат, поскольку их рост ведет к снижению значения Р-фактора и соответственно ставки налога. С другой стороны, это может стимулировать дополнительные инвестиции в более углубленную разработку эксплуатируемых месторождений, в частности, применение различных методов увеличения нефтеотдачи пластов.
Таким
образом, в целях избежания
Налогообложение рентного дохода с помощью НДД теоретически является более предпочтительным по сравнению со схемой, основанной на НДПИ. В то же время схема НДД является и значительно более сложной с точки зрения как проведения налоговых расчетов, так и практического контроля за их достоверностью, что создает потенциальные возможности занижения производителями своих налоговых обязательств и, как следствие, уменьшения доходов государственного бюджета. В связи с этим целесообразно сохранение налога на добычу полезных ископаемых в качестве минимального налога, гарантирующего государству определенный уровень налоговых поступлений от реализации проекта (причем уже на ранних стадиях добычи). Налог на добычу полезных ископаемых при применении НДД должен, однако, взиматься по достаточно низкой ставке (например, с коэффициентом 0,1–0,3).
Таким
образом, для изъятия природной
ренты и создания благоприятного
инвестиционного климата целесообразно
введение налога на дополнительный доход
от добычи углеводородов, который должен
уплачиваться недропользователями при
разработке новых месторождений вместо
части налога на добычу полезных ископаемых.
Такая система является более прогрессивной,
поскольку в значительно большей степени
основана на налогообложении доходов.
НДД учитывает горно-геологические и географические
условия добычи углеводородов, стимулирует
инвестиции в освоение новых месторождений.
В случае высокоэффективных проектов
его применение обеспечивает прогрессивное
изъятие ресурсной ренты в пользу государства.
Одновременно улучшаются условия реализации
низкоэффективных проектов.
Заключение
В результате проведенных нами исследований мы выяснили что, проведенная реформа системы налогообложения минерально-сырьевого сектора позволила значительно повысить бюджетную эффективность налоговой системы и приблизить российскую систему налогообложения к мировым стандартам. Но в то же время произведенные изменения не решили всех проблем построения эффективной системы налогообложения сектора. Основными результатами налоговой реформы стали значительный рост налоговой нагрузки на нефтяной сектор экономики, радикальное перераспределение доходов нефтяного сектора в пользу государства.
В
то же время ряд проблем
Произошло снижение ожидаемой доходности инвестиций в новые проекты по добыче нефти, обусловленное как ухудшением условий добычи, так и негибкостью действующей налоговой системы, не обеспечивающей необходимое снижение налоговой нагрузки при разработке новых месторождений с повышенными затратами.
Ухудшение условий добычи обусловливает необходимость снижения налоговой нагрузки при освоении новых нефтяных месторождений с повышенными затратами, применения на них льготных либо более гибких налоговых режимов. Это позволит вовлечь такие месторождения в разработку, что обеспечит дополнительную добычу нефти и дополнительные налоговые поступления.
Изучив проблемы в области налогообложения нефтегазового сектора, можно выделить следующие направления ее совершенствования:
1.
Снижение ставки НДПИ при
Такое снижение ставки НДПИ уменьшает налоговую нагрузку на нефтяной сектор, позволяет нефтяным компаниям получить в свое распоряжение дополнительные финансовые ресурсы, повышает доходность инвестиций в освоение новых месторождений, стимулирует более углубленную разработку истощенных месторождений.
2.
Расширение применения
3. Применение территориальных понижающих коэффициентов к ставке НДПИ.
Освоение месторождений континентального шельфа требует установления наиболее низкой ставки налога (вплоть до нулевой). Применение понижающих коэффициентов к ставке НДПИ имеет ряд существенных преимуществ по сравнению со схемой налоговых каникул, в большей степени ориентировано на соблюдение интересов государства.
4. Применение адвалорной ставки НДПИ. Это позволяет учесть при налогообложении различия в транспортных затратах нефтепроизводителей, обусловленные их географическим положением, а также разницу в цене реализации нефти, обусловленную ее качеством и направлением поставок. Кроме того, рост транспортных тарифов в этом случае компенсируется нефтепроизводителям снижением налоговых платежей.
5. Совершенствование НДПИ при добыче газа. Существуют определенные предпосылки для повышения действующей в настоящее время ставки НДПИ при добыче природного газа. В то же время размер такого повышения должен учитывать потребность в капитальных вложениях на реализацию новых проектов по добыче и транспортировке газа, значительную задолженность ОАО «Газпром» перед кредиторами, влияние повышения ставки налога на экономику действующих и новых проектов в газодобыче.
Минимально
необходимой мерой
6. Соглашения о разделе продукции. Режим СРП позволяет обеспечить инвестору стабильный налоговый режим в течение всего периода реализации инвестиционного проекта, а также индивидуальный подход к проектам разработки конкретных месторождений полезных ископаемых. Значительная часть налоговых параметров соглашений о разделе продукции, прежде всего параметры самого раздела, является результатом переговоров между государством и компаниями-инвесторами. Построение шкалы раздела продукции в зависимости от рентабельности освоения месторождения, измеряемой значениями внутренней нормы прибыли или Р-фактора, позволяет придать системе гибкость в отношении изъятия ресурсной ренты и создать приемлемые условия для освоения низкорентабельных месторождений.
7. Налогообложение дополнительного дохода. Наиболее совершенной формой налогообложения добычи нефти является налогообложение определяемого тем или иным образом дополнительного (чистого) дохода. Поскольку все горно-геологические и географические характеристики месторождения в конечном счете отражаются в получаемом при его разработке доходе, такой подход обеспечивает автоматическую дифференциацию налоговой нагрузки в зависимости от конкретных условий добычи нефти.
Список используемой литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая. 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Принят Государственной Думой 16 июля 1998 г., одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г. (в ред. от 19 июля 2009 г.).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть вторая. 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. Принят Государственной Думой 19 июля 2000 г., одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 г. (в ред. от 19 июля 2009 г.).
3. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (в ред. от 30 декабря 2008 г.).
4. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. М.: Бератор-Пресс, 2002.
5. Батурин Ю.Е. Методика дифференциации налога на добычу полезных ископаемых // Минеральные ресурсы России. 2005. № 1. С. 58–61.
6. Белов
Ю.П., Макаркин Ю.Н. Рентный
2005. № 1.
7. Белонин М.Д., Назаров В.И. Стоимостная оценка запасов как основа рентной системы налогообложения в нефтяной промышленности // Минеральные ресурсы России. 2004. № 4. С. 18–23.
8. Бобоев М.Р., Мамбеталиев Н.Т., Тютюрюков Н.Н. Налоги и налогообложение в СНГ. М.: Финансы и статистика, 2004.
9. Бобылев
Ю.Н. Реформирование
10. Бобылев Ю. Нефтегазовый сектор // Российская экономика в 2009 году: Тенденции и перспективы. М.: ИЭПП, 2010. С. 298–316.
11. Богданчиков С.М., Перчик А.И. Соглашения о разделе продукции. Теория, практика, перспективы. Право. Экономика. М.: Нефть и газ, 1999.
12. Василенко
А.Б. Соглашения о разделе
13. Ежов
С. Особенности налоговой
14. Ежов
С.С. Рентные отношения в
15. Конопляник
А.А. Реформы в нефтяной
16. Крюков
В., Токарев А. Какие налоги
позволятдобывать нефть?
17. Лисица
В.Н. Международные
18. Налоговая реформа в России: анализ первыхрезультатов и перспективы развития. М.: Институт экономики переходного периода, 2002.
19. Налоговая реформа в России: проблемы и решения.
20. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. М.: Институт экономики переходного периода, 2000.
21. Раздел продукции: за и против / Под ред. М.А. Субботина. М.: Тактика, 2007.
22. Соколов
В. О налогообложении
23. Социально-экономическое
положение России. М.: Федеральная
служба государственной
24. Спор об СРП / Под ред. А.А. Арбатова, А.А. Конопляника. М.: Олита, 2003.
25. Стейнер
Р. Налогообложение
26. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации: Годовой сборник 2008 г. М.: Федеральная таможенная служба, 2009.
27. Официальный
сайт Министерства финансов
28. Официальный
сайт Министерства
29. Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации. minenergo.gov.ru
30. Официальный сайт Министерства природных ресурсов Российской Федерации. www.mnr.gov.ru
31. Официальный
сайт Федеральной службы
32. Интернет-сайт проекта «Сахалин-1». http://www.sakhalin1.com
33. Интернет-сайт оператора проекта «Сахалин-2». http://www.sakhalinenergy.com
34. Материалы
«круглого стола» «Добыча