Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:27, курсовая работа
Основной целью данной работы является определение направлений совершенствования системы налогообложения минерально-сырьевого сектора экономики России и разработка предложений в области государственной налоговой политики, обеспечивающих как изъятие в пользу государства природной ренты, генерируемой при добыче минерального сырья, так и создание благоприятных условий для инвестиций в добывающую промышленность.
Введение………………………………………………………………....... 3
1. Налоговая реформа в минерально-сырьевом секторе экономики России………………………………………………………………………
5
1.1. Особенности налогообложения минерально-сырьевого сектора экономики………………………………………………………………….
5
1.2. Предпосылки и содержание налоговой реформы в минерально-сырьевом секторе………………………………………………………....
9
1.3. Результаты реформирования налогообложения минерально-сырьевого и нефтяного сектора………………………………………….
34
2. Направления совершенствования налогообложения нефтегазового сектора……………………………………………………………………..
40
2.1. Снижение ставки НДПИ при добыче нефти за счет изменения формулы расчета коэффициента, учитывающего динамику мировых цен на нефть……………………………………………………………….
42
2.2. Расширение применения механизма налоговых каникул по НДПИ при добыче нефти. ……………………………………………………….
46
2.3. Применение понижающих коэффициентов к ставке НДПИ……… 49
2.4. Применение адвалорной ставки НДПИ при добыче нефти……… 52
2.5 Совершенствование налогообложения добычи природного газа… 58
3. Раздел продукции и налогообложение дополнительного дохода при добыче углеводородов……………………………………………………
69
3.1. Применение соглашений о разделе продукции……………………. 69
3.2. Возможности введения налога на дополнительный доход………. 80
Заключение………………………………………………………………... 96
Список используемой литературы…
Источник:
расчеты авторов.
Произведенное снижение ставки НДПИ действительно не решает проблемы по всем месторождениям, но это не означает, что нужно резко снижать общую ставку налога. Снижение ставки НДПИ должно быть дифференцированным, то есть разным для разных категорий месторождений.
Основная часть добычи нефти в России осуществляется на вполне прибыльных уже эксплуатируемых месторождениях (капиталовложения на них уже осуществлены, а поздняя стадия добычи еще не наступила). В настоящее время нет явных оснований для дополнительного значительного снижения налоговой нагрузки на эти месторождения.
Необходимость
дополнительного снижения ставки НДПИ
явно существует лишь на выработанных
и значительной части новых месторождений,
освоение которых требует повышенных
капитальных, эксплуатационных и транспортных
затрат. Применительно к выработанным
месторождениям проблема должна быть
решена путем распространения применения
понижающего коэффициента Кв на все выработанные
месторождения. Применительно к новым
месторождениям проблема может быть решена
путем введения налоговых каникул или
понижающих коэффициентов к ставке НДПИ.
На наш взгляд, набор необходимых мер по
группам месторождений должен быть следующим
(табл. 2.2).
Таблица 2.2 - Набор необходимых мер по группам месторождений
Эксплуатируемые
месторождения (выработанность запасов до 80%) |
Выработанные месторождения
(выработанность запасов более 80%) |
Новые месторождения |
1.
Снижение общей ставки НДПИ
при добыче нефти путем коэффициента Кц за счет увеличения необлагаемого НДПИ ценового минимума с 9 до 15 долл./барр. | ||
2. Обеспечение
возможности применения требования «прямого учета» |
2. Применение
механизма
налоговых каникул или понижающих коэффициентов к ставке НДПИ для определенных регионов и континентального шельфа |
Продолжение таблицы 2.2
3. Рассмотрение
вопроса о
снижении коэффициента Кв (например, для место- рождений с выработанно- стью запасов более 100% установить величину дан- ного коэффициента рав- ной 0) |
3. Применение
механизма
налоговых каникул или понижающих коэффици- ентов к ставке НДПИ для определенных категорий месторождений (мелкие месторождения) | |
4. Применение
в экспери-
ментальном порядке (на отдельных новых место- рождениях) налога на дополнительный доход или другой формы налого- обложения чистого дохода | ||
5. Введение на
новых ме-
сторождениях налога на дополнительный доход или другой формы налого- обложения чистого дохода |
2.2. Расширение
применения механизма
Для
стимулирования освоения новых нефтяных
месторождений был выбран механизм
налоговых каникул по НДПИ, который
первоначально был
Установление двух критериев предоставления льготы по НДПИ имеет определенные основания. Если в качестве критерия предоставления льготы установить только объем добычи, то на небольших месторождениях льгота может распространяться на весьма длительный период времени (вплоть до применения льготы по НДПИ в течение всего периода разработки – для мелких месторождений).
Если же в качестве критерия установить только срок применения нулевой ставки, то это создаст сильные стимулы к форсированию добычи нефти в первые годы разработки с целью освобождения от налога максимального количества добытой нефти, что будет приводить к снижению уровня конечного нефтеизвлечения.
Установление же «потолка» накопленной добычи нефти в размере 25 млн т, при достижении которого действие налоговой льготы прекращается, не создает стимулов к форсированию добычи на достаточно крупных месторождениях. В то же время на относительно небольших месторождениях, добыча нефти на которых в первые 10 лет при нормальных темпах разработки будет существенно меньше 25 млн т, наличие таких критериев создает сильные стимулы к форсированию их разработки с целью освобождения от налога максимального количества добываемой нефти. В результате сокращаются налоговые поступления государству и снижается уровень конечного нефтеизвлечения.
В России существуют регионы, освоение нефтяных месторождений в которых связано с повышенными производственными затратами. К таким регионам относится, в частности, Тимано-Печорская нефтегазовая провинция.
Как
показывают расчеты, снижение ставки НДПИ
за счет увеличения необлагаемого НДПИ
ценового минимума с 9 до 15 долл./барр. повышает
доходность проектов разработки месторождений
в Тимано-Печорской провинции, однако является
недостаточным для обеспечения необходимой
доходности инвестиций. Для этого требуется
применение дополнительных мер налогового
стимулирования в форме налоговых каникул по
НДПИ или применение понижающего коэффициента
к ставке налога. Результаты
расчета внутренней нормы доходности
инвестиций при разработке типового нефтяного
месторождения в Тимано-Печорской провинции
приведены в табл. 2.3.
Таблица 2.3 - Внутренняя норма доходности инвестиций при разработке
типового
нефтяного месторождения в
Налоговые режимы | Цена нефти «Юралс», долл./барр. | |||
40 | 60 | 80 | 100 | |
1. Действующая налоговая система при отсутствии льгот по НДПИ | 5 | 10 | 13 | 17 |
2. Налоговые каникулы по НДПИ: | ||||
5 лет | 8 | 17 | 26 | 34 |
6 лет | 11 | 22 | 33 | 45 |
7 лет | 13 | 27 | 40 | 52 |
3.
Понижающий коэффициент к | ||||
0,7 | 10 | 17 | 24 | 29 |
0,6 | 11 | 20 | 28 | 34 |
0,5 | 13 | 23 | 31 | 38 |
По
нашим расчетам, необходимая доходность
инвестиций в разработку месторождений
Тимано-Печорской провинции
С учетом того что минимально необходимый период для осуществления первоначальных инвестиций и подготовки месторождения к добыче составляет 1 год, продолжительность налоговых каникул для месторождений Тимано-Печорской провинции должна быть установлена в размере 7 лет с даты государственной регистрации лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых.
Применительно к лицензиям на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых продолжительность налоговых каникул должна быть установлена в размере 12 лет с даты государственной регистрации лицензии.
Следует, однако, заметить, что затраты на разработку конкретного месторождения существенно зависят от объема его запасов. На мелких месторождениях суммарные затраты на разработку в расчете на тонну добытой нефти, как правило, значительно выше, чем на средних и крупных. В результате доходность инвестиций в разработку месторождения существенно зависит от размера его запасов.
Необходимый размер льготы по НДПИ также существенно зависит от размера запасов месторождения. По нашим расчетам, для нефтяного месторождения в Тимано-Печорской провинции с запасами 25 млн т необходимая продолжительность налоговых каникул составляет 4–5 лет с момента начала добычи нефти, а необходимая величина понижающего коэффициента к ставке НДПИ – 0,8. В то же время для мелкого месторождения при цене нефти «Юралс» 60 долл./барр. внутренняя норма доходности 15% достигается лишь при продолжительности налоговых каникул в размере 9 лет с момента начала добычи и понижающем коэффициенте к ставке НДПИ в размере 0,2.
Таким образом, необходимый размер льготы по НДПИ является разным для различных категорий месторождений, что в рамках принятой в настоящее время схемы налоговых каникул не учитывается (льгота по НДПИ не дифференцируется по категориям месторождений, а устанавливается в целом по региону, ее размер определяется на основе средних характеристик нефтяных месторождений соответствующего региона).
Механизм
налоговых каникул, таким образом,
является достаточно несовершенным: для
всех месторождений определенного региона
применяется единый усредненный подход,
который не учитывает фактических значительных
различий в характеристиках конкретных
месторождений данного региона. В связи
с этим доходность разработки наиболее
эффективных месторождений при таком
подходе оказывается избыточно высокой,
тогда как наиболее высокозатратные месторождения
могут остаться неразработанными.
2.3. Применение
понижающих коэффициентов к
Альтернативой налоговым каникулам может быть введение понижающего коэффициента к ставке НДПИ, применяемого при разработке новых месторождений определенных регионов и континентального шельфа в течение всего периода их разработки.
Значение такого коэффициента может быть определено расчетным путем исходя из требования обеспечения необходимой доходности инвестиций в освоение нефтяных месторождений соответствующей территории (зоны шельфа). Например, для Тимано-Печорской провинции величина данного коэффициента, как было показано выше, может составлять 0,6. Освоение месторождений континентального шельфа требует установления существенно более низкой ставки налога (вплоть до нулевой).
Применение понижающего коэффициента к ставке НДПИ имеет ряд существенных преимуществ по сравнению со схемой налоговых каникул, в большей степени ориентировано на соблюдение интересов государства.
Во-первых, уплата НДПИ при таком подходе осуществляется с самого начала добычи нефти, а не носит отложенный характер. При пересмотре в течение срока реализации проекта общей ставки НДПИ в сторону понижения (например, путем дальнейшего увеличения необлагаемого ценового минимума) снижение налоговых поступлений государству в целом за период реализации проекта при применении понижающего коэффициента будет относительно меньшим, чем при применении налоговых каникул, поскольку в первом случае в течение первых лет добычи налог уплачивается по «полной» ставке, во втором же случае снижение ставки может распространяться на все платежи по данному налогу (если пересмотр ставки произведен в период действия налоговых каникул).