Разработка целевого рынка туристских услуг для фирмы “Академия”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание

Моя курсовая работа направлена на исследование внешнего туризма. Я считаю, что эта тема очень актуальна и интересна, поскольку в последнее время все большее количество Петербуржцев отдыхает за границей, и все большее количество разнообразных туров поступает на туристский рынок, а также увеличивается число туроператоров по различным направлениям внешнего туризма. Ассортимент туристских услуг в нашем городе довольно велик, и перед сегодняшним покупателем стоит проблема не выбора в принципе, а выбора именного того тура, который нужен ему. И перед туроператорами стоит задача сделать всё, чтобы предоставить туристам эту возможность, а, следовательно, необходимо больше внимания уделять качеству и цене предлагаемых услуг.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Анализ факторов маркетинговой среды турфирмы «Академия» 5
1.1. Анализ факторов маркетинговой микросреды фирмы .5
1.2. Анализ факторов маркетинговой макросреды фирмы .9
Глава 2. Сегментирование рынка туристских услуг и выбор целевых сегментов 16
2.1. Планирование и организация сбора первичной маркетинговой информации 16
2.2. Предварительный анализ результатов опроса 24
2.3. Сегментирование рынка 26
2.4. Выбор целевых сегментов 33
Глава 3. Позиционирование турпродукта на целевом сегменте рынка 37
3.1. Определение атрибутов позиционирования для целевых рынков 37
3.2. Определение покупательских предпочтений на каждом из отобранных целевых сегментах, разработка стратегии позиционирования для услуг турфирмы. 40
Глава 4. Разработка комплекс маркетинга 44
4.1. Комплекс-маркетинг для целевого сегмента А 48
4.2. Комплекс-маркетинг для целевого сегмента В 50
Заключение 53
Список использованной литературы 55

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 143.90 Кб (Скачать документ)

Опросник

Опросник

1.Отдыхаете ли  Вы за границей?

1.Нет

2. Да

2.Как Вы предпочитаете  путешествовать?

1.Самостоятельно покупаю  билеты, нахожу жилье

2.Пользуюсь услугами турфирм,  полностью покупаю тур там

3.Без предпочтений

3.Как часто  Вы отдыхаете за границей?

1.Несколько раз в год

2. Раз в год

3.Реже раза в год

4.Какой вид  отдыха Вы предпочитаете?

1.Пляжный

2.Оздоровительный

3.Экскурсионный

4.Экстримальный

5.Где Вам нравится  отдыхать больше всего?

1.Европейские страны

2.Африканские страны

3.Страны Карибского бассейна

4.Страны Азии

5. Экзотические страны

6.На какое количество  человек Вы обычно покупаете  тур?

1.1-2 человека

2.3-4 человека

3.больше 4 человек

7.Какова для  Вас оптимальная длительность  отдыха?

1.До 7 дней

2.8-10 дней

3.11-14 дней

4.Больше 14 дней

8.Какой уровень  комфортности отдыха Вы выбираете?

1.Это не важно

2.Средний

3.Высокий

9.Услугами какой  турфирмы вы пользуетесь?

1.Тез Тур

2.Нева Тревел

3.Натали Турс

4.Менее известные фирмы

10.Сколько Вы  готовы заплатить за семидневный  тур за одного человека?

1.До 15 000 руб

2.16 000 - 25 000 руб

3.26 000 - 35 000 руб

4.Больше 35 000 руб

12.Пол

1.Мужской

2.Женский

13.Возраст

1.до 20 лет

2.20-29

3.30-39

4.40-49

5.50 и больше

14.Род занятий

1.Учащийся

2.Придприниматель

3.Рабочий

4.Служащий

5.Пенсионер

15. Сколько человек  у Вас в семье?

16.Каков Ваш  среднемесячный доход на 1 члена  семьи?

1.Меньше 10 000 руб

2.11 000 - 20 000 руб

3.21 000 - 30 000 руб

4.31 000 - 40 000 руб

5.Больше 40 000 руб


 

Первый вопрос опросника является отправной точкой исследования. Он позволяет определить, какая доля населения Санкт-Петербурга проводит свой отдых за границей. При ответе на него нет, дальнейшее проведение анкетирования не имеет смысла. Второй вопрос опросника помогает нам выявить респондентов, которые пользуются услугами турфирм, а не самостоятельно организуют свой отдых за границей. В исследовании продолжают участвовать только те респонденты, которые пользуются  услугами турфирм. Третий вопрос выявляет частоту отдыха за границей в год. Результаты данного вопроса будут учтены в определении емкости сегментов рынка. Четвертый и пятый вопросы предназначены для определения предпочтений туристов в виде и направлении отдыха. С помощью данных вопросов мы можем определить, туры какого типа и в какую страну нужно формировать. Шестой вопрос предназначен, чтобы определить среднее количество человек, для которого покупается тур. Седьмой и восьмой вопрос определяют основные характеристики тура: длительность и комфортабельность. Девятый вопрос предназначен для определения наиболее значимых конкурентов. Десятый вопрос нужен для определения суммы, которую потребитель готов заплатить за тур средней длительности. На основе ответов на этот вопрос можно разрабатывать ценовую политику предприятия. Одиннадцатый вопрос ранжирует различные характеристики туров за границу по степени их важности для потребителя. Эти данные нам понадобятся при позиционировании товара на выбранных целевых сегментах рынка. Вопросы с двенадцатого  по шестнадцатый выявляют социально-демографический портрет потребителей туров за границу.

В результате тестирования на группе из 15 человеках выяснилось:

1.В четвертом вопросе необходимо расширить виды отдыха, поэтому уже имеющимся ответам я добавила гастрономический отдых, который набирает все большую популярность не только у людей в возрасте, но и у молодежи.

2. В ответах на девятый вопрос опрашиваемые хотели бы видеть еще одного конкурента Пегас Туристик, получивший признание на туристическом рынке Санкт-Петербурга. Этот вариант ответа также был добавлен в опросник.

Все ответы на вопросы опросника не вызывали затруднения, на некорректируемые вопросы респонденты всегда могли выбрать определенный вариант ответа. Опросник был изменен с учетом выявленных недостатков, конечный его вариант представлен в Приложении № 2.

Анкетирование проводилось  с 20 марта по 10 апреля 2013 года в Санкт-Петербурге. Опрос проводился среди случайных покупателей ТЦ «Академический».

 

2.2 Предварительный анализ результатов  опроса

 

Первичные данные результатов  опроса представлены в Приложении № 3.

Во время проведения анкетирования  было опрошено 150 человек. Из них, на вопрос отдыхаете ли Вы за границей «Да» ответило 140 человек, что составляет 93,33% от числа  всех опрошенных, «Нет» ответило всего  лишь 10 человека – это составляет 6,67% от общего числа опрошенных. На вопрос как Вы предпочитаете путешествовать 95,71% респондентов ответили «Пользуюсь услугами турфирм», 11,43% ответили «Без предпочтений», и никто не воспользовался ответом «Самостоятельно оформляю тур». Данные результаты показывают, что  туры за границу пользуются большой популярностью у петербуржцев, и они все чаще «судьбу своего отдыха» поручают турфирмам.

Большинство респондентов не могут позволить себе часто отдыхать за границей, о чем свидетельствуют  результаты вопроса о частоте  покупки тура. 14% респондентов покупают туры реже раза в год,  однако оставшаяся половина респондентов может позволить себе купить тур чаще. 32,14% опрошенных покупают тур раз в год, а 15,71% еще чаще.

На вопрос о предпочитаемом направлении отдыха практически  одинаковое количество респондентов ответили, что предпочитают Азиатские страны – 17,86%  и Африканские страны предпочли – 20,71%, 14% предпочитают отдыхать в Странах Карибского бассейна, а 5,71% предпочли экзотические страны. Однако абсолютным лидером по направлениям отдыха среди жителей Санкт-Петербурга стали Европейские страны, что составило 43, 57% респондентов.

Среди опрошенных потребителей выяснилось, что 58, 57% респондентов покупают тур на 1-2 человека, на 3-4 человека тур  покупают 32,14% человек, а 9,27% покупают тур  на более чем четырех человек.

Выяснилось, что большинство  потребителей предпочитают отдыхать 8-10 дней за границей (46,43%), когда 27,86% респондентов покупают тур длительностью до 7 дней, 23,57% респондентов предпочитают отдыхать 11-14 дней, а 2,14% респондентов могут позволить себе отдых за границей более 14 дней. Данный результат показывает, что более половины опрошенных могут позволить себе не только летний отдых, но и отдых в другие времена года.

Вопрос о предпочитаемом уровне комфортности тура (комфортабельности  самолета, отеля) показал следующие  результаты: 27,86% респондентов не важен данный аспект, 54,27% респондентов выбирают средний уровень комфортности, и 27,14% покупают туры высокой комфортности.

Ответы на вопрос о туроператоре, через которого респонденты ездят  отдыхать, определились следующим образом : 20,71% респондентов выбирают Тез Тур, 24,29% респондентов отдают предпочтение Пегас Туристик, 26,43% респондентов отдыхают от Невы, 22,14% респондентов отдыхают от Натали Турс. Всего лишь 6,43% респондентов отдают предпочтение малоизвестным  фирмам. Данный вопрос не выявил абсолютного лидера среди конкурентов, соответственно ,возможно, что есть еще свободные ниши на рынке туристских услуг.

Большинство опрошенных готовы заплатить за семидневный тур 16-25 тысяч рублей (46,43%), равное количество респондентов готово отдать за данный тур до 15 тысяч рублей и 26-35 тысяч рублей – по 23,57% , и только 6,43% купят его за более чем 35 тысяч рублей. Нужно отметить, что Петербуржцы очень щедры относительно семидневного тура, что тоже не может не способствовать развитию туристского рынка в нашем городе.

Наиболее важной характеристикой  оказалась цена турпродукта, она набрала 346 баллов. На втором месте – направление отдыха, которое набрало 319 баллов. Еще одной характеристикой, которая набрала наибольшее количество баллов оказалась комфортабельность отдыха – 276 баллов. Наименее важными оказались : вид отдыха - 191 балл и длительность отдыха - 188 баллов.

Среди опрашиваемых в возрасте до 20 лет оказалось – 15,71%, в возрасте от  20 до 29 лет - 17,86%,  14,29% – от  30 до 39 лет, 15,71% – от 40 до 49 лет, 36,43% –  в возрасте старше 50 лет.

Среди респондентов 22,86%  оказались учащимися, 7,14% – служащими, 6,43% респондентов отнесли себя к предпринимателям, а 46,43% человек оказались рабочими. Лишь 17,14% респондентов отнесли свой род занятий к пенсионерам.

У 7,86% респондентов 1 человек  в семье, у 24,29% - два человека в семье, у 34,29% - три человека в семье, 26,43% опрошенных имеют семью с 4 членами, 5,71% - 5 человек в семье и 1,43% - 6 человек в семье.

Средний доход на одного члена семьи у большинства  респондентов находится в интервале от 11 до 20 тысяч рублей – 42,86%. У 2,86% респондентов доход составляет до 10 тысяч рублей на одного члена семьи. Среднемесячный доход 21 – 30 тысяч рублей имеется у 25,71% опрошенных. Доход 31 – 40 тысяч рублей – у 17,86 %, и доход более 40 тысяч рублей – у 10,71% опрошенных. Результат данного вопроса свидетельствует о высоком уровне доходов граждан, которые позволяют себе отдых за границей.

 

2.3 Сегментирование рынка

 

Любой рынок, с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга  по своим вкусам, желаниям и потребностям. Главное же во всем этом то, что все  они приобретают товары, услуги, руководствуясь совершенно разными мотивациями. Поэтому, при разнообразии спроса, да еще в условиях конкуренции, каждый отдельный человек будет неодинаково реагировать на предлагаемые ему товары и услуги. Очень сложно удовлетворить запросы всех без исключения потребителей, так как у них имеются определенные различия в потребностях.

Сегментация рынка - разделение, разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться  отдельные товары и/или комплексы  маркетинга. В маркетинге обычно под  рынком понимается совокупность всех потенциальных потребителей, испытывающих потребность и имеющих возможность  ее удовлетворить в товарах определенной отрасли. Потенциальный рынок –  совокупность потребителей, проявляющих  некоторый интерес к определенному  продукту.

Сегмент рынка - совокупность, группа потребителей, одинаково реагирующих  на один и тот же предлагаемый продукт  и на комплекс маркетинга.

Правильное сегментирование  рынка и рациональный выбор сегмента – абсолютно необходимое условие  рыночного успеха для любой фирмы. Этот вывод основывается на том, что:

- по мере превращения рынка продавца в рынок покупателя фирма вынуждена отказываться от «осредненного товара» и переходить на выпуск жестко ориентированной продукции, отвечающей нуждам отдельных групп потребителей.

- сегментирование – высокоэффективное средство конкурентной борьбы на любом рынке.

- эффективный уход фирмы от конкуренции (хотя бы временный) возможен, прежде всего, за счет ее «перехода» в новый, ранее ни кем не освоенный сегмент рынка («нишу»).

- обоснованное сегментирование позволяет разумно строить научно-техническую стратегию фирмы, поскольку эта стратегия теперь связана с перспективами и нуждами четко выявленных групп потребителей.

- сегментирование и правильный последующий выбор нужных сегментов дает рациональную основу для фирменного маркетинга в целом: от изучения потребителей до эффективных систем сбыта и действенной рекламы. Причины все те же – любая задача маркетинга четко ориентирована теперь на конкретную потребительскую группу.

Чтобы быть эффективным, сегментирование  должно проводиться с учетом определенных критериев и признаков.

Критерий – это способ оценки обоснованности выбора того или  иного сегмента рынка для вашего предприятия, а признак – способ выделения данного сегмента на рынке.

К наиболее распространенным критериям сегментирования относятся:

+ Количественные параметры сегмента. К их числу относятся емкость сегмента, т.е. сколько изделий и какой общей стоимости может быть продано, какое число потенциальных потребителей имеется, на какой площади они проживают и т.п. Исходя из этих параметров, предприятие должно определить, какие производственные мощности следует ориентировать на данный сегмент, каковы должны быть размеры сбытовой сети.

+ Доступность сегмента для предприятия, т.е. возможности предприятия получить каналы распределения и сбыта продукции, условия хранения и транспортировки изделий потребителям на данном сегменте рынка. Предприятие должно определить, располагает ли оно достаточным количеством каналов сбыта своей продукции (в форме торговых посредников или собственной сбытовой сети), какова мощность этих каналов, способны ли они обеспечить реализацию всего объема продукции, произведенной с учетом имеющееся емкости сегмента рынка, достаточно ли надежна система доставки изделий потребителям (имеются ли здесь дороги и какие, подъездные пути, пункты переработки грузов и т.п.). Ответы на эти вопросы дают руководству предприятия информацию, необходимую для принятия решения о том, есть ли у него возможность начать продвижение своей продукции на выбранном сегменте рынка или еще предстоит позаботиться о формировании сбытовой сети, налаживании отношений с торговыми посредниками или о строительстве собственных складов и магазинов.

Информация о работе Разработка целевого рынка туристских услуг для фирмы “Академия”