Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:45, дипломная работа
Для завоевания доли рынка необходимо увеличивать как объемы производства так и повышать качество продукции. Вследствие этого, предприятие будет получать двойной экономический эффект: дополнительную прибыль из-за увеличения объемов реализации и повышение цены вследствие улучшения качества. К тому же предприятие займет свою рыночную нишу с более конкурентоспособным товаром.
Но производство востребованного на рынке объема продукции достаточно высокого качества, не говоря уже о новых видах лесопродукции, сейчас весьма затруднено из-за морального и физического износа оборудования. Для наращивания мощностей необходима реставрация, ремонт и замена большей части технологического оборудования. Для осуществления этих мероприятий необходимо привлечение инвестиций.
Инвестиции в лесной сектор весьма незначительны. Для убеждения инвестора в выгодности вложения капитала разрабатывается бизнес-план.
Целью данной дипломной работы является повышение эффективности предприятия на основе продаж.
Для достижения поставленной цели в данной дипломной работе является разработка и экономическое обоснование бизнес-плана по внедрению в производство нового сушильно-сортировочного комплекса на Канском ЛДК.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................................................
1.Состояние лесопромышленной отрасли........................................................................................
1.1. Роль отрасли в экономике страны……………………………………………………………...
1.2. Проблемы развития отрасли……………………………………………………………………
1.3. Основные направления повышения эффективности лесопромышленной отрасли………...
2. Оценка потенциала объекта исследования.................................................................................
2.1. Оценка технологического потенциала……………………………………………………..
2.1.1. Краткая характеристика предприятия……………………………………………………...
2.1.2. Технологический процесс производства пиломатериалов………………………………
2.1.3. Безопасность жизнедеятельности………………………………………………………….
2.1.3.1. Анализ опасных и вредных производственных факторов……………………………
2.1.3.2. Организационные и технические мероприятия по охране труда……………………
2.1.3.3. Мероприятия по производственной санитарии……………………………………….
2.1.3.4. Мероприятия по пожарной и взрывной безопасности……………………………….
2.1.3.5. Охрана окружающей среды……………………………………………………………
2.1.3.6. Природоохранные мероприятия……………………………………………………….
2.2. Оценка экономического потенциала………………………………………………………
2.2.1. Анализ производства и реализации продукции………………………………………
2.2.1.1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции……
2.2.1.2. Анализ ассортимента и структуры продукции………………………………………..
2.2.2. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия……………………………
2.2.2.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами………………………..
2.2.2.2. Анализ использования фонда рабочего времени……………………………………...
2.2.2.3. Анализ производительности труда…………………………………………………….
2.2.3. Анализ использования основных производственных фондов……………………...
2.2.3.1. Анализ обеспеченности предприятии основными средствами………………………
2.2.3.2. Анализ эффективности использования основных производственных фондов……..
2.2.4. Анализ использования материальных ресурсов предприятия………………………
2.2.5. Анализ себестоимости продукции……………………………………………………….
2.2.5.1. Анализ себестоимости отдельных видов продукции…………………………………
2.2.6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия………………………
2.2.7. Технико-экономические показатели деятельности предприятия………………….
3. Анализ рынка продукции................................................................................................................
3.1. Характеристика продукции……………………………………………………………………..
3.2. Конкуренты и доля рынка………………………………………………………………………
3.3. Поставщики сырья……………………………………………………………………………...
3.4. Рынок сбыта……………………………………………………………………………………..
3.5. Анализ регионального рынка…………………………………………………………………...
4.Экономическое обоснование внедрения в производство нового ССК....................................
4.1. Характеристика принимаемого решения………………………………………………………
4.2. Расчет производственной мощности оборудования лесоцеха……………………………….
4.3.Расчет производственной мощности сушильно-сортировочного комплекса………………..
4.4. Расчет затрат по внедрению нового ССК……………………………………………………...
4.4.1. Расчет дополнительных капитальных вложений…………………………………………
4.4.2. Расчет текущих затрат………………………………………………………………………
4.4.2.1. Планирование основных фондов предприятия……………………………………….
4.4.2.2. Снабжение сырьем, энергией, топливом, водой………………………………………
4.4.2.3. Обеспеченность трудовыми ресурсами………………………………………………..
4.4.2.4. Планирование фонда заработной платы……………………………………………….
4.4.2.5. Планирование себестоимости продукции……………………………………………..
4.5. Оценка экономической эффективности предлагаемого решения………………………
4.5.1. Планирование основных финансовых показателей……………………………………….
4.5.2. Планирование динамических показателей эффективности проекта……………………..
Заключение…………………………………………………………………………………………….
Список использованных источников...............................................................................................
Приложения……………………………………………………………………………………………
Убытки
связаны с опережающим ростом
цен на потребляемые топливно-энергетические
ресурсы и железнодорожные
В целом картина довольно благоприятная, убыточные предприятия начинают работать на прибыль, прибыль и общая рентабельность с каждым годом увеличиваются.
Для более полного понимания о лесобумажной продукции рассмотрим ее структуру (Рисунок 1.2 ).
Рисунок 1.2 - Структура производства лесобумажной продукции в России
Как видно из схемы, самую большую долю в структуре лесопродукции занимает продукция деревообрабатывающей промышленности 40,5%.
К продукции деревообрабатывающей промышленности относятся пиломатериалы, деловая древесина, фанера, ДСП и ДВП.
По
характеру обработки
Рассмотрим структуру производства пиломатериалов (рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 - Структура производства пиломатериалов в 2004 году.
Большую долю в структуре производимого пиломатериала занимает группа обрезных досок. В свою очередь номенклатура обрезных досок огромна и зависит от размеров, породы древесины, влажности и т.д.
Проанализируем объемы продаж продукции лесопромышленного комплекса за последние три года (Таблица 1.3).
Таблица
1.3 - Объемы продаж лесобумажной продукции
Показатель | Изменение по годам | Темп роста, % | ||||||
2002 | 2003 | 2004 | 2003 к 2002 | 2004 к 2003 | ||||
нат. ед. | млн. долл. | нат. ед. | млн. долл. | нат. ед. | млн. долл. | |||
Потребление на внутреннем рынке | 3 000 | 3 700 | 3 900 | 123,3% | 105,4% | |||
Валовая выручка от экспорта | 3 354 | 4 028,8 | 4 275 | 120,1% | 106,1% | |||
Круглые лесоматериалы, тыс. м3. | 27 622 | 1 199,6 | 30 835 | 1 338,3 | 37 175 | 1 666 | ||
Пиломатериалы, тыс. м3. | 6 432,4 | 626,2 | 7 763,6 | 733,1 | 7 730 | 714,8 | ||
Фанера клееная, тыс. м.3 | 913,4 | 233,8 | 974,2 | 220,7 | 1 020 | 239,8 | ||
Целлюлоза товарная, тыс. тонн | 1 379,8 | 382,5 | 1 659,8 | 586,3 | 1 753,4 | 520,3 | ||
Бумага газетная, тыс. тонн | 1 153,8 | 406,0 | 1 156,6 | 452,6 | 1 140,0 | 495,6 |
Темпы роста все больше 100%, что свидетельствует об увеличении выручки от продаж, как на внутреннем, так и на мировом рынке.
Поставки
различных лесных товаров (пиловочник,
фанерный кряж и пиломатериалы) на западный
рынок осуществляется в основном
из европейской части России, что
при действующих таможенных пошлинах
и железнодорожных тарифах
В отличие от экспорта лесопромышленной продукции на мировые рынки, который поощряется путем предоставления предприятиям определенных льгот, поставки товаров в страны СНГ и на внутренний рынок практически никак не стимулируются и не регулируются. Кроме того, из-за крайне низких доходов граждан России внутренние цены на лесную продукцию пока значительно ниже мировых. Ожидается, что в будущем возрастет эффективность экспорта лишь тех товаров, мировые цены на которые будут больше, чем на внутреннем рынке (в долларовом исчислении).
Снижение
доходности лесного экспорта в значительной
степени связано с низким уровнем
конкурентоспособности
Большая часть российской лесобумажной продукции неконкурентоспособна на внешнем рынке практически по всем показателям – качеству, экологическим требованиям, точности обработки, товарному виду, упаковке и др. Отсюда и цены на продукцию отечественных лесопромышленников на 30 – 40 % ниже средних мировых.
Это обусловлено рядом причин, важнейшие из которых: недостаточно высокое качество, малая практика продаж у российских экспортеров по долгосрочным контрактам, несогласованность действий российских поставщиков на региональных рынках, отсутствие координации формирования контрактных цен.
В
ЛПК высок уровень
Более половины предприятий отрасли являются убыточными. Объемы инвестиций в лесопромышленном комплексе в 2004 году снизились на 23%. Анализ структуры инвестиций показывает, что по-прежнему основными источниками финансирования капитальных вложений являются собственные средства предприятий – прибыль и амортизация, удельный вес которых в общем объеме инвестиций составил 87%, иностранные инвестиции составляют 2%.
Возрастная структура оборудования ухудшается. Основная часть оборудования деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности находится в эксплуатации свыше 25 лет. Степень износа основных производственных фондов на протяжении последних лет составляет свыше 60%
Объем прямых инвестиций, определяющих развитие промышленности и инфраструктуры в России в 64 раза ниже, чем в США и в 15 раз ниже, чем в Китае.
По оценкам экспертов, на развитие лесной отрасли необходимо около 27 млрд. долларов, в том числе около 6 млрд. государственных вложений.
Неиспользованная
в леспромхозах низкокачественная
древесина по правилам рубок ограничивает
объемы заготовки деловой древесины
и в свою очередь сдерживает развитие
деревообработки (производство пиломатериалов,
фанеры, мебели и др.). Избыток на складах
лесозаготовительных предприятий низкосортной
древесины обесценивает ее не только на
внутреннем, но и на внешнем рынке, и это
является причиной убыточности лесозаготовительной
подотрасли и понижает доходность экспорта.
1.3.
Основные направления
повышения эффективности
лесопромышленной отрасли
В мировой практике рентабельность компаний, работающих в лесном бизнесе, достигается за счет глубокой переработки сырья и производства полного ассортимента продукции на основе древесины - от пиломатериалов до высококачественной бумаги и продукции лесохимии. При этом наиболее доходна продукция высоких технологических переделов. В России доступ к лесным ресурсам получают компании, или вовсе не имеющие собственных перерабатывающих мощностей, или располагающие заводами, расположенными на значительном, расстоянии от мест заготовки сырья. В обоих случаях для заготовителей переработка леса невыгодна даже при наличии собственных мощностей - велики транспортные расходы. Легче экспортировать необработанную древесину.
К тому же вывоз не облагается
таможенными пошлинами, тогда
как экспорт технологичной
Переломить эту ситуацию можно, введя, с одной стороны, высокие экспортные сборы при вывозе леса-сырца, а с другой - предоставляя лицензии на лесопользование лишь тем компаниям, которые обладают собственной базой глубокой переработки древесины в радиусе 1000 км от места лесозаготовки.
В настоящее время даже сравнительно благополучные предприятия, имеющие достаточно средств на проведение технического перевооружения производств, вынуждены нести издержки, связанные с закупкой оборудования отечественное машиностроение даже во времена бывшего СССР не выпускало всю номенклатуру необходимых отрасли машин. Производимые виды оборудования по качеству существенно уступали зарубежным аналогам Большинство целлюлозно-бумажных комбинатов, построенных в СССР, оснащались в основном импортным оборудованием, доля которого достигала 80%. После распада Союза часть машиностроительной базы осталась за пределами России, да и качество продукции отечественных машиностроителей не улучшилось. Поэтому практически все крупные предприятия лесного комплекса стремятся приобретать оборудование за рубежом. Повышение конкурентоспособности российских производителей продукции лесопереработки также требует коррекции таможенной политики государства, значительного снижения или полной отмены пошлин на импорт машин и технологий. Большие резервы в этом направлении таит в себе «дремлющая» система лизинга техники для лесозаготовок.
Стратегия развития лесного комплекса должна учитывать региональные различия лесного фонда отдельных территорий, условия формирования региональных перерабатывающих комплексов, емкость и особенности рынков сбыта продукции. В этой связи регионы Сибирского федерального округа можно разделить на три категории
К первой из них относятся территории, имеющие леса с высокой долей низкосортного и мелкотоварного сырья. В основном это малолесные районы вдоль Транссибирской магистрали, леса в них изрежены и не могут быть основой высокорентабельного лесозаготовительного производства. Учитывая высокую социальную значимость предприятий лесного комплекса, в этих районах необходимо разработать специальную программу, для реализации которой потребуется государственная поддержка.
Ко
второй категории относятся
К третьей категории относятся среднелесные и многолесные регионы с малодоступной лесосырьевой базой. К таким регионам можно отнести Томскую и Читинскую области. Расширение и создание здесь новых производственных мощностей возможно и целесообразно с привлечением средств внешних инвесторов в рамках долгосрочных межправительственных соглашений. В этих регионах возможно развитие концессий лесного фонда, стимулирующих привлечение инвестиций в развитие лесоперерабатывающих производств
В
целом сибирский
Прогноз
спроса на мировом рынке пиломатериалов
свидетельствует о все
Но простое увеличение объемов производства недостаточно, необходимо также оценить качество продукции и условия ее реализации.
Уровень
и динамика стоимости многих лесобумажных
товаров в международном
На уровень и динамику цен лесных товаров заметно также влияет государственно - монополистическая практика регулирования рынка.
Широко применяется на лесных рынках практика лидерства в ценах - мощные экспортеры объявляют, а негласные объединения крупных импортеров принимают уровень цен, на который впоследствии равняются относительно независимые мелкие и средние предприятия.
На сегодняшний день факторами успеха в отрасли являются: