Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:56, дипломная работа
За последние 6 лет российское страхование сформировало прочный фундамент для дальнейшего развития. Оно выполнило очень важную задачу – укрепило свои позиции в качестве неотъемлемого и значимого звена финансовой системы России. Об этом свидетельствуют увеличивающиеся спрос и объемы сборов премий.
Текущие успехи страхования стали следствием общего роста экономики страны, благодаря которому произошли положительные изменения в ряде ключевых для страхования факторов: финансовая состоятельность предприятий, отраженная в объемах инвестиций в основной капитал, доходы граждан и их отношение к финансовым услугам.
Увеличение объема инвестиций в основной капитал предприятиями, а также рост благосостояния граждан привели к расширению имущественной базы. Поскольку в неё были вложены значительные средства, страхование стало критически важной услугой, так как является единственным способом защитить имущество от вероятного ущерба без создания фондов самострахования (накопление средств на случай неблагоприятных событий).
Помимо имущественного, мощный рывок совершило также личное страхование, хотя объем рынка личного страхования существенно меньше, чем в страховании имущества. С повышением доходов, система ценностей начинает меняться, и значение собственного здоровья начинает все больше возрастать, что будет служить дополнительным стимулом для развития личного страхования.
Для населения улучшение качества жизни также означает получение доступа к более широкому списку финансовых услуг.
Введение …………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Содержание стратегического планирования страховой компании.
1.1 Сущность стратегического планирования ……..………………………
1.2 Стратегия развития системы страхования. Основные задачи и пути их решения…………………………………………………………………………
1.3. Взаимодействие страховой компании с внешней средой………………
1.4 Стратегия развития страхования на 2008-2012 годы……………………
1.5 Стратегия диверсификации страхового портфеля ………………………
1.6 Основные бизнес-процессы страхования…………………………………
ГЛАВА 2. Стратегический анализ страховой компании ЗАО «РК-Гарант»
2.1 Характеристика компании ………………………………………………
2.2 Оценка конкретной стратегической позиции компании.………………
2.3. Конкурентоспособность цен (тарифов страхования) и издержек компании.…………………………………………………..………..
2.4 Оценка конкурентоспособности компании (метод экспресс–анализа)….
2.5 Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования (СЗХ)…
2.6 Анализ сильных и слабых сторон компании (SWOT – анализ)………….
2.7 Основные финансовые результаты деятельности страховой компании ЗАО «РК гарант»…………………………………………..……………………
ГЛАВА 3. Оценка стратегических альтернатив по методу анализа иерархий (МАИ).
3.1 Особенности метода анализа иерархий.…………………….…………….
3.2 Использование метода анализа иерархий для оценки стратегических альтернатив ЗАО «РК-гарант»…………………………………………………
3.3 Разработка рекомендаций по стратегии развития страховой компании ЗАО «РК-гарант», направленной на повышение ее конкурентоспособно-сти.…………………………………………………………………………….…
3.4. Метод построения конкурентного профиля страховой компании ЗАО «РК-гарант»…………………………………………………..…………………
Заключение……………………………………………..………………….
- Что представляет собой компания в настоящее время?
- Какой должна быть компания в будущем?
- Кто покупает страховую продукцию компании?
- Что ценно для потребителей (страхователей) в этой продукции?
- Каковы перспективы изменения продукции?
Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4 Задача 5
Формирование стратегического видения и миссии компании |
| Определение целей |
| Разработка стратегии достижения целей |
| Внедрение и реализация стратегии |
| Оценка работы, изучение новых тенденций и осуществление корректирующих действий |
Пересмотреть, если это необходимо |
| Пере-смотреть, если это необходимо |
| Усовершенствовать или изменить, если это необходимо |
| Усовершен- ствовать или изменить, если это необходимо |
| Вернуться к задачам 1, 2, 3 и 4, если это необходимо |
Правильное определение бизнеса обычно требует принятия во внимание трех факторов:
1. Потребности потребителя, или что надо создавать.
2. Группы потребителей, или для кого создаются страховые продукты.
3. Технологическое и функциональное исполнение, то есть как (каким образом) удовлетворяются потребности потребителя.
Вторая задача определения направления развития компании: установление целей. Процесс установления целей является решающим моментом стратегического управления и состоит в преобразовании миссии компании и направлений ее развития в конкретные цели работы, достижение которых покажет прогресс организации. Цели – это ориентиры, по которым прослеживаются качество работы и прогресс страховой компании.
Чтобы цели имели управленческую ценность они должны быть:
1. Четкими, объективными, измеримыми;
2. Сориентированными во времени;
3. Формулировка должна быть реальной и соизмеримой с перспективами их развития.
Необходимо выбирать напряженные, но достижимые цели.
Существуют два типа целей: финансовые и стратегические. Финансовые цели обязательны, так как при их нехватке компания может остаться без ресурсов, необходимых ей для роста и процветания и не сможет выжить в условиях риска.
Цель страхования - обеспечение страховой защиты материальных интересов граждан и хозяйственных субъектов в виде полного или частичного возмещения ущерба и потерь, причиненных стихийными бедствиями, чрезвычайными происшествиями и событиями в различных областях человеческой деятельности. Выплаты гражданам денежных сумм при наступлении страховых событий за счет страхового фонда, создаваемого на основе обязательных и добровольных платежей участников страхования.
Финансовые цели компании:
- прибыль, доходность инвестиций, стабильные денежные потоки;
- привлечение инвестиционных ресурсов страховщиков для развития экономики города и решения ряда социальных проблем;
- аккумуляция (накопление) денежных средств страхователей для последующих инвестиций в экономику.
Стратегические цели компании:
- обеспечение конкурентоспособности, увеличение доли на рынке страхования, освоение новых рынков страхования;
- использование механизмов страхования для формирования стабильных рыночных отношений;
- минимизация рисков у населения и хозяйствующих субъектов;
- создание условий для деятельности страховых компаний по защите имущественных интересов юридических и физических лиц;
- обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по отдельным видам страхования.
Страхование выполняет четыре функции: рисковая, предупредительная, сберегательная и контрольная:
содержание рисковой функции страхования выражается в возмещении риска. В рамках действий этой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования в связи с последствиями случайных страховых событий.
назначением предупредительной функции страхования является финансирование за счет средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска.
содержание сберегательной функции страхования задается в том, что при помощи страхования сберегаются денежные суммы на дожитие.
содержание контрольной функции страхования выражается в контроле за строго целевым формированием и использованием средств страхового фонда.
Таблица 1. Задачи страхования
Задачи | Достигаемые результаты | |
Социальное страхование | Коммерческое страхование | |
1. Аккумулирующая | Финансовое наполнение фондов государственного социального страхования | Аккумуляция (накопление) денежных средств в страховых фондах и инвестирование их в хозяйственный оборот |
2. Возмещающая | Возмещение утраченных трудовых доходов и расходов на лечение | Возмещение ущерба от страхового случая |
3. Предупредительная и контрольная | Снижение рисков и тяжести их последствий. Повышение ответственности на всех уровнях управления. Повышение личной ответственности за свое будущее |
Внутри страховой компании эти задачи решаются ее специалистами. Контролируют работу страховых компаний специальные государственные службы в соответствии с законами РФ.
Чтобы определить стратегию, необходимо изучить внутреннее состояние компании и внешние факторы. Только четко представляя положение своей компании на страховом рынке, учитывая особенности рынка, менеджер может лучше определить стратегию, способствующую увеличению конкурентоспособности, достижению намеченных целей и финансовых результатов. Неправильная оценка ситуации повышает риск неверной разработки стратегических действий.
Работа по реализации стратегии относится к сфере административных задач, которые включает в себя следующие основные моменты: создание организационных возможностей для успешного выполнения стратегии, управление бюджетом с целью выгодного размещения средств, мотивацию служащих и создание благоприятной атмосферы внутри компании для успешного выполнения намеченной цели, а также контроля за тем, как стратегия должна быть выполнена.
Задача осуществления стратегии является наиболее сложной и трудоемкой частью стратегического управления. Она состоит в понимании того, что необходимо сделать, чтобы стратегия работала и были соблюдены намеченные сроки ее исполнения. Для реализации стратегического плана строятся краткосрочные планы, то есть определяется тактика компании. В зависимости от объема внутренних изменений для полного выполнения стратегии может потребоваться от нескольких месяцев до нескольких лет. Оценка результатов деятельности и внесение коррективов включает неоднократный пересмотр всех этапов планирования стратегии.
Как показывает рисунок 1 процесс стратегического управления имеет замкнутый характер. Задача оценки деятельности и инициирования корректирующих действий является одновременно началом и концом цикла стратегического управления. Развитие внешних и внутренних событий гарантирует, что рано или поздно потребуется пересмотр миссии, целей, стратегии и подходов к ее реализации.
Корректировка и изменения стратегии необходимы, особенно в кризисных ситуациях, когда возникают непредвиденные события, неожиданные возможности или угрозы, или конкуренты делают значительный шаг вперед, когда осуществляется технологический прорыв или возникает кризис. На рисунке 2 изображены действия и подходы, определяющие стратегию компании.
Действия по использованию |
|
|
| Ответные действия на |
новых возможностей (новые |
|
|
| изменение условий в |
технологии, новые товары, |
|
|
| (изменение требований к |
шанс приобрести компанию |
| Действия по улучшению |
| товару, внегосударственные |
конкурента, новые торговые |
| краткосрочной доходности |
| ограничения, глобализация |
соглашения, которые открывают |
|
|
| конкуренции, изменение |
зарубежные рынки) |
|
|
| установленных ставок, приход |
|
| Пример действий и |
| и уход новых конкурентов) |
Усилия по расширению или |
| подходов, |
|
|
прекращению ассортимента |
| определяющих |
| Новые наступательные |
выпускаемой продукции, |
| стратегию компании |
| действия по усилению |
изменению качества товара или |
|
|
| долгосрочных конкурентных |
модификации обслуживания |
|
|
| позиций и сохранение |
покупателей |
| Усилия по изменению |
| конкурентного преимущества |
|
| географического |
|
|
Шаги по диверсификации |
| распространения |
| Шаги и подходы,определяющие, |
доходной базы компании и |
|
|
| как управлять ключевыми |
совместное вхождение в новые |
|
|
| функциями и действиями |
отрасли или сферы деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
| Усилия по интеграции |
Защитные меры против действий |
|
|
| вперед и назад |
конкурентов и защита от |
|
|
|
|
внешних угроз |
|
|
|
|
Рис.2. Действия и подходы, отражающие общую
1.2. Стратегия развития системы страхования. Основные задачи и пути их решения.
Таблица 2.
№ п/п | Задача | Решение |
1 | Основная задача страховщиков состоит в том, как сохранить активы, чтобы иметь возможность выполнить обязательства перед клиентами | Государство должно быть заинтересовано в использовании инвестиционного потенциала страхового сектора. С этой целью необходимо предложить страховщикам надежные финансовые инструменты, позволяющие повысить устойчивость страховых организаций. Одним из таких инструментов могли бы стать выпускаемые государством специальные бонды, способные заменить ГКО (Государственная краткосрочная облигация) в качестве объекта вложений. Использование такого инструмента призвано сократить потенциальные потери госбюджета и учесть негативные последствия для страховых компаний вложений в ГКО. Поэтому специальные бонды должны быть низкодоходными ценными бумагами, инвестиции в них необходимо ограничить определенной долей от общих активов компании, и при выполнении этих условий на них могли бы распространяться государственные гарантии. Необходимо также ускорить принятие Минфином РФ Правил размещения страховых резервов, регулирующих инвестиционный процесс. |
2. | Повышение платежеспособности основных категорий страхователей | Ослабление налогов могло бы способствовать стимулированию развития страхования. В первую очередь, это относится к выведению из налогооблагаемой базы страховых взносов юридических лиц. |
3. | Развитие страхового рынка и расширению страховых услуг | Увеличение доли страховых взносов, относимых на себестоимость продукции, с 1 до 3% |
4. | Повышение размера страховых фондов, гарантирующих надежность и стабильность производства | Увеличение доли страховых взносов, относимых на себестоимость продукции, с 1 до 3% |
5. | Обеспечение непрерывности процесса воспроизводства | Необходимо увеличить доли страховых затрат, относимой на себестоимость продукции. Этот норматив может быть различным в отдельных отраслях народного хозяйства в зависимости от степени риска и тяжести последствий страховых событий. |
6. | Меры стимулирования страховой деятельности | Отказ от налогообложения части страховой выплаты, превышающей размер страховых взносов. Реально эта норма искажает суть самого страхования. Страховая выплата должна быть больше страхового взноса и это не может рассматриваться как получение дохода. Департаменту страхового надзора Минфина РФ совместно с Министерством РФ по налогам и сборам целесообразно разработать меры, направленные на предотвращение нарушений налогового законодательства в страховании. |
7 | Пути дальнейшего развития обязательного страхования | Необходимо принятие Закона об автогражданской ответственности. В случае принятия проекта, внесенного на рассмотрение Государственной Думы, объем страховой премии мог бы возрасти в 1,5 раза. |
8. | Упорядочение обязательного страхования | Необходимо законодательно установить перечень всех возможных видов обязательного страхования с тем, чтобы предотвратить дальнейшее увеличение их численности. Важно выработать четкую трактовку видов страхования, прежде всего, ответственности лиц определенных профессий. В период восстановления экономического роста, создания условий стабильного хозяйственного развития с надежной и прозрачной правовой базой, налоговой системой целесообразно ограничение видов и в целом снижение роли обязательного страхования в пользу добровольного. |
9. | Условия деятельности на российском рынке иностранных страховщиков | Правовое определение условий деятельности иностранных инвесторов должно стать важной частью общей системы регулирования в такой социально значимой отрасли, как страхование. Подход к выработке соответствующих мер должен учитывать несколько основных целей – формирование развитого страхового рынка в России, создание ясного и понятного административно-правового режима, всемерное использование международного опыта в области страховых услуг. В основе законодательных решений должен лежать взвешенный подход, учитывающий как внутренние потребности России в страховых услугах, так и задачи ее интеграции в мирохозяйственную систему. Учитывая нынешние условия развития страхового рынка в России, было бы целесообразно ввести в законодательном порядке запрет на участие компаний, контролируемых иностранным капиталом, в обязательных видах страхования, в первую очередь, государственного; требование длительного опыта работы в сфере страховых услуг; ограничения на участие иностранных граждан в высшем руководстве компаний. Россия явно нуждается в приходе на рынок квалифицированных страховых организаций с длительным опытом работы. Национальные интересы состоят в том, чтобы отсечь фирмы, преследующие в России конъюнктурные цели и не имеющие серьезных долгосрочных планов работы в области страхования. Надо учитывать также предстоящее вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими Сообществами. Россия признала первенство международных договоров перед национальным законодательством, поэтому после 24.06.1999 г. (даты вступления соглашения с ЕС в силу) ограничения российского закона не будут действовать для страховщиков из стран-участниц ЕС. Впоследствии аналогичные нормы могут быть распространены на компании других стран. |
10. | Возможное вступление России в ВТО (всемирная торговая организация) | Для продолжения переговоров о присоединении к Генеральному соглашению в сфере услуг, включая страхование, не должны вводиться серьезные законодательные ограничения для иностранных страховщиков, которые могут по существу блокировать дальнейшие переговоры. Необходимо также выработать общий взвешенный подход к путям развития страхового сектора, включая условия участия иностранцев как в страховании в целом, так и в осуществлении отдельных видов страхования. Основой такого подхода должно стать введение в России национального режима для иностранных страховщиков, который бы четко регламентировал процедуры лицензирования, учреждения организаций с иностранным капиталом, возможности участия иностранных граждан в управлении страховыми компаниями. |
Информация о работе Разработка стратегии развития страховой компании