Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:56, дипломная работа
За последние 6 лет российское страхование сформировало прочный фундамент для дальнейшего развития. Оно выполнило очень важную задачу – укрепило свои позиции в качестве неотъемлемого и значимого звена финансовой системы России. Об этом свидетельствуют увеличивающиеся спрос и объемы сборов премий.
Текущие успехи страхования стали следствием общего роста экономики страны, благодаря которому произошли положительные изменения в ряде ключевых для страхования факторов: финансовая состоятельность предприятий, отраженная в объемах инвестиций в основной капитал, доходы граждан и их отношение к финансовым услугам.
Увеличение объема инвестиций в основной капитал предприятиями, а также рост благосостояния граждан привели к расширению имущественной базы. Поскольку в неё были вложены значительные средства, страхование стало критически важной услугой, так как является единственным способом защитить имущество от вероятного ущерба без создания фондов самострахования (накопление средств на случай неблагоприятных событий).
Помимо имущественного, мощный рывок совершило также личное страхование, хотя объем рынка личного страхования существенно меньше, чем в страховании имущества. С повышением доходов, система ценностей начинает меняться, и значение собственного здоровья начинает все больше возрастать, что будет служить дополнительным стимулом для развития личного страхования.
Для населения улучшение качества жизни также означает получение доступа к более широкому списку финансовых услуг.
Введение …………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Содержание стратегического планирования страховой компании.
1.1 Сущность стратегического планирования ……..………………………
1.2 Стратегия развития системы страхования. Основные задачи и пути их решения…………………………………………………………………………
1.3. Взаимодействие страховой компании с внешней средой………………
1.4 Стратегия развития страхования на 2008-2012 годы……………………
1.5 Стратегия диверсификации страхового портфеля ………………………
1.6 Основные бизнес-процессы страхования…………………………………
ГЛАВА 2. Стратегический анализ страховой компании ЗАО «РК-Гарант»
2.1 Характеристика компании ………………………………………………
2.2 Оценка конкретной стратегической позиции компании.………………
2.3. Конкурентоспособность цен (тарифов страхования) и издержек компании.…………………………………………………..………..
2.4 Оценка конкурентоспособности компании (метод экспресс–анализа)….
2.5 Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования (СЗХ)…
2.6 Анализ сильных и слабых сторон компании (SWOT – анализ)………….
2.7 Основные финансовые результаты деятельности страховой компании ЗАО «РК гарант»…………………………………………..……………………
ГЛАВА 3. Оценка стратегических альтернатив по методу анализа иерархий (МАИ).
3.1 Особенности метода анализа иерархий.…………………….…………….
3.2 Использование метода анализа иерархий для оценки стратегических альтернатив ЗАО «РК-гарант»…………………………………………………
3.3 Разработка рекомендаций по стратегии развития страховой компании ЗАО «РК-гарант», направленной на повышение ее конкурентоспособно-сти.…………………………………………………………………………….…
3.4. Метод построения конкурентного профиля страховой компании ЗАО «РК-гарант»…………………………………………………..…………………
Заключение……………………………………………..………………….
Величина взносов должна быть достаточной для того, чтобы страховая компания смогла:
- покрыть издержки на ведение дела;
- создать страховые резервы;
- покрыть ожидаемые страховые выплаты в течение срока страхового договора.
При грамотном ведении дел у страховой компании может остаться и прибыль в результате проведения страховых операций. Некоторые Страховщики включают планируемую прибыль в структуру тарифа.
Цена страховой услуги, предлагаемой страховой компанией, зависит также от состояния дел у этой компании, а именно от величины и структуры страхового портфеля, собственных расходов, от инвестиционных доходов.
Страховой взнос имеет определенную структуру, ее отдельные элементы должны обеспечивать финансирование всех функций Страховщика. Компонентами страхового взноса являются: нетто-взнос (чистый взнос) для производства страховых выплат и формирования страховых резервов, надбавка на покрытие расходов страховой компании и, в отдельных случаях, надбавка на прибыль (таблица 6).
Таблица 6. Структура страхового взноса.
Элемент взноса | Назначение |
Среднестатистический убыток + + рисковая надбавка = нетто-взнос по риску | Покрытие ущерба при наступлении страховых случаев и формирование страховых резервов |
+ надбавка на покрытие издержек страховой компании | Оплата расходов, включая зарплату персонала, издержки по содержанию офиса, рекламу, комиссионные и т.д. |
+ надбавка на прибыль | Формирование прибыли |
= брутто-взнос (полный взнос) | Финансовое обеспечение всей страховой деятельности |
Финансовый результат страхования – прибыль или убыток – определяется как разновидность между доходами страховой компании от страховых услуг и ее расходами.
2.4. Оценка конкурентоспособности компании
Целью данного раздела является оценка конкурентоспособности страховой компании ЗАО «РК-гарант» и выявление ее сильных и слабых сторон методом экспресс – анализа.
Существуют различные подходы в оценке конкурентного статуса компании. Наибольшее распространение в зарубежной и отечественной практике получил метод экспресс – анализа конкурентоспособности компании, основанный на использовании метода экспертных оценок по бальной системе различных факторов, определяющих конкурентный статус компании.
Оценка конкурентоспособности проводится с помощью анкеты №1 (см. приложение №2). Анкета представляет собой набор факторов. Необходимо оценить значимость данных факторов, а также с помощью указанных ключевых критериев оценить их состояние в исследуемой страховой компании.
Нужно проставить ранг того или иного фактора. Фактор, имеющий наибольшее значение получает ранг 1, следующий по значимости ранг 2 и далее (графа II). В графе IV указывается ранг ключевых критериев (наиболее важный получает ранг 1, следующий 2 и т.д.). Для оценки конку-рентоспособности по десятибалльной шкале проставляется балл, оценива-ющий уровень развития критерия (чем выше, тем ближе к 10 – графа V).
Уровень конкурентоспособности компании определяется как средневзвешенная величина показателя конкурентоспособности компании в баллах по отдельным факторам, определяющим уровень конкурентоспо-собности. Для этого определяется весомость отдельных факторов и ключевых критериев в конкурентоспособности компании. Для обеспечения большей достоверности расчет весомости лучше осуществлять по результатам не одного эксперта, а группы экспертов. Был проведен опрос группы экспертов, состоящей из десяти человек – сотрудников данной страховой компании. На основании опроса были получены данные (см. анкету №1).
АНКЕТА №1
Оценка конкурентоспособности компании
Факторы | Ранг (среднее знач-е) |
Ключевые критерии | Ранг (среднее знач-е) | Средний балл | Конку-ренто-способ-ность |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Совершенство организационно – правового статуса | 4,2
| 1. многообразие видов страхования | 1,5
| 2,9 |
2,5 |
2. правовой статус компании | 3,4 | 2,3 | |||
3. взаимодействие с рынком страхования | 2,2 | 2,5 | |||
4. размер страховой компании | 2,9 | 2,3
| |||
2. Уровень организации производственного процесса |
3,2
| 1. гибкость бизнес-процессов | 3,8 | 4,8 |
4,5 |
2. уровень специализации отделов | 4,9 | 4,6 | |||
3. ритмичность работы структурных подразделений | 6,4 | 4,1 | |||
4. уровень обеспеченности компании заключаемыми договорами страхования | 4 | 4 | |||
5.организация контроля заключенных договоров страхования | 3,8 | 5,2 | |||
6. организация контроля и учета договоров страхования, переданных в перестрахование | 4,1 | 4 | |||
7. уровень компьютеризации рабочего процесса | 4,7 | 3,5 | |||
8. соблюдение условий оговоренных в правилах или договоре страхования
|
4,2 |
5,8 | |||
3. Финансовое обеспечение |
3,3
| 1.финансовая устойчивость | 1,7 | 3,4 |
3,0 |
2. рентабельность страховой продукции | 2,4 | 3,1 | |||
3. ликвидность компании | 2,8 | 3,4 | |||
4. использование инвестиций | 3,5 | 3,5 | |||
5. использование заемных средств | 4,6 | 1,6 | |||
4. Уровень маркетинга | 4,7
| 1. наличие маркетинговых служб (отдел маркетинга) | 4,6 | 3,8 | 4,5 |
2. уровень подготовки специалистов маркетологов | 4,9 | 3,1 | |||
3. взаимодействие служб маркетинга с другими службами | 6 | 3 | |||
4. наличие и использование маркетинговой информации | 5,5 | 3,5 |
| ||
5. наличие собственных филиалов | 3,6 | 5,7 | |||
6. устойчивость связи с агентской сетью и офисами продаж | 4 | 4,7 | |||
7. развитие новых видов страхования и страховых рисков с учетом требований рынка | 3,5 | 6 | |||
8. ценовая политика (страховой тариф), основанная на изучении спроса |
3,9 |
6,2 | |||
5. Система взаимодействия с другими компаниями, работающими на страховом рынке |
5,3
| 1. наличие устойчивых связей с партнерами, страховыми брокерами, банками и филиалами |
1,9 |
5,3 |
4,0 |
2. взаимодействие с дилерами компании | 4,6 | 4,1 | |||
3. создание новых организационных структур с партнерами, страховыми брокерами, банками и филиалами |
4,4 |
4,3 | |||
4.степень обеспеченности отделов страхователями, договорами страхования и страховой документацией |
4,4 |
4,2 | |||
5. использование новых видов страхования | 4 | 3,7 | |||
6. наличие специалистов в компании по изучению рынка страхования и продуктов страхования |
4,4 |
3 | |||
7. работа с брокерами | 4,3 | 3,4 | |||
6. Уровень кадрового состава и трудовых мотиваций |
2,8
| 1. уровень квалификации сотрудников | 1,3 | 4,8 |
3,5 |
2. совершенство системы оплаты труда | 2,7 | 3,7 | |||
3. наличие дополнительных льгот | 4,2 | 2,3 | |||
4. наличие акций у сотрудников компании | 4,9 | 1,9 | |||
5. обновление кадрового состава | 4,6 | 4,2 | |||
6. система подготовки и переподготовки кадров | 3,3 | 4,1 | |||
7. Эффективность системы управления компанией |
4,5
| 1. прогрессивность структуры управления | 3,1 | 3,9 |
4,03 |
2. использование компьютерной технологии в подготовке управленческих решений |
4,4 |
3,2 | |||
3. уровень подготовки управленческого персонала | 2,2 | 5,1 | |||
4. уровень мотивации | 4,1 | 4 | |||
5. взаимодействие различных служб | 5,3 | 4 | |||
6. гибкость системы управления (способность к инновациям и организационной перестройке) |
4,1 |
4,1 | |||
7. уровень организации управленческого учета
|
4,5 |
3,9 | |||
ИТОГО |
|
|
|
| 3,72 = 4 |
На основании данных проведенного анкетного опроса можно сделать следующие выводы.
Наиболее важным фактором, определяющим конкурентоспособность данной страховой компании, является Финансовое обеспечение. Данная компания испытывает некоторые трудности с финансовым обеспечением. Это проявляется в недостатке оборотных средств, рентабельности страховой продукции и слабой финансовой устойчивости, что также показывают данные проведенного финансового анализа компании. Данный фактор имеет важное значение для успешной работы и дальнейшего развития компании, так как от этого зависит финансовая устойчивость и использование преимущественно собственных средств.
Не менее важным фактором является Уровень организации производственного процесса. По мнению сотрудников компании среди ключевых критериев, характеризующих состояние данного фактора в компании, наиболее развиты и являются положительным моментом: организация контроля заключенных договоров страхования и соблюдение условий оговоренных в правилах или договоре страхования. Но в то же время слабо развитым является уровень компьютеризации рабочего процесса.
Следующим важным фактором, по мнению экспертной группы, является Уровень кадрового состава и трудовых мотиваций. Кадровый состав, его опыт и квалификация являются важной движущей силой и фундаментом в обеспечении конкурентоспособности компании. Необходимо поддерживать этот фактор на должном уровне. Доминирующую роль здесь будет играть высокий уровень квалификации работников и поддержание у сотрудников мотивации и стремления к труду, а также создание хорошей атмосферы в коллективе. Но в то же время слабо развитыми ключевыми критериями данного фактора являются наличие дополнительных льгот и акций у сотрудников компании.
Сильной стороной компании являются такие ключевые критерии как: развитие новых видов страхования и страховых рисков с учетом требований рынка, а также ценовой политики (страховой тариф), основанной на изучении спроса, непосредственно обеспечивают задачу по развитию и созданию более прочной конкурентной позиции компании.
Другие перечисленные факторы также не менее важны для обеспечения конкурентного статуса компании и оказывают сильное влияние на ее конкурентоспособность.
Но именно вышеперечисленные факторы сотрудники компании считают первостепенными и наиболее значимыми для компании и требующими особого внимания на данный момент.
Среди остальных факторов можно выделить Систему взаимодействия с другими компаниями, работающими на страховом рынке и Эффективность системы управления компанией.
Положительным моментом является то, что в компании происходит развитие новых организационных структур и наличие устойчивых связей с партнерами, страховыми брокерами, банками и филиалами, а также высокий уровень подготовки управленческого персонала. Но при этом необходимо наличие специалистов в компании по изучению рынка страхования и продуктов страхования, а также использование новых видов страхования и их развитие.
Данное исследование позволило определить те факторы, которые достаточно хорошо развиты в компании, а также те, которые необходимо развивать и уделять особое внимание.
2.5. Оценка привлекательности стратегических
зон хозяйствования (СЗХ)
Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования является вторым этапом стратегического анализа, целью которого является выявление тех опасностей и тех возможностей, которые появятся у компании в различных стратегических зонах хозяйствования в ближайшем будущем в результате воздействия внешних факторов (экономических, социальных, политических, рыночных, международных и др.).
Под стратегической зоной хозяйствования (СЗХ) понимается тот или иной рынок (готовой продукции или услуг, рынок сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов) или сегмент этого рынка, на который компания хочет выйти в ближайшем будущем или расширить и укрепить свои позиции на нем.
В рамках каждой из перечисленных СЗХ, а также в рамках специализации компании могут быть выделены более узкие СЗХ.
Для исследуемой компании рассмотрим две зоны хозяйствования, которые являются для нее наиболее альтернативными: страхование и перестрахование.
Каждая область имеет собственные возможности будущего роста и рентабельности и требует особого конкурентного подхода.
Стратегическая зона хозяйствования определяется следующими факторами:
1) Будущей потребностью страхового рынка;
2) Технологией, с помощью которой будет удовлетворятся эта потребность;
3) Покупателями (Страхователями), у которых будут эти потребности;
4) Географическим регионом, в котором будут находится покупатели.
Выбор СЗХ связан с миссией компании. Миссия может реализовываться как в одной, так и в нескольких СЗХ.
Стратегическая зона хозяйствования характеризуется следующими параметрами:
- перспективами роста данной СЗХ. Выражаются потенциальными темпами роста объемов продаж с одновременной увязкой их с фазами жизненного цикла спроса на страховые услуги. Помимо фазы жизненного цикла спроса на перспективы роста также влияют потенциальная емкость рынка и покупательная способность потенциальных клиентов;
- перспективами рентабельности. Зависят от уровня издержек и уровня прибыли;
- ожидаемым уровнем нестабильности внешней среды;
- главными факторами успешной конкуренции в будущем.
В зарубежной практике стратегического планирования широкое распространение получила методика оценки привлекательности СЗХ на основе экспертного прогнозирования с использованием ряда анкет, в каждой из которых рассматривается изменение внешних факторов в ближайшем будущем периоде, на который разрабатывается стратегия развития компании, на тот или иной фактор определяющий уровень привлекательности СЗХ.
К таким факторам относятся: фактор нестабильности (анкета №2), фактор рентабельности инвестиций направляемых в ту или иную СЗХ (анкета №3) и фактор прогнозируемого роста той или иной СЗХ (анкета №4).
По каждой из перечисленных анкет необходимо по бальной системе (от –1 до +1) оценить изменение внешних факторов в ближайшем будущем и их влияние на каждую СЗХ, указать вероятность этого изменения в процентах. В том случае, если изменение того или иного внешнего фактора будет оказывать максимальное положительное воздействие на фактор привлекательности СЗХ, он получает балл равный +1, в том случае, если внешний фактор оказывает максимальное отрицательное воздействие на фактор привлекательности СЗХ он получает балл равный –1, при нейтральном воздействии того или иного фактора он получает нулевую балльную оценку.
АНКЕТА №2
Оценка изменений нестабильности СЗХ
Факторы | Качественная оценка | Вероят-ность % | Страхование | Перестрахование |
1. Процесс интеграции в мировую рыночную экономику | -понизится
- повысится | 0,2 0,8 |
+1
|
+1
|
2. Отношение населения к страхованию | -ухудшится -улучшится | 0,4 0,6 | +1
| +1
|
3. Социальная напря-женность | -усилится -ослабевает | 0,4 0,6 |
+1 |
+1 |
4. Социальная защита | -ослабеет -усилится | 0,4 0,6 |
+1 |
+1 |
5. Возможность конверти-руемости рубля | -понизится -повысится | 0,4 0,6 |
+1 |
+1 |
6. Уровень доходов населения | -понизится -повысится | 0,3 0,7 |
+1 |
+1 |
7. Длительные связи с партнерами, страховыми брокерами, банками и филиалами | -будут налажи-ваться и усиливаться -будут ослабевать |
0,7
0,3 |
+1
|
+1
|
8. Вероятность вхождения России в ВТО (всемирная торговая организация) | -понизится
- повысится | 0,4
0,6 |
+1
|
+1
|
9. Политика Росстрахнадзора для страхования | -ужесточится
-ослабеет | 0,8 0,2 |
-1 |
-1 |
10. Политика Росстрахнадзора для перестрахования | -ужесточится
-ослабеет | 0,8 0,2 |
-1 |
-1 |
11. Конкуренция страховых компаний внутри страны | -усилится
-ослабевает | 0,8 0,2 |
-1 |
-1 |
12. Конкуренция с зарубежными страховыми компаниями | -усилится
-ослабевает | 0,9 0,1 |
0 |
-1 |
Среднее значение | +0,42 | +0,33 |
Информация о работе Разработка стратегии развития страховой компании