Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:56, дипломная работа
За последние 6 лет российское страхование сформировало прочный фундамент для дальнейшего развития. Оно выполнило очень важную задачу – укрепило свои позиции в качестве неотъемлемого и значимого звена финансовой системы России. Об этом свидетельствуют увеличивающиеся спрос и объемы сборов премий.
Текущие успехи страхования стали следствием общего роста экономики страны, благодаря которому произошли положительные изменения в ряде ключевых для страхования факторов: финансовая состоятельность предприятий, отраженная в объемах инвестиций в основной капитал, доходы граждан и их отношение к финансовым услугам.
Увеличение объема инвестиций в основной капитал предприятиями, а также рост благосостояния граждан привели к расширению имущественной базы. Поскольку в неё были вложены значительные средства, страхование стало критически важной услугой, так как является единственным способом защитить имущество от вероятного ущерба без создания фондов самострахования (накопление средств на случай неблагоприятных событий).
Помимо имущественного, мощный рывок совершило также личное страхование, хотя объем рынка личного страхования существенно меньше, чем в страховании имущества. С повышением доходов, система ценностей начинает меняться, и значение собственного здоровья начинает все больше возрастать, что будет служить дополнительным стимулом для развития личного страхования.
Для населения улучшение качества жизни также означает получение доступа к более широкому списку финансовых услуг.
Введение …………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Содержание стратегического планирования страховой компании.
1.1 Сущность стратегического планирования ……..………………………
1.2 Стратегия развития системы страхования. Основные задачи и пути их решения…………………………………………………………………………
1.3. Взаимодействие страховой компании с внешней средой………………
1.4 Стратегия развития страхования на 2008-2012 годы……………………
1.5 Стратегия диверсификации страхового портфеля ………………………
1.6 Основные бизнес-процессы страхования…………………………………
ГЛАВА 2. Стратегический анализ страховой компании ЗАО «РК-Гарант»
2.1 Характеристика компании ………………………………………………
2.2 Оценка конкретной стратегической позиции компании.………………
2.3. Конкурентоспособность цен (тарифов страхования) и издержек компании.…………………………………………………..………..
2.4 Оценка конкурентоспособности компании (метод экспресс–анализа)….
2.5 Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования (СЗХ)…
2.6 Анализ сильных и слабых сторон компании (SWOT – анализ)………….
2.7 Основные финансовые результаты деятельности страховой компании ЗАО «РК гарант»…………………………………………..……………………
ГЛАВА 3. Оценка стратегических альтернатив по методу анализа иерархий (МАИ).
3.1 Особенности метода анализа иерархий.…………………….…………….
3.2 Использование метода анализа иерархий для оценки стратегических альтернатив ЗАО «РК-гарант»…………………………………………………
3.3 Разработка рекомендаций по стратегии развития страховой компании ЗАО «РК-гарант», направленной на повышение ее конкурентоспособно-сти.…………………………………………………………………………….…
3.4. Метод построения конкурентного профиля страховой компании ЗАО «РК-гарант»…………………………………………………..…………………
Заключение……………………………………………..………………….
IV кв. 06 г. (01.10.06 – 31.12.06)
№ п/п | Вид страхования | Кол-во заключенных дог-в | Кол-во расторгнутых дог-в | Страховая сумма в рублях | Начисленная премия в рублях |
1 | ИЮ | 269 | 8 | 4 735 684 022,98 | 9 893 434,22 |
2 | ИФ | 179 | 0 | 311 789 086,20 | 829 957,26 |
3 | НС | 48 859 | 7 | 6 643 271 008,00 | 41 089 939,80 |
4 | ТН | 2 029 | 43 | 968 281 406,83 | 92 085 674,62 |
5 | ОГ | 31 | 0 | 83 287 105,00 | 271 361,14 |
6 | ГР | 83 | 0 | 523 975 134,19 | 4 615 236,47 |
Чтобы отобразить как сезонность влияет на продажи того или иного вида страхования я решила составить гистограмму (Рис.6.) по начисленной (поступившей) премии за 4 квартала:
Вид страхования | Начисленная премия в тыс. руб. 1 квартал | Начисленная премия в тыс. руб. 2 квартал | Начисленная премия в тыс. руб. 3 квартал | Начисленная премия в тыс. руб. 4 квартал |
ИЮ | 6604 | 7238 | 4866 | 9893 |
ИФ | 576 | 748 | 835 | 829 |
НС | 7523 | 23301 | 24596 | 41089 |
ТН | 30253 | 78482 | 104722 | 92085 |
ОГ | 245 | 264 | 151 | 271 |
ГР | 2907 | 3532 | 2039 | 4615 |
Рис.6. Сезонность продаж
Из приведенного рисунка можно построить следующую очередность видов страхования по собранным премиям:
1. ТН – страхование средств транспорта;
2. НС – страхование от несчастных случаев;
3. ИЮ – страхование имущества юридических лиц;
4. ГР – страхование грузов;
5. ИФ – страхование имущества физических лиц;
6. ОГ – страхование гражданской ответственности.
Самым выгодным периодом для всех видов страхования оказался 4 квартал, хотя по ТН наибольшие сборы по начисленной премии пришлись на 3 квартал.
2.2. Оценка конкретной стратегической позиции компании
Анализ состояния компании концентрируется на пяти вопросах:
1. Насколько эффективна действующая стратегия? (если таковая имеется)
2. В чем сила и слабость компании, какие у нее есть возможности и что представляет для нее угрозу?
3. Являются ли цены и издержки компании конкурентоспособными?
4. Насколько прочна конкурентная позиция компании?
5. С какими стратегическими проблемами сталкивается компания?
Ответить на эти вопросы можно с помощью аналитических инструментов: SWOT – анализ, анализ издержек и оценка конкурентоспособности.
Первое, что необходимо уяснить, это место страховой компании среди конкурентов. В настоящее время компания не пытается захватить лидерство за счет низких издержек, эту стратегию планируется реализовывать в долгосрочном периоде. По сравнению со своими конкурентами величина издержек в компании колеблется на среднем уровне, сейчас необходимо очень четко контролировать их величину.
Потребителям (Страхователям) предлагается довольно дифференцированная страховая продукция, по мере возможности данной компании. В настоящее время компания может заниматься 19-ю видами страхования (см. приложение №1 «Классификация рисков страхования») и в рамках новой лицензии имеет право работать по 56 правилам страхования.
Другим важным моментом являются границы конкуренции компании на страховом рынке – сколько уровней каналов распределения она использует (один, несколько или все).
Кроме того, компания неоднократно проводит рекламные акции, которые включают скидки на страхование, разрабатывает новые правила по страхованию, которые расширяют возможности комплектования страховых программ, заключает договора о сотрудничестве с лизинговыми компаниями, участвует в разных рекламных мероприятиях и заключает договора с розничной сетью (н-р, в январе 2003 года был заключен договор о сотрудничестве с розничной аптечной сетью «Доктор Столетов»), а также проводит обучение страховых агентов.
Это тоже является неотъемлемой частью стратегии компании и обеспечивает определенные конкурентное преимущество и лучшую конкурентную позицию.
Наиболее очевидными показателями стратегического и финансового положения компании являются:
1. Рыночная доля компании и ее место на страховом рынке;
2. Повышаются или понижаются размеры прибыли и каковы они по сравнению с соответствующими показателями конкурентов;
3. Тенденция изменения чистой прибыли на инвестиции;
4. Растут ли продажи компании быстрее или медленнее, чем рынок в целом;
5. Размер кредитов;
6. Репутация компании в глазах потребителей (Страхователей), ее имидж;
7. Является ли компания лидером в технологии, инновациях, качестве, обслуживании потребителей (Страхователей) и т.д.
Рыночная доля компании в общем объеме страховой продукции на страховом рынке мала. Это частично связано с небольшими размерами уставного капитала и собственного удержания, а также незначительных сборах страховых премий по сравнению с рынком в целом.
Размеры прибыли постепенно увеличиваются, за счет привлечения новых потребителей (Страхователей), партнеров, развития каналов сбыта, внедрения новых страховых продуктов и постепенном увеличении собственного удержания. Но по сравнению с крупными компаниями-конкурентами, не так уж и велика.
В будущем компания планирует увеличить объемы продаж, но пока можно сказать, что в целом продажи растут медленнее, чем требует рынок.
Лидером в области инноваций компания не является, но регулярно разрабатывает новые программы страхования, усовершенствует старые и следит за тенденциями в этой области.
Компания неоднократно подтверждала свою репутацию качеством и стоимостью услуг, своевременными страховыми выплатами, квалифицированным штатом сотрудников и довольно большим опытом работы на рынке страхования.
2.3. Конкурентоспособность цен (тарифов страхования)
и издержек компании
Определение того, насколько конкурентоспособны издержки страховой компании по сравнению с издержками ее непосредственных конкурентов, является необходимой и важнейшей частью анализа состояния компании.
Сравнение издержек особенно важно для сферы бизнеса, где все продавцы (Страховщики) предлагают покупателям (Страхователям) одинаковые потребительские ценности и ценовая конкуренция играет важнейшую роль, а на рынке лидируют компании с низкими издержками.
Но даже в компаниях, где страховые продукты дифференцированы, а неценовая конкуренция играет такую же роль, как и ценовая, компании вынуждены держать издержки на уровне издержек своих конкурентов и, увеличивая издержки и повышая цены, создавать товары, имеющие для покупателей дополнительную ценность.
Различия в издержках у конкурентов могут быть связаны:
- различиями в производственных издержках, что в свою очередь может быть связано с экономией на масштабе компании, эффектом кривой обучения и опыта, различным уровнем оплаты труда, разными уровнями производи-тельности, разными расходами на административный аппарат, разными уровням налогообложения и тому подобными факторами.
- различиями в уровне зависимости конкурентов от инфляции и от изменения обменных курсов иностранных валют (что случается там, где компании конкурентов находятся в разных странах).
- различиями в затратах на маркетинг, продажу и продвижение страхового продукта, а также в расходах на рекламу.
- различиями в издержках на сбытовую сеть (страховые агенты, страховые брокеры и офисы продаж).
Чтобы компания была конкурентоспособной, ее издержки должны примерно соответствовать издержкам конкурентов. Чем больше затраты компании превосходят затраты ее основных рыночных соперников, тем более уязвимой становиться ее конкурентная позиция.
Поскольку существует множество вариантов определения издержек, компания должна знать, как соотносится ее цена с ценами конкурентов.
Важнейшим инструментом стратегического анализа издержек является цепочка ценностей (или цепь издержек), определяющая деятельность, функции и процессы по разработке, производству, маркетингу, доставке и поддержке страхового продукта.
Как и любая другая услуга, страховая услуга имеет свою потребительскую стоимость и цену.
Потребительская стоимость страховой услуги состоит в обеспечении страховой защиты. При наступлении страхового события эта страховая защита материализуется согласно договору страхования в форме страховой выплаты, покрывающей имущественные убытки Страхователя или Застрахованного.
Цена страховой услуги выражается в страховом взносе, или тарифе, которую Страхователь уплачивает Страховщику. Страховой тариф – ставка страхового взноса (премии) с единицы страховой суммы, обычно исчисляется в долях или процентах от ее величины. Таким образом, страховой взнос можно рассчитать, умножая страховую сумму на величину тарифа. Страховой взнос устанавливается при подписании договора и обычно остается неизменным в течении срока его действия. Однако если в период страхования застрахованный риск увеличился, то Страхователь обязан доплатить страховые взносы, а если уменьшился, то Страховщик обязан возвратить Страхователю часть полученных взносов.
Информация о работе Разработка стратегии развития страховой компании