Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:56, дипломная работа
За последние 6 лет российское страхование сформировало прочный фундамент для дальнейшего развития. Оно выполнило очень важную задачу – укрепило свои позиции в качестве неотъемлемого и значимого звена финансовой системы России. Об этом свидетельствуют увеличивающиеся спрос и объемы сборов премий.
Текущие успехи страхования стали следствием общего роста экономики страны, благодаря которому произошли положительные изменения в ряде ключевых для страхования факторов: финансовая состоятельность предприятий, отраженная в объемах инвестиций в основной капитал, доходы граждан и их отношение к финансовым услугам.
Увеличение объема инвестиций в основной капитал предприятиями, а также рост благосостояния граждан привели к расширению имущественной базы. Поскольку в неё были вложены значительные средства, страхование стало критически важной услугой, так как является единственным способом защитить имущество от вероятного ущерба без создания фондов самострахования (накопление средств на случай неблагоприятных событий).
Помимо имущественного, мощный рывок совершило также личное страхование, хотя объем рынка личного страхования существенно меньше, чем в страховании имущества. С повышением доходов, система ценностей начинает меняться, и значение собственного здоровья начинает все больше возрастать, что будет служить дополнительным стимулом для развития личного страхования.
Для населения улучшение качества жизни также означает получение доступа к более широкому списку финансовых услуг.
Введение …………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Содержание стратегического планирования страховой компании.
1.1 Сущность стратегического планирования ……..………………………
1.2 Стратегия развития системы страхования. Основные задачи и пути их решения…………………………………………………………………………
1.3. Взаимодействие страховой компании с внешней средой………………
1.4 Стратегия развития страхования на 2008-2012 годы……………………
1.5 Стратегия диверсификации страхового портфеля ………………………
1.6 Основные бизнес-процессы страхования…………………………………
ГЛАВА 2. Стратегический анализ страховой компании ЗАО «РК-Гарант»
2.1 Характеристика компании ………………………………………………
2.2 Оценка конкретной стратегической позиции компании.………………
2.3. Конкурентоспособность цен (тарифов страхования) и издержек компании.…………………………………………………..………..
2.4 Оценка конкурентоспособности компании (метод экспресс–анализа)….
2.5 Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования (СЗХ)…
2.6 Анализ сильных и слабых сторон компании (SWOT – анализ)………….
2.7 Основные финансовые результаты деятельности страховой компании ЗАО «РК гарант»…………………………………………..……………………
ГЛАВА 3. Оценка стратегических альтернатив по методу анализа иерархий (МАИ).
3.1 Особенности метода анализа иерархий.…………………….…………….
3.2 Использование метода анализа иерархий для оценки стратегических альтернатив ЗАО «РК-гарант»…………………………………………………
3.3 Разработка рекомендаций по стратегии развития страховой компании ЗАО «РК-гарант», направленной на повышение ее конкурентоспособно-сти.…………………………………………………………………………….…
3.4. Метод построения конкурентного профиля страховой компании ЗАО «РК-гарант»…………………………………………………..…………………
Заключение……………………………………………..………………….
Конъюнктура |
| Рекламная |
страхового |
| информация |
рынка |
|
|
Рис.3. Упрощенная схема взаимодействия страховой компании
с внешней средой.
Стабильность и интенсивность потоков в рассматриваемый период определяются действующими факторами (состоянием) внешней среды и управляющими воздействиями.
Факторы внешней среды имеют ряд общих черт, определяемых состоянием самой среды, - это взаимосвязанность, сложность, подвижность и, наконец, неопределенность.
Основные факторы, влияющие на выбор стратегии показаны на Рис.4.
1.4. Стратегия развития страхования на 2008-2012 годы
Основная цель, которую Минфин провозглашает в документе - это усиление роли страхования как механизма защиты интересов государства, предприятий и граждан, а также повышение качества страховых услуг. Страхование является динамично развивающимся сектором финансового рынка.
Сборы страховых компаний, получаемые по договорам с предприятиями и гражданами, ежегодно растут. Однако, несмотря на этот факт уровень проникновения страхования еще невелик по сравнению с развитыми странами. В подтверждении этого можно привести данные о доле страховых премий в ВВП, но для большей наглядности того, как мы далеко отстаем "от них", лучше подходят данные о размере страховой премии на душу населения. По информации Федеральной службы страхового надзора, в 2005 году по этому показателю Россия находилась на 52 месте, ниже, чем такие страны как Ямайка, Панама, Бразилия, Венесуэла. В 2005 году страховая премия на душу населения в нашей стране составляла почти 123 доллара, в том числе премия по страхованию жизни составляла чуть более 6 долларов на человека в год.
Цель, которую поставил Минфин – развитие страхования жизни. В документе перечислено 17 таких задач, которые предполагается решить для ее достижения. Многие из них, совершенно не новы, и решаются уже сейчас. Например:
- развитие методов и форм страхового надзора;
- совершенствование законодательства;
- создание инфраструктуры;
- подготовка кадров;
- повышение надежности страховых компаний;
- предоставление льгот;
- формирование привлекательных условий для заключения договоров страхования жизни.
Таблица 3. Страховая премия на душу населения в 2005 г, $
№ п/п | Страна | Страхование в целом | Страхование жизни | Страхование "нежизни" |
1 | Швейцария | 5558.4 | 3078.1 | 2480.3 |
2 | Великобритания | 4599.0 | 3287.1 | 1311.9 |
3 | Ирландия | 4177.1 | 2759.7 | 1417.4 |
4 | Бельгия | 3985.6 | 2988.7 | 996.9 |
5 | Дания | 3876.2 | 2489.9 | 1386.3 |
6 | США | 3775.2 | 1653.2 | 2122.0 |
7 | Япония | 3746.7 | 2956.3 | 790.4 |
8 | Нидерланды | 3739.7 | 1954.2 | 1785.5 |
9 | Франция | 3568.5 | 2474.6 | 1093.9 |
10 | Финляндия | 3389.2 | 2707.8 | 681.4 |
…………… | ||||
50 | Бразилия | 128.9 | 56.8 | 72.1 |
51 | Венесуэла | 125.3 | 3.6 | 121.7 |
52 | Россия | 122.8 | 6.3 | 116.5 |
Как видно из приведенных в таблице данных, для всех развитых стран в основном характерно превалирование расходов на страхование жизни в общей структуре платежей. На развивающихся рынках, в том числе и в России, складывается обратная ситуация.
В Стратегии Минфин делает акцент на изменении режима налогообложения по договорам страхования жизни с гражданами. Во многих странах ответственность за жизнь людей несут предприятия, на которых эти люди работают. Наши работодатели тоже не против заняться этим делом, но не хотят это делать из собственной прибыли. Минфин же никак не может забыть "схемное" страхование, когда под видом страхования жизни предоставлялись услуги по оптимизации налогов, и боится предоставлять налоговые льготы предприятиям. Хотя, как утверждают сами страховщики, схемы оптимизации реализовывались именно через договора с работниками, а не с самим предприятием.
Для повышения привлекательности долгосрочного страхования предлагается продумать вопрос о создании системы гарантий, аналогичной системе страхования вкладов. Для этого в Стратегии Минфина предлагается предусмотреть меры по повышению уровня доходов населения.
Для повышения страховой культуры граждан и защите прав потребителей страховых услуг Минфин считает необходимым определить стандарты раскрытия информации для страховщиков и органа страхового надзора. Фактически раскрытию подлежат данные бухгалтерского баланса, который каждая страховая компания публикует в том издании, в котором считает нужным, и данные о премиях и выплатах по различным видам страхования. Отчетность предлагается дополнить очень важным пунктом о количестве заявленных и удовлетворенных претензий страхователей, в том числе, о количестве претензий, решения по которым принимались судами.
Также речь идет о создании объединенной базы данных по наименованиям страховщиков, их месторасположению, перечню оказываемых услуг и их стоимости, бухгалтерским балансам страховщиков, наличию лицензий, фактам приостановления, отзыву лицензий, ликвидации, банкротствам страховщика. С учетом того, что периодически на рынке появляются "страховые" компании, которые работают без лицензии, собирают деньги граждан и с ними исчезают, то наличие такой базы представляется достаточно актуальным.
В решении ряда задач, таких как гармонизация законодательства с международными стандартами и переподготовка кадров, можно использовать консультационную поддержку и техническое содействие со стороны международных финансовых и иных организаций.
При решении вышеперечисленных задач, уже через пять лет страхование в нашей стране сможет выйти на новые рубежи.
1.5. Стратегия диверсификации страхового портфеля
Одним из важнейших критериев эффективности страхового бизнеса является успешная диверсификация портфеля рисков, принимаемых на страхование. Диверсификацией называется стратегия управления страховым портфелем направленная на привлечение новых Страхователей и/или развитие новых видов страхования. Наличие у страховой компании диверсифицированного страхового портфеля позволяет уменьшить вероятность крупных страховых выплат, избежать избыточного резервирования капитала, и в конечном итоге обеспечить стабильную доходность страхового бизнеса.
Выбор стратегии диверсификации страхового портфеля тесно связан с анализом жизненного цикла различных страховых продуктов на страховом рынке. В насыщенном сегменте страховая компания может снизить цену за страхование, рассчитывая на позитивный эффект увеличения доли рынка и диверсификации страхового портфеля. В то же время, на этапе появления нового страхового продукта страхование может быть убыточным, в связи с чем необходимо формировать соответствующие страховые резервы. Однако, диверсификация портфеля рисков по новому виду страхования со временем приводит к стабилизации доходности и достижению конкурентных преимуществ страховой компанией, внедрившей новый страховой продукт.
Страховые платежи (премии) — это денежные средства, которые поступили страховщику в качестве страховых взносов. По экономическому содержанию страховая премия есть сумма цены страхового риска и затрат страховщика, связанных с покрытием расходов на проведение страхования. Страховую премию определяют исходя из страхового тарифа.
Страховые выплаты — денежные средства, которые страховщик выплатил страхователям при наступлении страховых случаев. Уровень выплат показывает, какую часть в процентном отношении занимают выплаты в общей сумме собранных страховых премий.
Рис.5. Влияние диверсификации страхового портфеля на
стабилизацию страховых выплат.
Для того чтобы обосновано подойти к выбору стратегии диверсификации страхового портфеля нужно комплексно анализировать портфель страховых рисков страховой компании:
На первом этапе нужно определить фактический уровень риска страхового портфеля по историческим данным страховых выплат по каждому виду страхования. Для этого выделяются два компонента страхового риска: систематический риск, который обусловлен статистической закономерностью страховых событий, и несистематический (случайный) риск, который может быть уменьшен с помощью диверсификации портфеля. Далее рассчитываются показатели текущей эффективности страховой деятельности по каждому виду страхования. Это фактические показатели рентабельности, показатели страховых выплат при различных возможных реализациях несистематического риска, а также рассчитанное на их основе необходимое резервирование капитала.
На втором этапе рассчитывается потенциальный уровень риска страхового портфеля. Здесь анализируется, насколько может уменьшиться страховой риск по каждому виду страхования при различных сценариях диверсификации страхового портфеля. По каждому сценарию отдельно рассчитываются показатели эффективности страховой деятельности. На данном этапе подробно изучается влияние диверсификации на стабилизацию страховых выплат и рентабельности отдельных видов страхования.
На третьем этапе анализируются издержки, связанные с диверсификацией рисков по каждому виду страхования в зависимости от жизненного цикла страховых продуктов на страховом рынке. Здесь речь идет об издержках на привлечение новых Страхователей, а также необходимой величине сформированных страховых резервов. В результате, делаются выводы об экономическом эффекте диверсификации рисков по каждому виду страхования.
Диверсификация страхового портфеля снижает несистематический уровень страхового риска, уменьшает необходимый уровень резервирования капитала, повышает предсказуемость уровня страховых выплат, и стабилизирует доходность страхования.
1.6. Основные бизнес-процессы страхования
Всю процедуру страхования можно представить состоящей из отдельных операций, или бизнес-процессов. На практике эти процессы смешиваются, повторяются, но тем не менее можно выделить их последовательность и содержание.
Таблица 4. Основные бизнес-процессы страхования.
1. Маркетинг
Эта деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Основные функции: 1.1. Исследовательская (анализ рынка, факторов риска, конкурентной среды; выбор приоритетной клиентской группы); 1.2. Стратегическая (сегментирование рынка, прогнозирование и планирование продаж, разработка требований к продукту, планирование PR-акций); 1.3. Предпринимательская (максимальное расширение сферы продаж посредством эффективного удовлетворения спроса страхователей, контроль продаж). |
|
2. Разработка страховых продуктов и программ
2.1. Простые (стандартные страховые продукты); 2.2. Комплексные (страховые программы). |
Информация о работе Разработка стратегии развития страховой компании