Развитие логистики в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 07:30, курсовая работа

Описание

Слово «логистика» – греческое по происхождению, в Древней Греции оно обозначало искусство рассуждения, в Византии – определялось, как искусство снабжения армии и управления ее перемещением, а в Римской империи – как правила распределения продовольствия.

Содержание

1. Происхождение, задачи и функции логистики
2. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике
3.Предпосылки и этапы развития логистики
4.Концепции логистики
5. Основные методологические принципы логистики:
6.Экономический эффект от использования логистики

Работа состоит из  1 файл

логистика курсовая Мерей.docx

— 1.77 Мб (Скачать документ)

Товарные  запасы представляют собой уже готовую продукцию предназначенную для конечного потребителя, а также запасы, холящиеся на пути следования товара от поставщика к потребителю, т. е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути, товарные запасы в свою очередь подразделяются на товарные средства производства и товарные предметы потребления.

Текущие запасы – главная часть всех запасов, обеспечивают непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.

Страховые запасы обеспечивают материалами или товарами производственный или торговый процесс в случае непредвиденных обстоятельств. Страховой запас служит своеобразным амортизатором, который позволяет предпринимателю чувствовать себя комфортно. Однако за пользование комфортом положено платить. При нормальном ходе производственного или торгового процесса объем страхового запаса, в отличие от текущего, не меняется.

Сезонные запасы появляются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.

По отношению к производству или торговле материальные запасы разделяют на следующие виды: переходящие; подготовительные; неликвидные; запасы в пути и др.

Модели системы управления запасами, оптимизация управления запасами

Управление запасами в логистике  – оптимизация операций, непосредственно  связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения.

Управление запасами в сбытовой логистике имеет большое значение, так как создание запасов всегда сопряжено с дополнительными  финансовыми расходами, а отсутствие необходимого объема запасов приводит также к расходам в виде потерь упущенной прибыли, закупки мелких и срочных партий по более высоким ценам, потери потенциальных покупателей.

Предприятие наряду с финансовыми  причинами необходимости создания запасов руководствуется и другими  побудительными мотивами. Как известно, сезонные колебания спроса на продукцию значительны, исходя из этого может использоваться вариант создания страховых запасов. Страховые запасы служат своего рода «аварийным» источником снабжения в тех случаях, когда спрос на данный товар превышает ожидания.

Для решения проблем, связанных  с запасами, предназначены модели управления запасами.

Модели должны отвечать на два основных вопроса: сколько заказывать продукции  и когда.

Рассмотрим четыре наиболее общих  моделей управления запасами.

1. Модель с фиксированным уровнем  запаса – Q-модель (рис. 1). Это самый распространенный и самый простой метод. В нем размер заказа на пополнение является величиной постоянной, а очередная поставка осуществляется при снижении наличия запасов до определенного критического уровня, резервного запаса (РЗ). Запас пополняется каждый раз на одну и туже величину, но интервалы пополнения могут быть различными в зависимости от объема расхода. Метод требует регулярного учета движения остатков на складе, т. е. характеризуется большой трудоемкостью обслуживания. Точка заказа – плавающая. Достоинством метода является постоянная величина партии поставок, что снижает часть логистических издержек.

 

 

Условные  обозначения: МЗ – момент времени, когда  при достижении определенного объема запаса формируется следующий заказ; Т1 – время поставки; Т2 – время задержки поставки

 

Рис. 1. Q-модель системы управления запасами

 

 

Данная модель рекомендуется для управления запасами дорогостоящих ресурсов, так как  она обеспечивает наименьший средний размер заказа. Величина заказываемого объема (З) постоянна и равна разнице между максимально желаемым запасом (МЖЗ) и резервным запасом (РЗ):

 

З = МЖЗ – РЗ.

 

Проанализируем Q-систему со смешанным контролем состояния запасов с двумя уровнями при непрерывной проверке фактического уровня запасов (с пороговым уровнем запасов и гарантийным). Эта система позволит предприятию работать в условиях сравнительно низкого запаса, и в то же время, защищая от дефицита. Применение данной системы позволит сэкономить затраты по содержанию запасов за счет сокращения отвлекаемых в запасы финансовых ресурсов, а также за счет сокращения потребности в складских площадях и людских ресурсах. Актуальность решения проблемы усиливается необходимостью повышения товарооборота, рентабельности, фондоотдачи, а также повышения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

2. Модель регулирования запасов  с фиксированной периодичностью  заказа – P-модель (рис. 2). Модель характеризуется тем, что заказы на очередную поставку материальных ресурсов повторяется через одинаковые промежутки времени (раз в неделю, раз в декаду, раз в месяц). Через равные промежутки времени производится проверка состояния запасов. Величина заказываемого объема (З) равна разнице между максимально желаемым запасом (МЖЗ) и наличным запасом (НЗ):

 

Рис. 2. Р-модель системы управления запасами

 

Проанализируем P-модель контроля состояния запасов с фиксированным размером заказа при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Фактический уровень запасов проверяется через равные промежутки времени по окончании квартала. Решение о заказе постоянного объема принимается при условии, что товарный запас на момент проверки окажется меньше или равен установленному пороговому уровню товарных запасов. В противном случае принимается решение «не заказывать». Период, через который предприятие направляет заказ поставщику, не меняется. Размер заказываемой партии товара определяется разностью предусмотренного нормой максимального запаса и фактического запаса на момент проверки, увеличенного на ожидаемую реализацию в течение размещения и выполнения заказа. Используемая система контроля состояния запасов имеет недостаток – сравнительно высокий уровень среднего запаса.

По данной модели запас больше, чем по первой, поскольку ресурсов должно хватить  до следующей поставки через определенный фиксированный интервал. Модель применяется  для менее дорогостоящих ресурсов.

3. Модель с установленной периодичностью  пополнения запасов до установленного уровня. Заказы делаются периодически (как в первой модели), но одновременно проверяется уровень запасов (как во второй модели). Размер заказа (З) равен разнице между максимально желаемым запасом (МЖЗ) и текущим запасом (ТЗ), увеличенным на ожидаемое потребление (ОП) за время доставки:

 

З = МЖЗ – ТЗ + ОП.

 

4. Модель «минимум – максимум», работающая следующим образом: контроль за уровнем запасов определяется периодически и если при проверке оказалось, что уровень запасов меньше или равен пороговому уровню, то делается заказ.

На предприятии  вместо завышенного уровня запасов, требующих дополнительных финансовых затрат, предлагается создать логистические  технологии быстрого ответа, позволяющие  достигать тех же торговых результатов. Достижение оптимального баланса между  объемом запаса, с одной стороны, и финансовыми затратами, с другой стороны, может быть достигнуто выбором оптимального объема партий заказанных товаров или определением экономического (оптимального) размера заказа – EOQ (Economic Order Qantiny), который вычисляется по формуле:

 

EOQ = 2A D : yr,

 

где A – затраты на приобретение, руб.; D – средний уровень спроса, товарные ед.; y – удельные затраты на производство, руб.; r – затраты на хранение, тг.

 

Предприятие сможет минимизировать уровень  своих страховых запасов в  соответствии со стратегией обслуживания заказчиков. Здесь возникает необходимость  компромисса между издержками хранения запасов, предназначенных для приспособления к неожиданным колебаниям спроса, и выгодами, получаемыми при поддержании такого уровня обслуживания своих клиентов.

Определить точный уровень необходимых  страховых запасов в условиях нестабильности сроков реализации заказов, изменения спроса достаточно сложно. Именно поэтому для нахождения удовлетворительных решений проблем, связанных с резервными запасами, предлагается использовать моделирование или имитацию различных сценариев. Единого критерия для решения оптимизации уровня запасов в теории и практике управления запасами не существует. Поэтому следует исходить из варианта или минимизации всех видов логистических издержек, или минимизации некоторой их группы. При этом могут использоваться эвристические методы (основанные на опыте специалистов), технико-экономические методы (на основе отчетных данных), экономико-математические (специальные методы).

Цели управления и виды запасов

Управление запасами является ключевой активностью, составляющей наиболее важную сферу логистического менеджмента  фирмы как с точки зрения трудоемкости, так и связанных с нею затрат. Запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении логистических цепей и каналов. Затраты на управление запасами достигают 40 % и более от общих логистических издержек. Классификация запасов:

1) по месту продукции в логистическом  канале (цепи) и ее виду: материальных  ресурсов; незавершенного производства; готовой продукции; тары; возвратных  отходов;

2) по отношению к базисным  логистическим активностям;

3) по отношению к комплексным  логистическим активностям;

4) по функциональному назначению;

5) по отношению к ЗЛС или  логистическим посредникам.

Запасы играют как положительную, так и отрицательную  роль в экономике в целом и  в отдельных организациях бизнеса. Положительная роль запасов заключается в том, что они обеспечивают непрерывность процесса производства и сбыта, являясь своеобразным буфером, сглаживающим непредвиденные колебания спроса, сбои в поставках и производственном процессе, повышают надежность логистического менеджмента. Во многих случаях запасы являются необходимым элементом реализации определенной логистической концепции.

Негативной  стороной запасов является то, что  в них замораживаются значительные финансовые ресурсы и объемы товарно-материальных ценностей. Кроме того, большие уровни запасов готовой продукции тормозят улучшение ее качества, так как фирма прежде всего заинтересована в их реализации до инноваций в качество. И наконец, наличие значительных запасов в снабжении, производстве и сбыте препятствует внедрению интегральной парадигмы логистики и концепции общих затрат, так как изолирует группы ЗЛС и стадии бизнеса друг от друга.

Основной  проблемой логистического управления запасами является согласование (координация) зачастую противоположных целей различных сфер бизнеса фирмы (маркетинга, производства и финансов) по отношению к запасам. Менеджмент маркетинга заинтересован в как можно более высоком уровне удовлетворения потребителей за счет эффективно пополняемых запасов, способных быстро и комплексно реагировать на изменения спроса.

С позиций  производственного менеджмента  запасы должны прежде всего обеспечивать непрерывность производственно-технологического цикла, предотвращать сбои из-за отсутствия необходимых материальных ресурсов и незавершенного производства и в то же время минимизировать затраты, связанные со снабжением.

Финансовый  менеджмент заинтересован в как  можно меньшем уровне запасов в логистической сети фирмыс точки зрения оборотного капитала, ускорения оборачиваемости запасов, уменьшения общих издержек, связанных с управлением запасами и повышения отдачи на вложенные в запасы инвестиции.

В связи с  разным целевым назначением и  подходом к запасам указанных  сфер менеджмента фирмы между ними могут возникать конфликты, сглаживание которых является одной из ключевых задач логистического менеджмента. Обычно эта задача решается на основе критерия минимальных общих затрат, связанных с формированием и управлением различными видами запасов в логистической сети.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается  сущность запасов? 

2. Каковы основные причины  образования материальных запасов? 

3. Каковы основные причины  образования cбытовых запасов?

4. Какие издержки предприятие  несет от наличия запасов? 

5. Что такое «вмененные  издержки»? 

6. Запишите формулы Уилсона.  Что она показывает?

7. Какие системы управления  запасами существует? Проведите  их срав-нительный анализ ?

8. В чем заключается  сущность системы контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа?

9. В чем заключается  сущность системы контроля за состоянием запасов с фиксированным размером заказа?

 

Основная литература

1.   Раимбеков Ж.С. Логистические аспекты уравления промышленными предприятиями. Тараз, Тараз университетi, 2004. –201 с.

2. Сабден О., Раимбеков Ж.С. Логистика: экономика и управлении. – Алматы: ИЭ МОН РК, 2009. -911с.

3. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник для вузов.- МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009.- 272 с.

4. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика. Толковый терминологический словарь / Сост. В.А.Калашников; Под общ. Ред. д-ра экон. Наук, проф. Л.П.Дашкова. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Информационно – внедренческий центр «Маркетинг», 2005. – 404 с.

5. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и практика. М., 2008. 223

Волков И.М., Грачева М.В., Проектный  анализ: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. – 423 с.

Дополнительная литература

1. АрредондоЛ. Искусство деловой презентации: Пер.с англ.–Челябинск: «Урал LTD», 2006–513 с.

2. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. – М.: Дело, 1996. – 848 с. –Главы 5, 6, 17, 18.

 

 

Тема  9. Складирование, грузопереработка и упаковка

1.Основы  складирования

2.Определение  площади склада

 

Современный крупный склад – это сложное  техническое сооружение, состоящее  из многочисленных взаимосвязанных  элементов, имеющее определенную структуру  и выполняющее функции по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями. В то же время сам склад является всего лишь элементом системы более высокого уровня – логистической цепи, которая и формирует основные требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования. Наличие собственного склада или арендованного определяется исходя из этапа развития, стратегии, финансового положения и уровня логистических издержек.

Информация о работе Развитие логистики в Республике Казахстан