Коммерческое
посредничество может предусматривать
также выкуп груза с последующей
его реализацией.
Особенно важную
роль играет организация комплексной
системы транспортно-экспедиционного
обслуживания в транспортных узлах
при взаимодействии нескольких видов
транспорта.
Главным функциональным
элементом системы транспортно-экспедиционного
обслуживания служат терминалы, сооружаемые
в узлах транспортной сети, в пунктах
стыка магистральных видов транспорта
и местного, выполняющего функции
подвоза-развоза грузов клиентуре.
При этом имеется в виду, что через терминалы
проходит большинство грузов, следующих
в междугородном и международном сообщениях.
На терминалах
осуществляется технологическое взаимодействие
различных видов транспорта на основе
централизованного управления перегрузочными
и другими операциями, связанными
со складской переработкой и сервисным
обслуживанием клиентуры и подвижного
состава.
В отличие от
складских предприятий, выполняющих
функции складирования и хранения
грузов, на терминалах наряду с грузонакоплением
основной функцией является грузопереработка,
связанная с разукрупнением и укрупнением
партий грузов, формированием и расформированием
отправок по направлениям перевозки, грузопереработкой
тарно-штучных грузов, упаковкой и пакетированием,
маркировкой грузов, выполнением комплекса
сервисных услуг.
В условиях развития
рыночных отношений, увеличения товарообмена
и расширения хозяйственных связей
меняется традиционно сложившееся
представление о терминале как
о складе с минимумом функций.
Многофункциональный терминальный
комплекс рассматривается в качестве
транспортно-распределительного логистического
центра с широким спектром предоставляемых
услуг и представляет собой комплекс
инженерно-технических сооружений
с современным технологическим
оборудованием. В составе терминала имеются
специализированные складские помещения
для хранения и переработки грузов, помещения
для выполнения таможенных функций, представительства
банков, транспортно-экспедиционные фирмы
и страховые компании, службы охраны и
безопасности, административные помещения
и офисы клиентов, торговые представительства
и бизнес-центры, почта, телеграф, центры
технического обслуживания подвижного
состава транспорта, гостиница, пункты
питания, магазины оптово-розничной торговли,
консалтингово-аналитические и информационные
центры, реабилитационно-оздоровительные
комплексы, площадки для отстоя подвижного
состава. Такой терминал может занимать
территорию более 100 га, иметь достаточно
свободные проходы и проезды между зданиями,
озеленение, красивую и удобную планировку
и архитектуру. Складские корпуса воздвигаются
из легкомонтируемых сборно-разборных
конструкций и быстровозводимых металлоконструкций
с высотой помещений 9,5 - 12 м, позволяющих
осуществлять многоярусное хранение грузов
в стеллажах под европоддоны.
В условиях возрастающего
спроса на организацию перевозок
грузов в международном сообщении
важное значение имеет создание многофункциональных
мультимодальных терминальных комплексов
с таможенной обработкой грузов. Маркетинговая
стратегия таких комплексов основана
на обеспечении ускорения прохождения
таможенного досмотра и таможенной очистки
грузов, предоставлении услуг по ответственному
хранению грузов на автоматизированных
складах под таможенным контролем в режиме,
удобном для клиентов (временного - до
двух месяцев, длительного до трех лет),
обеспечении необходимого сервиса и комплексности
услуг.
В соответствии
с маркетинговой стратегией и
выполняемыми терминальным комплексом
функциями на терминалах клиентам оказываются
следующие виды услуг:
- подготовка и оформление таможенного досмотра, оформление таможенными брокерами таможенных деклараций и товарно-сопроводительных документов, содействие в таможенной очистке грузов;
- выполнение погрузочно-разгрузочных работ;
- ответственное хранение грузов в закрытых автоматизированных складах, включая временное и длительное хранение грузов (мелкие и крупные партии), в том числе скоропортящихся - на складах с холодильными и морозильными камерами, особо опасных и ценных грузов - в специально оборудованных помещениях с климатическими камерами и регулируемой температурой, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
- сортировка грузов и формирование отправок; переработка и хранение контейнеров;
- страхование грузов;
- перевозка и экспедирование грузов под таможенным контролем (услуги таможенного перевозчика);
- предоставление клиентуре информационных услуг, включая контроль за местоположением груза;
- предоставление банковских услуг и ряда других.
Особую актуальность
приобретают региональные аспекты
логистики. При этом региональная логистика
рассматривается в качестве компонента
глобальной (мировой) макрологистической
системы с участием в международном (национальном)
разделении труда.
Основными компонентами
региональных логистических транспортно-распределительных
систем являются транспортные узлы, магистральные
и местные пути сообщения, оптовые
базы и товарные склады, контейнерные
и грузоперерабатывающие терминалы
железнодорожного, автомобильного, речного
и воздушного транспорта, мультимодальные
терминальные комплексы, выполняющие
функции транспортно-распределительных
логистических центров.
Создание логистических
центров и формирование региональных
транспортно-логистических систем
требует поэтапного решения ряда
целевых задач. К ним относятся:
- создание в транспортных узлах терминальных комплексов многоцелевого назначения;
- создание в качестве самостоятельных коммерческих структур посреднических логистических компаний, работающих по контрактам с промышленными, транспортными и торговыми предприятиями;
- рационализация процессов снабжения и сбыта продукции региональных производителей на основе осуществления маркетинговых исследований;
- реализация логистической концепции управления функционированием транспортных узлов, связанной с установлением партнерских, взаимовыгодных отношений между различными видами транспорта и другими участниками перевозочного процесса;
- внедрение прогрессивных технологий организации транспортного процесса, включая терминальную технологию, информатизацию системы грузодвижения, развитие контейнерных и контрейлерных перевозок грузов;
- реализация интермодальной концепции, основанной на согласованной и взаимоувязанной работе магистральных видов транспорта при организации смешанных перевозок грузов с участием оператора интермодального сообщения;
- формирование региональной интегрированной информационной системы, совместимой с АСУ всех видов транспорта, в частности с СФТО, применяемой на железнодорожном транспорте;
- создание межрегиональных и международных интегрированных транспортно - логистических систем для развития Казахстанской части международных транспортных коридоров, увеличения объемов перевозок грузов в интермодальном сообщении.
Создание региональных
логистических центров будет
способствовать увеличению перевозок
грузов по трансевропейским транспортным
коридорам, а. в конечном итоге интеграции
транспорта с европейской и мировой транспортными
системами.