Совершенствование системы государственного регулирования рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 12:25, диссертация

Описание

Целью диссертационной работы является исследование теоретико-методологических и научно-практических основ формирования и использование трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений, а также совершенствование системы управления трудовыми ресурсами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить на основе изучения теоретико-практического и методологического материала роль трудовых ресурсов в экономическом развитии;
выявить особенности формирования трудовых ресурсов в РК;
изучить зарубежный опыт развития трудовых ресурсов;

Работа состоит из  1 файл

ДП рынок труда.doc

— 670.00 Кб (Скачать документ)

    - создание системы подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров  на основе партнерства с работодателями;

    - создание новых или перепрофилирование действующих учебных заведений для подготовки кадров, требующихся в области;

    - повышение роли учебных заведений  в обеспечении высокого уровня  подготовки рабочих кадров и  специалистов и их трудоустройства; 

    - семинары по профориентации, способам поиска работы, профконсультации;

    - внедрение адресности (целевой направленности) активных программ занятости;

    - координация активных программ, реализуемых в регионах, внедрение  положительного опыта;

    - разработка и внедрение мер,  направленных на предотвращение напряженности на рынке труда, ориентированных, прежде всего, на группы населения, испытывающих трудности при трудоустройстве – молодежи, женщин, лиц с ограниченной трудоспособностью, лиц старших возрастов, высвобождаемых работников и т.д.;

    - внедрение системы микрокредитования предпринимательских инициатив, как на коммерческой, так и на грантовой основе;

    - стимулирование развития отраслевой  структуры малого предпринимательства  и развития перспективных перерабатывающих  производств посредством финансирования стартового капитала;

    - обучение кадров для малого  бизнеса, в том числе через  органы занятости;

    - внедрение инновационных технологий  обслуживания населения, включая  безработных и работодателей;

    - расширение спектра консультационных  услуг, оказываемых органами занятости работодателям по вопросам  трудового законодательства и законодательства о занятости;

    - обеспечение приоритетного права  граждан страны на занятие  вакантных рабочих мест;

    - налаживание связей с частными  агентствами по трудоустройству.

   Механизмом  реализации Программы являются:

   - выполнение Программы через реализацию  плана мероприятий, предусматривающего  поэтапное выполнение намеченных  мероприятий, максимальная координация  деятельности и концентрация  возможностей местных исполнительных  органов и других заинтересованных сторон;

   - отслеживание достижения цели  и решения задач Программы  посредством проведения регулярного  мониторинга.

     Финансирование Программы предусматривается  из средств местных бюджетов, а также иных источников, не  запрещенных законодательством Республики Казахстан.

   На  реализацию мер по поддержанию занятости  и предотвращению  безработицы  предусматривается израсходовать  из средств  местных бюджетов  - 747,0 млн. тенге, в том числе: 2009 год – 248,2   млн. тенге; 2010 год –  249,0   млн. тенге; 2011 год – 249,8   млн. тенге.

   На  подготовку кадров в системе профессионального  образования из средств местных  бюджетов предусматривается  769,5 млн. тенге, в том числе: 2009 год – 243,5 млн. тенге; 2010 год – 256,8 млн. тенге; 2011 год – 269,2 млн. тенге.

   За  счет  реализации  Программы в  2009-2011 годах предусматривается:

   создать  24200 новых рабочих мест  (2009г.- 7900, 2010г. – 8200, 2011г.  – 8100) и не допустить снижения числа действующих рабочих мест; 

   оказать содействие в трудоустройстве 22760 из них на социальные рабочие места 3705 безработных, в том числе: 2009 г. – 1320 чел; 2010 г. – 1220 чел, 2011 г. – 1165 чел;

   направить на профессиональное обучение и переподготовку 3720 безработных, в том числе: 2009 г.– 1250 чел,  2010 г.– 1230 чел,  2011 г. – 1240 чел;

   организовать  общественные работы для 23890 человек, в том числе: 2009 г. – 8090 чел, 2010 г.– 7960 чел,  2011 г. – 7840 чел;

   подготовить для сферы экономики в системе  профессионального образования  по государственному заказу 6735 рабочих и специалистов, в том числе: 2009 г. - 2245 чел, 2010 г. - 2245 чел, 2011 г. - 2245 чел;

   обеспечить  количественный и качественный рост рабочей силы и увеличение численности  занятых граждан.

         Из всего сказанного, можно сделать следующий вывод, что реализация программы позволит создать условия для стабилизации занятости, повышения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда, сдерживание роста массового высвобождения работников, позволит снизить социальную напряженность общества.

     Нашей стране необходима активная политика на рынке труда, способная обеспечить максимально возможную занятость населения и качество рабочей силы на фоне стимулирования выпуска конкурентоспособной продукции, создания условий экономического процветания общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          

      Становление эффективно действующего регионального рынка требует совершенствования регулирования занятости населения и региональной модели рынка труда, предполагающей выработку основных приоритетных направлений стратегии активной политики занятости населения в условиях устойчивого экономического роста, поэтапной ее реализации в республике, определение   ее основных   параметров на  среднесрочную перспективу до 2010 г.  Решение отмеченных проблем основывается на тесной взаимосвязи и взаимодействии состояния занятости населения и безработицы и на региональном рынке труда с устойчивым экономическим ростом региона, совершенствовании механизма регулирования регионального рынка труда, где необходимо учитывать национальные и региональные особенности ее формирования и приоритетные элементы зарубежных моделей.

   Человек – главная производительная сила общества. Именно человек оживляет вещественные факторы производства: капитал и землю. Именно его предпринимательский гений создает целые системы передовой технологии производства, он же производит все необходимое для самого себя и общества.

   История человечества свидетельствует о  весьма существенном, решающем значений труда в общественном развитии человека. Труд есть основа и непрерывное условие жизнедеятельности людей.

   Весь  исторический опыт развития человеческой цивилизации свидетельствует о  том, что роль труда неуклонно  возрастает. На нынешнем этапе, на первый план не случайно выступает именно постоянное качественное совершенствование рабочей силы – главного фактора производства.

   Трудовые  ресурсы – являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и  эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли.

   Все работники предприятия в зависимости  от степени участия их в производственной деятельности делятся на промышленно-производственный и непроизводственный персонал.

   Компании, практикующие развитие трудовых ресурсов, как правило, отличаются более высокой  эффективностью, большей близостью  к рынку, потребителю. В таких компаниях лучше карьерные перспективы и система мотивации, меньше текучесть кадров, несчастных случаев, прогулов, сокращается время для тренинга, большая общая удовлетворенность трудом.

   Эффективное использование трудовых ресурсов страны и предприятий предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы, приобретению каждым работником профессиональных навыков и опыта работы. Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, прежде всего, является результатом несоответствия их по этим признакам, что характеризуется как структурная безработица.

   Переход к рыночной экономике в Казахстане поставил проблему занятости в разряд самых актуальных на современном  этапе экономического развития страны. Занятость является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Она обусловлена не только чисто экономическими явлениями, но и демографическими процессами, выступает частью социальной политики, играя определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения, в оформлении и развитии профессиональных возможностей каждого человека, становлении и развитии личности.

   Оценка  состояния трудовых ресурсов по Павлодарской области показал, что в  целом  рынок труда характеризовался ростом численности занятого населения, в  основном в отраслях промышленности и сельского хозяйства. Увеличилось число наемных работников, что является следствием увеличения на рынке труда рабочих мест, ввода новых объектов, восстановления и расширения производственных мощностей. Соответственно произошло уменьшение численности безработных.

   Для достижения сбалансированности рынка  труда, обеспечения эффективной  занятости населения разработана  программа занятости населения  области на 2009-2011 годы.  Программа будет способствовать приведению системы подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики,   повышению роли работодателей в содействии занятости населения, обеспечению эффективности общественных работ, снижению безработицы.

     В рамках Программы рассматриваются  основные   проблемы рынка труда области, направленных на создание гибкой системы подготовки кадров в организациях образования, максимально удовлетворяющей производственно-хозяйственный комплекс области в квалифицированных рабочих и специалистах,  формирование системы профессиональной ориентации, трудоустройства выпускников учебных заведений и безработной молодежи, развитие эффективной занятости населения, создание условий для снижения уровня безработицы, социальной поддержки безработных.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
   
  1. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: - М.: ЮНИТИ, 1999, -6,7с.
  2. Ведянин В.И. Общая экономическая теория: - М., 1995 г.
  3. Экономика предприяти/ Под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандара.-Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 1998, - 452с.
  4. Основы экономической теории: Уч.пос./ Под ред. Клюни В.Л. и др.- Минск: Экоперспектива, 1997, - 336 с.
  5. Курс экономики: Учебник/ Под ред. Райзберга Б.А. – Москва: Инфра-м, 1997, - 720с.
  6. Владимирова Л.П. Экономика труда: Уч.пос.-Москва: Издательский дом «Данков и К», 2000, 220с.
  7. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Уч.пос.- Новосибирск: Лада,1999, 678с.
  8. В.И.Скала Трудовые отношения в Республике Казахстан. Алматы,2003,532с.
  9. Марчевский Н.Б. Как понимать Закон РК «О труде», Звезда Прииртышья, 15.02.2000,11-12с.
  10. Романкова В.И.Индивидуальные трудовые договоры, Финансы Казахстана,9-10/2000,95-96с.
  11. Рынок труда:Учебник / Под/ред. Буланова В.С., Волгина М.А., Москва: Экзамен, 2000,448 с.
  12. Федоров Ю.Е. Современный мир и проблемы устойчивого человеческого развития – Рыночная экономика и стратегия безопасного развития личности. Материалы научно-практической коференции (14 октября 1999 г)-Санкт –Петербург, 2000.-21с.
  13. Мировая экономика и международные отношения. 1997. №1. С17.
  14. Мировая экономика и международные отношения. 1995. №8. С54.
  15. Сажина М.А, Чибриков Г.Г Экономическая теория. Москва 1999г.
  16. Мельдиханова М. Эффективное использование человеческих ресурсов: сущность и особенности в условиях глобализации//Труд в Казахстане.- 2004, №7, 4-13с.
  17. Труд и трудовые ресурсы в РК: (стат.сборник)/ Госком. РК по статистике и анализу – Алматы: Казинформцентр, 1993.
  18. Абулгазин Д. Роль трудовых ресурсов в экономическом развитии страны/Труд в Казахстане.- 2005.№1, 36-38с.
  19. Саткалиева Т.С.Контролинг человеческих ресурсов, с. 138-140/ Концептуальные основы развития экономики РК в период становления рыночных отношений – Сборник трудов в 2-х частях, часть 2-ая. – Материалы научно-практической конференции. – Алматы: Экономика, 1996, - 156с.
  20. Татибеков Б.Человеческие ресурсы страны.// Труд в Казахстане.- 2004.№2, 4-13с.
  21. Отчет о человеческом развитии Казахстан,1998. Роль государства и социальная интеграция в переходный период – Алматы, 1998. – 95с.
  22. Шокаманов Ю.К.Тенденции человеческого развития в Казахстане. – Алматы, 2001. – 5с.
  23. Прокопенко И. Управление и развитие человеческих ресурсов – Важнейшая задача экономик, переходящих к рынку.// Труд в Казахстане.- 2001. №4, 26-39с.
  24. Сорокина Н. Управление персоналом предприятия.// Труд в Казахстане. – 2002. №11.
  25. Бекхожаева А. Исследование состава трудовых ресурсов в рамках управления трудовым потенциалом страны.
  26. Железцов А.В. Трудовые ресурсы организации в современных условиях. Маркетинг №2. 2003г.
  27. Норберт Том. Тенденции и перспективы развития управления персоналом. Проблемы теории и практики управления. 2000г. №6. С95-100.
  28. Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. ИНФРА – М. 2002г.
  29. Каптуревский Ю.Н. Основы менеджмента. Питер. 1999г.
  30. Дизель И.М. Поведение человека в организации. Москва. 1993г.
  31. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Инновационый менеджмент. М: ЮНИТИ. 1997г.
  32. Махмутова М.М. Распределение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы в Казахстане. – Алматы: КИМЭП, 2003. – 33 с.
  33. Вильмур М.А. Местный бюджет. // Саясат (Политика). – 1999. - №4. 
  34. Официальный сайт города Астана astana.kz.
  35. Бабич А.М. Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы.
  36. Бюджет города Астаны за 2006 год.- Аналитический отчет Акимата г. Астаны.
  37. Бюджет города Астаны за 2007 год.- Аналитический отчет Акимата г. Астаны
  38. Бюджет города Астаны за 2008 год.- Аналитический отчет Акимата г. Астаны
  39. Муниципальное право: вопросы и ответы.// Под редакцией профессора А.И. Коваленко. ¾ М: Новый юрист, 1998 г.
  40. Экономическая теория // Под ред. проф. Добрынина, Л.С. Тарасевича // Москва -2000 г.
  41. Сыргабаева З.К. «Социальный минимальный стандарт как критерий отбора программ дальнейшего развития социальной инфраструктуры»// КазЭУ хабаршысы № 1, 2006 г.
  42. Сыргабаева З.К. «Проблемы развития инфраструктуры г. Астаны»// Астана № 7, 2006 г.
  43. Местное самоуправление в Казахстане: особенности ситуации и перспективы развития. Алматы-2003 г.
  44. Бурлаков Л.Н. Модернизация государственного управления и местного самоуправления Республики Казахстан на современном этапе. /В сб. «Модернизация государственного управления и развитие местного самоуправления». Астана, АГС при Президенте РК., 2004
  45. Семеко Г. В. Местные финансы стран Европейского сообщества//Финансы. 2000 г. № 11.
  46. Соколова И. Бюджеты местных органов власти Италии: как они формируются и расходуются // Человек и труд. 2004. 7.
  47. Жyрнал "Финансы" N 9 за 2009 г.
  48. Жyрнал "Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию"  приложение  к жyрналy "Финансы",  N8,9,10 за 2009 г.
  49. Сборник “Правительственный вестник” № 3,4  2009
  50. Назарбаев Н. Казахстан - 2030. Послание Президента страны народу Казахстана/ Алматы, 1997
  51. Формы и методы государственного управления. Проблемы теории и практики управления. 2000 г. № 2.
  52. Кубаев К. Экономическая модель эффективного государства. Транзитная экономика. 2005 г., № 4.
  53. Чиркин В.Е. Государственное управление. –М.: Юрист, 2003
  54. Дауранов И.Н. Организация государственного управления: Монография. Алматы, Изд-во НВШГУ, 1997
  55. Байгельдинов Е. Теоретические основы устойчивого развития. Евразийское сообщество. 2000 г., № 2
  56. Козбаненко В Формы и методы государственного управления. Проблемы теории и практики управления. 2000 г., № 2
  57. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. М., 2001
  58. Романенко И.В. Экономика предприятия. 2005
  59. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекции, 2005 г.
  60. Богачек И.А. Философия управления. Очерки профессионального управленца. 2006 г.

Информация о работе Совершенствование системы государственного регулирования рынка труда