Субсидирование и кредитование предприятий АПК на примере СПК (колхоз) «им.Калинина»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:30, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является определение финансового состояния потенциального ссудозаемщика для выдачи кредита. Анализ финансового состояния характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта.
Дипломная работа состоит из трех глав.
В первой главе рассматривается: распределение и предоставление субсидий из Федерального Бюджета.
Во второй главе проводится анализ финансового состояния ссудозаемщика для выдачи кредита на примере СПК (колхоз) «им. Калинина».
В третьей главе изложены возможные пути выхода из кризиса в экономической и социальной областях агропромышленного комплекса, а также основные направления государственного регулирования в аграрном секторе экономики.
При подготовке дипломной работы были использованы материалы, взятые из кредитного отдела в Бичурском дополнительном офисе Бурятского Регионального Филиала ОАО «Россельхозбанк», по кредитованию юридических лиц Бичурского района и об их эффективном использовании по назначению кредита.

Работа состоит из  1 файл

Кредит РСХБд.doc

— 519.00 Кб (Скачать документ)

Залогом служили имения с крепостными и угодьями, каменные дома, а также драгоценные металлы, изделия “с алмазами и жемчугом”. В дворянские банки высылались копии переписных книг дворянских имений, которые использовались в качестве справочного материала для определения платежеспособности клиента. По характеру залога дворянские банки занимали промежуточное положение между ипотечными кредитными учреждениями и ломбардами. При этом основным залогом оставались дворянские имения.

Кредиты под залог имений составляли от 500 до 10 тыс. рублей, минимальный заклад — 50 крепостных душ. Ссуды под залог золота, серебра и драгоценных камней выдавались в размере 66% стоимости изделий. Ссуда могла быть выдана и без залога — под поручительство богатых и знатных людей.

Кредиты в дворянских банках предоставлялись на срок не более года и могли продлеваться не более чем на три года. Однако дворяне не торопились расплачиваться с долгами, поскольку санкции по отношению к должникам бы-ли чрезвычайно мягкими. В 1759 г. по предложению графа П.И. Шувалова срок уплаты процентов был продлен до четырех лет, а в 1761 г. был издан указ о продлении срока погашения ссуд до восьми лет. По истечении этого времени продавались личные вещи должника, а если это не возмещало суммы кредита, то заложенное имение продавалось на аукционе. Однако последняя мера применялась в исключительных случаях.

Открытие дворянских банков не смогло решить проблему долгов дворян­ства. Объемы ссудных операций оставались незначительными по сравнению с запросами помещиков. В условиях Семилетней войны основная масса служи­лого дворянства, находясь в действующей армии, просто не имела возможности погасить долги. Кабинет П.И. Шувалова по настоянию канцлера М.И. Воронцова в 1761 г. вынужден был уменьшить ссудный процент с 6 до 4%. Эти меры принимались прежде всего в интересах казны, так как были на­правлены на достижение большей возвратности сумм по кредитам. Сроки ссуд были изменены до 10 лет, а капитал банка уменьшен с 6 до 5 млн. рублей.

Между тем дела в Петербургском дворянском банке шли плохо. Основная проблема — возврат ссуд — так и не была решена, несмотря на все старания директора Петербургского дворянского банка А.А. Вяземского. По его мнению, корень этой проблемы заключался в недостаточном обеспечении выдаваемых ссуд и, кроме того, в нарушении правил их выдачи. Часто значительные суммы выдавались под залог имений, где проживало всего несколько ревизских душ. В 1774 г. А.А. Вяземский направил в Сенат донесение, в котором просил санкций на исправление создавшегося положения, в том числе разрешения продать с аукциона имения злостных должников.

Сенат, заслушав доклад А.А. Вяземского, отказал в применении столь су­ровых мер, сославшись на отсутствие законов, которые помогли бы прояснить данную ситуацию. Крупные помещики с явным недовольством отреагировали на возможность хотя бы малейшего притеснения своего сословия. По расплыв­чатой формулировке Сената дело передавалось на личное рассмотрение самой императрицы.

К 1914 г. в России существовало более 30 тыс. (без филиалов, отделений и представительств) кредитных учреждений, которые можно классифицировать следующим образом.[11]  Первый уровень — государственные кредитные учрежде-ния: Государственный банк России, Дворянский земельный банк, Крестьянский поземельный банк, 2 казенных ломбарда (ссудные казны) и 8533 сберегатель-ные кассы. Второй уровень - общественно-сословные и частные кредитные учреждения: 1108 обществ взаимного кредита, 367 городских общественных банков, 105 го­родских ломбардов, 47 акционерных коммерческих банков, 33 городских кре­дитных общества, 18 частных ломбардов, 11 кредитных союзов, 10 акционер­ных земельных банков, 7 взаимно общественных земельных банков, 6 город­ских сословных банков, 6 сельских общественных банков и 2 коо-перативных банка. Третий уровень - общественно-сословные учреждения мел-кого кредита: 9552 кредитных товарищества, 6467 сословных кредитных уч-реждений, 3528 ссу­досберегательных товариществ и 203 земских кассы мел-кого кредита.[12]

Большинство активно-пассивных операций того периода приходилось на кредитные учреждения второго уровня.

На одно учреждение мелкого кредита приходилось в среднем в 16 раз меньше учетно-ссудных операций и в 14 раз меньше вкладных операций и ос­татков на текущих счетах, чем на одно кредитное учреждение первого уровня, или в 1844 раза меньше учетно-ссудных операций и в 2242 раза меньше вклад­ных операций и остатков на текущих счетах, чем на один коммерческий банк страны. Тем не менее при недостаточности ресурсной базы и ограниченности кредитных средств в учреждениях мелкого кредита именно в них обслужива­лось до 45% всего сельскохозяйственного населения страны.[13]

Итак, обратимся к истории развития российской системы мелкого креди- та. Первые попытки создания такой системы (1803 г.) были предприняты по инициативе правительства и касались организации учреждений сословного типа. К ним относились: запасные денежные фонды, сиротские кассы бывших немецких колонистов, мирские заемные капиталы, коммунальные кассы, удельные банки, вспомогательные и сберегательные кассы для государствен-ных крестьян, инородческие ссудные кассы, сельские и волостные банки, ссу­досберегательные кассы. Цель этих учреждений состояла в предоставлении не­дорогого кредита исключительно лицам «сельского состояния». Ссуды, как правило, предоставлялись под поручительства под 6% годовых на срок до трех лет (сельским обществам из вспомогательных касс — до 16 лет). Управле­ние делами этих кредитных учреждений находилось обычно в руках местных сельских, волостных или уездных администраций.

Выдача ссуд в оборотные капиталы допускалась на срок до 1 года, на приобретение инвентаря — до 3-х лет и на хозяйственные мероприятия (осу­шение болот, расчистка леса, устройство мельниц, маслобоен и пр.) — до 5 лет. Срок ссуды на хозяйственные мероприятия мог продлеваться до 20 лет, если ссуда предназначалась для постройки, приобретения зернохранилища или иного склада для товаров. Ссуды выдавались под личное доверие, поручи­тельство, заклад произведенной продукции и инвентаря, а также (реже) — под залог имущества. Средства, передаваемые на приобретение инвентаря, обеспечивались покупаемыми предметами с правом пользования ими заемщи­ком, но при условии составления им описи в присутствии свидетелей и нало­жения на приобретенный инвентарь, если возможно, видимых знаков приема их в заклад (печать, клеймо, пломба и пр.). До полного расчета по ссуде заемщик был не вправе закладывать или перезакладывать без согласия учреждения, вы­давшего ссуду, или иным способом отчуждать числившиеся в описи предметы. Таким образом, мы можем сделать вывод, что поручительство третьих лиц и залог имущества заемщика являлись наиболее часто встречающимися ви-дами обеспечения по кредитам. Более того, поручительство можно назвать са­мым «старым» видом обеспечения, применявщемся еще в Римской империи.

В Древнем Риме применение поручительства было широко распростране-но в связи с недоразвитостью залогового права. Существенное влияние на это оказали и социально-экономические условия общества. Бедняк, не обладающий достаточным для залога имуществом, вынужден был обращаться к богатому ра-бовладельцу с тем, чтобы в дальнейшем изыскать кредит. В свою очередь, ра-бовладельцы охотно шли на предоставление поручительства, приобретая при этом право голоса, принадлежащее должнику, обращая должника в экономи-ческую зависимость, а порой получая право эксплуатации. Таким образом, не кредитор, а поручитель получал вознаграждение либо иное возмещение от должника, за которого он ручался.

 

 

1.2    РАССМОТРЕНИЕ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ БАНКОМ О

КРЕДИТОВАНИИ ЗАЕМЩИКОВ

 

В последние годы государством предпринимаются попытки перейти к новым условиям кредитования сельскохозяйственных предприятий. Однако они наталкиваются на такую серьезную проблему как наличие огромной задолженности по ранее взятыми кредитам. Программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Бурятия на 2010 год" (далее - Программа) определяет основные параметры развития сельского хозяйства Республики Бурятия на этот период, мероприятия по их достижению, потребность средств из бюджетов всех уровней и ожидаемый эффект от их вложения. Программа включает в себя приоритетные направления развития агропромышленного комплекса Республики Бурятия, определенные Концепцией развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Бурятия на 2009 - 2017 годы и на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Бурятия от 11.12.2008 N 529 (далее - Концепция).

Программа определяет цели и задачи в рамках Концепции на 2010 год.

Средства реализации поставленных задач на 2010 год служат инструментом реализации социально-экономической стратегии и размещения производительных сил, способом приоритетной концентрации ресурсов при решении ключевых территориальных проблем, поэтапного создания условий для укрепления экономической базы сельскохозяйственных организаций, развития отраслей экономики и социальной сферы, повышения уровня жизни сельского населения. Достижение целей и задач Программы должно способствовать закреплению и наращиванию темпов роста продукции, сложившихся в агропромышленном комплексе.

В Программе заложены все основные направления развития сельского хозяйства Республики Бурятия, предусмотренные Программой социально-экономического развития Республики на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года, утвержденной Законом Республики Бурятия от 09.11.2007 N 2595-III.

Основными исполнителями мероприятий Программы и получателями государственной поддержки являются сельскохозяйственные организации, заключившие соглашения об оказании мер государственной поддержки на 2010 год. В связи с этим в технико-экономическом обосновании приведены показатели по хозяйствам - участникам Программы. Рост поголовья молочных коров составит в 2010 году к уровню 2009 года 4,8%, поголовье мясного скота увеличится на 7,1%, свиней - на 15%, овец и коз - на 5%. Надой на фуражную корову планируется увеличить с 3000 литров в 2009 году до 3300 литров в 2010 году или на 10%, что выше уровня, сложившегося в среднем по республике, на 65%. Среднесуточный привес крупного рогатого скота будет доведен до 500 грамм, что выше уровня предыдущего года на 13,6%, свиней - до 550 грамм в сутки, что на 20% больше, чем в 2009 году. Исходя из чего в 2010 году объемы производства молока планируется увеличить на 15,1%, мяса - 34,3%, яйца - 2,4% к уровню 2009 года, что соответственно выше темпов, определенных по хозяйствам всех категорий по молоку на 14,3%, мясу - 39,7%, яйцу - 1,4%. Что позволит по молоку и мясу обеспеченность населения республики в продуктах питания животного происхождения довести до 55 и 95% соответственно.

Планируется увеличить площадь посевов зерновых культур, картофеля, овощей и кормовых культур к уровню 2009 года на 11000 га, 40 га, 40 га и 5000 га соответственно, что позволит довести коэффициент использования пашни во всех категориях хозяйств до 34%. Урожайность зерновых культур в хозяйствах - участниках Программы возрастет к уровню 2009 года с 8,5 ц/га до 12,5 ц/га, картофеля - с 150 ц/га до 160 ц/га, овощей - с 210 ц/га до 230 ц/га, кормовых - с 34,2 ц/га до 35 ц/га. В связи с чем объемы производства зерна возрастут на 67,1%, картофеля - на 13,8%, овощей - на 30,9%, кормовых культур - на 32,7%, что позволит обеспечить прирост продукции во всех категориях хозяйств к уровню 2009 года по зерну на 74,2%, картофелю - 10,0%, овощам - на 2,0%, кормам - на 20%, за счет чего обеспеченность населения республики картофелем и овощами возрастет до 96 и 70% соответственно, продовольственным зерном - до 20%.

Мероприятиями Программы предусмотрено субсидирование компенсации процентных ставок по инвестиционным кредитам в сумме 95,5 млн. рублей, что позволит повысить коэффициент обновления тракторов с 2,0% до 2,3%, зерноуборочных комбайнов - с 3,4% до 4,0%, кормоуборочных - с 3,5% до 3,9%.

Финансирование мероприятий по социальному развитию села в сумме 13,5 млн. рублей позволит предоставить жилье 70-ти молодым специалистам на 

селе.

Общая потребность средств для реализации мероприятий Программы составляет 2936,461 млн. руб., в том числе из федерального бюджета - 808,342 млн. руб., республиканского бюджета - 243,519 млн. руб. и внебюджетных источников - 1884,6 млн. руб.. В общем, объеме средств, необходимых для реализации Программы, средства республиканского бюджета составляют 8,29%, средства федерального бюджета - 27,5%, внебюджетных источников - 64,21%.

Потребность средств для реализации мероприятий Программы из республиканского бюджета на 2010 год составляет 243,519 млн. руб. Объем продукции, производимой в сельском хозяйстве, планируется довести до 16233,3 млн. руб. В результате реализации Программы в Республике Бурятия на 1 руб. государственной поддержки планируется производить сельскохозяйственной продукции на сумму более 66,6 рублей и платить налоги в бюджеты всех уровней в сумме 7,1 рубля. Кроме того, 1 рубль республиканского бюджета будет способствовать привлечению средств из федерального бюджета на сумму 3 рубля 32 копейки.

 

1.2 Основные мероприятия по достижению финансовой устойчивости

сельского хозяйства.

1) повышение доступности кредитов;

2) повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе;

3) техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства;

4) снижение рисков в сельском хозяйстве.

Целью осуществления мероприятий по повышению доступности кредитов является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, и организациями, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки мяса и молока.

Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, указанных в подразделе, касающемся повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе), и организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в размере двух третьих ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).

Информация о работе Субсидирование и кредитование предприятий АПК на примере СПК (колхоз) «им.Калинина»