Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:30, дипломная работа
Целью дипломной работы является определение финансового состояния потенциального ссудозаемщика для выдачи кредита. Анализ финансового состояния характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта.
Дипломная работа состоит из трех глав.
В первой главе рассматривается: распределение и предоставление субсидий из Федерального Бюджета.
Во второй главе проводится анализ финансового состояния ссудозаемщика для выдачи кредита на примере СПК (колхоз) «им. Калинина».
В третьей главе изложены возможные пути выхода из кризиса в экономической и социальной областях агропромышленного комплекса, а также основные направления государственного регулирования в аграрном секторе экономики.
При подготовке дипломной работы были использованы материалы, взятые из кредитного отдела в Бичурском дополнительном офисе Бурятского Регионального Филиала ОАО «Россельхозбанк», по кредитованию юридических лиц Бичурского района и об их эффективном использовании по назначению кредита.
Поступление денежных средств в СПК (колхоз) «Калинина» в декабре 2010г. – марте 2011года:
В декабре 2010г. планируется реализовать молоко в ОАО «Бичурский маслозавод» в количестве 378ц. по цене 13 руб./л. На сумму 491,0 тыс. руб.
Реализация мяса КРС в живом весе в ООО «Мясной двор» составит 43 цн. по цене 3800,0 руб./цн. на сумму 164,0 тыс. руб.
Реализация зерна частным лицам в количестве 1500 цн на сумму по цене 750,0 руб. /цн. на сумму 1125 тыс. руб.
Всего ожидается выручки от реализации продукции за ноябрь 2010г. на сумму 1780,0 тыс. руб. Субсидий из Федерального и Республиканского бюджетов планируется получить 213,0 тыс. руб. (в т.ч. за племенной скот, минеральные удобрения, семена).
Итого поступлений за декабрь 2010г. – 1993,0 руб.
В январе 2010г. сдача молока в ОАО «Бичурский маслозавод» составит 336,0 цн. по цене 13 руб./кг за литр на сумму 436,0 тыс. руб.
Реализация мяса КРС, 30цн по цене 3800,0 тыс. руб. в ООО «Мясной двор», на сумму 114,0 тыс. руб.
Реализация зерна составит 1500 цн. по цене 750 рублей за 1 цн. на сумму 1125 тыс. руб.
Итого реализации продукции за декабрь месяц ожидается на сумму 1675 тыс. руб.
Субсидий планируется получить в размере 213,0 тыс. руб. (в т.ч. за племенной скот, минеральные удобрения, семена).
Итого поступлений за январь 2010 года – 1888 тыс. руб.
В феврале 2011года планируется реализовать молока 322 цн по цене 13 руб. /л в ОАО «Бичурский маслозавод» на сумму 418,0 тыс. руб.
Мясо в ООО «Мясной двор» в количестве 40 цн по цене 3800,0 тыс. руб. на сумму 152,0 тыс. руб.
Реализация зерна составит 930,0 цн по цене 750,0 руб./цн на сумму 698,0 тыс. руб.
Итого реализация продукции за январь составит – 1268,0 тыс. руб.
Субсидий планируется получить на минеральные удобрения в сумме 213,0 тыс. руб. (в т.ч. за племенной скот, минеральные удобрения, семена).
Итого поступлений за февраль 2011г. – 1481,0 тыс. руб.
В марте 2011г. планируется реализовать молока 301,0 цн молока по цене 13 руб./л в ОАО «Бичурский маслозавод» на сумму 391,0 тыс. руб.
Мясо в ООО «Мясной двор» в количестве 73ц. по цене 3800,0тыс. руб. на сумму 277,0 тыс. руб.
Реализация зерна составит 930, цн по цене 750,0 руб./цн на сумму 698,0 тыс. руб.
Итого реализации продукции за февраль составит 1366,0 тыс. руб. Субсидий планируется получить 213,0 тыс. руб. (в т.ч. за племенной скот, минеральные удобрения, семена).
Итого поступлений за март 2011года. – 1579,0 тыс. руб.
Источники погашения кредита - выручка от реализации продукции.
Таким образом, предоставленное ТЭО является вполне обоснованным.
Глава 3.Меры по улучшению финансового положения предприятий АПК
Долговую нагрузку ряда крупнейших предприятий агросектора можно охарактеризовать как рискованную. Основную часть работы по кредитованию АПК по-прежнему выполняет Россельхозбанк. Многие коммерческие банки и банки с государственным участием в условиях острой нехватки ликвидности сворачивают кредитование, прежде всего предприятий АПК. По этой причине для большинства сельхозпредприятий доступ к кредитованию затруднён. Всё сложнее становится получить кредиты не только на развитие (особенно для проектов с длительными сроками окупаемости), но и на пополнение оборотных средств. Резко возросли процентные ставки и залог.
Банки сокращают лимиты и сроки кредитования, выставляют требования досрочного погашения ранее выданных кредитов, отказывают в пролонгации кредитов (Ярославская, Тверская, Калужская, Кировская области - РСХБ). Ставки в рублях повышены в среднем с 10-12% до 18-22%.
Негативные явления наблюдается и на рынке долговых обязательств: банки и инвесткомпании практически в полном объёме предъявляют к погашению облигации эмитентов - предприятий АПКГ. Показательно, что банки не делают исключений для вполне благополучных и высокодоходных сельхозпредприятий, которых в отрасли достаточно много, в том числе для агрохолдингов в свиноводстве и птицеводстве. В этих подотраслях сохраняется достаточно высокая рентабельность, в частности в связи со снижением цен на корма и высоким спросом на их продукцию. Даже если компания получает прибыль, в сегодняшних условиях это далеко не всегда означает, что ее кредит будет пролонгирован.
В то же время, при сбыте продукции предприятия АПК сталкиваются с неплатежами розничных сетей и увеличением отсрочки платежей за поставленную ими для реализации продукцию до 60 и даже до 90 дней, что приводит к резкому сокращению оборотных средств у сельхозпредприятий.
В создавшейся ситуации необходимо выработать пакет первоочередных антикризисных мероприятий, которые позволили бы поддержать ранее достигнутые темпы развития АПК.
В этих целях предлагается:
- Обязать все банки, получающие государственную поддержку для сохранения ликвидности, включая Внешэкономбанк, принимать активное и полноценное участие в реализации инвестиционных проектов в сфере АПК.
- Компенсировать предприятиям АПК, участвующим в реализации Национального проекта, с 2009 года не 2/3 ставки по кредитам, а 100% по ставке рефинансирования за счёт федерального бюджета, сохранив при этом софинансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации.
- Зафиксировать на дату подписания процентную ставку по действующим кредитным договорам, заключённым в рамках приоритетного Нацпроекта "Развитие АПК", без права со стороны банков ее повышать.
- Рассмотреть возможность пролонгации до 15 лет сроков действия кредитных договоров, заключенных для реализации инвестиционных проектов в рамках госпрограммы.
- Предусмотреть возможность выделения целевых кредитов на льготных условиях (по ставке ниже уровня инфляции) через Россельхозбанк рентабельным крупным животноводческим, свиноводческим, птицеводческим и перерабатывающим комплексам на пополнение их оборотных средств, а также зерновым хозяйствам под нереализованное зерно для оплаты его хранения с целью последующей реализации при более благоприятной конъюнктуре.
- Изыскать возможность пролонгации кредитов, выданных производителям и переработчикам сельхозпродукции, сроки которых заканчиваются в течение ближайших 6 месяцев.
- Рассмотреть возможность выкупа через ВЭБ или другие госбанки с государственным участием обращающихся на фондовом рынке акций и облигаций предприятий АПК на сумму до 100 млрд. руб.
- Рефинансировать через Внешэкономбанк или другие банки с государственным участием текущие зарубежные кредиты АПК.
- Оказать банкам необходимую господдержку с тем, чтобы они могли выдавать сельхозпредприятиям длинные кредиты на срок до 15 лет.
- Объявлять объемы государственных закупок зерна и закупочные цены на зерно не позднее мая каждого календарного года, оговорив, что в дальнейшем эта цена может быть пересмотрена только в сторону увеличения. Предусмотреть возможность использования в качестве основного залога залог будущего урожая.
- Согласиться, что в случае снижения общей ставки НДС сельхозпроизводители вправе рассчитывать на пропорциональное понижение действующей для них льготной ставки этого налога и сельхозналога. Рассмотреть возможность включения в Перечень продукции, облагаемой льготной ставкой НДС, некоторых видов переработанной сельхозпродукции (рыбопродукты, майонез).
Долговременные меры поддержки АПК
Если влияние кризиса будет ощущаться значительное время и приведет к резкому сокращению темпов роста российской экономики и сокращению потребительского спроса, потребуется разработка и реализация дополнительных мер, в том числе и институциональных, для обеспечения изменения структуры и обеспечения роста всего сектора АПК как единого кластера.
Изменения, которые произошли на мировых рынках продовольственных товаров за последние 1,5 года, показывают, что мы помимо финансового кризиса столкнулись не с кратковременным кризисом, а с тенденциями, которые будут длительное время определять характер мирового рынка.
К долговременным тенденциям можно отнести:
- сокращение мировых запасов зерна в связи с ростом потребления зерна для откорма скота и производства биотоплива;
- рост мировых цен на зерновые, введение отдельными государствами ограничений на экспорт зерновых, вплоть до полного запрета экспорта;
- рост потребления мяса и молочных продуктов за счет роста доходов населения в отдельных странах Восточно-Азиатского региона;
- угрозу пандемии скота и птицы, причиной чего могут стать ящур, коровье бешенство, вирус H5N1;
- рост цен на мясо и молочные продукты, связанный с ростом цен на зерновые и запретом на импорт мяса и мясопродуктов из отдельных стран.
Несмотря на дотации, рост цен на продукты питания в странах ЕС составил в 2008 году от 10-12% (Франция, Германия) до 30-35% (Польша, Эстония, Латвия, Румыния). І квартал 2009 года подтвердил эту общемировую тенденцию - рост цен на продовольствие продолжается, причем темпами более высокими, чем в 2008 году. Страны ЕС пересматривают свою аграрную политику, отменяя стимулирование производства биотоплива, рассматривая новые принципы субсидирования аграрного комплекса.
Рост цен на мировом продовольственном рынке - явление не случайное, а долговременный тренд, который может сделать сельскохозяйственную отрасль в России экономически выгодной и экспортно-ориентированной. Поэтому государству необходимо пересмотреть политику государственной поддержки отрасли и применить опыт по стимулированию развития, который наработан в нефтяном кластере.
Сложившаяся политическая и экономическая мировая ситуация изменяет сроки и условия вступления России в ВТО. В значительной степени это коснется условий по государственному регулированию и поддержке АПК. Это вызывает необходимость рассмотреть с этих позиций три группы внешнеэкономических и связанных с ними внутренних проблем регулирования рынка сельхозпродукции и поддержки АПК:
- проблемы пошлин и квот на импорт продукции АПК;
- стимулирование экспорта сельхозпродукции;
- стимулирование притока зарубежных инвестиций и технологий.
[1] Большой экономический словарь. М.:Институт новой экономики, 2005. С. 403.
[2] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс, 2003. -Т. 2.-С. 369.
[3] Банковское дело: Справочное пособие/ Под ред. Бабичевой Ю.А. -М.: Экономика, 2006. С.88.
[4] Банковское дело. Под ред. Колесникова В.И. – М.: Финансы и статистика, 2005. – С.6.
[5] Пессель М.А. Заем, кредит, ссуда. Деньги и кредит.-2007.-№4.-С.28
[6] Банковское дело. Под ред. Колесникова В.И. – М.: Финансы и статистика, 2007. – С.188.
[7] Ольшаной А.Н. Банковское кредитование: российский и зарубежный опыт. –М. : Русская деловая литература., 2007. с.23
[8] Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2005. С. 410.
[9] Инструкция ЦБР от 30/06/08 №62а, п. 2.6.3
[10]Инструкция ЦБР от 30/06/08 №62а, п. 2.8.3
[11] С.А.Андрюшин. Нужен ли нам опыт системы учреждений мелкого кредита дореволюционной России? Бизнес и банки. - 2004.-№49.
[12] Андрюшин С.А. Банки Российской Империи. Томск. –2006.- с.108.
[13] Андрюшин С.А. Банковская система России: особенности эволюции и концепция развития. М., 2008, с. 228-229.