Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:00, реферат
Сегодняшний мир – мир динамики и скорости. Чтобы в нем выжить, необходимо
постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и
умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно
воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу. Но
и этого, как показывает практика, мало. Необходимо, и наиболее важно, найти
такое место и время применения своих знаний, которое в максимальной мере
удовлетворяло бы насущные потребности человека.
Глава I 3
Введение. 3
Теории международной трудовой миграции. 4
Виды трудовой миграции. 5
Экономические эффекты миграции. 5
Количественные показатели. 6
Государственное регулирование миграции. 7
Механизмы контроля миграции. 7
Регулирование иммиграции. 8
Глава II 10
Общемировая миграционная ситуация. 10
Глобальная международная экономическая миграция в мире. 10
Государственная политика стран мира в области международных миграций. 13
Влияние основных экономических показателей на
международные миграционные потоки 16
Проблемы использования иностранной рабочей силы. 19
Спрос и предложение рабочей силы. 20
Экономические последствия международной миграции. 20
Трудовые ресурсы в России. 22
Количественные показатели. 22
Будущее российских трудовых ресурсов. 25
Утечка умов. 31
Трудовая миграция в Россию. 38
Концепция использования иностранной рабочей силы в России. 47
Страны-происхождения иностранной рабочей силы в России. 49
Влияние миграций населения из стран ближнего зарубежья
на рынок труда и политику занятости в России. 51
Заключение. 52
Список использованной литературы. 54
. Численность населения России: фактическая до 2000 года и по
экстраполяционному и стабилизационному вариантам прогноза при разных
доверительных вероятностях, млн. человек
К середине XXI века, согласно прогнозам экспертов ООН, численность населения
России составит от 96 до 113 миллионов человек, а отечественные демографы
оценивают этот показатель в 86-111 миллионов человек. Меньшие величины
исходят из инерционных демографических тенденций, тогда как большие
предполагают некоторое повышение рождаемости и заметный прогресс в увеличении
средней продолжительности жизни. Но даже оптимистичные варианты прогнозов
показывают, что Россия не может предотвратить обвальную убыль своего
населения, опираясь только на собственные демографические ресурсы.
В утешение заметим, что Россия в отношении скорости и глубины
демографического спада не одинока в мире и даже не лидер, хотя и находится в
лидирующей группе стран - за Японией, Италией и Германией.
После 2006 года в России начнется стремительная естественная убыль
трудоспособного населения, достигающая примерно одного миллиона человек в
год. В течение некоторого, но непродолжительного времени (четыре-пять лет)
убыль трудоспособного населения может быть несколько скомпенсирована за счет
повышения пенсионного возраста, однако это приведет к еще более
стремительному сокращению численности трудоспособного контингента в
последующем.
У России в запасе есть несколько лет, чтобы подготовиться к новой ситуации на
рынке труда, которая ожидает ее в перспективе. В период до 2006 года,
благодаря благоприятной комбинации выходящих на пенсию и замещающих
поколений, прирост трудовых ресурсов страны будет весьма значительным (четыре
миллиона человек), но это будет последняя "вспышка". В последующем уже
никакая конъюнктурная комбинация поколений не сможет предотвратить
естественную убыль трудоспособного населения России, которая примет буквально
обвальный характер: в 2006-2015 годах людей, находящихся - по современным
меркам - в трудоспособном возрасте, станет на 10 миллионов меньше, т.е. убыль
трудоспособного населения составит более одного процента в год. Численность
трудоспособного населения в период с 1992 по 2001 год представлена в таблице:
Тыс. чел. | 1992 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
Численность экономически активного населения, всего | 74946 | 70861 | 69660 | 68079 | 67339 | 72175 | 71464 | 70968 |
мужчины | 39171 | 37336 | 36749 | 35925 | 35379 | 37639 | 37154 | 36846 |
женщины | 35774 | 33525 | 32911 | 32154 | 31960 | 34537 | 34310 | 34122 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
занятые в экономике - всего | 71068 | 64149 | 62928 | 60021 | 58437 | 63082 | 64465 | 64664 |
мужчины | 37145 | 33720 | 33087 | 31554 | 30587 | 32838 | 33374 | 33435 |
женщины | 33923 | 30429 | 29841 | 28467 | 27850 | 30244 | 31091 | 31229 |
безработные - всего | 3877 | 6712 | 6732 | 8058 | 8902 | 9094 | 6999 | 6303 |
мужчины | 2026 | 3616 | 3662 | 4371 | 4792 | 4801 | 3781 | 3411 |
женщины | 1851 | 3096 | 3070 | 3687 | 4110 | 4293 | 3219 | 2893 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года) - всего | 578 | 2327 | 2506 | 1999 | 1929 | 1263 | 1037 | 1122 |
мужчины | 161 | 872 | 930 | 721 | 682 | 383 | 322 | 359 |
женщины | 417 | 1455 | 1576 | 1278 | 1247 | 880 | 715 | 763 |
Из них безработные, которым назначено пособие по безработице - всего | 371 | 2026 | 2265 | 1771 | 1756 | 1090 | 1909 | 1007 |
мужчины | 95 | 764 | 874 | 647 | 625 | 334 | 285 | 328 |
женщины | 276 | 1262 | 1391 | 1124 | 1131 | 756 | 624 | 679 |
Численность трудоспособного населения в период с 1992 по 2001 год.
Ожидаемое сокращение трудоресурсного потенциала столь значительно и
стремительно, что не может быть скомпенсировано за такой короткий промежуток
времени ни за счет роста производительности труда, ни за счет выноса
производства в перенаселенные страны с более дешевой рабочей силой. Поэтому в
перспективе труд станет одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным,
ресурсом в России.
Если в России выход из экономического кризиса примет устойчивый характер,
единственным источником пополнения ее трудовых ресурсов может быть только
иммиграция. Следовательно, стратегическая миграционная политика России - это
иммиграционная политика. Она особенно актуальна сейчас, когда прослеживается
некоторое снижение миграции в Россию (график ).
Динамика миграции в Россию.
С ситуацией, когда численность трудоспособного населения значительно
сокращалась, сталкивались в послевоенные годы все развитые страны Западной
Европы. Ни одна из них не смогла обойтись в этом положении собственными
трудовыми ресурсами, все страны активно привлекали на работу иммигрантов.
Вторым важнейшим средством решения проблемы стал вынос производства в
слаборазвитые страны. Для России, с ее гораздо более низкой, чем на Западе,
производительностью труда и большей крутизной демографического обвала, этот
путь едва ли может внести значимый вклад в решение проблемы, следовательно,
Россия тем более не может обойтись без иммигрантов. Иммигранты не понадобятся
лишь в одном случае - если экономика страны так и не выйдет из кризиса. Если
же Россия будет более или менее устойчиво развиваться, в XXI веке она,
возможно, станет главной страной иммиграции в мире, подобно Соединенным
Штатам в XIX и XX веках.
Симптоматично, что, уже начиная с 2000 года, актуальный акцент сместился в
стране с проблем безработицы и трудоустройства на проблему изыскания рабочей
силы, - и это несмотря на существенный естественный прирост трудоспособного
населения, подкрепленный миграционным притоком. Дефицит труда уже сейчас стал
тормозить развитие экономики, хотя загрузка мощностей далеко еще не достигла
уровня 1990 года. По данным Госкомстата, в 2002 году в промышленности не было
заполнено каждое пятое рабочее место. Кадровый дефицит наблюдается на каждом
втором возрождающемся оборонном предприятии. За три последних года число
вакансий в промышленности России возросло в три раза, а в некоторых областях
- более чем в пять раз (например, в Ивановской, Рязанской).
Дело в том, что за время реформ в стране сформировалась новая сфера занятости
- в мелком бизнесе и индивидуальной деятельности, впитавшая по разным оценкам
не меньше 20 процентов трудовых ресурсов. Только в трудовую миграцию, по
данным наших исследований, вовлечено около пяти миллионов россиян. Из них
примерно полтора-два миллиона человек выезжают на заработки за пределы СНГ,
остальные ищут работу внутри России. Трудовые мигранты составляют около
восьми процентов по отношению к регистрируемой занятости в экономике, при
этом по меньшей мере две трети из них работают неофициально.
Большинство трудовых мигрантов обеспечили материальный достаток в своих
семьях: в среднем три четверти мигрантов, опрошенных в разных городах России
в 2002 году, ответили, что их семьи живут "хорошо" или "очень хорошо", тогда
как в опросах ВЦИОМ (проведенных не только и не столько среди мигрантов)
таких респондентов меньше пяти процентов. И наоборот, "бедных" и тех, кто
живет "за гранью бедности", оказалось только семь процентов среди мигрантов
против половины среди всего населения России.
Таким образом, работа на выезде сформировала очень весомый и эффективный
сектор российского рынка труда. Естественно, трудовые мигранты, как и другие
занятые в мелком бизнесе и самозанятые, не спешат переходить на промышленные
предприятия. Ясно, что и в будущем на это не приходится рассчитывать, что еще
сильнее обостряет проблему дефицита рабочей силы в перспективе.
Поскольку выходящая из кризиса и перестраивающаяся на рыночные отношения
экономика России развивается импульсивно, тенденции ее развития еще очень
неустойчивы и представляют собой слишком шаткую основу для долгосрочных
прогнозов.
Определенное представление о возможных масштабах иммиграции можно получить,
если рассчитать, какое демографическое вливание необходимо, чтобы население
страны, по крайней мере, не сократилось. Такой расчет вполне правомерен, так
как в мире пока нет прецедентов, когда бы успешное экономическое развитие
страны сочеталось с быстро убывающим населением.
Так вот, чтобы Россия могла прийти к середине века с той же численностью
населения, какую она имеет сейчас, ей необходимо привлечь в течение 50 лет от
35 до 70 миллионов иммигрантов - в зависимости от сценариев рождаемости и
смертности. Медианные среднегодовые значения постепенно нарастают от 700
тысяч человек в текущем пятилетии до 1200 тысяч человек к 2025 году, в
последующем оставаясь примерно на этом уровне.
Приведенные параметры иммиграции значительно превосходят достигнутые в
прошлом. Даже в 1990-е годы, когда Россия получила беспрецедентно высокий
миграционный прирост, он не полностью возместил естественные потери
населения. Согласно только что опубликованным первым итогам последней
переписи населения, за 14 лет, с 1989-го по 2002 год, население России за
счет миграции увеличилось на 5560 тысяч человек, т.е. годовая прибавка
составила всего около 400 тысяч. На фоне прогнозных величин это выглядит
скромно, несмотря на то что в два раза превосходит уровень 1980-х годов.
Миграционный прирост и снижение численности населения представлены ниже:
| Общее снижение численности населения за 1989-2002 гг. | Естест-венная убыль | в том числе | Мигра- ционный прирост | в том числе | ||
|
| Роди- лось | Умерло |
| прибыло из-за пределов России | выбыло за пределы России | |
Все население (тыс. человек) | -1840,0 | -7399,8 | 20540,0 | 27939,8 | +5559,8 | 10975,5 | 5415,7 |
Миграционный прирост и снижение численности населения
Тем не менее, итоги переписи очень убедительно демонстрируют живительную роль
миграции. Не будь в Россию притока извне, ее население уже сократилось бы по
сравнению с 1989 годом на 7,4 миллиона человек, или на пять процентов. Именно
такова была его естественная убыль за межпереписной период. Миграция
скомпенсировала три четверти естественных потерь, так что фактически
население страны стало меньше только на 1,8 миллиона человек, или на 1,25
процента.
Второй вывод касается рынка труда. Даже в условиях глубокого кризиса Россия
смогла абсорбировать пять с половиной миллионов иммигрантов, не обнаружив
признаков заметного их влияния на уровень безработицы в стране. Более того,
фактический миграционный прирост в России превзошел данные переписи, которые,
в свою очередь, на два миллиона человек превзошли текущий учет.
Согласно исследованиям, в России единовременно находится три - три с
половиной миллиона трудовых мигрантов из стран СНГ (так называемых
гастарбайтеров) плюс около полумиллиона китайцев и вьетнамцев (табл. 25) .
| Тыс. человек | В процентах от общей численности | ||||||||||
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
Страны СНГ - | 145,6 | 113,0 | 111,1 | 94,7 | 106,3 | 148,5 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
всего | ||||||||||||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Азербайджан | 2,2 | 3,2 | 4,0 | 2,8 | 3,3 | 4,4 | 1,5 | 2,8 | 3,6 | 3,0 | 3,1 | 3,0 |
Армения | 7,1 | 6,9 | 7,5 | 5,2 | 5,5 | 8,5 | 4,9 | 6,1 | 6,7 | 5,5 | 5,2 | 5,7 |
Белоруссия | 10,3 | 1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 7,1 | 0,9 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Грузия | 8,1 | 6,6 | 6,3 | 5,2 | 5,2 | 4,9 | 5,5 | 5,9 | 5,7 | 5 5 | 4,9 | 3,3 |
Казахстан | 2,2 | 1,8 | 1,8 | 1,7 | 2,9 | 3,6 | 1,5 | 1,6 | 1,6 | 1^8 | 2,7 | 2,4 |
Киргизия | 1,2 | 1,3 | 0,7 | 0,5 | 0,9 | 1,7 | 0,8 | 1,1 | 0,7 | 0,6 | 0,9 | 1.1 |
Молдавия | 9,4 | 8,9 | 10,5 | 8,6 | 11,9 | 13,3 | 6,5 | 7,9 | 9,4 | 9,0 | 11,2 | 8,9 |
Таджикистан | 2,0 | 3,1 | 3,3 | 4,1 | 6,2 | 10,0 | 1,4 | 2,7 | 3,0 | 4,4 | 5,8 | 6,7 |
Туркмения | 0,3 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,1 |
Узбекистан | 4,1 | 3,2 | 3,0 | 3,4 | 6,1 | 10,1 | 2,8 | 2,9 | 2,7 | 3,6 | 5,7 | 6,8 |
Украина | 98,7 | 76,6 | 73,7 | 62,9 | 64,1 | 91,9 | 67,8 | 67,8 | 66,3 | 66,4 | 60,3 | 62 |
Информация о работе Трудовая миграция и проблемы использования иностранной рабочей силы