Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:00, реферат
Сегодняшний мир – мир динамики и скорости. Чтобы в нем выжить, необходимо
постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и
умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно
воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу. Но
и этого, как показывает практика, мало. Необходимо, и наиболее важно, найти
такое место и время применения своих знаний, которое в максимальной мере
удовлетворяло бы насущные потребности человека.
Глава I 3
Введение. 3
Теории международной трудовой миграции. 4
Виды трудовой миграции. 5
Экономические эффекты миграции. 5
Количественные показатели. 6
Государственное регулирование миграции. 7
Механизмы контроля миграции. 7
Регулирование иммиграции. 8
Глава II 10
Общемировая миграционная ситуация. 10
Глобальная международная экономическая миграция в мире. 10
Государственная политика стран мира в области международных миграций. 13
Влияние основных экономических показателей на
международные миграционные потоки 16
Проблемы использования иностранной рабочей силы. 19
Спрос и предложение рабочей силы. 20
Экономические последствия международной миграции. 20
Трудовые ресурсы в России. 22
Количественные показатели. 22
Будущее российских трудовых ресурсов. 25
Утечка умов. 31
Трудовая миграция в Россию. 38
Концепция использования иностранной рабочей силы в России. 47
Страны-происхождения иностранной рабочей силы в России. 49
Влияние миграций населения из стран ближнего зарубежья
на рынок труда и политику занятости в России. 51
Заключение. 52
Список использованной литературы. 54
уже около половины, а на Урале приток с востока с лихвой перекрывает отток на
Запад.
Потери Севера и Востока очень велики. Как показала перепись, население
Чукотки с 1989 года сократилось в три раза, Магаданской области - в два с
лишним раза, Дальневосточного федерального округа в целом - на 16 процентов.
На общем изменившемся фоне незыблемой осталась позиция лишь Центрального
района, который был и остается главным ареалом притяжения мигрантов, куда их
поток, в противоположность всем регионам, почти не иссякает. Сократившийся
миграционный поток в Центр из СНГ был возмещен за счет внутренних мигрантов с
севера и востока России.
Конструктивная миграционная политика многофункциональна. Она должна
способствовать достижению важнейших общественных целей, таких как развитие
рыночных отношений, построение демократического общества, соблюдение прав
человека, интеграция в международный рынок труда, укрепление безопасности
страны.
Главный недостаток существующей миграционной политики в том, что она
абстрагируется от проблем экономического развития страны. Между тем рыночная
экономика предъявляет очень жесткие требования к миграции, поскольку высокая
мобильность рабочей силы является неотъемлемым условием ее успешного
развития. Поэтому повышение мобильности населения должно находиться в центре
внимания миграционной политики.
Непременным условием высокой мобильности населения является свобода
передвижения. Проблема не так проста, как кажется. Реализация этой
конституционной нормы предполагает комплекс взаимосвязанных мероприятий,
требующих для полного осуществления больших затрат и продолжительного
времени. Отмена ограничений на уведомительную регистрацию по месту
жительства, которые существуют во многих субъектах Российской Федерации,
является первоочередной мерой, но не исчерпывает задачи.
Мобильность рабочей силы очень сильно сдерживается неразвитостью рынка жилья.
Необходимо как можно быстрее преодолеть крепостную зависимость рабочей силы
от жилья, развивая ипотечные и арендные формы жилищной обеспеченности, причем
не только для населения, но, что очень важно, и для предприятий. Работа в
этом направлении идет крайне медленно.
Компоненты изменения численности населения 1989-2002
Решение проблемы свободы передвижения предполагает и ряд других серьезных
мер, среди них обеспечение защиты частной собственности, прежде всего
жилищной (в настоящее время владельцы жилья часто отказывают
квартиросъемщикам в регистрации из-за боязни потерять жилье), разработка и
внедрение альтернативной системы учета населения (путем регистра,
дактилоскопии и других методов).
Остро стоит вопрос относительно регулирования китайской иммиграции. Хотя
угроза китайской экспансии действительно существует, она представляет собой и
угрозу, и необходимость для России одновременно. А это существенно меняет
дело.
На российско-китайской границе сложился огромный перепад демографического
потенциала. По разным оценкам, в основном зависящим от охвата российской
территории, плотность населения на китайской стороне в 15-30 раз больше, чем
на российской. В самом заселенном дальневосточном регионе - Приморском крае -
средняя плотность населения составляет всего 13,5 чел./км2. Только на самом
юге края, в районе Владивостока, плотность достигает 30 чел./км2, на
протяжении же большей части российско-китайского пограничья она не превышает
4-5 чел./км2. В прилегающем к Дальнему Востоку Северо-Восточном Китае
плотность достигает 130 чел./км2. На юге Дальнего Востока живет около пяти
миллионов человек, а в трех провинциях Китая по другую сторону границы -
более 100 миллионов. Все население Сибири и Дальнего Востока в три раза
меньше. В одном только Харбине численность населения в два раза больше, чем
во Владивостоке, Хабаровске и Благовещенске, вместе взятых.
В качестве регулирующей меры выдвигаются рекомендации о стимулировании
миграции в пограничные районы Сибири и Дальнего Востока. Говоря о переселении
на восток, прежде всего, рассчитывают на русских из бывших республик Союза.
Но поедут ли репатрианты на восток? Они, как и внутренние мигранты, более
всего предпочитают селиться в центральных и южных регионах России и, кроме
того, в прилегающих к Казахстану областях Урала и Западной Сибири.
Приток мигрантов тесно коррелирует с уровнем развития частного сектора
экономики. То, что этот сектор быстрее развивается именно в центральных и
юго-западных районах, имеющих более разветвленную экономику, лучше оснащенных
коммуникациями, тесно связанных с Украиной, Белоруссией, географически и
экономически близких к странам Восточной и Западной Европы, закономерно.
Резко усилившееся тяготение населения к наиболее обжитым и комфортным районам
- не столько конъюнктурное явление, реакция на экономическую депрессию,
сколько долговременная тенденция - запоздалое проявление перехода от
экстенсивного способа освоения пространства к интенсивному, к сжатию
(уплотнению) заселенной территории, более эффективному ее использованию,
делающему те возможности, которыми располагает общество, доступными для всего
населения. Поэтому нет оснований надеяться, что в будущем мигранты снова
поедут на восток. Даже те из них, кто захочет "сесть на землю", - тем более
что в европейской части страны тоже много пустующей земли, в том числе и
самой лучшей, черноземной.
Не способствует переселению и демографическая ситуация, так как именно в
староосвоенных районах ожидается самая быстрая естественная убыль населения,
в том числе населения трудоспособного возраста. Именно здесь возникнет в
перспективе самый острый дефицит труда.
Совершенно очевидно, что китайская проблема - это не региональная, а
общероссийская проблема, требующая выработки долгосрочной стратегии.
С точки зрения сохранения целостности России, возможно, разумнее пошире
открыть двери китайцам на западе страны, создавая им условия для более
равномерного расселения по российской территории, не стараясь концентрировать
их на Дальнем Востоке и особенно в слабозаселенной Восточной Сибири. Кроме
того, можно шире привлекать не только китайцев, но и вьетнамцев, корейцев,
возможно, и иммигрантов из Индии, стран Африки, чтобы избежать доминирования
одной этнической группы.
Возникшая ситуация со всей очевидностью обнажает проблему дефицита в России
собственных демографических ресурсов для освоения всей территории страны,
являясь дополнительным аргументом в пользу необходимости масштабной
иммиграции.
Миграция рабочей силы и международная интеграция. Нынешняя экономическая
ситуация в СНГ предполагает создание единого рынка рабочей силы. Следует,
однако, иметь в виду два обстоятельства. Первое: в Европейском Союзе единый
рынок рабочей силы складывается дольше, чем все остальные общие рынки (товаров,
капиталов, услуг), и процесс его образования до сих пор не завершен. Второе:
либерализация условий передвижения рабочей силы вызывает приток трудовых
ресурсов в Россию из стран СНГ. В настоящее время уже наметилась подобная
тенденция, и около 70% иностранной рабочей силы поступает в РФ из стран СНГ при
том, что нынешний механизм ее привлечения обязывает работодателя получать
разрешение у региональных миграционных служб на срок не более 1 года. Приток
рабочей силы из СНГ вызван объективными экономическими причинами: сложной
ситуацией с занятостью, низкой заработной платой, непоследовательной
социально-экономической политикой в этих странах.
В соответствии с договором от 2 апреля 1996 г. между Белоруссией,
Казахстаном, Киргизией и Российской Федерацией об углублении интеграции в
экономической и гуманитарной областях предусматривается формирование единого
экономического пространства для эффективного перемещения товаров, услуг,
капиталов и рабочей силы и развитие единых транспортных систем.
Предусматривается в этой статье и разработка минимальных стандартов
социальной защиты граждан, а также создание равных возможностей получения
образования и доступа к достижениям науки и культуры. Это соглашение
конкретно определяет ситуацию с передвижением рабочей силы между странами-
участницами. На особом положении находится Белоруссия, с которой 2 апреля
1997 года подписан договор о Союзе, преследующий те же цели, но
предусматривающий, кроме того, сближение правовых систем и создание Союза,
устранение любых межгосударственных барьеров и ограничений для свободной
экономической деятельности, обеспечение равных прав граждан обеих сторон при
получении образования, трудоустройстве и т.д.
Белоруссия вступила в более глубокую интеграционную фазу в отношениях с РФ, и
для нее облегчен режим лицензирования иностранной рабочей силы. Так,
разрешение на использование иностранной рабочей силы со стороны Федеральной
миграционной службы все еще требуется, а подтверждения региональной
миграционной службы уже не требуется. В целом же в соответствии с действующим
после подписания интеграционных соглашений порядком выдача разрешений на
привлечение иностранной рабочей силы из дальнего зарубежья и стран Балтии
осуществляется Федеральной миграционной службой РФ, а по странам ближнего
зарубежья — региональными миграционными службами.
Разрешение представляет собой тип квотирования, т.е. в нем увязывается
численность рабочей силы и объект использования, но уже нет необходимости
представлять поименные списки самих иностранных работников с указаниями всех
анкетно-биографических данных. Подобная мера ускоряет оформление граждан
Белоруссии для работы в России и, естественно, повышает конкурентоспособность
рабочей силы из Белоруссии по сравнению с иностранной рабочей силой из других
стран.
Географическое распределение и структура иностранной рабочей силы в России.
В настоящее время в России активно формируется рынок труда, в том числе его
сегмент, связанный с привлечением иностранных работников, численность
официального привлеченных в 1994 году иностранных работников составила около
130 тыс. человек, в 1995 году она увеличилась до 281 тыс. человек.
География стран — экспортеров рабочей силы в Россию одновременно и широка, и
узка. Широка — поскольку включает более 100 стран со всех континентов.
Последнее говорит о заинтересованности других государств в рынке труда и
капитала в России, в расширении здесь своего влияния. Узка — поскольку о
реальной, количественно значимой трудовой иммиграции можно говорить только в
отношении очень небольшого количества стран. Это Украина (42% от общей
численности привлеченной в Россию иностранной рабочей силы), Турция и Китай
(около 25%). Среди наиболее значимых для России стран — экспортеров рабочей
силы нет ни одной экономически высокоразвитой.
В настоящее время трудящиеся-мигранты работают в 73 из 89 субъектов
Российской Федерации. Однако действительными центрами (территориями)
притяжения являются только пять. Это трудодефицитные регионы севера Западной
Сибири (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), приграничные
районы юга Дальнего Востока (Приморский край), Европейской части России
(Белгородская, Ростовская области), а также столичные регионы (Москва, Санкт-
Петербург). Последние, естественно, всегда привлекательны для иммигрантов
(российских и иностранных, трудовых и имеющих другие цели въезда). На долю
указанных территорий приходится 58% общей численности иностранной рабочей
силы в Российской Федерации.
В остальных регионах количество иностранных работников невелико. В 11 из них
оно составляет от 10 до 100 человек, т.е. практически трудовая иммиграция
здесь неощутима. В России, с ее огромной территорией, отличающейся разной
степенью хозяйственной освоенности, в действительности много “белых пятен”
трудовой иммиграции. О формировании иностранного сегмента рынка труда России
можно говорить только в отношении отдельных территорий, где концентрируется
иностранная рабочая сила. Поэтому для России трудовая иммиграция — это,
прежде всего, проблема регионального уровня.
Что касается территориальной направленности потоков, то к настоящему времени
сформировалась их определенная географическая ориентация. Так, из Украины
едут преимущественно в Западную Сибирь, из Китая — в приграничные области
Дальнего Востока, из европейских стран, США, Канады — в Москву и Санкт-
Петербург.
Отраслевая направленность трудовой иммиграции также очень однозначна.
Реальные потоки иностранной рабочей силы идут в ведущие отрасли материального
производства. Непосредственно в принимающих регионах отраслевая структура
занятости иностранцев предопределяется хозяйственной структурой этих
регионов. Обычно иностранные работники заняты на трудоемких предприятиях с
тяжелыми условиями труда. Сюда привлекаются “синие воротнички” для выполнения
работ, на которые не идет местное население или которые расположены в
трудодефицитных, сложных по природно-климатическим условиям регионах, где нет
достаточного количества местных кадров.
В целом по России на долю промышленности, строительства и сельского хозяйства
приходится 84% привлеченной иностранной рабочей силы. Потребность в кадрах
здесь устойчива даже в условиях безработицы, и именно здесь наибольшие
Информация о работе Трудовая миграция и проблемы использования иностранной рабочей силы