Трудовая миграция и проблемы использования иностранной рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:00, реферат

Описание

Сегодняшний мир – мир динамики и скорости. Чтобы в нем выжить, необходимо
постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и
умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно
воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу. Но
и этого, как показывает практика, мало. Необходимо, и наиболее важно, найти
такое место и время применения своих знаний, которое в максимальной мере
удовлетворяло бы насущные потребности человека.

Содержание

Глава I 3
Введение. 3
Теории международной трудовой миграции. 4
Виды трудовой миграции. 5
Экономические эффекты миграции. 5
Количественные показатели. 6
Государственное регулирование миграции. 7
Механизмы контроля миграции. 7
Регулирование иммиграции. 8
Глава II 10
Общемировая миграционная ситуация. 10
Глобальная международная экономическая миграция в мире. 10
Государственная политика стран мира в области международных миграций. 13
Влияние основных экономических показателей на
международные миграционные потоки 16
Проблемы использования иностранной рабочей силы. 19
Спрос и предложение рабочей силы. 20
Экономические последствия международной миграции. 20
Трудовые ресурсы в России. 22
Количественные показатели. 22
Будущее российских трудовых ресурсов. 25
Утечка умов. 31
Трудовая миграция в Россию. 38
Концепция использования иностранной рабочей силы в России. 47
Страны-происхождения иностранной рабочей силы в России. 49
Влияние миграций населения из стран ближнего зарубежья
на рынок труда и политику занятости в России. 51
Заключение. 52
Список использованной литературы. 54

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 748.50 Кб (Скачать документ)

экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В

условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз

рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечить приток денежных

поступлений из-за рубежа. Но, с другой стороны, отлив высококвалифицированной

рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих

стран, их общего научного и культурного уровня.

    

Количественные показатели

 

Наиболее приемлемыми количественными показателями межстранового перемещения

трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном балансе.

Нерезидентом в этом случае считается частное лицо, находящееся в стране

менее года. Если человек пребывает в стране более года, то в целях

статистического учета он переклассифицируется в резиденты. В статистике

платежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются

частью баланса текущих операций и классифицируются по трем статьям:

     Трудовой доход, выплаты занятым – зарплаты и прочие выплаты наличными или

натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для

резидентов и оплаченную ими. В эту категорию включаются также и все выплаты

резидентов в пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу

нерезидента. К кругу частных лиц-нерезидентов относятся все иностранные

работники, находящиеся в данной стране менее года, в том числе сезонные

рабочие, рабочие из приграничных стран, приезжающие в данную страну на

временные заработки, а также местный персонал иностранных посольств.

     Перемещения мигрантов – оценочный денежный эквивалент стоимости имущества

мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну. При этом

вывоз имущества эмигрантов в натуре показывается как экспорт товаров из страны,

а его оценочный денежный эквивалент (как бы оплата за этот экспорт) – по данной

статье.

     Переводы работников – пересылка денег и товаров мигрантов своим

родственникам, оставшимся на родине. В случае пересылки товаров учитывается их

оценочная стоимость.

Принципиальная разница между статьей «трудовые доходы» и статьями

«перемещения мигрантов» и «переводы работников» заключается в том, что в

статье «трудовые доходы» учитываются доходы нерезидентов, т. е. временно

находящихся в данной стране. В то же время в статьях «перемещение мигрантов»

и «переводы работников» показываются доходы и расходы резидентов, т. е.

мигрантов, которые уехали с родины и остались за рубежом, по крайней мере,

сроком более чем на год. Эти две статьи объединяются в рамках текущих

операций в группу частных неоплаченных переводов.

     Частные неоплаченные переводы – это оценочный денежный эквивалент

имуществ, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих

посылок товаров на родину. Включает статьи «перемещение мигрантов» и «переводы

работников».

Увидеть динамику показателей межстранового перемещения трудовых ресурсов

можно в таблице 2.

                                                                         Табл. 2

    

 

 

1987 г.

1990 г.

1993 г.

Трудовой доход

Кредит

13,8

19,5

20,7

Дебет

-16,0

-25,6

-26,7

Частные неоплаченные переводы

Кредит

64,9

100,1

95,6

Дебет

-58,2

-91,8

-102,5

Итого

Кредит

78,7

119,6

116,3

Дебет

-74,2

-117,4

-129,1

 

              Показатели межстранового движения трудовых ресурсов.             

На практике точно определить, по какой именно статье должны фиксироваться те

или иные международные переводы, довольно сложно. Человек изначально может

поехать за рубеж просто на временные заработки, но затем по каким-либо

причинам задержаться там более чем на год, став мигрантом. И наоборот, люди,

намеревавшиеся эмигрировать за рубеж навсегда, чье имущество было

зарегистрировано как переводы работников, вдруг решают вернуться на родину,

не прожив за рубежом и года. Общее правило, которое действует в данном

случае, заключается в том, что учет ведется по состоянию на момент

пересечения границы, и если даже позже выяснится, что запись произведена

неверно, ее, тем не менее, обычно не пересматривают.

    

Государственное регулирование миграции

 

Механизмы контроля миграции

 

В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации

своей внешней торговли, практически все они принимают меры, ограничивающие

международную миграцию. Миграция приводит к росту совокупного объема

производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не

равномерно. Однако положительные экономические эффекты миграции могут

перекрываться негативными эффектами, которые также имеют место. Одно из них –

финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых

стран. Особенно четко это проявляется, когда развитые страны близко

расположены или даже граничат с менее развитыми государствами. Типичным

примером является, с одной стороны, США, Мексика и страны Карибского

бассейна, с другой стороны – Франция и страны Магриба, Германия и Турция.

Такое близкое соседство приводит к наплыву не только легальных иммигрантов,

которые требуют финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для

депортации. По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной

Европе – около 3 млн. нелегальных иммигрантов. В это же время численность

легальных мигрантов по сравнению с нелегальными относительно невысока. Но с

течением времени количество людей, пересекающих границу со всеми необходимыми

документами, постоянно растет. Особенно четко проследить процесс динамики

можно на примере миграции за период с 1960 по 1989 годы, что отражено в

следующей таблице.

                                                                         Табл. 3

    

Направление миграций (тыс. чел.)

1960-1964

1965-1969

1970-1974

1975-1979

1980-1985

1985-1989

В США

128.7

237

372.9

605.2

728.2

704.3

В Западную Европу

114.4

274.3

441.4

366.6

336.8

361.7

В другие регионы

8

14

27.2

29

90.4

57.7

Всего

251.1

525.3

841.5

1000.8

1155.4

1123.7

 

Динамика численности иммигрантов в период с 1960 по 1989 годы.

Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привели

к созданию широкой системы государственного и межгосударственного

регулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочей

силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании

международной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были приняты законы,

запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX века

многие европейские страны принимали законы, ограничивающие въезд

нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние конвенции,

регулирующие миграцию, часть из которых действует по настоящее время.

Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде

всего, проводят четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими в

страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами – людьми,

приезжающими в страну временно и (или) не претендующими там на постоянное

место жительства. Несмотря на то, что неиммигранты зачастую могут находиться

и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени,

наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой

иммиграции.

Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие

финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока

иностранной рабочей силы (иммигрантов) либо на стимулирование мигрантов к

возвращению на родину (реэмиграции).

    

Регулирование иммиграции

 

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании

иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует

въезду тех категорий, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем

остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране,

но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

·         работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую,

вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные,

сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

·         специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты,

узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

·         представители редких профессий - огранщики алмазов, реставраторы

картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

·         специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые,

спортсмены, врачи, писатели;

·         крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую

страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты

принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а

также подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно в

разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных

ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское

управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по

иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно

исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда,

надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании

подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения

министерства труда о том, что данная работа, поскольку требует специальных

навыков или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В

некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта

его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и

профсоюзов данной отрасли.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран

представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты

иммиграционного законодательства следующие:

     Профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих стран

устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по

специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание

полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что

должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом

необходимо переподтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет

соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране

требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране –

экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими

странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по

специальности. Могут потребоваться также и рекомендательные письма.

     Ограничения личного характера. Разумеется, законодательство принимающих

стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны

не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом

СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья,

заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное

медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается

Информация о работе Трудовая миграция и проблемы использования иностранной рабочей силы