Трудовая миграция и проблемы использования иностранной рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:00, реферат

Описание

Сегодняшний мир – мир динамики и скорости. Чтобы в нем выжить, необходимо
постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и
умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно
воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу. Но
и этого, как показывает практика, мало. Необходимо, и наиболее важно, найти
такое место и время применения своих знаний, которое в максимальной мере
удовлетворяло бы насущные потребности человека.

Содержание

Глава I 3
Введение. 3
Теории международной трудовой миграции. 4
Виды трудовой миграции. 5
Экономические эффекты миграции. 5
Количественные показатели. 6
Государственное регулирование миграции. 7
Механизмы контроля миграции. 7
Регулирование иммиграции. 8
Глава II 10
Общемировая миграционная ситуация. 10
Глобальная международная экономическая миграция в мире. 10
Государственная политика стран мира в области международных миграций. 13
Влияние основных экономических показателей на
международные миграционные потоки 16
Проблемы использования иностранной рабочей силы. 19
Спрос и предложение рабочей силы. 20
Экономические последствия международной миграции. 20
Трудовые ресурсы в России. 22
Количественные показатели. 22
Будущее российских трудовых ресурсов. 25
Утечка умов. 31
Трудовая миграция в Россию. 38
Концепция использования иностранной рабочей силы в России. 47
Страны-происхождения иностранной рабочей силы в России. 49
Влияние миграций населения из стран ближнего зарубежья
на рынок труда и политику занятости в России. 51
Заключение. 52
Список использованной литературы. 54

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 748.50 Кб (Скачать документ)

усиления”, показатель национального дохода ниже среднемирового. Таким

образом, страны с явно заниженным национальным доходом требуют

государственного вмешательства для усиления эмиграции из этих стран. Что

касается доли национального дохода в ВНП, то у этой группы стран (тип 3) она

также низка, тогда как у рассмотренной выше группы (тип 5) она явно выше, как

и в группе, проводящей эмиграционную политику по типу 6: “Эмиграция

удовлетворительная, но требуется государственное вмешательство для ее

понижения”.

Все это говорит о том, что внешняя миграционная политика государств мира

обусловлена рядом экономических показателей этих стран. Страны мира, проводя

миграционную политику, ориентируются на такие важные показатели, как

экономическая активность населения и национальный доход (в абсолютной и

относительной величинах).

Таким образом, группы стран мира в выборе типа миграционной политики исходят

из возможности работать и заработать в их собственных странах.

Чем больше у них такой возможности, тем меньше они склонны допускать

эмиграцию и, напротив, все более внимательно присматриваются к возможности

привлечь иностранную рабочую силу. Инструмент миграционной политики, таким

образом, призван создать механизм гармонизации международного рынка труда.

    

Проблемы использования иностранной рабочей силы

 

Аналитическая работа для объяснения ситуации на рынке труда относится к

работе с использованием микроэкономических позиций спроса и предложения.

Рассмотрим, как это может быть использовано для описания последовательных

изменений в определении цены (зарплаты) и численности (занятости) рабочей

силы на рынке. Функция предложения, представляющая поведение продавцов

рабочей силы (отдельных рабочих и их представителей), и функция спроса,

представляющая поведение потребителей рабочей силы (отдельных фирм и их

представителей), раскрываются на каждом рынке рабочей силы. Цена и

численность рабочей силы меняются и определяются в точке пересечения двух

этих функций.

    

Спрос и предложение рабочей силы

 

Кривая предложения рабочей силы показывает численность рабочей силы, по

которой отдельные работники или их группы хотят работать по каждому уровню

оплаты труда. Продавец рабочей силы — это тот, кто находится в положении

определяющего численность рабочей силы, которая может быть предложена к

продаже. Может быть на рынке наличие многих продавцов и, следовательно,

конкуренция, а может только один продавец, т.е. монополист. Монополизм может

возникать тогда, когда работник является обладателем уникальной способности

или когда группа индивидов объединяется для единых действий, например,

образует профсоюз или профессиональную ассоциацию. Существует уровень оплаты

труда, ниже которой работник не имеет желания работать, она называется

резервирующей зарплатой, т.к. зарплата выше этого уровня начинает вызывать

некоторое предложение рабочей силы на рынке. Одной из определяющих черт

резервирующей зарплаты может быть социальное пособие, т.е. тот уровень

потребления, который может удовлетворить насущные потребности неработающего

(безработного).

Как и следовало ожидать, спрос и предложение рабочей силы отражают ситуацию,

когда число физических лиц, желающих работать, увеличивается по мере

увеличения реальной заработной платы, тогда как никто не хочет работать, если

реальная зарплата падает. С другой стороны, если реальная зарплата падает, то

работодатели желают брать больше работников.

Равновесие должно быть достигнуто между ценой и численностью рабочей силы.

Такой точкой является точка пересечения двух кривых спроса и предложения на

рынке рабочей силы. Это пересечение — результат того, что достигнуто

равновесие между реальной зарплатой и уровнем занятости, при котором

численность рабочей силы, которая предлагается на рынке, совпадает с

численностью потребной рабочей силы.

Результатом подъема реальной заработной платы является как уменьшение

излишнего спроса на рабочую силу, так и введение дополнительного предложения.

Равновесие, таким образом, будет устанавливаться как результат сокращения

потребностей в рабочей силе у работодателей ввиду подъема зарплаты, что

привело бы к подъему реальной зарплаты. Эффект подъема уровня реальной

зарплаты приведет как к сокращению излишнего спроса на рабочую силу, так и

введет дополнительное предложение рабочей силы.

    

Экономические последствия международной миграции

 

Международная миграция будет иметь экономические последствия как для

принимающей, так и для посылающей страны. В США и Австралии в основном

считают, что выигрывает, в конечном счете, принимающая страна, хотя в других

странах иной взгляд на эту ситуацию. Результаты будут различаться в

зависимости от типа труда, который мигрирует, и от состояния рынка труда в

посылающей и принимающей странах.

Как и любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмиграция

уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу.

Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило,

пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая

поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность

использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных

работников без затрат на подготовку. По оценкам ЮНКТАД, стоимость

человеческого капитала специалистов, иммигрировавших в США за 1961 – 1972

гг., - 25 млрд. долл. Привлечение малообразованной, неквалифицированной

рабочей силы создает для местного населения возможность заниматься более

интеллектуальным трудом.

Иммиграция обеспечивает также некоторое омоложение населения, поскольку

средний возраст мигрантов чаще всего меньше, чем коренного населения. К тому

же у иммигрантов обычно больше детей. Правда, однозначно судить о влиянии

миграции на демографические процессы нельзя.

Миграция обычно сопровождается усилением безработицы в странах-импортерах

рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты труда

(иммигранты готовы работать за низкую зарплату). В районах массового

проживания иностранцев нередко ухудшается криминогенная обстановка. В

последнее время увеличивается нелегальная трудовая миграция; незаконные

иммигранты стараются как можно дольше оставаться в принимающей стране после

окончания действия трудовых договоров, вовлекаясь в теневую экономику

(включая торговлю оружием и наркотиками). Социальная защита иностранных

рабочих, несмотря на принятую МОТ Конвенцию о защите трудящихся-мигрантов,

оставляет желать много лучшего. Правда, надо иметь в виду, что удельный вес

иммигрантов в общей численности занятых невелик (табл. 11)

                                                                        Табл. 11

    

 

Иностранное население (ИН)* (тысяч человек)

Доля ИН в структуре населения (%)

Иностранная рабочая сила (ИНР)* (тысяч человек)

Доля ИНР в составе рабочей силы (%)

Австралия

3908

21,1

2238

25

Бельгия

912

9

196

6,5

Великобритания

1972

3,1

878

3,4

Германия

7314

8,9

2559

9,1

Италия

109,1

2

332

1,7

Канада

4971

17,4

2681

18,5

США

24600

7,9

11564

9,4

Франция

3597

6,3

1573

6,2

Швейцария

1338

19

709

17,9

Япония

1415

1,1

88

0,1

 

                 Некоторые показатели иностранной рабочей силы.                

Современная схема международных экономических отношений, пришедшая на смену

экономически разобщенному миру, модель которого можно назвать однотоварной

моделью, без движения факторов (т.е. мобильности населения) немыслима. И,

прежде всего, потому что перемещение рабочей силы подразумевает потоки

капиталов.

Экспорт рабочей силы приносит доходы государствам-экспортерам от переводов

средств мигрантов на родину, выступающие в роли своеобразной платы за

экспортируемый товар – рабочую силу. По принятой статистике Международного

валютного фонда терминологии доходы от экспорта рабочей силы - это

положительное сальдо по статье «частные невостребованные переводы», размер

которого служит характеристикой показателя экспортной специализации в этой

области.

Расчет среднего ежегодного дохода за последние 10 лет (1990-2000 гг.) от

экспорта рабочей силы этой группы стран показал, что лишь у 18 стран

(Буркина-Фасо, Венгрия, Гана, Новая Зеландия и др.) из числа ведущих

государств-экспортеров рабочей силы он составил меньше 500 млн. долл. У 4

стран (Алжир, Бангладеш, Иордания, Колумбия) этот показатель колеблется от

500 млн. до 1 млрд. долл. ежегодного дохода. В группу стран, среднегодовой

доход которых от экспорта рабочей силы в настоящее время превышает 1 млрд.

долл., входит 15 стран.

Исследования показывают, что реальные поступления в национальный доход

страны-экспортера рабочей силы по оценкам в два раза выше декларированных,

поскольку мигранты, как правило, возвращаясь на родину, привозят с собой

ценности и сбережения.

По данным Международного валютного фонда по средней норме прибыльности

экспорт товаров приносит в среднем доход 20%, экспорт услуг – 50%. Так,

например, экспорт рабочей силы является главным источником валюты для

Югославии, являющейся ведущим мировым экспортером трудовых ресурсов. В 90-е

годы ее доходы по этой статье в среднем ежегодно составляли по 10 млрд. долл.

Из них в виде переводов трудящихся за рубежом своим семьям страна получала

3,5 млрд. долл., и около 7 млрд. долл. по возвращению мигрантов.

Расчеты показывают, что валютный эффект экспорта рабочей силы в 10 раз

превышает валютный эффект лот поступлений по товарному экспорту. В последнее

десятилетие наиболее высокими темпами (свыше 10% в среднем за год)

поступления по этой статье росли в развивающихся странах. По мнению М.М.

Вышегородцева и А.В. Сиденко, эта тенденция сохранится и в дальнейшем.

Получая от экспорта трудовых ресурсов миллиарды долларов ежегодно, многие

государства поддерживают подобную экспортную специализацию, ставшую для

многих не только единственным источником валютных поступлений, но и

катализатором социальной стабильности, не требующей в этом случае

государственных средств. Кроме того, по мнению специалистов, развитие

экспорта рабочей силы улучшает положение национальной валюты. Так, например,

Турция и бывшая Югославия могли сделать свою валюту конвертируемой в

значительной степени благодаря тому, что их платежные балансы ориентировались

на пополнение за счет трудовых переводов из-за рубежа.

Существует и ряд других причин, побуждающих обращаться к экспорту рабочей

силы не только развивающиеся страны, но и такие государства, как Италия,

Португалия, Греция и Канада, которые к концу века вошли в группу крупных

экспортеров трудовых ресурсов. Так, при переводе части заработной платы на

родину трудящиеся иммигранты сдают в банк заработанную свободно

конвертируемую валюту, а дома их семьи по действующим национальным законам

получают переводы в отечественной валюте, как правило, обладающей пониженной

покупательной способностью по сравнению с валютой перевода или вовсе

неконвертируемой, как в случае с Россией. Кроме того, мигрантский перевод

создает временной лаг в расчетах, приносящий, как известно, доходы банковской

системе страны-экспортера рабочей силы.

В подавляющем большинстве стран правительства проводят политику максимального

поощрения как ввоза мигрантами средств производств, снижая или убирая вообще

таможенные пошлины и другие платежи, так и их дальнейшего использования в

предпринимательских целях путем предоставления льгот и кредитов. Одним из

новых явлений в этой области стало появление кооперирование мигрантов,

объединение их в кооперативы с целью приобретения необходимой дорогой техники

складчину с целью ее дальнейшего совместного коммерческого использования.

При этом банки, получающие прямую выгоду от экспорта рабочей силы, оказывают

в подобных случаях финансовую поддержку желающим приобрести средства

производства для малого и среднего бизнеса. Поскольку цены на машины и

оборудование во всем мире растут довольно быстро, они практически во всех

странах предоставляют эмигрантам кредиты на весьма выгодных условиях,

обеспечивая в некоторых случаях даже сбыт продукции, изготовленной на этом

оборудовании.

    

Трудовые ресурсы в России

 

Количественные показатели.

 

Для количественной характеристики процесса миграции используют различные

показатели. Эти показатели делятся на абсолютные (измеряются в тыс. чел.) и

относительные (измеряются в промиллях или процентах). Эти показатели в целом

и по отдельности дают нам представление о масштабах и характеристиках

Информация о работе Трудовая миграция и проблемы использования иностранной рабочей силы