Трудовая миграция и проблемы использования иностранной рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:00, реферат

Описание

Сегодняшний мир – мир динамики и скорости. Чтобы в нем выжить, необходимо
постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и
умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно
воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу. Но
и этого, как показывает практика, мало. Необходимо, и наиболее важно, найти
такое место и время применения своих знаний, которое в максимальной мере
удовлетворяло бы насущные потребности человека.

Содержание

Глава I 3
Введение. 3
Теории международной трудовой миграции. 4
Виды трудовой миграции. 5
Экономические эффекты миграции. 5
Количественные показатели. 6
Государственное регулирование миграции. 7
Механизмы контроля миграции. 7
Регулирование иммиграции. 8
Глава II 10
Общемировая миграционная ситуация. 10
Глобальная международная экономическая миграция в мире. 10
Государственная политика стран мира в области международных миграций. 13
Влияние основных экономических показателей на
международные миграционные потоки 16
Проблемы использования иностранной рабочей силы. 19
Спрос и предложение рабочей силы. 20
Экономические последствия международной миграции. 20
Трудовые ресурсы в России. 22
Количественные показатели. 22
Будущее российских трудовых ресурсов. 25
Утечка умов. 31
Трудовая миграция в Россию. 38
Концепция использования иностранной рабочей силы в России. 47
Страны-происхождения иностранной рабочей силы в России. 49
Влияние миграций населения из стран ближнего зарубежья
на рынок труда и политику занятости в России. 51
Заключение. 52
Список использованной литературы. 54

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 748.50 Кб (Скачать документ)

стран, как Малайзия и Венесуэла.

В будущем, видимо, страны СНГ и Балтии разделятся на 2 группы с более ярко

выражающими признаками импортеров и экспортеров рабочей силы. К первой

группе, по-видимому, можно будет отнести Россию и страны Балтии. В то же

время формально страны СНГ еще длительное время будут продолжать относиться к

странам, которые и посылают, и принимают трудовые ресурсы.

    

Государственная политика стран мира в области международных миграций

 

Фонд народонаселения Организации Объединенных Наций провел опрос компетентных

государственных органов всех стран мира с целью выяснить все аспекты их

государственной политики в области народонаселения и выпустил результаты

этого опроса в Нью-Йорке в 1995 г. Среди прочих параметров государственные

органы 188 стран мира отвечали и на вопрос об их государственной миграционной

политике.

Все варианты миграционной политики государств мира объединены в 8 типов, как

по иммиграционной, так и по эмиграционной политике. Формулировка типа

государственной политики в области международной миграции в каждой стране

включает в себя две части: во-первых, оценку уровня эмиграции (или

иммиграции) в данной стране и, во-вторых, требуется ли, по мнению отвечавших,

государственное вмешательство и если да, то с какой целью — увеличить,

уменьшить или сохранить на данном уровне эмиграцию (или иммиграцию). Из этих

ответов и сложилась общая картина государственной миграционной политики стран

мира.

Государственная эмиграционная политика стран мира в целом характеризуется

либеральным подходом к эмиграции. Так, 69,0% стран считают, что эмиграция в

их странах — удовлетворительная, при этом из них 46,8% считают, что

государственного вмешательства не требуется, а 24,0% декларируют политику

государственного вмешательства с целью сохранения эмиграции на существующем

уровне. Кроме того, к либеральной группе можно прибавить и страны,

придерживающиеся такого типа политики, как “эмиграция слишком высокая, но

государственного вмешательства не требуется” — 5,4%, равно как и страны,

считающие, что “эмиграция слишком низкая, но государственного вмешательства

не требуется”. Таким образом, общая доля стран с либеральной эмиграционной

политикой составляет более 85%. Подробно миграционная политика основных

стран-экспортеров рабочей силы разбирается ниже.

                                                                         Табл. 4

    

Формулировка типа государственной миграционной политики

Тип

Частота

Доля в процентах

Эмиграция слишком низкая, но государственного вмешательства не требуется

1

2

11.1

Эмиграция слишком низкая: требуется государственное вмешательство с целью ее усиления

2

6

3.21

Эмиграция удовлетворительная: требуется государственное вмешательство с целью ее усиления

3

1

0.53

Эмиграция удовлетворительная требуется государственное вмешательство с целью сохранения

4

45

24.06

Эмиграция удовлетворительная: государственного вмешательства не требуется

5

87

46.52

Эмиграция удовлетворительная: требуется государственное вмешательство для ее понижения

6

6

3.21

Эмиграция слишком высокая и требуется государственное вмешательство для ее понижения

7

30

16.04

Эмиграция слишком высокая, но государственного вмешательства не требуется

8

10

5.35

Всего

X

187

100

 

     Типы государственной эмиграционной политики стран мира

Что касается государственной иммиграционной политики стран мира, то она

несколько отличается от эмиграционной политики большей сдержанностью. Так, ни

одна страна в мире не признала свою иммиграцию слишком низкой до такой

степени, что не требуется государственного вмешательства.

В целом состоянием иммиграции в своих странах удовлетворены 60,6% государств.

К ним примыкают страны, которые хотя и не считают иммиграцию

удовлетворительной, но не находят нужным осуществлять государственное

вмешательство, увеличивая группу стран с либеральным отношением к иммиграции

до 62%, что существенно ниже, чем либеральное отношение государств мира к

эмиграции.

Довольно велико число стран, считающих иммиграцию слишком высокой и

государственное вмешательство с целью ее понижения — необходимым, — почти 18%

(тип 7).

Лишь небольшое число стран хочет усилить иммиграцию — 4,8%, при этом половина

из них считает ее слишком низкой, а вторая удовлетворительной.

Изучение эмиграционной политики основных стран-экспортеров рабочей силы

обнаруживает несколько подходов к ее формированию. Одним из наиболее

распространенных подходов является либеральный. Этот тип миграционной

политики формулируется следующим образом: “эмиграция удовлетворительная,

государственного вмешательства не требуется”. Этого типа политики

придерживается большинство стран мира (более 46%). Среди стран-экспортеров

рабочей силы этот подход характерен для таких стран, как Австралия, Иордания,

Италия, Португалия, Марокко, Филиппины. В основном в этой группе те страны-

экспортеры рабочей силы, для которых экспорт рабочей силы не является главной

статьей валютного дохода.

                                                                         Табл. 5

    

Формулировка типа Государственной эмиграционной политики

Тип

Частота

Доля в процентах

Иммиграция слишком низкая, но государственного вмешательства не требуется

1

0

0

Иммиграция слишком низкая: требуется государственное вмешательство с целью ее усиления

2

4

2.13

Иммиграция удовлетворительная: требуется государственное вмешательство с целью ее усиления

3

5

2.66

Иммиграция удовлетворительная требуется государственное вмешательство с целью сохранения

4

55

29.26

Иммиграция удовлетворительная: государственного вмешательства не требуется

5

59

31.38

Иммиграция удовлетворительная: требуется государственное вмешательство для ее понижения

6

29

15.43

Иммиграция слишком высокая и требуется государственное вмешательство для ее понижения

7

33

17.55

Иммиграция слишком высокая, но государственного вмешательства не требуется

8

3

1.60

Всего

X

188

100

 

         Типы государственной иммиграционной политики стран мира        

Другим видом подхода является политика мягкой поддержки экспорта рабочей

силы. Эти страны формулируют свою эмиграционную политику так: “эмиграция

удовлетворительная, требуется государственное вмешательство с целью ее

сохранения”. К таким странам относятся: Турция, Индия, Бангладеш, т.е. те

страны, для которых экспорт рабочей силы имеет весьма существенное влияние.

Рассмотрим также две страны, для которых экспорт рабочей силы является особо

важным. Это Йемен и Пакистан. Йемен, в платежном балансе которого экспорт

рабочей силы — основная статья доходов, превышающая все остальные,

придерживается политики усиленного стимулирования экспорта: “эмиграция

удовлетворительная, требуется государственное вмешательство с целью ее

усиления”. Что касается Пакистана, то эта страна, имеющая в настоящее время

самые высокие в мире доходы от экспорта рабочей силы, чего она добилась в

последнее десятилетие. Политика этой страны носит характер явной стимуляции

экспорта рабочей силы и выражается формулой: “эмиграция слишком низкая,

требуется государственное вмешательство для ее усиления”.

Посткоммунистические страны придерживаются политики сдерживания экспорта

рабочей силы. Либо скрытого — как Польша, формулирующая свою политику так:

“эмиграция слишком высокая, но государственного вмешательства не требуется”,

либо открытого, как Югославия (новая), формулирующая свою позицию так:

“эмиграция слишком высокая, требуется государственное вмешательство для ее

уменьшения”. При этом надо учесть, что Польша относится к числу новых и

быстро укрепляющихся стран на рынке экспортеров рабочей силы, тогда как

Югославия, занимавшая в середине 80-х гг. первое место по доходам от экспорта

рабочей силы, ныне значительно уступила свои позиции как экспортер рабочей

силы. Таким образом, основной группы стран-экспортеров рабочей силы тип

миграционной политики определяется их положением на рынке рабочей силы — в

настоящем и прошлом.

     Группа стран — основных мировых импортеров рабочей силы

Группа основных мировых импортеров рабочей силы разбивается на две подгруппы:

первая подгруппа проводит ассимиляционную иммиграционную политику, т.е. имеет

в виду в перспективе включить иммигрантов в состав своего населения — такие

как США, Австралия, ЮАР, Новая Зеландия, — ведет поощрительную иммиграционную

политику. Те страны, которые относительно пресыщены иммиграцией, формулируют

свою политику так: “иммиграция удовлетворительная, требуется государственное

вмешательство с целью ее сохранения” (США, Австралия, ЮАР).

Те же страны, которые не выполнили своих государственных иммиграционных

программ, формулируют ее более твердо: “эмиграция слишком низкая, требуется

государственное вмешательство с целью ее усиления (Новая Зеландия), или

“иммиграция удовлетворительная, но требуется государственное вмешательство с

целью ее усиления” (Канада).

                                                                         Табл. 6

    

Страна

Тип политики

Иммиграционной

Эмиграционной

Австралия

4

5

Канада

3

5

Нов. Зеландия

2

8

США

4

5

ЮАР

4

5

 

Основные страны-импортеры рабочей силы с ассимиляционным типом иммиграции

Что касается стран, ведущих отходническую иммиграционную политику, т.е.

принимающую иностранную рабочую силу на строго определенные сроки, то они

придерживаются, как правило, политики сдерживания иммиграции, в основном в

жесткой форме: “иммиграция слишком высокая, требуется государственное

вмешательство для ее понижения”. К данной группе относятся все основные

импортеры иностранной рабочей силы (Германия, Франция, Великобритания,

Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Австрия, Саудовская Аравия). Те страны,

которые используют иностранную рабочую силу, но в гораздо меньших объемах,

придерживаются более либеральной политики: “иммиграция удовлетворительная,

требуется государственное вмешательство для ее сохранения” (Швеция, Дания,

Катар).

                                                                         Табл. 7

    

Страна

Тип политики

Иммиграционной

Эмиграционной

Австрия

7

5

Бельгия

7

5

Великобритания

7

5

Германия

7

5

Дания

4

4

Бахрейн

5

5

Катар

4

4

Нидерланды

7

5

Франция

7

4

Швейцария

7

5

Швеция

4

5

Кувейт

6

5

Сауд. Аравия

7

4

 

     Основные страны-импортеры рабочей силы с отходническим типом иммиграции

Интересно рассмотреть в качестве особой группы страны СНГ и некоторые страны

бывшего и нынешнего соцлагеря. Почти все страны этой группы придерживаются

следующей политики: “иммиграция удовлетворительная, требуется государственное

вмешательство для ее сохранения”. Ее придерживаются все страны СНГ, кроме

Таджикистана и Украины, а также бывшие соцстраны, такие как Болгария, Польша,

Монголия, и нынешние соцстраны — Куба, Китай. Что касается Украины и

Таджикистана — они формулируют свою иммиграционную политику несколько иначе:

“иммиграция удовлетворительная, государственного вмешательства не требуется”.

Такой же политики придерживаются Вьетнам, Югославия, Словения. Из

вышесказанного видно, что большинство стран, побывавших или относящихся к

соцлагерю, имеют в принципе одинаковое или схожее отношение к иммиграции и

формированию иммиграционной политики.

                                                                         Табл. 8

    

Страна

Тип политики

Иммиграционной

Эмиграционной

Азербайджан

4

4

Армения

4

4

Беларусь

4

6

Болгария

4

5

Венгрия

6

5

Вьетнам

5

5

Грузия

4

4

Казахстан

4

4

Киргизия

4

4

Китай

4

4

Куба

4

4

Молдавия

4

4

Монголия

4

5

Польша

4

8

Россия

7

7

Словакия

6

5

Словения

5

7

Таджикистан

5

8

Узбекистан

4

4

Украина

5

7

Югославия

5

7

Информация о работе Трудовая миграция и проблемы использования иностранной рабочей силы