Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:00, реферат
Сегодняшний мир – мир динамики и скорости. Чтобы в нем выжить, необходимо
постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и
умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно
воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу. Но
и этого, как показывает практика, мало. Необходимо, и наиболее важно, найти
такое место и время применения своих знаний, которое в максимальной мере
удовлетворяло бы насущные потребности человека.
Глава I 3
Введение. 3
Теории международной трудовой миграции. 4
Виды трудовой миграции. 5
Экономические эффекты миграции. 5
Количественные показатели. 6
Государственное регулирование миграции. 7
Механизмы контроля миграции. 7
Регулирование иммиграции. 8
Глава II 10
Общемировая миграционная ситуация. 10
Глобальная международная экономическая миграция в мире. 10
Государственная политика стран мира в области международных миграций. 13
Влияние основных экономических показателей на
международные миграционные потоки 16
Проблемы использования иностранной рабочей силы. 19
Спрос и предложение рабочей силы. 20
Экономические последствия международной миграции. 20
Трудовые ресурсы в России. 22
Количественные показатели. 22
Будущее российских трудовых ресурсов. 25
Утечка умов. 31
Трудовая миграция в Россию. 38
Концепция использования иностранной рабочей силы в России. 47
Страны-происхождения иностранной рабочей силы в России. 49
Влияние миграций населения из стран ближнего зарубежья
на рынок труда и политику занятости в России. 51
Заключение. 52
Список использованной литературы. 54
стран, как Малайзия и Венесуэла.
В будущем, видимо, страны СНГ и Балтии разделятся на 2 группы с более ярко
выражающими признаками импортеров и экспортеров рабочей силы. К первой
группе, по-видимому, можно будет отнести Россию и страны Балтии. В то же
время формально страны СНГ еще длительное время будут продолжать относиться к
странам, которые и посылают, и принимают трудовые ресурсы.
Фонд народонаселения Организации Объединенных Наций провел опрос компетентных
государственных органов всех стран мира с целью выяснить все аспекты их
государственной политики в области народонаселения и выпустил результаты
этого опроса в Нью-Йорке в 1995 г. Среди прочих параметров государственные
органы 188 стран мира отвечали и на вопрос об их государственной миграционной
политике.
Все варианты миграционной политики государств мира объединены в 8 типов, как
по иммиграционной, так и по эмиграционной политике. Формулировка типа
государственной политики в области международной миграции в каждой стране
включает в себя две части: во-первых, оценку уровня эмиграции (или
иммиграции) в данной стране и, во-вторых, требуется ли, по мнению отвечавших,
государственное вмешательство и если да, то с какой целью — увеличить,
уменьшить или сохранить на данном уровне эмиграцию (или иммиграцию). Из этих
ответов и сложилась общая картина государственной миграционной политики стран
мира.
Государственная эмиграционная политика стран мира в целом характеризуется
либеральным подходом к эмиграции. Так, 69,0% стран считают, что эмиграция в
их странах — удовлетворительная, при этом из них 46,8% считают, что
государственного вмешательства не требуется, а 24,0% декларируют политику
государственного вмешательства с целью сохранения эмиграции на существующем
уровне. Кроме того, к либеральной группе можно прибавить и страны,
придерживающиеся такого типа политики, как “эмиграция слишком высокая, но
государственного вмешательства не требуется” — 5,4%, равно как и страны,
считающие, что “эмиграция слишком низкая, но государственного вмешательства
не требуется”. Таким образом, общая доля стран с либеральной эмиграционной
политикой составляет более 85%. Подробно миграционная политика основных
стран-экспортеров рабочей силы разбирается ниже.
Формулировка типа государственной миграционной политики | Тип | Частота | Доля в процентах |
Эмиграция слишком низкая, но государственного вмешательства не требуется | 1 | 2 | 11.1 |
Эмиграция слишком низкая: требуется государственное вмешательство с целью ее усиления | 2 | 6 | 3.21 |
Эмиграция удовлетворительная: требуется государственное вмешательство с целью ее усиления | 3 | 1 | 0.53 |
Эмиграция удовлетворительная требуется государственное вмешательство с целью сохранения | 4 | 45 | 24.06 |
Эмиграция удовлетворительная: государственного вмешательства не требуется | 5 | 87 | 46.52 |
Эмиграция удовлетворительная: требуется государственное вмешательство для ее понижения | 6 | 6 | 3.21 |
Эмиграция слишком высокая и требуется государственное вмешательство для ее понижения | 7 | 30 | 16.04 |
Эмиграция слишком высокая, но государственного вмешательства не требуется | 8 | 10 | 5.35 |
Всего | X | 187 | 100 |
Типы государственной эмиграционной политики стран мира
Что касается государственной иммиграционной политики стран мира, то она
несколько отличается от эмиграционной политики большей сдержанностью. Так, ни
одна страна в мире не признала свою иммиграцию слишком низкой до такой
степени, что не требуется государственного вмешательства.
В целом состоянием иммиграции в своих странах удовлетворены 60,6% государств.
К ним примыкают страны, которые хотя и не считают иммиграцию
удовлетворительной, но не находят нужным осуществлять государственное
вмешательство, увеличивая группу стран с либеральным отношением к иммиграции
до 62%, что существенно ниже, чем либеральное отношение государств мира к
эмиграции.
Довольно велико число стран, считающих иммиграцию слишком высокой и
государственное вмешательство с целью ее понижения — необходимым, — почти 18%
(тип 7).
Лишь небольшое число стран хочет усилить иммиграцию — 4,8%, при этом половина
из них считает ее слишком низкой, а вторая удовлетворительной.
Изучение эмиграционной политики основных стран-экспортеров рабочей силы
обнаруживает несколько подходов к ее формированию. Одним из наиболее
распространенных подходов является либеральный. Этот тип миграционной
политики формулируется следующим образом: “эмиграция удовлетворительная,
государственного вмешательства не требуется”. Этого типа политики
придерживается большинство стран мира (более 46%). Среди стран-экспортеров
рабочей силы этот подход характерен для таких стран, как Австралия, Иордания,
Италия, Португалия, Марокко, Филиппины. В основном в этой группе те страны-
экспортеры рабочей силы, для которых экспорт рабочей силы не является главной
статьей валютного дохода.
Формулировка типа Государственной эмиграционной политики | Тип | Частота | Доля в процентах |
Иммиграция слишком низкая, но государственного вмешательства не требуется | 1 | 0 | 0 |
Иммиграция слишком низкая: требуется государственное вмешательство с целью ее усиления | 2 | 4 | 2.13 |
Иммиграция удовлетворительная: требуется государственное вмешательство с целью ее усиления | 3 | 5 | 2.66 |
Иммиграция удовлетворительная требуется государственное вмешательство с целью сохранения | 4 | 55 | 29.26 |
Иммиграция удовлетворительная: государственного вмешательства не требуется | 5 | 59 | 31.38 |
Иммиграция удовлетворительная: требуется государственное вмешательство для ее понижения | 6 | 29 | 15.43 |
Иммиграция слишком высокая и требуется государственное вмешательство для ее понижения | 7 | 33 | 17.55 |
Иммиграция слишком высокая, но государственного вмешательства не требуется | 8 | 3 | 1.60 |
Всего | X | 188 | 100 |
Типы государственной иммиграционной политики стран мира
Другим видом подхода является политика мягкой поддержки экспорта рабочей
силы. Эти страны формулируют свою эмиграционную политику так: “эмиграция
удовлетворительная, требуется государственное вмешательство с целью ее
сохранения”. К таким странам относятся: Турция, Индия, Бангладеш, т.е. те
страны, для которых экспорт рабочей силы имеет весьма существенное влияние.
Рассмотрим также две страны, для которых экспорт рабочей силы является особо
важным. Это Йемен и Пакистан. Йемен, в платежном балансе которого экспорт
рабочей силы — основная статья доходов, превышающая все остальные,
придерживается политики усиленного стимулирования экспорта: “эмиграция
удовлетворительная, требуется государственное вмешательство с целью ее
усиления”. Что касается Пакистана, то эта страна, имеющая в настоящее время
самые высокие в мире доходы от экспорта рабочей силы, чего она добилась в
последнее десятилетие. Политика этой страны носит характер явной стимуляции
экспорта рабочей силы и выражается формулой: “эмиграция слишком низкая,
требуется государственное вмешательство для ее усиления”.
Посткоммунистические страны придерживаются политики сдерживания экспорта
рабочей силы. Либо скрытого — как Польша, формулирующая свою политику так:
“эмиграция слишком высокая, но государственного вмешательства не требуется”,
либо открытого, как Югославия (новая), формулирующая свою позицию так:
“эмиграция слишком высокая, требуется государственное вмешательство для ее
уменьшения”. При этом надо учесть, что Польша относится к числу новых и
быстро укрепляющихся стран на рынке экспортеров рабочей силы, тогда как
Югославия, занимавшая в середине 80-х гг. первое место по доходам от экспорта
рабочей силы, ныне значительно уступила свои позиции как экспортер рабочей
силы. Таким образом, основной группы стран-экспортеров рабочей силы тип
миграционной политики определяется их положением на рынке рабочей силы — в
настоящем и прошлом.
Группа стран — основных мировых импортеров рабочей силы
Группа основных мировых импортеров рабочей силы разбивается на две подгруппы:
первая подгруппа проводит ассимиляционную иммиграционную политику, т.е. имеет
в виду в перспективе включить иммигрантов в состав своего населения — такие
как США, Австралия, ЮАР, Новая Зеландия, — ведет поощрительную иммиграционную
политику. Те страны, которые относительно пресыщены иммиграцией, формулируют
свою политику так: “иммиграция удовлетворительная, требуется государственное
вмешательство с целью ее сохранения” (США, Австралия, ЮАР).
Те же страны, которые не выполнили своих государственных иммиграционных
программ, формулируют ее более твердо: “эмиграция слишком низкая, требуется
государственное вмешательство с целью ее усиления (Новая Зеландия), или
“иммиграция удовлетворительная, но требуется государственное вмешательство с
целью ее усиления” (Канада).
Страна | Тип политики | |
Иммиграционной | Эмиграционной | |
Австралия | 4 | 5 |
Канада | 3 | 5 |
Нов. Зеландия | 2 | 8 |
США | 4 | 5 |
ЮАР | 4 | 5 |
Основные страны-импортеры рабочей силы с ассимиляционным типом иммиграции
Что касается стран, ведущих отходническую иммиграционную политику, т.е.
принимающую иностранную рабочую силу на строго определенные сроки, то они
придерживаются, как правило, политики сдерживания иммиграции, в основном в
жесткой форме: “иммиграция слишком высокая, требуется государственное
вмешательство для ее понижения”. К данной группе относятся все основные
импортеры иностранной рабочей силы (Германия, Франция, Великобритания,
Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Австрия, Саудовская Аравия). Те страны,
которые используют иностранную рабочую силу, но в гораздо меньших объемах,
придерживаются более либеральной политики: “иммиграция удовлетворительная,
требуется государственное вмешательство для ее сохранения” (Швеция, Дания,
Катар).
Страна | Тип политики | |
Иммиграционной | Эмиграционной | |
Австрия | 7 | 5 |
Бельгия | 7 | 5 |
Великобритания | 7 | 5 |
Германия | 7 | 5 |
Дания | 4 | 4 |
Бахрейн | 5 | 5 |
Катар | 4 | 4 |
Нидерланды | 7 | 5 |
Франция | 7 | 4 |
Швейцария | 7 | 5 |
Швеция | 4 | 5 |
Кувейт | 6 | 5 |
Сауд. Аравия | 7 | 4 |
Основные страны-импортеры рабочей силы с отходническим типом иммиграции
Интересно рассмотреть в качестве особой группы страны СНГ и некоторые страны
бывшего и нынешнего соцлагеря. Почти все страны этой группы придерживаются
следующей политики: “иммиграция удовлетворительная, требуется государственное
вмешательство для ее сохранения”. Ее придерживаются все страны СНГ, кроме
Таджикистана и Украины, а также бывшие соцстраны, такие как Болгария, Польша,
Монголия, и нынешние соцстраны — Куба, Китай. Что касается Украины и
Таджикистана — они формулируют свою иммиграционную политику несколько иначе:
“иммиграция удовлетворительная, государственного вмешательства не требуется”.
Такой же политики придерживаются Вьетнам, Югославия, Словения. Из
вышесказанного видно, что большинство стран, побывавших или относящихся к
соцлагерю, имеют в принципе одинаковое или схожее отношение к иммиграции и
формированию иммиграционной политики.
Страна | Тип политики | |
Иммиграционной | Эмиграционной | |
Азербайджан | 4 | 4 |
Армения | 4 | 4 |
Беларусь | 4 | 6 |
Болгария | 4 | 5 |
Венгрия | 6 | 5 |
Вьетнам | 5 | 5 |
Грузия | 4 | 4 |
Казахстан | 4 | 4 |
Киргизия | 4 | 4 |
Китай | 4 | 4 |
Куба | 4 | 4 |
Молдавия | 4 | 4 |
Монголия | 4 | 5 |
Польша | 4 | 8 |
Россия | 7 | 7 |
Словакия | 6 | 5 |
Словения | 5 | 7 |
Таджикистан | 5 | 8 |
Узбекистан | 4 | 4 |
Украина | 5 | 7 |
Югославия | 5 | 7 |
Информация о работе Трудовая миграция и проблемы использования иностранной рабочей силы