Управление депозитными ресурсами в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:05, диссертация

Описание

Депозитный рынок Казахстана, несмотря на относительно небольшой период построения рыночной экономики в стране и трансформации экономики, демонстрирует формирование четко сложившихся тенденций, характерных именно для этого сектора финансового рынка. Мировой финансовый кризис, повсеместно обостривший внутренние проблемы в развитии национальных финансовых рынков, обозначил новые пути дальнейшего развития коммерческих банков на депозитном рынке. Реализация активной депозитной политики, направленной на построение на депозитном рынке отношений нового типа, способных обеспечить устойчивость депозитных учреждений и реальную эффективность депозитов, стало основным ориентиром развития на современном этапе

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
1 Теоретические основы и организационные принципы управления депозитными ресурсами коммерческих банков…………………………………….
1.1 Депозитная политика коммерческого банка как основа рационального управления депозитными ресурсами………………………………………………..
1.2 Методы управления депозитными ресурсами банков второго уровня………..
1.3 Опыт зарубежных банков в управлении депозитами …………………………
2 Анализ депозитного рынка РК и депозитного портфеля АО «Народный Банк Казахстана»……………………………………………………………………………
2.1 Анализ депозитного рынка РК за 2010 год……………………………………...
2.2 Сравнительный анализ динамики и структуры рынка депозитов Республики Казахстан по категориям вкладчиков и в разрезе валют…………………………...
2.3 Анализ привлечения депозитов банками второго уровня Казахстана в региональном аспекте………………………………………………………………...
2.4 Оценка депозитного портфеля БВУ с позиции диверсифицированности, стабильности и стоимости……………………………………………………………
2.5 Анализ депозитного портфеля АО «Народный Банк Казахстана»…………….
3 Перспективы развития депозитного рынка РК и стратегия развития АО «Народный Банк Казахстана»………………………………………………………..
3.1 Стратегия развития АО «Народный Банк Казахстана»………………………..
3.2 Страхование вкладов банков и его роль в расширении ресурсной базы банков РК………………………………………………………………………………
3.2 Мировой опыт системы гарантирования банковских вкладов………………...
Заключение…………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Абирбек Айбулат-Управление депозитными ресурсами в РК.doc

— 1.70 Мб (Скачать документ)

К депозитам до востребования  относят также кредитовые остатки I корреспондентских счетах и депозиты до востребования других банков в данном банке.

Срочные банковские депозиты - это денежные средства, внесенные в банк  на фиксированный в договоре срок. По ним владельцам выплачивается обычно более высокий процент, чем по депозитам до востребования и, как правило, имеются ограничения по досрочному изъятию, а в ряде случаев и по пополнению вклада. Операционные расходы банков по срочным депозитам, как и нормы резервирования, обычно ниже, чем по депозитам до востребования, но платежи по процентам значительно выше, поэтому для банков они не всегда выгодны. Но банки заинтересованы в привлечении срочных депозитов, поскольку они могут быть использованы для долгосрочных вложений.

Срочные банковские депозиты подразделяются на условные (депозит хранится до наступления какого-либо события), с предварительным уведомлением об изъятии средств (когда клиент в заранее оговоренные сроки должен подать заявление на изъятие) и собственно срочные депозиты.

В странах с развитыми  рыночными отношениями в последнее  время четкие границы между отдельными видами депозитов размываются, появляются счета, сочетающие качества счетов до востребования и срочных депозитов. Так, в США одной из таких новых форм счетов стали НАУ-счета - депозитные счета, по которым выплачивается рыночная ставка процента и в то же время на них можно выписывать расчетные тратты, аналогичные чекам, т.е. использовать эти счета для платежей. Коммерческие банки в условиях конкурентной борьбы на рынке кредитных ресурсов должны постоянно заботиться как о количественном, так и качественном улучшении своих депозитов. Они используют для этого разные методы (процентную ставку, различные услуги и льготы вкладчикам).

Порядок ведения депозитных операций регламентируется внутренними  документами банка. При этом все  банки соблюдают несколько основополагающих принципов организации депозитных операций. Они заключаются в следующем:

• депозитные операции должны содействовать получению прибыли  или создавать условия для  получения прибыли в будущем;

• депозитные операции должны быть разнообразны и вестись с  различными субъектами;

• особое внимание в процессе организации депозитных операций следует уделять срочным вкладам;

• должна обеспечиваться взаимосвязь и согласованность  между депозитными операциями и  кредитными операциями по срокам и  суммам депозитов и кредитных  вложений;

• организуя депозитные и кредитные операции, банк должен стремится к минимизации своих свободных ресурсов;

• банку следует принимать  меры к развитию банковских услуг, способствующих привлечению депозитов.

Недепозитные привлеченные средства - это средства, которые  банк получает в виде займов или путем продажи собственных долговых обязательств на денежном рынке. Недепозитные источники банковских ресурсов отличаются от депозитов тем, что они имеют, во-первых, неперсональный характер, т.е. не ассоциируются с конкретным клиентом банка, а приобретаются на рынке на конкурентной основе, и, во-вторых, инициатива привлечения этих средств принадлежит самому банку.

Недепозитными привлеченными  ресурсами пользуются преимущественно крупные банки. Приобретаются недепозитные средства на крупные суммы, и их считают операциями оптового характера.

К недепозитным источникам привлечения ресурсов относятся: получение займов на межбанковском рынке; соглашение о продаже ценных  с обратным выкупом, учет векселей и получение ссуд у центрально банка; продажа банковских акцептов; выпуск коммерческих бумаг; учение займов на рынке евродолларов; выпуск капитальных нот и облигаций условиях становления банковской системы

 Обоснованный  анализ рынка и процесс привлечения ресурсов в сочетании с систематическим мониторингом состояния депозитов являются необходимыми элементами процесса сохранения и увеличения депозитного портфеля и, следовательно, жизнеспособности самого банка [5].

  На сегодняшний  день проблемы формирования депозитной  базы банков второго уровня  остаются крайне актуальными. Банки формируют стратегию развития на основе стандартов, принятых в международных практике, что позволят вести политику на привлечение внутренних ресурсов, поскольку рост обязательств банков в основном происходит за счет притока денег населения и предприятий на депозиты.

Банковская  система в любой рыночной экономике  выполняет 4 основные функции:

1) она осуществляет  посредничество между держателями  сбережений и инвесторами, преобразуя  краткосрочные депозиты в средне- и долгосрочные кредиты; 

2) на основе привлечения наличных денег и депозитов в условиях фракционной резервной системы создает кредитные деньги, увеличивая тем самым денежную массу в обращении;

3) депозитная  и кредитная политика банков  оказывает влияние на предложение  денег  в экономике;

4) действуя в  рамках ограничений, установленных  центральным банком, банки помогают  ему проводит его денежно-кредитную  политику. Банки могут выполнять  указанные функции, вследствие  их безусловного обязательства  перед публикой немедленно переводить  депозиты до востребования клиентов в денежную наличность по их первому требованию, а срочные и сберегательные депозиты спустя заранее оговоренное с клиентом время.

Банки также  держат определенную часть своих  средств в виде наличных денег, чтобы  в любой момент времени осуществлять конвертацию депозитов в наличность по первому требованию вкладчиков.

 Объем привлекаемых  банками депозитов в основном  зависит от следующих 4-х факторов:

1) объема денежных  доходов населения; 

2) уровня его  доверия банковской системе; 

3) реальной ставки  процента по вкладам; 

4) уровня развития  банковской системы страны и  его финансовых продуктов. 

Объем денежных доходов населения определяет потенциально возможный объем привлечения  вкладов в банковскую систему. Чем  больше люди имеют доходов, тем больше они могут не только потреблять, но и сберегать. Другим важным фактором привлечения сбережений является – уровень доверия населения к банковской системе. Данный фактор имеет для вкладчиков большее значение, чем процентная ставка по вкладам, т.к. связан с риском полной или частичной потери ими своих вкладов в случае, если банк вдруг окажется неплатежеспособным или банкротом.

Уровень доверия  населения к банковской системе  выполняет в отношении сбережений населения регулирующую функцию. Снижение доверия населения к банковской системе приводит к оттоку денежных средств как национальной, так и иностранной валюты из банковской системы, а рост доверия к ней – к их притоку в нее.

Ужесточение конкурентной борьбы за рыночную долю на депозитном и кредитном рынках заставило банковские учреждения обратить внимание на ресурсы розничного денежного рынка – вклады физических лиц. Вклады и депозиты населения становятся столь же привлекательными, что и депозиты юридических лиц.

Рынок банковских услуг юридическим лицам уже поделен между банками, и основная конкуренция разворачивается за привлечение частных вкладчиков. Банки предлагают разнообразные банковские продукты и услуги населению, чтобы сделать физические лица своими постоянными клиентами.

Масштабы клиентов зависят от совокупности объема ресурсов, которыми они располагают. К ним следует отнести собственные и привлеченные средства банков. Последние являются основой кредитных банковских ресурсов. Кредитно-денежная система, мобилизующая внутренние денежные ресурсы в форме сбережений, увеличивает возможности экономического роста, повышает кредитный потенциал банков [7].

 Формирование  оптимальной ресурсной базы, способной  удовлетворить потребности промышленных  предприятий в долгосрочных финансовых  вложениях, должно включать следующие элементы:

- расширение  долгосрочной депозитной базы, посредством  увеличения ставок вознаграждения  по срочным депозитам по сравнению  с депозитами до востребования;

- введение ограничения  права клиента досрочно расторгать  договор вклада с банком;

- создание надежной  системы страхования долгосрочных  депозитов;

- востановление  доверия населения к банкам, путем  установления повышенных сумм  компенсаций по долгосрочным  депозитам со стороны Фонда  гарантия (страхования) вкладов (депозитов)  физических лиц.

Меры по активизации  долгосрочного кредитования предприятий  промышленности помимо вышеуказанных  мер, требуют непременного участия  государства, которое, через оптимизации  нормативно-правовой базы в данной сфере, окажет действенную поддержку  процессу формирования качественной ресурсной базы банков второго уровня посредством осуществления следующих мер:

  • введение государственных гарантий по долговременной защите средств вкладчиков;
  • снижение ставок налогооблажения с дохода банков от представления ссуд;
  • снижение ставок налогооблажения юридических лиц – вкладчиков банка по процентам от долгосрочных депозитов;
  • введение практики использование льготных процентных ставок по долгосрочным кредитам предприятий.

Расширение  и повышение качества ресурсной базы банков представляет собой один из ключевых элементов процесса активизации банковского кредитования промышленности. Вместе с тем, оптимизация ресурсной базы банков второго уровня потребует комплексной и структурной перестройки отечественной экономики, которая предполагает решения следующих задач:

-совершенствование  вопросов налогообложения, в части  снижения ставок с дохода банков  и промышленных предприятий, взаимосвязанных  условиями долгосрочного кредитования;

  • выработка законодательно-нормативных актов в области процентной политики;
  • разработка приоритетов кредитной поддержки отраслей промышленности, обеспечивающих существенный рост и структурную перестройку производства;
  • разработка системы государственных гарантий по обеспечению финансовых льгот, компенсирующих высокие кредитные риски и низкую прибыль банков;
  • расширение и оптимизация ресурсной базы банков второго уровня путем проведения гибкой депозитной и процентной политики.

В целях привлечения  ресурсов для своей деятельности коммерческим банкам важно разработать стратегию депозитной политики, исходя из целей и задач коммерческого банка, закрепленных в уставе, получения максимальной прибыли и необходимости сохранения банковской ликвидности. Депозитная политика должна, прежде всего, отвечать следующим требованиям:

  • экономическая целесообразность;
  • конкурентоспособность;
  • внутренняя непротиворечивость.

Под экономической целесообразностью  здесь понимается рентабельность использования  привлеченных ресурсов населения. Этот вопрос, разумеется, должен рассматриваться  в общем контексте активно-пассивного управления. При расчете относительной эффективности привлечения депозитных ресурсов частных лиц необходимо принимать во внимание как связанные с ними издержки, в том числе – резервные отчисления, а также неопределенную степень их ликвидности, так и явные выгоды.

Система ставок по вкладам  должна быть ориентирована на рыночную конъюнктуру при непременном  учете складывающейся иерархии надежности сопоставимых инструментов. Так, банк, удерживающий ставки на более низком уровне, нежели близкие ему по степени надежности конкуренты, рискует потерять часть своей клиентуры.

Можно рассматривать  внутреннюю непротиворечивость депозитной политики в нескольких аспектах. Это  и временная структура депозитных ставок, и их дифференциация по суммам, видам вкладов в сравнении с иными сопоставимыми инструментами того же банка (сертификатами, векселями и пр.), а также по различным категориям клиентуры (например, для физических и юридических лиц). 

Рассматривая сущность депозитной политики коммерческих банков, необходимо затронуть такие вопросы, как: субъекты и объекты депозитной политики, принципы ее формирования, а также границы депозитной политики.

В состав субъектов депозитной политики коммерческого банка включены клиенты банка, коммерческие банки и государственные учреждения. К объектам депозитной политики отнесены привлеченные средства банка и дополнительные услуги банка (комплексное обслуживание). Классификация субъектов и объектов депозитной политики банка обобщена на рисунке 1.

 

 

 

 



 

 

    •  


  •  

    Информация о работе Управление депозитными ресурсами в Республике Казахстан