Управление депозитными ресурсами в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:05, диссертация

Описание

Депозитный рынок Казахстана, несмотря на относительно небольшой период построения рыночной экономики в стране и трансформации экономики, демонстрирует формирование четко сложившихся тенденций, характерных именно для этого сектора финансового рынка. Мировой финансовый кризис, повсеместно обостривший внутренние проблемы в развитии национальных финансовых рынков, обозначил новые пути дальнейшего развития коммерческих банков на депозитном рынке. Реализация активной депозитной политики, направленной на построение на депозитном рынке отношений нового типа, способных обеспечить устойчивость депозитных учреждений и реальную эффективность депозитов, стало основным ориентиром развития на современном этапе

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
1 Теоретические основы и организационные принципы управления депозитными ресурсами коммерческих банков…………………………………….
1.1 Депозитная политика коммерческого банка как основа рационального управления депозитными ресурсами………………………………………………..
1.2 Методы управления депозитными ресурсами банков второго уровня………..
1.3 Опыт зарубежных банков в управлении депозитами …………………………
2 Анализ депозитного рынка РК и депозитного портфеля АО «Народный Банк Казахстана»……………………………………………………………………………
2.1 Анализ депозитного рынка РК за 2010 год……………………………………...
2.2 Сравнительный анализ динамики и структуры рынка депозитов Республики Казахстан по категориям вкладчиков и в разрезе валют…………………………...
2.3 Анализ привлечения депозитов банками второго уровня Казахстана в региональном аспекте………………………………………………………………...
2.4 Оценка депозитного портфеля БВУ с позиции диверсифицированности, стабильности и стоимости……………………………………………………………
2.5 Анализ депозитного портфеля АО «Народный Банк Казахстана»…………….
3 Перспективы развития депозитного рынка РК и стратегия развития АО «Народный Банк Казахстана»………………………………………………………..
3.1 Стратегия развития АО «Народный Банк Казахстана»………………………..
3.2 Страхование вкладов банков и его роль в расширении ресурсной базы банков РК………………………………………………………………………………
3.2 Мировой опыт системы гарантирования банковских вкладов………………...
Заключение…………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Абирбек Айбулат-Управление депозитными ресурсами в РК.doc

— 1.70 Мб (Скачать документ)

В-четвертых, у банков с филиальной сетью возникают  дополнительные трудности с оперативной обработкой информации и принятием решений для управления резервами.

В этой связи многие центральные  банки применяют схему резервирования, которая предусматривает размещение у них коммерческими банками  депозитов определенного размера  в среднем за период; схема характерна для Австрии, Испании, США, Франции, Германии, Швейцарии и Японии. Отсутствует процедура усреднения в Италии. В Великобритании усреднение показателей не применяется с 1981 г.

Расчетный период и период выполнения (соблюдения, поддержания) банками обязательств по резервам перед  центральным банком в разных странах неодинаковы. В 1998 г. ФРС США провела реформу, основная цель которой состояла в отказе от использования механизма так называемого одновременного формирования резервных требований.

В настоящее время  центральный банк любой страны, использующий обязательное резервирование, в абсолютном большинстве случаев ограничивается изменением либо нормативов резервов, либо (значительно реже) структуры резервируемых обязательств банков. Применявшаяся в США схема резервирования, построенная на принципе одновременности выполнения резервных требований, долгое время рассматривалась мировой банковской общественностью как образец. И вдруг реформа...

Основная идея одновременного обязательного резервирования (использовалась в США в 1984—1998 гг.) заключалась  в следующем. Размер требований каждая кредитная (депозитная) организация рассчитывала на двухнедельной основе исходя из данных ежедневных балансов об остатках привлеченных средств. Период расчета требований начинался каждый второй вторник месяца и заканчивался спустя 14 дней в понедельник. Период выполнения требований начинался спустя два дня после начала периода расчета (в четверг) и также был равен двум неделям. Депозитные организации управляли своей резервной позицией на счете в окружном банке ФРС таким образом, чтобы по окончании периода выполнения средняя величина резервных средств на счете была не меньше той величины, которая была установлена в период расчета.

Применяемая в настоящее  время так называемая запаздывающая  система резервирования (в этом и  состояла суть реформы) отличается от прежней фактически одним элементом — 30-дневным лагом (вместо прежнего двухдневного) между началом периода расчета и началом периода выполнения обязательств по резервам. В целом реформа не оказала существенного влияния ни на фактическое состояние обязательных резервов в США, ни на ликвидность американских банков.

Формирование обязательных резервов - очень сложный и трудоемкий процесс. Из-за этого некоторые центральные  банки допускают возможность  зачета (переноса) избытка или дефицита резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер.

Так, в США избыточные резервы до 2% резервных требований и требований по сальдо межбанковского клиринга за 14-дневный период поддержания  могут переноситься на следующий 14-дневный период. Нехватка резервов в размере 2% может аналогичным образом переноситься на следующий срок с тем, чтобы она была восполнена дополнительными резервами в следующем периоде их поддержания. За нехватку резервов больше допустимого размера взимается пеня, равная учетной ставке плюс 2%.

Начиная с середины 1970-х  гг. в рыночно развитых странах  отчетливо прослеживается тенденция  к снижению норм обязательных банковских резервов. Центральные банки наделяются все более широкими полномочиями в области резервной политики, что повышает гибкость всего механизма резервных требований. В банковском законодательстве ряда стран фиксируется лишь верхняя граница норм обязательных резервов по отдельным видам депозитов. В этих пределах центральные банки могут варьировать указанные нормы в зависимости от целей и задач денежной и кредитной политики. Практически все остальные вопросы, связанные с претворением в жизнь резервной политики, центральные банки также решают самостоятельно.

Постепенно расширяется  «база резервных требований» (резервная база), а также круг институтов, охватываемых резервными требованиями центральных банков. Наблюдается тенденция к расширению перечня денежных активов, которые банки могут использовать для удовлетворения резервных требований. Сначала они состояли главным образом из денег, хранившихся на корреспондентских счетах в центральном банке. Впоследствии к ним стали причисляться и другие высоколиквидные кассовые активы банков: наличность в кассах и сейфах банков, текущие депозиты (вклады до востребования), хранящиеся на корреспондентских счетах в других кредитных организациях. Так, в Австрии, Великобритании, Италии, США, Франции, ФРГ, Швейцарии, Швеции и Японии кредитные организации вправе засчитывать свою имеющуюся у них наличность в счет установленных резервов. В Австрии и Швейцарии к активам, засчитываемым в резервы, относятся, в частности, и средства на счетах в головных банках банковских групп [15].

Усиливается взаимосвязь  резервной и процентной политик  центральных банков. С одной стороны, в ряде стран (Японии, ФРГ, Франции) введены штрафы за невыполнение банками норм обязательных резервов, а с другой — предпринимаются попытки использовать депозитный процент (процент, который центральный банк платит за хранящиеся у него резервы коммерческих банков) в качестве стимула, побуждающего банки своевременно и в полном объеме выполнять резервные требования. Так, в Швеции в начале 1990-х годов центральный банк за избыточные резервы платил банкам доход в размере 6% годовых. Аналогичные подходы используются в Испании, Италии, Финляндии и некоторых других странах.

 

 

2 АНАЛИЗ ДЕПОЗИТНОГО РЫНКА РК И ДЕПОЗИТНОГО ПОРТФЕЛЯ АО «НАРОДНЫЙ БАНК КАЗАХСТАНА»

 

2.1 Анализ депозитного  рынка РК за 2010 год

 

По мере постепенного восстановления роста экономики  розничный депозитный рынок Казахстана продолжает демонстрировать устойчивую положительную тенденцию. По итогам года отечественные банки показали хорошую динамику привлечения вкладов.  Так за 2010 г. объем розничных вкладов на банковских счетах пополнился на Т313,4 млрд. (или 16%) и достиг Т2,25 трлн. Темпы роста в течение года варьировались от 1% до 3%, за исключением января и августа, когда объем совокупной депозитной базы практически не изменялся, а также марта и мая, когда наблюдалось незначительное сокращение розничного депозитного портфеля (см. рис. 5). 

 

 

Рисунок 5 – Динамика роста совокупного депозитного  портфеля за 2010 г.

 

Стоит отметить, что на сегодняшний день среди источников формирования ресурсов казахстанских  коммерческих банков значительное увеличение роли вкладов физических лиц стало одной из главных тенденций депозитного рынка. Причем изменение структуры фондирования в пользу розничных вложений стало одним из важных последствий мирового финансового кризиса. Банки стали активнее привлекать средства населения, и если в начале 2007 г. доля депозитов физических лиц в структуре обязательств среди ТОП-8 банков варьировалась от 7% до 24%, то спустя четыре года данная доля уже колеблется в пределах 14% – 51%.

Структура совокупной розничной  депозитной базы по состоянию на 1 января 2011 г. выглядит следующим образом: большую  часть занимают срочные вклады с общей долей 86,7%, далее следуют суммы остатков на текущих и карт-счетах с 11,7%, вклады до востребования с 1,5% и условные вклады с 0,1%. Наряду с этим, удельный вес депозитов в пределах суммы гарантийного возмещения в Т5 млн. составляет около 45% от совокупной суммы вкладов населения и 99,7% от совокупного количества счетов. Более того, если рассматривать только срочные депозиты, то суммой гарантийного возмещения полностью покрывается 97,1% таких вкладов (см. рис. 6).

 

 

Рисунок 6 – Структура  депозитной базы населения по сумме  депозитов

 

Между тем, если в 2009 г. рост депозитной базы был, главным образом, обусловлен увеличением крупных депозитов в иностранной валюте, то по итогам 2010 г. увеличение суммы срочных депозитов в размере до Т5 млн. на Т140,2 млрд. (24%), главным образом в национальной валюте, в наибольшей степени повлияло на позитивную динамику совокупного объема вкладов (см. рис. 3 и 4). Наряду с этим, портфель срочных вкладов в размере от Т5 до Т15 млн. за рассматриваемый период расширился на Т77,5 млрд. (41%). Чистый годовой прирост крупных срочных вкладов, превышающих Т15 млн., составил Т95,3 млрд. (11%) По данному виду депозитов наблюдалась следующая тенденция: увеличение тенговой части на Т158 млрд. и сокращение валютной части на Т62 млрд. Замедление темпов роста депозитной базы по итогам отчетного периода было обусловлено снижением вкладов до востребования – на Т20 млрд. (38%).

 

 

Рисунок 7 – Динамика депозитов в разрезе видов  и валюты вкладов за 2009-10 гг.

Тенговая составляющая розничного депозитного портфеля за отчётный год выросла с 43,4% до 55,5%. По большей части изменение соотношения тенговых и валютных вкладов стало следствием большей доходности депозитов в национальной валюте при стабильном курсе тенге по отношению к доллару.

Совокупная сумма гарантийного возмещения по вкладам физических лиц, подлежащая выплате Фондом, по состоянию на 1 января 2011 г. достигла Т1,1 трлн. против Т852 млрд. по состоянию на 1 января 2010 г. 

Финансовые ресурсы  Фонда, накопленные в специальном  резерве, предназначенном для выплаты  гарантийного возмещения депозиторам, с учетом 50% уставного капитала Фонда, на 1 января 2011 года достигли Т126,1 млрд., что составляет 11,8% от совокупной суммы возмещения по депозитам. В соответствии с законодательством целевой размер специального резерва Фонда составляет не менее 5% от совокупной суммы депозитов физических лиц, на отчетную дату данный показатель составил 5,64%.

 

 

Рисунок 8 – Динамика и структура резерва возмещения

 

В течение отчётного  года положительный рост специального резерва был достигнут за счет следующих источников:

  1. обязательных календарных взносов банков-участников, составивших за год Т17,5 млрд.,
  2. увеличению уставного капитала на Т11 млрд.,
  3. суммы, перечисленной ликвидационными комиссиями банков в счет погашения своей задолженности, и составившей Т1 млрд., 
  4. суммы чистого дохода, отнесенной на специальный резерв, увеличившейся на Т10,4 млрд.

Стоит отметить, что по итогам отчетного года согласно системе  расчетов дифференцированных ставок календарных  взносов «БАТА», основанной на ключевых финансовых показателях, 11 из 34 банков-участников СГД улучшили свои позиции, перейдя в группы с более низкими ставками ежеквартальных взносов. Данная система расчетов определяет пять классификационных групп – «A», «B», «C», «D» и «E» cо ставками ежеквартальных взносов 0,04%, 0,08%, 0,11%, 0,19% и 0,38%, соответственно, от суммы гарантируемых вкладов банков. Если в 4-ом квартале 2009 г. в худших группах «D» и «E» состояло 25 из 36 банков-участников СГД (около 70% банков), то по итогам 4-го квартала 2010 г. на данные группы приходятся уже 18 из 34, то есть немногим более половины, банков-участников  (см. рис. 9). При этом основная часть календарных взносов, поступивших в Фонд за отчётный год (88,4%), была перечислена ТОП-8 банками.

 

 

Рисунок 9 – Динамика распределения банков в составе  групп системы «БАТА»

 

Совокупная сумма выплаченного гарантийного возмещения Фондом по состоянию на 1 января 2011 года по Наурыз Банку составила Т679,5 млн., в том числе Т19 тыс. за 2010 г., а по Валют-Транзит Банку – Т13,9 млрд., в том числе Т2,8 млн. за 2010 г. Суммы, полученные в порядке удовлетворения требований Фонда по суммам выплаченного гарантийного возмещения к ликвидационным комиссиям  Наурыз Банка и Валют-Транзит банка достигли Т679,4 млн. и Т4,4 млрд., соответственно, что составило, соответственно,  88% и 32% от совокупной суммы всех требований Фонда к ликвидационным комиссиям данных банков.

 

 

Таблица 1 - Свод сведений банков-участников по депозитам физических лиц по состоянию на 1 января 2011 года

тыс. тенге

№  
п/п

Наименование

Всего депозитов

Изменение за квартал

Изменение за год

1

2

3

4

5

1.

Вклады до востребования, в том числе:

        33 614 176  

4 195 139

-  20 583 689  

1.1.

в тенге

        18 632 286  

5 613 426

     7 666 829  

1.2.

в иностранной валюте

        14 981 889  

-1 418 288

-  28 250 519  

2.

Срочные и условные вклады, в том числе:

   1 953 150 985  

83 658 353

313 078 712  

2.1.

в тенге, в том числе:

   1 000 355 569  

94 997 188

343 064 839  

2.1.1.

до Т1 млн. включительно

      210 460 861  

9 295 323

   32 025 887  

2.1.2.

от Т1 млн.  до Т3 млн. включительно

      185 883 516  

15 961 344

   62 772 221  

2.1.3.

от Т3 млн.  до Т5 млн. включительно

        87 183 419  

10 343 472

   31 613 921  

2.1.4.

от Т5 млн.  до Т10 млн. включительно

        99 225 238  

11 387 366

  40 627 566  

2.1.5

от Т10 млн. до Т15 млн. включительно

        42 880 312  

5 137 120

   18 336 480  

2.1.6

свыше Т15 млн.  тенге

      374 722 222  

42 872 562

157 688 763  

2.2.

в иностранной валюте, в том числе:

      952 795 415  

-11 338 836

-  29 986 128  

2.2.1.

до Т1 млн. включительно

        73 987 800  

1 049 789

        548 196  

2.2.2.

от Т1 млн. до Т3 млн. включительно

        99 387 238  

3 582 114

     9 919 182  

2.2.3.

от Т3 млн. до Т5 млн. включительно

        63 226 378  

2 792 054

     3 362 400  

2.2.4.

от Т5 млн. до Т10 млн. включительно

        83 041 518  

4 886 548

   11 972 127  

2.2.5

от Т10 млн. до Т15 млн. включительно

        43 529 746  

3 162 327

     6 580 095  

2.2.6

свыше Т15 млн.

     589 622 735  

-26 811 668

-  62 368 129  

3.

Остатки денег на текущих  счетах (с учетом остатков денег  на карт-счетах) в том числе:

      262 992 127  

25 783 599

   20 950 600  

3.1.

в тенге

      230 621 982  

24 578 489

   57 859 979  

3.2.

в иностранной валюте

        32 370 144  

1 205 110

-  36 909 379  

 

Всего депозитов физических лиц в тенге и иностранной  валюте

   2 249 757 288  

113 637 091

313 445 624  

Информация о работе Управление депозитными ресурсами в Республике Казахстан