Управление депозитными ресурсами в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:05, диссертация

Описание

Депозитный рынок Казахстана, несмотря на относительно небольшой период построения рыночной экономики в стране и трансформации экономики, демонстрирует формирование четко сложившихся тенденций, характерных именно для этого сектора финансового рынка. Мировой финансовый кризис, повсеместно обостривший внутренние проблемы в развитии национальных финансовых рынков, обозначил новые пути дальнейшего развития коммерческих банков на депозитном рынке. Реализация активной депозитной политики, направленной на построение на депозитном рынке отношений нового типа, способных обеспечить устойчивость депозитных учреждений и реальную эффективность депозитов, стало основным ориентиром развития на современном этапе

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
1 Теоретические основы и организационные принципы управления депозитными ресурсами коммерческих банков…………………………………….
1.1 Депозитная политика коммерческого банка как основа рационального управления депозитными ресурсами………………………………………………..
1.2 Методы управления депозитными ресурсами банков второго уровня………..
1.3 Опыт зарубежных банков в управлении депозитами …………………………
2 Анализ депозитного рынка РК и депозитного портфеля АО «Народный Банк Казахстана»……………………………………………………………………………
2.1 Анализ депозитного рынка РК за 2010 год……………………………………...
2.2 Сравнительный анализ динамики и структуры рынка депозитов Республики Казахстан по категориям вкладчиков и в разрезе валют…………………………...
2.3 Анализ привлечения депозитов банками второго уровня Казахстана в региональном аспекте………………………………………………………………...
2.4 Оценка депозитного портфеля БВУ с позиции диверсифицированности, стабильности и стоимости……………………………………………………………
2.5 Анализ депозитного портфеля АО «Народный Банк Казахстана»…………….
3 Перспективы развития депозитного рынка РК и стратегия развития АО «Народный Банк Казахстана»………………………………………………………..
3.1 Стратегия развития АО «Народный Банк Казахстана»………………………..
3.2 Страхование вкладов банков и его роль в расширении ресурсной базы банков РК………………………………………………………………………………
3.2 Мировой опыт системы гарантирования банковских вкладов………………...
Заключение…………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Абирбек Айбулат-Управление депозитными ресурсами в РК.doc

— 1.70 Мб (Скачать документ)

 

 

 


 

 

 

 



 

 

Рисунок 1 – Состав субъектов и объектов депозитной политики коммерческого банка

 

В основе формирования депозитной политики коммерческого банка лежат  как общие, так и специфические  принципы, что наглядно отражено на рисунке 2.

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 




  •  


  •  



     

     

     

    Рисунок 2 – Принципы формирования депозитной политики коммерческого банка

     

    Под общими принципами депозитной политики понимаются принципы, единые и для государственной денежно-кредитной  политики НБ РК, проводимой на макроэкономическом уровне, и для политики на уровне каждого конкретного коммерческого банка. К ним следует отнести принципы комплексного подхода, научной обоснованности, оптимальности и эффективности, а также единство всех элементов депозитной политики банка. Комплексный подход выражается как в разработке теоретических основ, приоритетных направлений депозитной политики банка с точки зрения стратегии его развития, так и в определении наиболее эффективных и оптимальных для данного этапа развития банка тактических приемов и методов ее реализации.

    К специфическим принципам депозитной политики относятся принципы обеспечения  оптимального уровня издержек банка, безопасности проведения депозитных операций, надежности, поскольку банк, осуществляя аккумуляцию временно свободных денежных средств с целью их последующего размещения, стремится получить доход не любой ценой, а с учетом реалий рынка, на котором он осуществляет свою деятельность [9].

    Соблюдение перечисленных принципов  позволяет банку сформировать как стратегические, так и тактические направления в организации депозитного процесса, обеспечивая тем самым эффективность и оптимизацию его депозитной политики. Одним из важных вопросов теоретической части данной  работы является вопрос о границах депозитной политики коммерческого банка, под которыми понимается определенный допустимый предел аккумулирования банком временно свободных денежных средств юридических и физических лиц. При этом дается классификация этих границ по следующим признакам:

     

     




     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

     


    Рисунок 3 – Границы депозитной политики коммерческого банка

     

    - в зависимости от  спроса и предложения на рынке  депозитов (экономические границы);

    - по воздействию нормативов  НБ РК и лимитов банка (административные  границы);

    - в зависимости от субъектов  депозитных отношений (внешние  и внутренние границы);

    - в зависимости от срочности  депозитных отношений (временные  границы);

    - в зависимости от географического  принципа (территориальные границы);

    - в зависимости от объемов и структуры привлеченных средств (количественные и качественные границы).

    В обобщенном виде классификация границ представлена на рисунке 6.

    Рассматривая депозитную политику банка как один из элементов банковской политики в целом, необходимо исходить из того, что основной целью депозитной политики является привлечение как можно большего объема денежных ресурсов по наименьшей цене. Успешная реализация этой многогранной цели депозитной политики банка предполагает решение в процессе ее формирования таких задач, как:

    - содействие в процессе проведения  депозитных операций получению  банковской прибыли или созданию  условий для получения прибыли  в будущем;

    -поддержание необходимого уровня  банковской ликвидности;

    - обеспечение диверсификации субъектов  депозитных операций и сочетание разных форм депозитов;

    - поддержание взаимосвязи и  взаимной согласованности между  депозитными операциями и операциями  по выдаче ссуд по суммам  и срокам депозитов и кредитных вложений;

    - минимизация свободных  средств на депозитных счетах;

    - проведение гибкой  процентной политики;

    - постоянное изыскание  путей и средств уменьшения  процентных расходов по привлеченным  ресурсам;

    - развитие банковских  услуг и повышение качества  и культуры обслуживания клиентов.

    В данном вопросе целесообразно  также рассмотреть механизм формирования депозитной политики коммерческого банка, который схематично представлен на рисунке 4. От эффективности функционирования данного механизма во многом зависит успешное выполнение целей и задач, которые ставятся банком в процессе разработки и проведения депозитной политики.

    Каждый из этапов формирования депозитной политики коммерческого  банка непосредственно связан с  остальными и является обязательным для формирования оптимальной депозитной политики и правильной организации депозитного процесса. В процессе разработки механизма депозитной политики банка принимают участие различные структурные подразделения банка.

    В контексте данного  вопроса также необходимо отметить, что важным фактором, определяющим ликвидность банка, является качество его депозитной базы. Критерием качества депозитов является их стабильность. Чем больше стабильная часть депозитов, тем выше ликвидность банка, поскольку в этой части аккумулированные ресурсы не покидают банк. Увеличение стабильной части депозитов снижает потребность банка в ликвидных активах, так как предполагает возобновляемость обязательств банка. Анализ состояния различных видов депозитов, проведенный зарубежными исследователями, показал, что наибольшей стабильностью обладают депозиты до востребования. Этот вид депозитов не зависит от уровня процентной ставки. Его принадлежность к тому или иному банку в большей мере обусловлена такими факторами, как: качество и быстрота обслуживания; надежность банка; разнообразие услуг, предлагаемых вкладчикам; близость расположения банка от клиента. Меньшей стабильностью, по данным обследования зарубежных исследователей, обладают остатки срочных и сберегательных депозитов. На их закрепленность за конкретным банком оказывает влияние уровень процентной ставки. Поэтому они подвержены миграции в случае определенных колебаний уровня депозитного процента, устанавливаемого разными банками [10].

     


     

     


     


     

     



     

     


     


     

     

     

     

    Рисунок 4 – Схема формирования депозитной политики коммерческого банка

     

    В завершение данного  вопроса необходимо отметить, что процентная политика является неотъемлемой частью формирования депозитной политики коммерческого банка. Это заключается в соблюдении ряда принципов, на которых должна базироваться оптимальная процентная политика банка. Среди них, в первую очередь, следует назвать принцип дифференциации процента в зависимости от срока хранения и размера сбережений, принцип «социальной» дифференциации процента по вкладам, принцип обеспечения рентабельности банковской деятельности и принцип сохранения и защиты сбережений вкладчиков. При формировании эффективной процентной и депозитной политики банка требуется сочетание всех этих принципов.

     

     

     

     

    1.2 Методы управления депозитными ресурсами банков второго уровня

     

    Управление банковскими  ресурсами представляет собой деятельность, связанную с привлечением денежных средств вкладчиков и других кредиторов, определением величины и соответствующей структуры источников денежных средств в тесной увязке с их размещением.

    Управление ресурсами  коммерческих банков можно условно разделить на два уровня: уровень государства и уровень самого коммерческого банка. При этом на каждом уровне используются как экономические, так и организационные методы. Сами же методы прямо либо косвенно воздействуют на величину ресурсов коммерческих банков.

    На уровне государства  управление ресурсами коммерческих банков происходит через разные учреждения, в основном через Национальный банк Казахстана с использованием различных инструментов.

    Предоставление Национальным банком Казахстана кредитов коммерческим банкам непосредственно влияет на величину их пассивов. При этом важное значение имеет процентная политика, проводимая Национальным банком Казахстана при межбанковском кредитовании. Ведь установленная Национальным банком Казахстана официальная учетная ставка выступает фактором регулирования спроса на межбанковский кредит. Хотя в ряде стран с развитой рыночной экономикой значение учетной ставки по сравнению с другими инструментами уменьшается, в Казахстане ее действенность обусловлена особенностями организации рынка банковских ресурсов — перепродажей ресурсов одними коммерческими банками (например, Народным банком) другим коммерческим банкам через Национальный банк Казахстана. Следует учитывать и тот факт, что часть кредитов Национального банка Казахстана связана с рефинансированием коммерческим банкам их активов.

    Другим инструментом, который использует Национальный банк Казахстана, являются операции на открытом рынке. Операции Национального банка Казахстана по купле-продаже государственных ценных бумаг увеличивают или снижают величину пассивов коммерческих банков. Следовательно, операции на открытом рынке служат, прежде всего, для регулирования спроса и предложения, но возможности Национального банка сравнительно невелики, поскольку в Казахстане отсутствует развитый рынок ценных бумаг и надлежащее оформление государственного долга.

    Установление экономических показателей  регулирования деятельности коммерческих банков непосредственно сказывается на величине их ресурсов. Минимальный размер уставного фонда не только прямо, но и косвенно влияет на величину собственного капитала коммерческого банка, поскольку образование других его фондов взаимосвязано с уставным фондом. Так, от величины уставного фонда зависят размер и порядок формирования резервного фонда, образуемого за счет отчислений из прибыли. Предельное соотношение между размером собственных средств коммерческого банка и суммой активов, взвешенных с учетом степени риска их потери, устанавливает относительную черту развертывания активных операций коммерческого банка, характеризует его платежеспособность.

    Обязательные резервы — часть  ресурсов коммерческих банков, внесенных  на беспроцентный счет в Национальном Банке Казахстана по его требованию. Это ограничивает возможности кредитования и депозитной эмиссии, обусловленной перечислением средств по счетам коммерческих банков.

    Обязательные резервы выполняют  также функцию страхования депозитов  и вкладов. Вместе с тем они, по сути, во многом представляют собой организационный метод регулирования ресурсов коммерческих банков.

    В регулировании ресурсов важное место отводится показателям  ликвидности коммерческого банка  и максимального размера риска  на одного заемщика. Соблюдение указанных показателей требует поддержания соответствия между сроками, на которые привлекаются и размещаются средства. При размещении ресурсов коммерческие банки исходят из степени кредитоспособности клиентов. При этом однако не исключаются возможность размещения ресурсов среди одного или нескольких заемщиков, а также случаи неплатежей одним или несколькими заемщиками. Избежать этого позволяют устанавливаемые Национальным банком Казахстана ограничения по выдаче кредитов одному заемщику.

    Указанные и другие инструменты  Национального банка Казахстана в сфере регулирования ресурсов коммерческих банков могут быть эффективными только в условиях тесной увязки их с налоговой политикой, действующим  законодательством. Например, высокие  ставки налогообложения прибыли уменьшают денежные средства, остающиеся в распоряжении коммерческого банка для выплаты дивидендов и собственного развития, а следовательно, негативно влияют на формирование не только собственного капитала, но и на операции по привлечению вкладов и депозитов.

    Изъятие ресурсов Национальным банком Казахстана для покрытия бюджетного дефицита влечет за собой уменьшение ресурсов у коммерческих банков, снижает  их заинтересованность в совершенствовании  работы по мобилизации временно свободных  средств предприятий, организаций и населения.

    Важная роль в управлении банковскими ресурсами принадлежит  самим коммерческим банкам. При этом им необходимо выполнять требования Национального банка Казахстана о соблюдении коммерческими банками  установленных экономических нормативов, а также проводить сбалансированную пассивную и активную политику.

    Для мобилизации временно свободных денежных средств и  превращения их в реальные кредитные  ресурсы коммерческие банки должны осуществлять мероприятия, которые  стимулировали бы привлечение вкладов и обеспечивали их сохранность.

    Информация о работе Управление депозитными ресурсами в Республике Казахстан