Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:14, дипломная работа
Оборотные средства, управление оборотными средствами, анализ эффективности использования оборотных средств.
Объектом исследования является управленческо - хозяйственная деятельность ООО «АльянсМаркет».
Предметом исследования является процесс управления формированием и использованием оборотного капитала ООО «АльянсМаркет».
Целью дипломного проекта является оценка процесса управления оборотным капиталом ООО «АльянсМаркет» и разработка направлений его совершенствования.
Введение ……………………………………………………………….…..…..4
1. Теоретические аспекты управления оборотными средствами организаций………………………………………………………………..….8
1.1. Сущность и структура оборотных средств организации ………….…...8
1.2. Система управления оборотными средствами: принципы и условия формирования………………………………………………………………....20
1.3. Методика анализа оборотных средств организации………….……….28
2. Оценка управления оборотными средствами
ООО «АльянсМаркет»…….………………………………………………..39
2.1. Организационно – экономическая характеристика
ООО «АльянсМаркет» ……………………………………….…………...….39
2.2. Анализ величины и структуры оборотных средств организации ...….52
2.3. Анализ эффективности использования оборотных средств
ООО «АльянсМаркет»…………………………………………………..……60
3. Обоснование мероприятий совершенствования системы управления оборотными средствами ООО «АльянсМаркет» ...……..67
3.1. Разработка политики управления оборотными средствами
ООО «АльянсМаркет»………………………………………………………..67
3.2. Использование факторинговых операций как инструмента сокращения
дебиторской задолженности ООО «АльянсМаркет» …….………..……...76
3.3. Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий ..94
Заключение ………………………………….………….……………………98
Список использованной литературы……………….….…………..……103
Таблица 16
Обобщенный
прогноз эффективности
Показатели |
Без использования факторинга |
С использованием факторинга |
Экономический эффект, руб. |
Общая сумма дебиторской задолженности, руб. |
10 994 000,00 |
10 994 000,00 |
1160996,4 - 850954,95 =
- 310041,45
|
Произведена частичная оплата продукции, руб. |
5 497 000,0 |
- | |
Получено 75,52 % оплаты от Фактора |
- |
8302668,80 | |
Потери от инфляции (при уровне 1,76 % в месяц) |
1160996,4 |
699269,82 | |
Расчет произведен полностью |
5 497 000,0 |
568409,15 | |
Оплата услуг по факторинговому обслуживанию |
- |
282545,80 | |
Общая сумма расходов с учетом инфляции |
1160996,4 |
850954,95 |
Приведенные данные сведем в таблицу 17 для оценки влияния предложенных мероприятий на результаты экономической деятельности анализируемого предприятия ООО «АльянсМаркет» в плановом периоде.
Таблица 17
Планируемые технико-экономические показатели деятельности ООО «АльянсМаркет»
№ п/п |
Наименование показателей |
Факт (данные 2010 года) |
План (данные 2011 года) |
Абс. изменение (+/-) |
Темп прироста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. |
357133,0 |
358537,0 |
1404 |
0,39 |
2 |
Полная себестоимость, тыс. руб. |
350546,0 |
346417,0 |
-4129 |
-1,18 |
3 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
6586,0 |
12120,0 |
5534 |
84,03 |
4 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
2652,0 |
8186,0 |
5534 |
208,67 |
5 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
4031,0 |
6807,0 |
2776 |
68,87 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
6 |
Материальные затраты, тыс. руб. |
297964,0 |
297964,0 |
0 |
0,00 |
7 |
Годовой фонд оплаты труда персонала, тыс. руб. |
27100,0 |
24278,0 |
-2822 |
-10,41 |
8 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
63,0 |
61,0 |
-2 |
-3,17 |
9 |
Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. |
100677,0 |
100677,0 |
0 |
0,00 |
10 |
Среднемесячная зарплата одного работника предприятия, тыс. руб. |
35,8 |
33,2 |
-2,6 |
-7,26 |
11 |
Производительность труда персонала, тыс. руб. |
5668,8 |
5877,7 |
208,9 |
3,69 |
12 |
Фондоемкость, коп./руб. |
28,2 |
28,1 |
-0,1 |
-0,35 |
13 |
Материалоемкость, коп./руб. |
83,4 |
83,1 |
-0,3 |
-0,36 |
14 |
Оборачиваемость оборотного капитала, раз |
7,9 |
7,9 |
0 |
0,00 |
15 |
Затратоемкость, коп./руб. |
98,2 |
96,6 |
-1,6 |
-1,63 |
16 |
Рентабельность продаж, % |
1,8 |
3,4 |
1,6 |
88,89 |
Приведем на рисунке 13 динамику прогнозного изменения основных экономических показателей, после внедрения инновационных процессов в деятельность ООО «АльянсМаркет».
Как видно из представленных
данных, внедрение мероприятий
Следовательно, предложенные инновации эффективны и экономически целесообразны для внедрения в работе предприятия ООО «АльянсМаркет», что графически отражено на рисунке 13.
Рис.13. Планируемые показатели реализации и финансового результата деятельности ООО «АльянсМаркет» на 2011 г. с учетом мероприятий совершенствования
Таким образом, расчетным путем обосновали эффективность предлагаемых к реализации инноваций для ООО «АльянсМаркет».
Заключение
По результатам исследования можно сделать следующие выводы.
1. Анализ различных точек зрения на экономическое содержание оборотного капитала показал, что наиболее полно отражающим специфику оборотного капитала было признано определение Казака А.Ю. у которого "Оборотный капитал - это денежное выражение всей совокупности текущих активов, представляющих собой часть имущества предприятия, используемых для обеспечения процесса производства и реализации продукции и для приращения доходов путем вложения в краткосрочные инструменты финансового рынка".
2. Считаем, что данное определение оборотного капитала учитывает влияние на процесс управления оборотным капиталом предприятий фондового рынка. Это влияние связано не только с появлением новых источников финансирования оборотного капитала (например, доход от эмиссии облигаций, акций), но и возникновением новых элементов оборотного капитала (например, краткосрочные финансовые вложения).
3. Было установлено, что управление оборотным капиталом включает:
- управление оборотными активами организации;
- определение потребности предприятия в оборотном капитале;
- выбор источников финансирования оборотного капитала.
Вся совокупность оборотных активов организации в зависимости от специфики их управления может быть разделена на три группы:
- материально-производственные запасы, включающие сырье и материалы, незавершенное производство, готовую продукцию и другие запасы;
- дебиторская задолженность;
- денежные средства.
4. В качестве комплексного критерия эффективности управления оборотным капиталом предлагаем использовать показатель финансового цикла. Финансовый цикл организации представляет собой время, в течение которого денежные средства, инвестированные в оборотные активы, отвлечены из оборота. Он равен сумме времени (периода) обращения запасов и времени (периода) обращения дебиторской задолженности, за вычетом времени (периода) обращения кредиторской задолженности. Величина данного показателя зависит от эффективности управления материально-производственными запасами организации, дебиторской и кредиторской задолженностью организации. В данном исследовании мы использовали показатель финансового цикла в качестве критерия при построении имитационной модели управления потребностью организации в оборотном капитале. Планируя составляющие финансового цикла, можно регулировать размер оборотного капитала организации.
5. В работе дополнена общепринятая
- по особенностям поступления финансовых ресурсов на предприятие (типичные источники и нетипичные источники финансирования)
- по форме, в которой финансовые ресурсы поступают в организацию (денежные, материальные, ценно-бумажные)
- по целевому признаку (направляемые непосредственно на финансирование элементов оборотного капитала, например, сырье, материалы, дебиторскую задолженность и направляемые на финансирование элементов, относящихся к оборотным активам в соответствии с положением по бухгалтерскому учету, например, краткосрочные финансовые вложения).
Предложено в качестве комплексного критерия эффективности управления оборотным капиталом использовать показатель финансового цикла организации, который характеризует оптимальность уровня материально-производственных запасов, соотношения дебиторской и кредиторской задолженности организации.
Уточнено понятие "качество дебиторской задолженности", характеризуемое системой показателей (удельный вес дебиторской задолженности в общем объеме оборотного капитала, соотношение между долгосрочной и краткосрочной задолженностью, продолжительность периода обращения дебиторской задолженности) и позволяющее регулировать движение денежных средств предприятия и уровень риска его неплатежеспособности.
6. В качестве политики финансирования оборотного капитала, наиболее применимой в современных условиях для большинства российских предприятий, предложена консервативная политика финансирования оборотного капитала предприятий, предполагающая, что часть несистемной потребности предприятия в оборотном капитале предприятие финансирует за счет долгосрочных источников финансирования.
7. Анализ эффективности управления оборотным капиталом был произведен на основе результатов анализа оборотного капитала ООО «АльянсМаркет» за 2008-2009 гг. На основании расчетных данных были сделаны следующие выводы:
- В 2010 г. коэффициент обеспеченности ООО «АльянсМаркет» собственными оборотными средствами врос на 0,10 (0,41-0,31), что говорит о том, что собственные оборотные средства ООО «АльянсМаркет» в общем объеме оборотных средств стали составлять 41 %.
- В 2010 г. запасы ООО «АльянсМаркет» формировались за счет собственных источников на 56 %, в то время как в 2009 г. величина собственных средств в формировании запасов составила 69 %, что находится в пределах рекомендуемых нормативных ограничений.
- Расчет показал, что в 2010 г. в ООО «АльянсМаркет» увеличилась величина чистых оборотных активов на 579 тыс. руб.
- Коэффициент закрепления оборотных активов в ООО «АльянсМаркет» снизилось в 2010 г. на 0,2 и составил 0,18., т.е в 2010 г. на один рубль оборотных активов ООО «АльянсМаркет» приходилось 0,18 руб. реализованной
- В 2010 г. за счет сокращения длительности одного оборота оборотных активов на 6 дней произошло высвобождение оборотных активов равное 1437,84 тыс. руб.
- Расчет показал, что в 2010 г. по сравнению с 2009 г. ускорение оборачиваемости оборотных активов положительным образом повлияло на приращение прибыли ООО «АльянсМаркет», данное влияние составило 402,21 тыс. руб.
8. Обобщая результаты анализа оборачиваемости оборотных активов ООО «АльянсМаркет» можно сделать вывод, что в 2010 г. организация увеличила скорость обращения оборотных активов, что положительным образом сказалось на финансовом результате деятельности ООО «АльянсМаркет».
9. Однако, были выявлены следующие недостатки систему управления оборотным капиталом ООО «АльянсМаркет»:
- отсутствие регламентированной
системы управления оборотным
капиталом. Управление в целом
носит стихийный и непостоянный
- отсутствие системы
10. Для устранения выявленных проблем системы управления оборотным капиталом ООО «АльянсМаркет» были приложены реализованы следующие направления совершенствования:
- Рекомендовано вменить обязанности по управлению оборотным капиталом начальнику планово – экономического отдела. Для этого необходимо издать соответствующий приказ по предприятию. Контроль за деятельность начальника планово – экономического отдела ООО «АльянсМаркет» в области управления оборотным капиталом будет осуществлять директор предприятия.
- Разработана система внутренних нормативных документов, закрепляющих методику управления оборотным капиталом. В рамках реализации данного направления разработаны:
- регламент по работе с дебиторской задолженностью контрагентов;
- положение по управлению временно свободными денежными средствами;
- положение об управлении запасами;
- регламент отбора платежей в условиях дефицита денежных средств;
- положение о составлении оперативного бюджета движения денежных средств.
Таким образом, цель исследования, сформированная в начале работы достигнута в полном объеме, все задачи решены.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые источники
Учебники, монографии
Информация о работе Управление оборотными средствами предприятия на примере ООО «АльянсМаркет»