Управление оборотными средствами предприятия на примере ООО «АльянсМаркет»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:14, дипломная работа

Описание

Оборотные средства, управление оборотными средствами, анализ эффективности использования оборотных средств.
Объектом исследования является управленческо - хозяйственная деятельность ООО «АльянсМаркет».
Предметом исследования является процесс управления формированием и использованием оборотного капитала ООО «АльянсМаркет».
Целью дипломного проекта является оценка процесса управления оборотным капиталом ООО «АльянсМаркет» и разработка направлений его совершенствования.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…..…..4
1. Теоретические аспекты управления оборотными средствами организаций………………………………………………………………..….8
1.1. Сущность и структура оборотных средств организации ………….…...8
1.2. Система управления оборотными средствами: принципы и условия формирования………………………………………………………………....20
1.3. Методика анализа оборотных средств организации………….……….28
2. Оценка управления оборотными средствами
ООО «АльянсМаркет»…….………………………………………………..39
2.1. Организационно – экономическая характеристика
ООО «АльянсМаркет» ……………………………………….…………...….39
2.2. Анализ величины и структуры оборотных средств организации ...….52
2.3. Анализ эффективности использования оборотных средств
ООО «АльянсМаркет»…………………………………………………..……60
3. Обоснование мероприятий совершенствования системы управления оборотными средствами ООО «АльянсМаркет» ...……..67
3.1. Разработка политики управления оборотными средствами
ООО «АльянсМаркет»………………………………………………………..67
3.2. Использование факторинговых операций как инструмента сокращения
дебиторской задолженности ООО «АльянсМаркет» …….………..……...76
3.3. Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий ..94
Заключение ………………………………….………….……………………98
Список использованной литературы……………….….…………..……103

Работа состоит из  1 файл

Диплом Шипков Михаил (правка).doc

— 723.50 Кб (Скачать документ)

 

На этом этапе специалисту, ответственному за работу с контрагентами, необходимо владеть информацией  относительно «параметров» задолженности (наименование контрагента, обязательство, из которого возникла задолженность, предмет договора, срок его исполнения), которые непосредственно используются при оформлении сопутствующих документов.

Разумно уже до наступления  даты оплаты по договору аккуратно  напомнить контрагенту о предстоящем платеже. Например, при встрече или в процессе переговоров спросить у него получил ли он счет с реквизитами для оплаты, проверен ли этот счет, включена ли организация в график платежей, есть ли желание получить специальные условия по скидкам для лояльных клиентов и т.д.

2. Переговоры с контрагентом.

В случае неоплаты задолженности  в сроки, предусмотренные договором, на следующий день после наступления срока платежа необходимо сделать звонок. В противном случае контрагент может подумать, что сумма задолженности для кредитора не важна, либо отсутствует соответствующий контроль за уровнем дебиторской задолженности.

На этом этапе важно  настойчиво напомнить контрагенту  о долге, указать об истечение сроков платежа, о сумме долга, о последствиях, которые могут возникнуть для него при несвоевременной оплате в соответствии с заключенным договором. При проведении переговоров особое внимание следует уделять психологическому моменту. У должника должно сформироваться убеждение о том, что у кредитора в распоряжении имеются все необходимые документы для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением, либо исковое заявление уже подготовлено и будет направлено в арбитражный суд по истечению определенного (минимального) промежутка времени.

Если в определенные сторонами сроки по результатам первого звонка сумма долга не была погашена, то прежде чем перейти к следующему этапу действий кредитору целесообразно в течение трех последующих дней сделать повторный звонок и уточнить, в связи с чем задолженность не была оплачена.

3. Подготовка и направление претензии.

Если должник не соблюдает  условия по оплате, следует перейти  к другому этапу, так называемому, досудебному порядку урегулирования спора, который заключается в урегулировании спорных вопросов между кредитором и должником до фактической передачи спора на рассмотрение в арбитражный суд.

Досудебный порядок  урегулирования спора применяется  в случаях, когда он установлен федеральным  законом для определенной категории споров, либо такой порядок предусмотрен договором, заключенным между кредитором и должником. В остальных случаях спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда и без соблюдения данного порядка.

На данном этапе кредитор подготавливает и предъявляет должнику претензионное письмо. Претензионное письмо – письменное обращение к должнику с требованием кредитора об уплате долга по денежному обязательству, о возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи, выполненной работы в определенный в претензии срок.

В свою очередь, должник может:

- ответить на претензионное  письмо, выразив свое согласие  с требованиями кредитора;

- отказаться от погашения  задолженности, не соглашаясь  с требованиями кредитора;

- вообще не дать  ответ на претензионное письмо  кредитора. 

При первом варианте развития событий должник может выйти с предложением к кредитору о подписании соглашения, регламентирующего порядок погашения дебиторской задолженности. Здесь кредитору целесообразно оценить насколько рискованно для него предоставление отсрочки платежа данному должнику, при этом могут учитываться следующие критерии:

- период работы с  должником; 

- период деятельности (существования) самого должника;

- объем накопленной  дебиторской задолженности; 

- финансовое положение  должника;

- случаи неисполнения  этим должником своих обязанностей ранее.

В случае нарушения должником  условий соглашения о порядке  оплаты долга, необходимо на следующий  день после истечения срока погашения  задолженности подготовить и направить в адрес должника повторное претензионное письмо, в котором указать окончательный срок погашения задолженности в добровольном порядке.

4. Подготовка иска.

Когда ООО «АльянсМаркет» становиться ясно, что в добровольном порядке со стороны должника задолженность погашена не будет, целесообразно перейти к следующему этапу и подготовить исковое заявление о взыскании задолженности в судебном порядке.

Иск – предъявленное  в суд для рассмотрения и разрешения в определенном процессуальном порядке материально-правовое требование одного лица к другому, вытекающее из спорного материально-правового отношения и основанное на определенных юридических фактах. Иск является процессуальным средством защиты нарушенного или оспоренного права, присущим исковой форме судопроизводства. В свою очередь, исковое заявление – это форма выражения иска, письменный документ, соответствующий предмету, основанию и содержанию иска, включающий сведения, предусмотренные законом.

5. Подача иска.

На следующей стадии, ООО «АльянсМаркет» должно подать исковое заявление в суд путем направления его по почтовому адресу соответствующего суда заказным письмом с уведомлением о вручении, либо путем непосредственного предъявления иска в канцелярию суда.

6. Судопроизводство.

Под судопроизводством  понимается процесс осуществления  мероприятий по взысканию ООО «АльянсМаркет» задолженности с дебитора в судебном порядке, то есть этот этап начинается с момента направления в суд искового заявления и заканчивается взысканием задолженности в судебном порядке.

В целях оптимизации  применения штрафов ООО «АльянсМаркет»  предлагается методика применения штрафных санкций, регламентирующая порядок шагов, при работе с контрагентами.

Шаг 1. На этапе заключения договора с контрагентом ООО «АльянсМаркет» проводит комплекс мероприятий, необходимых для установления надежности и платежеспособности потенциального контрагента.

Шаг 2. На основании данных о надежности контрагента ООО  «АльянсМаркет» присваивается кредитный рейтинг от А до Е, рейтинг А присваивается наиболее надежным, Е – наименее надежным (см. таблицу 13).

Таблица 13

Значение кредитных  рейтингов, предлагаемых для использования  в  ООО «АльянсМаркет»

Платежная дисциплина

Объем поставок (выполненных  СМР)

Просрочка

оплаты, дней

Рейтинг

Сумма реализации за год, руб.

Рейтинг

Больше 90

E

Больше 1 млн.

E

Меньше 90

D

Больше 7 млн.

D

Меньше 60

C

Больше 10 млн.

C

Меньше 30

B

Больше 50 млн.

B

0

A

Больше 100 млн.

A


 

Шаг 3. В зависимости  от присвоенного контрагенту кредитного рейтинга, в текст договора включается пункт о применении штрафных санкций в случае задержки выполнения работ, поставки товаров. Размер штрафов определяется в соответствии со шкалой штрафных санкций, приведенной в таблице 14.

Таблица 14

Шкала штрафных санкций предлагаемых для  использования  в  ООО «АльянсМаркет», пени в долях от суммы

 

0 дн.

0-30 дн.

30-60 дн.

60-90 дн.

Свыше 90 дн.

А

0

0

0

0

0

В

0

0,01

0,02

0,03

0,04

С

0

0,02

0,03

0,04

0,05

D

0

0,03

0,04

0,05

0,06

Е

индивидуально

индивидуально

индивидуально

индивидуально

индивидуально


 

Таким образом, например, для организации с кредитным  рейтингом С, в тексте договора предусматриваются штрафные санкции при задержке платежа или выполнении работ, поставки товаров следующим образом:

- при задержке от 0 до 30 дней - 0,02% от просроченной суммы  за каждый день просрочки;

- при задержке от 30 до 60 дней – 0,03% от просроченной суммы за каждый день просрочки;

- при задержке от 60 до 90 дней – 0,04% от просроченной  суммы за каждый день просрочки;

- при задержке свыше  90 дней – 0,05% от просроченной  суммы за каждый день просрочки;

Шаг 4. В процессе текущей работы с контрагентами постоянно проводится мониторинг существующей дебиторской задолженности на предмет нарушения сроков исполнения обязательств.

Шаг 5. В случае выявления  случаев задержки платежа, выполнения работ или поставки товаров на просроченную сумму производится расчет штрафных санкций. Так, например, в случае если контрагент с кредитным рейтингом С производит задержку поставки предоплаченного товара, суммой 1.000.000 рублей на срок 30 дней, размер штрафов рассчитывается следующим образом: 1.000.000 * 0,02% * 30 = 6.000 рублей.

Шаг 6. Производится уведомление  контрагента о начислении штрафных санкций. В случае дальнейшего нарушения  условий договора по истечении 60 дней производится пересчет штрафов, в соответствии со шкалой штрафных санкций. Так, например, в случае если тот же контрагент с кредитным рейтингом С производит задержку поставки предоплаченного товара, суммой 1.000.000 рублей на срок 60 дней, размер штрафов пересчитывается следующим образом: 1.000.000 * 0,03% * 60 = 18.000 рублей.

Шаг 7. Производится повторное уведомление контрагента о начислении штрафных санкций. В случае дальнейшего нарушения условий договора по истечении 90 дней производится пересчет штрафов, в соответствии со шкалой штрафных санкций. Так, например, в случае если тот же контрагент с кредитным рейтингом С производит задержку поставки предоплаченного товара, суммой 1.000.000 рублей на срок 90 дней, размер штрафов пересчитывается следующим образом:

1.000.000 * 0,04% * 90 = 36.000 рублей.

Аналогичным образом  производится пересчет штрафов по истечении 90 дней.

Шаг 8. Контрагенту направляется претензия, проводится комплекс мероприятий, направленных на предарбитражное урегулирование ситуации. В случае отказа дебитора погасить образовавшуюся задолженность направляется иск в Арбитражный суд о взыскании суммы основного долга и начисленных штрафных санкций.

Кроме вышеуказанных  штрафных санкций приказом руководителя ООО «АльянсМаркет»  целесообразно ввести персональную ответственность должностных лиц, инициировавших заключение договора с «ненадежными» контрагентами, повлекшее возникновение просроченной или безнадежной для взыскания задолженности. Для этого необходимо закрепить ответственность сотрудников организации в регламенте управления дебиторской задолженностью.

Таким образом, реализация данных мероприятий позволить организовать эффективную систему управления оборотным капиталом в ООО «АльянсМаркет», а, следовательно, и повысить эффективность его использования.

 

3.2. Использование факторинговых  операций как инструмента сокращения дебиторской задолженности  ООО «АльянсМаркет»

 

В настоящее время  в России факторинговые операции регулируются главой 43 Гражданского кодекса РФ "Финансирование под уступку денежного требования". Согласно ст. 824 ГК РФ "по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование". В качестве финансового агента может выступать банк, кредитная организация или коммерческая организация со специальной лицензией.

Факторинг - это покупка банком или специализированной компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение.17 Факторинговые операции подразделяются:

- на внутренние, если поставщик, покупатель и фактор-фирма находятся в одной стране, и международные, если какая-либо из трех сторон находится в другом государстве;

- открытые, если должник уведомлен об участии в сделке факторинговой компании, и закрытые (конфиденциальные);

- с правом регресса, т. е. с правом требования к поставщику вернуть выплаченную сумму или оплатить непогашенную задолженность, и без права регресса;

- с кредитованием поставщика в форме предварительной оплаты или оплаты требований к определенной дате.18

Основные виды факторинга, используемые в деятельности предприятий обобщены в Приложении В.

Таким образом, существующее большое  количество видов факторинга и механизмов его осуществления, дают возможность предприятиям широко использовать данный инструмент в увеличении эффективности своей финансово – экономической деятельности.

В связи с тем, что  ООО «АльянсМаркет» является крупной строительной компанией, особое значение при работе с оборотными средствами играет повышение эффективности управления дебиторской задолженностью. Так, проведенный ранее анализ финансово – хозяйственной деятельности ООО «АльянсМаркет» выявил, что 2010 г. сопровождался существенным ростом дебиторской задолженности, в частности её значение увеличилось с 4726 тыс. руб. в начале года до 10994 тыс. руб. в конце года, т.е. рост дебиторской задолженности составил 6268 тыс. руб. В связи со сложившейся тенденцией, в качестве совершенствования управления дебиторской задолженностью предложим внедрение в практику управления дебиторской задолженности использование инструментов факторинга.

Информация о работе Управление оборотными средствами предприятия на примере ООО «АльянсМаркет»