Управление оборотными средствами предприятия на примере ООО «АльянсМаркет»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:14, дипломная работа

Описание

Оборотные средства, управление оборотными средствами, анализ эффективности использования оборотных средств.
Объектом исследования является управленческо - хозяйственная деятельность ООО «АльянсМаркет».
Предметом исследования является процесс управления формированием и использованием оборотного капитала ООО «АльянсМаркет».
Целью дипломного проекта является оценка процесса управления оборотным капиталом ООО «АльянсМаркет» и разработка направлений его совершенствования.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…..…..4
1. Теоретические аспекты управления оборотными средствами организаций………………………………………………………………..….8
1.1. Сущность и структура оборотных средств организации ………….…...8
1.2. Система управления оборотными средствами: принципы и условия формирования………………………………………………………………....20
1.3. Методика анализа оборотных средств организации………….……….28
2. Оценка управления оборотными средствами
ООО «АльянсМаркет»…….………………………………………………..39
2.1. Организационно – экономическая характеристика
ООО «АльянсМаркет» ……………………………………….…………...….39
2.2. Анализ величины и структуры оборотных средств организации ...….52
2.3. Анализ эффективности использования оборотных средств
ООО «АльянсМаркет»…………………………………………………..……60
3. Обоснование мероприятий совершенствования системы управления оборотными средствами ООО «АльянсМаркет» ...……..67
3.1. Разработка политики управления оборотными средствами
ООО «АльянсМаркет»………………………………………………………..67
3.2. Использование факторинговых операций как инструмента сокращения
дебиторской задолженности ООО «АльянсМаркет» …….………..……...76
3.3. Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий ..94
Заключение ………………………………….………….……………………98
Список использованной литературы……………….….…………..……103

Работа состоит из  1 файл

Диплом Шипков Михаил (правка).doc

— 723.50 Кб (Скачать документ)

 

Возможные варианты аналитических  задач и их условные обозначения, представленные в таблице 5 выглядят следующим образом:

О – организует аналитическую  работу;

М - обеспечивает методическое руководство;

И - подготавливает необходимую  информационную базу;

Р – проводит аналитические  расчеты;

П - формирует проблематику для проведения анализа;

А – оформляет аналитические  расчеты;

Д – другие аналитические  задачи.

Таким образом, из таблицы 5 видно, что основными обязанностями  сотрудников экономического отдела ООО «АльянсМаркет» является формирование проблематики для проведения анализа, проведение аналитических расчетов, оформление аналитических расчетов.

Оценка организации  аналитической работы в ООО «АльянсМаркет» выявила следующие недостатки:

1) Аналитическую работы  в ООО «АльянсМаркет» возглавляет зам. директора по финансовым вопросам. В то время, как, являясь достаточно крупным предприятием, ООО «АльянсМаркет»  не имеет в своей структуре отдельного структурного подразделения – аналитической службы. Таким образом, аналитические данные носят разрозненный характер и аккумулируются только в функциональных подразделениях, ответственных  за те или иные  показатели.

2) На предприятии аналитическая  работа автоматизирована по отдельным  направлениям, однако, отсутствует  единая база, способная обрабатывать  информацию по всем направлениям деятельности  предприятия и формировать прогнозную модель развития предприятия на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Преимуществами существующей системы аналитической работы в  ООО «АльянсМаркет»  являются:

1) Проведение аналитических работ по всем основным видам экономического  анализа.

2) Ежеквартальный период  проведения аналитических работ,  позволяющий выявить тенденции  и скорректировать возможные  отклонения от запланированных  показателей.

3) Проведение не только  ретроспективного (итогового) экономического анализа, но и осуществление перспективного анализа, позволяющего руководству ООО «АльянсМаркет»  планировать показатели развития организации.

4) Гибкость при выборе  форм предоставления результатов  анализа, т.е. форма выбирается в зависимости от цели анализа и тех конечных результатов, которые желает получить руководство.

5) Одним из главных  преимуществ существующей в   ООО «АльянсМаркет» системы экономического анализа является то, что руководство и работники организации считают экономический анализ объективной необходимостью, обеспечивающей эффективность деятельности.

Изучив общие вопросы  функционирования ООО «АльянсМаркет» рассмотрим основные экономические показатели, характеризующие деятельность организации (см. таблицу 6).

На основании анализа  основных экономических показателей  деятельности ООО «АльянсМаркет» можно сделать следующие основные выводы:

-  в 2010 г. общий  объем реализации вырос на 12742 тыс. руб. (17, 33%) и составил 86270  тыс. руб., при этом рост себестоимости составил 13393 тыс. руб. (21,66 %). Данный факт можно охарактеризовать отрицательно, так как темп роста себестоимости выше темпа рост выручки от реализации, а это негативным образом сказывается на размере валовой прибыли организации, которая в 2010 г. сократилась на 929 тыс. руб.;

- рост коммерческих  расходов в 2010 г. составил 348 тыс.  руб., что также уменьшило финансовые результат – прибыль от продаж на 999 тыс. руб.;

- 2010 г. сопровождался  ростом прочих доходов на 98 тыс.  руб. и сокращением прочих расходов на 2 тыс. руб., доходы от участи в других организациях фактически не изменились и их доля по – прежнему мала и не может оказать существенного влияния на финансовые результаты деятельности предприятия;

Таблица 6

Анализ объемов  продаж и прибыли в ООО «АльянсМаркет»  в 2009 - 2010 гг., тыс. руб.

Показатель

наименование

2009 г., тыс. руб.

2010 г., тыс. руб.

Абс.

Изменение (+,-), тыс. руб.

Темп роста, %

1

2

3

4

5

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом  налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

73528

86270

12742

17,33

Себестоимость проданных товаров,

продукции, работ, услуг

61837

75230

13393

21,66

Валовая прибыль 

11969

11040

-929

-7,76

Коммерческие расходы 

2943

3291

348

11,82

Прибыль (убыток) от продаж 

8748

7749

-999

-11,42

Доходы от участия  в других

организациях 

7

8

1

14,29

Прочие доходы 

217

315

98

45,16

Прочие расходы 

1544

1542

-2

-0,13

Прибыль (убыток) до налогообложения

7428

6530

-898

-12,09

Текущий налог на прибыль 

2608

2211

-397

-15,22

Чистая прибыль (убыток) отчётного 

периода

4602

4180

-422

-9,17


 

- прибыль до налогообложения  в 2009 – 2010 гг. составила 7428 тыс.  руб. и 6530 тыс. руб. соответственно, сокращение налогооблагаемой прибыли составило 898 тыс. руб., текущий налог на прибыль сократился на 397 тыс. руб. и составил в 2010 г. 2211 тыс. руб.

- чистая прибыль 2010 г. составила 4180 тыс. руб.,  что  меньше чистой прибыли 2009 г.  на 422 тыс. руб., сокращение чистой прибыли было вызвано, в основном, ростом себестоимости продукции и коммерческих расходов предприятия.

Графически динамика показателей деятельности ООО «АльянсМаркет» представлена на рисунке 7.

 

Рис. 7.  Динамика основных экономических показателей деятельности

ООО «АльянсМаркет» в 2009 - 2010 гг.

 

Не смотря на небольшое  снижение финансовых показателей деятельности, ООО «АльянсМаркет» является динамически развивающимся предприятием строительной отрасли. Проводя дальнейшее исследование деятельности ООО «АльянсМаркет» произведем расчет показателей рентабельности. Расчет показателей рентабельности дает возможность произвести оценку эффективности финансово – хозяйственной деятельности организации.

Информационной основой  осуществления анализа показателей рентабельности послужил Отчет о прибылях и убытках, ф. 2 за 2009-2010 гг. Расчет коэффициентов рентабельности представим в виде таблицы 7.

Таблица 7

Анализ показателей рентабельности ООО «АльянсМаркет»  в 2009 - 2010 гг., %

№ п/п

Наименование показателя

Способ расчета

Период

Абс. изменение (+,-)

Темп прироста, %

2009 г.

2010 г.

1

2

3

4

5

6

7

1

Рентабельность продаж

R1= стр. 050 (ф.2)/ стр. 010 (ф.2) х 100%

8748/73528

= 11,89

7749/86270 = 8,98

-2,91

-24,47

2

Чистая 

рентабельность

R3= стр.190 (ф.2)/ стр. 010 (ф.2) х 100%

4602/73528

= 6,26

4180/86270

= 4,84

-1,42

-22,68

3

Экономическая рентабельность

R4= стр.190 (ф.2)/ стр. 300 (ф.1) х 100%

4602/36664

= 12,55

4180/38117

=  10,96

-1,59

-12,67

4

Рентабельность собственного

капитала

R5= стр. 190 (ф.2)/ стр. 490 (ф.1) х 100%

4602/26310

= 17,49

4180/27960

= 14,95

-2,54

-14,52


 

Проведенный анализ показателей  рентабельности выявил следующие основные тенденции:

- тенденцией 2010 г. является  снижение рентабельности продаж  с 11,89 % в 2009 г. до 8,98 % в 2010 г. Данный показатель говорит о том, что в 2010 г. на один рубль выручки от продаж приходилось 0,898 руб. прибыли от продаж;

- рентабельность по  чистой прибыли в 2010 г. снизилась  на 1,42 % и составила 4,84 %, т.е. на один рубль выручки от реализации в 2010 г. приходилось 0,484 руб. чистой прибыли;

- следует отметить  снижение экономической рентабельности, которая характеризует экономическую  эффективность деятельности ООО  «АльянсМаркет». В то время как в 2009 г. данный показатель составлял 12,55 %, в концу 2010 г. его значение снизилось до  10,96  %;

- показатель рентабельности  собственного капитала в 2010 г.  также имел тенденцию к снижению  в  14,52  % и концу 2009 г. составил 14,95 %.

Для наглядности представим динамику коэффициентов рентабельности на рисунке 8.

Рис. 8. Динамика показателей рентабельности в ООО «АльянсМаркет» в 2009 - 2010 гг., %

 

Таким образом, тенденцией 2010 г. явилось снижение всех показателей  рентабельности, однако их значение по-прежнему остается на достаточно высоком уровне и характеризует деятельность ООО «АльянсМаркет» как эффективную.

Обзор организационно –  экономической характеристики ООО «АльянсМаркет» позволяет сделать вывод, что предприятие является достаточно крупным, стабильно работающим на строительном рынке г. Ярославля и области. Аналитическая работа на предприятии находится на среднем уровне и требует осуществления мероприятий модернизации и совершенствования.

 

2.2. Анализ величины  и структуры оборотных средств  организации

 

На первоначальном этапе анализа проведем анализ видовой структуры оборотного капитала и имущества ООО «АльянсМаркет» (см. таблицу 8)

Таблица  8

Структурно – динамический анализ оборотных активов  ООО «АльянсМаркет» за  2009 – 2010 гг., тыс. руб.

 

 

 

 

 

Виды оборотных активов

 

Сумма, тыс. руб.

 

Удельный вес, %

 

Изменения

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

абсол-ютное, тыс. руб.

темп прироста, %

структу-ры

в % к изменению имущества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Оборотные активы

15002

17261

40,92

45,28

2259

15,06

4,36

155,47

1.1

Материальные

оборотные активы

8832

10830

24,09

28,41

1998

22,62

4,43

137,51

1.2

Дебиторская задолженность

4978

4639

13,58

12,17

- 339

-6,81

- 1,41

-23,33

1.3

Краткосрочные

финансовые вложения

20

13

0,05

0,03

- 7

-35,0

- 0,02

-0,48

1.4

Денежные средства

1172

1779

3,20

4,67

607

51,79

1,47

41,78

Всего имущества

36664

38117

100,00

100,00

1453

3,96

0,00

100,00


 

За анализируемый период 2009 - 2010 гг. имущество предприятия  увеличилось на 1453 тыс. руб., что в целом свидетельствует об увеличении производственных возможностей предприятия, при этом увеличение произошло полностью за счет оборотных активов, которые возросли на 2259 тыс. руб., а внеоборотные активы уменьшились на 806 тыс. руб., что снизило общий рост активов предприятия.

Такие изменения в  составе имущества привели к изменению в структуре активов. За отчетный период удельный вес оборотных активов возрос с 40,92 % до 45,28%  (или на 4,36 %), что явилось результатом перераспределения имущества от внеоборотных к оборотным активам. Увеличение доли оборотных активов свидетельствует об ускорении оборачиваемости имущества предприятия, общее увеличение размера оборотных активов вызвано разнонаправленными изменениями их элементов. Наибольший рост характерен для материальных оборотных активов, которые за анализируемый период выросли на 1998 тыс. руб. Положительные изменения произошли и с денежными средствами, которые увеличились на 607 тыс. руб.

Отрицательной оценки заслуживают  изменения в составе дебиторской  задолженности и краткосрочных  финансовых вложений: они сократились на 339,7 тыс. руб. Такие абсолютные изменения вызвали структурные сдвиги в составе оборотных активов. В них наибольший удельный вес занимают материальные оборотные активы, доля которых возросла на 4,43 %. Зафиксировано также увеличение на 1,47 % денежных средств, при этом удельный вес дебиторской задолженности и финансовых вложений снизился на 1,43 п.п., что говорит о закреплении значительной части оборотных средств в наименее ликвидной форме. Анализ причин снижения внеоборотных активов показывает, что наибольшее их уменьшение произошло за счет основных средств и незавершенного строительства. В целом эти два элемента привели к снижению внеоборотных активов на 806 тыс. руб. Как следствие такие абсолютные изменения привели к уменьшению удельных весов всех элементов внеоборотных активов в составе имущества.

Наибольшее снижение характерно для основных средств, доля которых снизилась на 3,54 %. Долгосрочные финансовые вложения за отчетный период не изменились. Однако с учетом снижения краткосрочных финансовых вложений следует подчеркнуть, что доля финансовых инвестиций предприятия заметно уменьшилась в отчетном году. Подводя итог, можно сказать, что серьезных изменений в структуре имущества предприятия за отчетный период не произошло.

Далее рассмотрим структуру источников формирования оборотного капитала ООО «АльянсМаркет» (см. таблицу 9).

Таблица 9

Оценка структуры источников формирования оборотного капитала 

Информация о работе Управление оборотными средствами предприятия на примере ООО «АльянсМаркет»