Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:12, курсовая работа
Цель исследования – разработка программы коррекционных занятий к уроку СБО на основе социокультурного подхода, включающая следующие педагогические условия:
- наполняемость классов;
- современные требования к организации быта с учетом конкретной ситуации ребенка с умственной отсталостью (город, поселок);
- различные модификации бытовых предметов, дидактического материала, наглядных пособий;
- реальное оборудование, приспособления, раздаточный материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект для учителя);
- зональность кабинета СБО.
Введение…………………………………………………………………….4
Теоретическое исследование проблемы социализации подростков ……………………………………………………………………………7
Проблема социализации личности в современном социально-педагогическом знании………………….…………………………..….7
Урок « Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы…………………………………17
Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока «Социально-бытовая ориентировка»………………………………… ……………35
Обоснование базы, выборки экспериментального исследования....35
Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….. 40
Обучающий эксперимент………………………………………….…61
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования…………..77
Заключение………………………………………………………………...89
Список использованной литературы…………………………...
19 Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Характеристика общения умственно отсталых лиц, находящихся в психоневрологических домах-интернатах //Дефектология. 1987. № 3. С.26-30.
20 Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997.
21 Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействия //учеб. пособ./Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999.
22 Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М., Институт практической психологии, 1997.-365 с.
23 Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.
24 Занков Л.В. О коррекционно-воспитательной работе в специальных школах /Учебно - воспитательная работа в специальной школе. М.: Учпедгиз, 1944. Вып. 1. С.3-14.
25 Трубачева Т.Т., Семенайт Н А. К вопросу об изменении структуры и содержания обучения детей с нарушением интеллекта //Дефектология. 1998. №4. С.38-40.
26 Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей /Под ред. М.Н. Перовой. М„ 1984. С.82-85.
27 Парыгин Б Д. Социальная психология. СПб., 1999. С. 126-180.
28 Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М..ВЛАДОС 1995. С. 194-238.
29 Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М., 1997.
30 Белкин А.С., Жукова Н.К. Витагенное образование; голографический подход. - Екатеринбург, 1999.
31 Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н /Д., 1999. С.397-422.
32 Стернина Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития //Дефектология. 1988. № 3. С.8-15.
33 Намазбаева Ж.И. Эмоции и переживания у умственно отсталых школьников //Совершенствование коррекционной работы с аномальными детьми./Отв. ред. Намазбаева Ж.И. Алма - Ата, 1989. С.62-66.
34 Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания /Под ред. В.А. Сластенина. М., 2000.
35 Щербакова А.М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы //Дефектология. 1996. № 4. С.24-27.
36 Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М., 1997.
37 Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»/Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
38 Юдилевич А.Я. Инновационное обучение во вспомогательной школе //Дефектология. 1996. № 2. С. 17-23.
39 Петрова В.Г., Белякова И В. К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием //Дефектология. 1995. №2. С. 19-26.
40 Хоружая М.Н. Особенности усвоения нравственных понятий учащимися вспомогательной школы //Седьмая научная сессия по дефектологии. М., 1975. С.477-478.
41 Кожалиева Ч.Б. О возрастной динамике образа «я» у умственно отсталых подростков //Дефектология. 1997. № 4 .С.36-42.
42 Намазбаева Ж.И. Некоторые вопросы изучения личности умственно отсталого ребенка //Дефектология. 1982. № 6. С.24-29.
43 Гордиенко Е.А. Некоторые психолого - педагогические аспекты взаимоотношений умственно отсталых учащихся в коллективе //Дефектология. 1981. №5.С.14-19.
44 Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М.: НПО «Образование», 1995. - 400 с.
45 Алексеева Е.Д. Наш проблемный подросток. - М., 1998.
46 Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования общекультурных норм поведения умственно отсталыми подростками //Дефектология. 1998. № 5. С.46-53.
47 Цукерман И.В. Проблема социализации выпускников специальных школ для детей с нарушением интеллекта //Дефектология. 1998. № 1. С.42-46.
48 Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред. Ж.И. Шиф. М.: Просвещение, 1965.
49 Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе /Под ред. Г.М. Дульнева. М., 1971.
50 Карпова Г.А. Педагогическая диагностика воспитанности и ценностных ориентаций школьников: Метод. Рекомендации /Урал. Гос. пед. университет. Екатеринбург,!997.-30 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Содержание коррекционных занятий урока СБО по теме «Учреждения, организации, предприятия».
9 класс. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия (6 часов)
Тема 1 Кем быть?
Задачи:
- выявить знания детей о профессиях, развести понятия «профессия» и «специальность»;
- способствовать умению размышлять по вопросу профориентации. Содержание работы.
1) Беседа о понятиях «профессия, специальность, профессии промышленных и сельскохозяйственных предприятий» на основе наглядного пособия «В мире профессий».
2) Знакомство с таблицей «Меню профессий».
3) Игровые профориентационные упражнения (ИПУ №3) «Профессия на букву ...» (приложение Б).
4) Практическая работа по карточкам «Выбери профессий» через индивидуальную деятельность учащегося.
Тема 2 Профессии промышленных предприятий. Задачи:
- уточнить знания по объектам социального окружения (промышленными предприятиями) города;
- выявить список рабочих специальностей и содержание этих специальностей через типы профессий «Человек-Техника»;
- помочь в осознании специфических моментов определенной профессиональной направленности.
Содержание работы.
1) Игровой тест «Классификация» - с помощью сюжетных картин провести классификацию промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
2) Работа с пособием «Типы профессий» (приложение В).
3) Игровые профориентационные упражнения (ИПУ) №2 «Подарок».
4) Практическая работа - начать оформление таблицы в рабочей тетради «Типы профессий», раздел «Человек - Техника».
Тема 3 Профессии сельскохозяйственных предприятий. Задачи:
- уточнить представления о различных сторонах профессий сельскохозяйственных предприятий (тип профессий «Человек — Природа»), уметь адекватно в них ориентироваться;
- познакомить с различными характерными особенностями привлекательности профессий по типу «Человек-Природа».
Содержание работы.
1) Беседа по картине «Деревенские будни». Заполнение второго раздела таблицы в рабочей тетради «Типы профессий» - «Человек - Природа».
2) Знакомство с дневником «Привлекательные стороны профессий».
3) ИПУ №4 «Самая -самая...».
4) Практическая работа: мини-сочинение на заданную тему «Я могу украсить город» на основе разбора профессии озеленителя /работа с деформированным текстом для слабой подгруппы/.
Тема 4 Учреждения и организации службы быта города .Задачи:
- познакомить с объектами службы быта города;
- уточнить список рабочих специальностей и содержание этих специальностей через типы профессий «Человек - Человек»;
- выявить характерные личностные особенности, предъявляемые к определенной профессиональной деятельности в системе «Человек-Человек». Содержание работы.
1) Игра - шутка «Кто что потерял» - подобрать различные атрибуты к названиям определенных профессий.
2) Работа с пособием «Типы профессий» по заполнению третьего раздела таблицы в рабочей тетради. Замена называния профессии определенным символом (учитель -книга, водитель - машина и т.д.)
3) ИТТУ № 9 «Походка».
4) Деловая игра «Давайте познакомимся». Цель - уметь фиксировать внимание на проявлении внешних и внутренних профессиональных качеств определенной личности.
5) Творческая работа в дневнике самоучета «Мой портрет в лучах солнца».
Тема 5 Учреждения и организации службы быта (продолжение)
Задачи:
- продолжить работу по данной теме с дальнейшей реализацией намеченных задач.
Содержание работы.
1) Обращение к художественной литературе. В.В. Маяковский «Кем быть?». Цель - выявление положительных черт личности для профессиональной пригодности на основе изложенных примеров текста.
2) Ролевое проигрывание конфликта с позитивным решением по предложенным ситуациям (педагог-учащийся, учащийся - учащийся).
3) Практическая деятельность в рабочей тетради - заполнение анкеты «Кем быть - каким быть?».
Тема 6 Мир профессий. Задачи:
- закрепить знания и умения по пройденному разделу;
- развивать способность к составлению профессиограммы.
- умение проводить самоанализ к профессиональной деятельности. Содержание работы.
1) Игровой тест «Четвертый лишний». Цель - на основе заполненной рабочей таблицы в тетради «Типы профессий» выполнить задание по карточкам на выделение лишнего названия профессий.
2) ИПУ № 6 «День из жизни».
3) Коллективная работа. Составление паспорта выбранной профессии на основе предложенных таблиц: «Меню профессий», «Привлекательные стороны профессий», «Личностные качества». Оформление паспорта. Чтение паспорта. Анализ.
4) Практическая работа в тетради. Заполни анкету:
а) выбрал ли ты свою будущую профессию, назови;
б) если не выбрал, то какие профессии тебе нравятся, напиши;
в) что ты думаешь делать после окончания школы: - буду работать; - попробую поступить в колледж; - не знаю;
г) что ты делаешь для подготовки себя к будущей профессии: - не готовлюсь; - частично готовлюсь; - хочу что-нибудь делать, но не знаю, с чего начать.
5) Итог работы по всему разделу.
8 класс. Учреждения и организации города (7часов) Тема 1 Управленческие организации города. Задачи:
- познакомить с понятиями: управление, департамент, социальная служба, правовая служба. Выяснить содержание этих понятий по аналогии «семья - город»;
- проводить анализ жизненных ситуаций;
- способствовать развитию самопознания.
Содержание работы.
1) Коллективный портрет школьной семьи. Социальная роль каждого ее члена.
2) Работа по схеме «Управленческие организации города». Выяснение структуры и функционального назначения каждого блока: Департамент по социальной защите, Департамент по науке и образованию, Департамент по правовой защите, Департамент по жилищным вопросам (выбор ограничен осознанно). Называние специальностей и определение значимости личностных качеств для данного профиля специалистов на основе таблицы «Профессиональные качества личности».
3) Анализ проблемных ситуаций. Предлагается выполнение заданий по карточкам «Закончи предложение».
а) Сергею Иванову назначена пенсия по инвалидности и он пошел...
б) Девятиклассник Саша закончил коррекционную школу и решил учиться дальше. Он обратился...
в) Перед инвалидом детства встала проблема при получении жилья и он обратился ...
4) Практическая работа в тетради. «Путаница»- из двух столбиков словосочетаний составить единое целое.
Департамент по науке...- оказать социальную помощь.
Департамент по соц. защите...- помощь в дальнейшем обучении.
Департамент по правовой защите...- окажет помощь в жилищном вопросе.
Департамент по жилью...- гражданские права
Тема 2 Департамент по образованию и науке. Задачи:
- уточнить знания детей по Закону Республике Казахстан «Об образовании»;
- выяснить возможные пути выбора профессии через расширение представлений учащихся о колледжах;
- развивать умение оценивать друг друга по внешним качествам. Содержание работы.
1) Работа с Законом «Об образовании» по содержанию ст. 20 о профессиональном образовании: беседа - диалог о правах и обязанностях в получении образования, значимость данного Закона.
2) Работа с пособием «Пути выбора профессии» по двух направлениям:
а) зарисовка схемы в тетради с целью формирования потребности у подростка дальнейшего получения образования для расширения возможности выбора профессии;
б) познакомить со списком специальностей, получаемых в колледже на примере паспорта профессий; самостоятельное чтение паспорта вслух учащимися, выделить основные качества профессии.
3) ИЛУ № 8 «Кто есть кто?»
4) Творческая деятельность учащихся «Угадай слово». Задание оформлено на доске, работа выполняется самостоятельно в тетради. Предлагается ответить на три вопроса, первая буква отгадки вносится в пустую клетку, изображенную на доске:
а) назови одним словом - повар, слесарь, озеленитель (профессии); - «П»
б) подбери синоним к слову работа (труд) - «Т»
в) тип учебного заведения (колледж) - «К»
Тема 3 Департамент по социальной защите Задачи:
- уточнить знания детей об основных статьях Закона РК «О социальной защите инвалидов» и Семейного кодекса Республики Казахстан;
- расширить представления о деятельности городского отдела по социальной защите и его специалистов;
Информация о работе Анализ результатов констатирующего эксперимента