Анализ результатов констатирующего эксперимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования – разработка программы коррекционных занятий к уроку СБО на основе социокультурного подхода, включающая следующие педагогические условия:
- наполняемость классов;
- современные требования к организации быта с учетом конкретной ситуации ребенка с умственной отсталостью (город, поселок);
- различные модификации бытовых предметов, дидактического материала, наглядных пособий;
- реальное оборудование, приспособления, раздаточный материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект для учителя);
- зональность кабинета СБО.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Теоретическое исследование проблемы социализации подростков ……………………………………………………………………………7
Проблема социализации личности в современном социально-педагогическом знании………………….…………………………..….7
Урок « Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы…………………………………17
Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока «Социально-бытовая ориентировка»………………………………… ……………35
Обоснование базы, выборки экспериментального исследования....35

Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….. 40
Обучающий эксперимент………………………………………….…61
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования…………..77
Заключение………………………………………………………………...89
Список использованной литературы…………………………...

Работа состоит из  1 файл

ПРАВ.ГОТОВАЯ СБО 2.docx

— 337.81 Кб (Скачать документ)

- уметь использовать различные словесные формы обращения с просьбой выражения, извинения, благодарности;

- формировать позицию осмысления личностной значимости. Содержание работы.

1) ИПУ №12 «А вот и Я».

2) Работа по схеме «Управленческие организации города». Выделение департамента по социальным вопросам, зарисовка в тетради его основных отделов (оформление таблицы).

3) Ролевое проигрывание жизненных ситуаций. Цель - определить отдел городской социальной службы по решению определенной проблемы. Выразить свою просьбу в словесной форме (в качестве руководителя отдела выступает педагог).

4) Зафиксировать в тетради номера статей, защищающие права ребенка.

Куда обращаться за помощью:

-  Отдел  опеки и попечительства;

-  Отдел  трудоустройства несовершеннолетних;

-  Отдел  по начислению пенсий.

Тема 4, 5 Департамент по социальной защите. Задачи:

- организовать проведение экскурсии в городскую службу социального обеспечения; познакомить с местом нахождения данного учреждения, его адресом, маршрутом следования и режимом работы;

- зафиксировать внимание на личностных качествах специалистов отделов данной службы;

- отрабатывать навыки коммуникации в случае необходимой помощи;

- развитие позитивного межличностного общения;

- развитие умения проводить анализ невербального поведения человека.

Содержание  работы.

1) Беседа о цели экскурсии.

2) Индивидуальная работа детей с записной книжкой. Записать адрес, маршрут, режим работы данного учреждения, перечень специалистов в данной службе.

3) Практическая отработка навыков коммуникации со специалистами отделов: - обратиться с вопросом по трудоустройству; - выяснить ситуацию по вопросу начисления пенсии; - у подростка - сироты проблемы с жильем, стоит вопрос о том, что по окончании школы ему негде жить. Обратиться за помощью для решения данной проблемы.

4) Игровой тест. С помощью изображенной мимики на лице определить личностные качества — доброту, заботу, терпение, безразличие, злобу, раздражительность.

5) Записать в тетради такие качества, которые нужны для работы специалисту по типу профессий «Человек - Человек». Определить, насколько ты готов личностно к профессиям данного типа.

Тема 6 Департамент по правовой защите. Задачи:

- выяснить запас представлений у детей о назначении Департамента по правовой защите;

- выявить профессиональные качества сотрудников данного типа профессии;

- развивать способность анализа критических ситуаций, умения контроля за своим поведением.

Содержание  работы.

1) Встреча со специалистом отдела по делам несовершеннолетних. Цель - дать возможность учащимся выяснить список профессий, востребованных в данном учреждении, выяснить какими личностными качествами должен обладать сотрудник данного отдела.

2) Составить самостоятельно паспорт профессий - полицейский, адвокат, судья. Оформить в индивидуальной тетради. Зачитать.

3) Ролевая игра «Суд над правонарушением».

Предлагаются  реальные ситуации правонарушений. Обвинитель, адвокат, защитник, судья - учащиеся, прокурор - специалист отдела по делам несовершеннолетних. Цель - выявить умение подростка анализировать правонарушения, выявить причину нарушений, выносить объективное решение, обращаться за помощью к прокурору.

Ситуация 1.Два  подростка поссорились. Один обозвал  другого обидным словом и бросился бежать. «Потерпевший» не вынес несправедливости, схватил камень и бросил его вслед убегающему. Камень попал тому в голову. Возникает ли в данном случае уголовная ответственность?

Ситуация 2. Прогуливаясь вечером с собакой, мужчина увидел двух подростков, пытающихся открыть двери гаража. Они делали вид, что этот гараж принадлежит  их родителям. Но мужчина отлично  знал, что гараж принадлежит его  соседу. Он позвонил в милицию, и  подростков задержали в тот момент, когда они справились с замком, но в гараж войти не успели. Предусмотрена  ли в данном случае уголовная ответственность?

Ситуация 3. Группа старшеклассников решила «поучить»  восьмиклассника, который ударил одного из них в грудь в ответ на удар по лицу. Во время перемены они затащили его в туалет и избили. Главный обиженный мститель (Адлет) распределил роли: Ануар держал дверь, Руслан присматривал за учительской, Коля и Марат вместе с Адлетом избивали. Предусмотрена ли в данном случае уголовная ответственность?

4) Практическая работа. Сделать зарисовки по теме «Доброе дело наградой вернется». Организовать выставку рисунков.

Тема 7 Пути жизненного самоопределения. Задачи:

- обобщить и закрепить знания детей по теме «Организации и учреждения города»;

- развивать самопознание в профессиональном развитии подростка;

- формировать позицию своей значимости. Содержание работы.

1) Проведение викторины «Слабое звено». Цель — выявить уровень знаний детей по решению вопросов, касающихся жизненного самоопределения.

2) Составление паспорта профессий специалистов учреждений управленческого аппарата на основе имеющихся пособий и полученных знаний во время экскурсий /работа малыми группами/.

3) Индивидуальная работа. Заполнение дневника самоучета к жизни и труду.

Задание, составь  программу самовоспитания для подготовки к будущей профессии по следующим  направлениям:

- Какую профессию ты выбрал?; к какому типу профессии она относится?; составь перечень тех качеств, которые надо развивать у себя, чтобы сформировать пригодность к будущей профессии; - составь перечень тех качеств, которые важно преодолеть для того, чтобы довиться успеха в будущей профессии.

4) Составление общего рисунка «Я - специалист своего дела. Я нужен своему городу».

9 класс. Предприятия бытового обслуживания (6 часов) Тема 1. Жилищное Коммунальное Хозяйство (ЖКХ) Задачи:

- выявить запас представлений о деятельности ЖКХ, список профессий и содержание этих профессий;

- развивать самопознание в профессиональном развитии подростка. Содержание работы.

1) Игровой тест. Работа с пособием «Меню профессий». Дать первоначальные сведения о ЖКХ (местонахождение, режим работы, назначение); выбрать рабочие профессии, востребованные в ЖКХ, определить тип профессии; возможные виды услуг и их стоимость. Сделать запись в записной книжке.

2) ИПУ № 8 «Кто есть кто».

Содержание  работ:

 1) Игровой тест «Четвертый лишний». Выбрать профессию, необходимую для работы по ремонту квартир - штукатур-маляр, дворник, стекольщик, плотник. Определить круг обязанностей определенной профессии (работа малыми группами).

2) Ролевая игра «Потоп в квартире».

а) Обыгрывание ситуации, связанной с затоплением со стороны соседей. Анализ деятельности «пострадавшего» (куда пойти, к кому обратиться и пр.).

Индивидуальная  работа учащихся - написать заявление  в КСК о необходимости ремонта.

б) Решение конфликтной ситуации. Для проведения ремонта нет рабочей силы. Ваши действия: - взяться за ремонт самим (почему?); - добиться, чтобы сделали ремонт (как?); - оставить все как есть (а дальше?); - свой вариант.

3) Практическая деятельность учащихся малыми группами.

Определить  последовательность операций по самостоятельному проведению ремонта в своей квартире:

1-ая группа -задание: где, что и в каком количестве надо купить для ремонта квартиры.

2-ая труппа -задание: определить последовательность выполнения действий при ремонте комнаты.

3-ья группа - задание: записать, что необходимо сделать, после того как выполнен ремонт в комнате (работа с карточками).

4) Работа с дневником самоучета к жизни и труду. Самостоятельно сделать запись о том, как провести ремонт в своей квартире.

Тема 4 Предприятия по ремонту и пошиву одежды и обуви

Задачи:

- выявить уровень представлений о знании и содержании профессий данного профиля;

- формировать навыки и умения пользования услугами данных объектов социального назначения, знать их местоположение и понятие о стоимости услуг;

- развивать готовность выделять приоритеты при планировании жизненных и профессиональных перспектив.

Содержание  работы.

1) Моделирование жизненных ситуаций: - сломался каблук; - разошелся замок на сапоге; - необходимо подшить брюки.

Задание: какие  действия ты предпримешь в каждом случае: а) обращусь за помощью в  мастерскую; б) буду делать все сам; в) свой вариант.

2) Беседа о службе данного назначения. Местоположение, список рабочих профессии, содержание этих профессий, режим работы. Осознание своей профессиональной пригодности к профессиям данного типа.

3) Ролевое проигрывание диалога: сапожник и посетитель, портной и клиент (форма обращения, стоимость услуг и пр.).

40) Практическая работа в тетради. Реши задачу что дороже, а что дешевле:

- купить новое платье или перешить старое; - вставить замок в сапоги или купить новые; - сделать мелкий ремонт одежды или отнести в мастерскую.

5) ИПУ №10 «Пять шагов».

Тема 5 Предприятия по ремонту бытовой техники Задачи:

- выявить список рабочих профессий, востребованных в данной сфере услуг;

- проводить самоанализ своей профессиональной пригодности к данным профессиям;

- способствовать развитию навыков совместной деятельности. Содержание работы.

1) Совместная деятельность. Задание -определить случаи, при которых необходимо обращаться в мастерскую по ремонту бытовой техники. Возможные способы обращения: - по телефону, - с помощью газетных объявлений, - свой вариант.

Работа с  рекламой. Разговор по телефону.

2) Мини-сочинение на тему «Я хочу работать в мастерской...»

3) ИПУ № 11 «Эпитафия».

Тема 6 Служба бытовых услуг Задачи:

- закрепить полученные знания учащихся по пройденному разделу в практической деятельности;

- развивать ценностные ориентации к профессиональной деятельности;

- развивать адекватность и ответственность у подростка в отношении с окружающими.

Правила Д. Карнеги: Искренне интересуйтесь другими  людьми. Улыбайтесь. Будьте хорошими слушателями. Обращайтесь к собеседнику по имени.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

 

Игровые профориентационные упражнения (ИПУ)

Смысл использования  предлагаемых методик — в создании непринужденной, доброжелательной обстановки, а также-в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Они более просты и динамичны по проведению, предполагают работу малыми группами; для большей эффективности их необходимо сочетать с другими формами и методами работы, например, с упражнениями, моделирующими различные аспекты общения, поведения в конфликтных ситуациях. Но важно при этом так выстраивать программу профориентационной работы, чтобы основной акцент делался на проблемах профессионального и личностного самоопределения. При проведении этих игр важно соблюдать следующие условия:

- игры должны проводиться как бы «на одном дыхании», что позволяет лучше осознать моделируемую проблему в целостности, поддерживать дисциплину в плохо организованных группах;

- акцентировать внимание на положительных, правильных высказываниях участников;

- соблюдать принцип добровольности участия, но при условии, что остальная часть группы не станет возражать;

- игровое упражнение следует проигрывать не более 3-5 раз, чтобы не потерять к нему интерес;

- стараться меньше высказываться ведущему, давая возможность проявить себя игрокам;

-не следует  подводить итог каждому игровому  упражнению. Игровые упражнения  лучше всего проводить сидя  полукругом, чтобы все сидели  удобно и уверенно и чтобы  всех было одинаково хорошо  видно.

1)  Спящий город

Цель - повышение  уровня сознания трудовой деятельности. Поэтапное описание - дается общая  инструкция: «Примерно в таком  городе как наш злые духи околдовали всех жителей, превратив их в вялых, почти спящих существ. Чтобы разбудить  их, необходимо как — то зажечь в  них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные программы, но при этом выполнимые, которые помогут улучшить их жизнь». Нам необходимо придумать такие программы, которые оживят наш город. Для этого нам даны такие направления: 1- порядок и спокойствие в городе, снижение числа преступлений и правонарушений; 2 — оживление экономической жизни, повышение благосостояния и занятости жителей работой; 3 - счастье людей, помощь в решении семейных, личностных проблем; 4 — здоровье жителей, профилактика заболеваний и решение экологической проблемы.

Информация о работе Анализ результатов констатирующего эксперимента