Анализ результатов констатирующего эксперимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования – разработка программы коррекционных занятий к уроку СБО на основе социокультурного подхода, включающая следующие педагогические условия:
- наполняемость классов;
- современные требования к организации быта с учетом конкретной ситуации ребенка с умственной отсталостью (город, поселок);
- различные модификации бытовых предметов, дидактического материала, наглядных пособий;
- реальное оборудование, приспособления, раздаточный материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект для учителя);
- зональность кабинета СБО.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Теоретическое исследование проблемы социализации подростков ……………………………………………………………………………7
Проблема социализации личности в современном социально-педагогическом знании………………….…………………………..….7
Урок « Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы…………………………………17
Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока «Социально-бытовая ориентировка»………………………………… ……………35
Обоснование базы, выборки экспериментального исследования....35

Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….. 40
Обучающий эксперимент………………………………………….…61
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования…………..77
Заключение………………………………………………………………...89
Список использованной литературы…………………………...

Работа состоит из  1 файл

ПРАВ.ГОТОВАЯ СБО 2.docx

— 337.81 Кб (Скачать документ)

На доске  выписать все направления программы  и примерные вопросы по ним. Далее  участники приступают к работе, и  в конце один из детей представляет в полном объеме проект программы. По итогам обсуждения можно сказать, что  если жители не проснутся окончательно, то хотя бы приоткроют глаза и потянутся.

  1. Подарок

Цель - дать возможность лучше осознать специфические  моменты определенной профессиональной деятельности. Реквизит — набор картин по теме «Профессии».

Поэтапное описание - упражнение проводится в круге. Дается инструкция: «Выпускник нашей школы  закончил колледж и получил специальность ... Но что за специальность я не знаю, а могу вам сказать что он работает в городе на одном из предприятий. Он решил вас пригласить на свой профессиональный праздник, а вам надо купить подарок, но не простой, а выполнить три условия: 1- подарок должен содержать намек на профессию; 2 - подарок должен быть доступным по цене; 3 - подарок должен соответствовать полу, т.е. или мужской или женский». Дается время на обдумывание или заготовленные карточки с предполагаемым перечнем подарков, из которых проводится выбор. После этого каждый называет свой подарок, объясняет, какое отношение он имеет к профессии друга и сколько подарок будет стоить. Участник игры должен соотнести свой выбор с названной профессией и, таким образом, раскрыть наиболее интересные элементы данного профессионального труда. В конце игры проводится анализ подарков.

  1. Профессия на букву…

Цель - расширить  у детей знания о мире профессионального  труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

Основное  содержание. Ведущий называет какую-нибудь букву и просит называть профессии, которые начинаются с этой буквы. Выясняется уровень знаний по миру профессий. Желательно больше 5-7 букв не называть иначе игра потеряет смысл.

  1. Угадай профессию

Цель - познакомить  участников со схемой анализа профессии. Реквизит - «паспорта профессий».

Основные  этапы - ведущий предлагает назвать  учащихся в классе профессию, которую все хорошо знают. Затем предлагается рассказать об этой профессии, за каждый ответ участник получает фишку, а в конце - своеобразный паспорт данной профессии, позволяющий устраиваться на работу.

  1. День из жизни

Цель - повысить уровень осознания участниками  типического и специфического в профессиональной деятельности.

Основные  этапы - ведущий вместе с участниками  определяют какую профессию интересно рассмотреть. Общая инструкция: «Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника, например повара. Это будет рассказ только из существительных - утро, улица, столовая, плита, кастрюля, мясо т.д.». Важно, чтобы все работали дружно, следили за правильным подбором существительных и не повторялись. Лучше всего записывать слова на доске для проверки и для прочтения целостного рассказа по окончании игры. При обсуждении учитывается насколько типичным получился рассказ по выбранной профессии.

Этапы проведения - участникам игры объясняется ее общий  смысл - проверить и, по возможности, хоть немного повысить свою готовность к прохождению собеседования при трудоустройстве. По условию игры предполагается, что итоги собеседования являются решающим фактором зачисления на работу или для поступления на учебу. Двум участникам предлагается разыграть сценку собеседования при приеме на работу (лучше, если один из них будет взрослый). Участники сами определяют, в какое заведение и на какую вакансию они устраиваются. После первого проигрывания участникам предлагается оценить успешность действий по пятибалльной системе. При проведении игры желательно опираться на правила, выделенные Д.Карнеги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  В

 

Типы профессий

Данная классификация  поможет выбрать из множества  профессий те, с которыми хотели бы познакомиться поближе и провести выбор собственного профессионального пути.

  1. Профессии типа «Человек -Техника» (Т).

От работников этих профессий требуется точность, определенность действий, высокая исполнительная дисциплина, аккуратность. Названия профессий: слесарь - ремонтник, водитель, токарь, сталевар, сборщик часов, строитель, сантехник, ткач, столяр.

  1. Профессии типа «Человек - Природа» (П).

Любовь к  природе - важное качество, которое  объединяет людей, относящихся к этому типу профессий. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздников, надо быть готовым к непредвиденным событиям, к работе в выходные и праздничные дни. Важными являются такие качества личности как самостоятельность, инициатива, терпение, трудолюбие.

Названия  профессий: рыбовод, цветовод, озеленитель, полевод, овощевод.

  1. Профессии типа «Человек - Человек» (Ч).

Главное содержание труда в них сводится к взаимодействию между людьми. Существенное значение имеет умение устанавливать и  поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях. Требуемые личностные качества: устойчивое хорошее настроение при работе с людьми, потребность в общении, способность мысленно поставить себя на место другого человека, быстро понимать настроение, уметь находить общий язык с разными людьми, хорошая память, терпение. Названия профессий: экскурсовод, учитель, продавец, милиционер, кассир, медсестра, библиотекарь, официант, водитель такси, почтальон, гувернер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Г

 

Комплекс  занятий психолого-педагогической коррекции

Встреча 1

Цель: знакомство, снятие психологического напряжения в  группе. Участники вместе с ведущим занимают места, образуя крут..

1) Знакомство с передачей мяча друг другу.

- Участник называет свое имя и передает мячик соседу, который тоже называет свое имя и передает мячик дальше, пока не представятся все участники.

- Участник кидает мячик любому члену группы, тот называет свое имя и кидает мячик кому-либо по своему выбору.

- Участник называет свое имя и имя того, кому бросает мяч.

2) Обсуждение правил: не обижать друг друга и не обсуждать ни с кем занятия.

3) Поменяться местами по какому-либо признаку. Все сидят на своих местах, водящий стоит, его стул отставляется. Водящий говорит: «Меняются местами те, у кого...(например, в одежде есть синий цвет)», те участники, у кого есть названный признак, быстро меняются местами друг с другом, водящий стремится занять одно из освободившихся мест. Оставшийся без стула становится водящим. Игра прекращается, когда признаки начинают по- вторяться.

4) «Что я люблю» с запоминанием других. Каждый участник говорит, что он любит. Затем другие участники должны вспомнить, кто что любит.

5) «Закончи предложение». Один начинает предложение, другой его заканчивает. Например, первый участник говорит: «Сегодня утром...», сосед должен повторить начало фразы и закончить ее, например. «Сегодня утром шел снег», затем он говорит свое начало фразы, его сосед заканчивает.

6) «Мой портрет в лучах солнца».

Цель: умение проводить самоанализ качеств. Реквизит - бумага, карандаш.

Этапы проведения - дается задание: «Нарисуй солнце, в  центре солнечного круга напиши свое имя, от солнца нарисуй лучи и вдоль  лучей напиши свои достоинства, все  хорошее, что ты знаешь о себе».

Встреча 2.

Цель: повышение  психологической безопасности участников группы.

1) Слон. Каждый из участников выбирает, кем он будет: слоном, креветкой, бегемотом или др. Слон изображается так: одной рукой участник берет себя за нос, другая рука «продевается» в образовавшееся кольцо, эта рука «помахивает» как хобот слона; крокодил изображается двумя вытянутыми вперед руками, которые то соединяются, то разъединяются, как пасть крокодила; бегемота изображают с помощью локтей: кисть правой руки кладется на левое плечо, другая рука также сгибается в локте, кисть ее оказывается в подмышечной впадине, для изображения бегемота локти сходятся и расходятся; жирафа можно изобразить с помощью поднятой вверх руки, кисть становится головой жирафа и поворачивается в разные стороны; креветка делается с помощью двух кулаков, приставленных к глазам, большой палец помещается между указательным и средним пальцами, движения таких кулаков напоминают движения глаз; лягушка - это кулак, ритмично «шлепающийся» на развернутую ладонь другой руки. Когда все решат, кто они, водящий показывает, кто он и затем - кого он выбирает. Все участники внимательно следят за происходящим, чтобы не пропустить момент, когда выберут их.

2)   Пианино.  Каждый  из участников кладет правую ладонь на бедро соседа справа, а левую ладонь - на бедро соседа слева, при этом руки участников оказываются перекрещенными. Задание для группы заключается в том, чтобы хлопать ладонью по ноге строго по очередности расположения ладоней, ладони - как клавиши пианино. (Для участника это означает, что хлопает он, затем двое его соседей, затем снова он).

3) Продолжим знакомство.

Основные  задачи - проявить умение, готовность к  открытому общению и умение встать на место собеседника; разыгрывать ситуацию знакомства во время различных обстоятельств и условий.

Реквизит - бумага, карандаш.

Поэтапное описание. Группа разбивается на пары, на листке бумаги каждая пара пишет имя и отчество взрослого (учителя, сотрудника школы), роль которого надо исполнить при знакомстве. Затем встает каждая пара и один из детей представляет написанную роль. Другой - выступает в роли собеседника. Ведущий раздает жетоны тем, кто правильно разыграл ситуацию знакомства и проявил умение в общении. Кто наберет больше жетонов, тот победитель.

4) Молекулы. Освобождается пространство. Участники прижимают согнутые в локтях руки к своему телу, ладони «разворачивают» вовне. Задание выполняется с закрытыми глазами. По сигналу участники движутся то быстро, то медленно, по команде открывают глаза и находят себе пару или образуют группы из заданного количества участников.

5) «   Что  я не люблю» с запоминанием других. Каждый участник говорит, что он не любит, затем все вспоминают, что назвал каждый из участников.

6) Найди отличия. Основные задачи - развитие умения концентрировать внимание на деталях, способствовать развитию навыков совместной деятельности.

Реквизит - бумага, карандаш.

Поэтапное описание — ребенок рисует любую несложную  картинку и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, чго изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с труппой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске мелом какой — либо рисунок и отворачиваются. Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Встреча 3.

Цель: активизация  знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной  личности.

  1. Представление имени.

Цель - анализ регуляции собственного поведения.

Этапы проведения - группа встает в круг. Поочередно каждый участник выходит в центр круга и называет свое имя, сопровождая его каким - либо жестом или позой, который осуществляется произвольно, по желанию игрока. При помощи жестов участники представляют группе самих себя, свой характер, свою «визитную карточку».

2) Добрый - злой мяч. Участники становятся в широкий круг. Кидают друг другу мячик. «Добрый мяч» легко поймать, «злой» - трудно. Научившись кидать добрый-злой мяч, участники кидают друг другу разные мячи; тот, кому адресован мяч, угадывает, был ли этот мяч «добрым» или «злым».

3) Фотография.

Цель - уметь  проводить анализ своего внешнего облика и незнакомых людей.

Реквизит - фото из журналов, собственные фотографии. Этапы проведения -на первоначальном этапе раздаются фотографии детей, а затем незнакомых людей и дается инструкция. Вглядитесь в лицо. Обратите внимание на его позу, одежду. Что тебе нравится, а что не нравится, почему. Постарайтесь определить его характер, настроение, род занятий. Придумайте биографию этого человека. Как ты думаешь, мог бы ты дружить с ним? Если бы он был учителем, то какой предмет он бы преподавал? Что еще можно сказать об этом человеке?

  1. Волшебный магазин.

Цель —  умение проводить самоанализ качеств. Реквизит - тест «самооценки» Дембо- Рубинштейна

Этапы проведения - ведущий предлагает подросткам подумать, какими качествами они обладают. Затем  он просит представить волшебный  магазин,

Информация о работе Анализ результатов констатирующего эксперимента