Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:12, курсовая работа
Цель исследования – разработка программы коррекционных занятий к уроку СБО на основе социокультурного подхода, включающая следующие педагогические условия:
- наполняемость классов;
- современные требования к организации быта с учетом конкретной ситуации ребенка с умственной отсталостью (город, поселок);
- различные модификации бытовых предметов, дидактического материала, наглядных пособий;
- реальное оборудование, приспособления, раздаточный материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект для учителя);
- зональность кабинета СБО.
Введение…………………………………………………………………….4
Теоретическое исследование проблемы социализации подростков ……………………………………………………………………………7
Проблема социализации личности в современном социально-педагогическом знании………………….…………………………..….7
Урок « Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы…………………………………17
Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока «Социально-бытовая ориентировка»………………………………… ……………35
Обоснование базы, выборки экспериментального исследования....35
Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….. 40
Обучающий эксперимент………………………………………….…61
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования…………..77
Заключение………………………………………………………………...89
Список использованной литературы…………………………...
где он - продавец, а покупатель может избавиться от тех качеств, которые он считает ненужными или лишними. Идет обсуждение.
5) Мой мир.
Цель - развитие представлений о содержании своего социального опыта настоящего и будущего.
Реквизит - форматки для рисования, карандаши.
Этапы проведения - детям раздаются форматки для рисования и карандаши и просят нарисовать звездную карту "Мой мир" по параметрам: мой любимый цвет; моя любимая одежда; моя любимая музыка; мое любимое время года; мой любимый певец; мое любимое животное; мой лучший друг.
Встреча 4.
Цель: Дифференциация представлений о себе. Обучение навыкам взаимодействия в группе сверстников.
Основные задачи - развивать умение концентрировать внимание на действии, диагностирование членов группы по тактильным ощущениям. Реквизит — повязка для глаз. Поэтапное содержание - участники становятся в круг. В центре — водящий с завязанными глазами. Все вытягивают руки. Водящий должен поздороваться за руку и определить, кто перед ним - мальчик или девочка, и в зависимости от этого поздороваться: «Здравствуй, Кристина (Антон)». Если он угадал, вводит тот, кого угадали.
2) Дарить друг другу (воображаемые) подарки. Подарки изображаются движениями без слов. Участники угадывают, что это такое.
3) Игра с куклой.
Цель - анализ ситуаций социального взаимодействия.
Реквизит - кукла пальчиковая, тестовый материал по методике Розенц-
вейга.
Этапы проведения - дается инструкция: «Сейчас мы выполним упражнение, цель которого научиться различать, когда мы ведем себя уверенно, когда — неуверенно, а когда - грубо. Вот эта кукла будет рассказывать что произошло, а тот, кто наденет на руку другую куклу, должен будет показать, как ведет себя в этой ситуации уверенный, неуверенный и грубый человек». Примеры предлагаемых ситуаций:
- поставили неправильно двойку (за грязь в тетради, за разговоры);
- друзья не принимают в игру;
- несколько человек играют, хочешь поиграть с ними, просишь, чтобы тебя приняли играть;
- взрослые не разрешают тебе смотреть телевизор.
4) Телевизор.
Цель - учить определять сильные и слабые стороны в общении, развивать социально-эмоциональный опыт.
Реквизит – телевизор. Этапы проведения - при просмотре кинофильма выключить звук, а изображение оставить на экране. Попробуйте определить, о чем говорят люди, какие у них цели и мотивы, кто из них атакует, кто защищается, кто лидирует, а кто - подчиняется. Воспроизведите предполагаемый текст разговора. Через 5-7 минут включите телевизор и проверьте себя.
5. Интервью.
Цель - развивать умение самопознания. Реквизит - воздушный шар, задания - предложения.
Этапы проведения - ведущий встает в центр круга и предлагает участникам ловить шар, но при этом он должен докончить предложение. Мне хорошо, когда.... Мне грустно, когда.... Я сержусь, когда.... Я чувствую себя неуверенно, когда.... Я боюсь, когда.... Я чувствую себя смело, когда.... Я горжусь собой, когда....
Встреча 5.
Цель: Тренировка навыков взаимодействия в группе. Активизация позитивного восприятия жизни.
1) Колечко. Передача куплета песни.
2) Сказать, что нравится в любом участнике группы. Упражнение выполняется с мячом. Участник кидает мяч и говорит, что ему нравится в том участнике, кому он посылает мяч. Используется стандартное начало фразы: «Мне нравится в тебе то, что ты...».
3) Человек и его тень. Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы выбирается два человека, остальные -зрители. Один участник —путник, другой - его тень. Последний старается скопировать движения путника. Путника стимулируют к выполнению разных движений: «сорвать цветок, присесть, поскакать на одной ножке, посмотреть из-под руки».
4) Интервью (см. встречу 4, упражнение 5).
5) Добрая сказка.
Цель - уметь проводить анализ ситуаций.
Реквизит - набор сказочных ситуаций с различным содержанием. Этапы проведения - предлагается погрузиться в сказку «Я в стране чудес» и придумать для героя сказки различные ситуации, в которых он будет чувствовать себя хорошо. Записать или нарисовать эти ситуации, постараться объяснить свой замысел. Затем предлагается вспомнить ситуацию из собственной жизни, когда можно почувствовать и сказать «Я чувствую себя хорошо».
Встреча 6.
Цель: работа с социальными ролями, «примеривание» различных социальных ролей.
1) Рукопожатие с пожеланием добра (встреча 4).
2) Игра с куклой. Цель -анализ ситуаций социального взаимодействия; научиться различать уверенные, неуверенные и грубые ответы.
Реквизит - кукла пальчиковая, тестовый материал по методике Розенцвейга.
Этапы проведения дается инструкция: «Сейчас мы выполним упражнение, цель которого научиться различать, когда мы ведем себя уверенно, когда - неуверенно, а когда - грубо. Вот эта кукла будет рассказывать что произошло, а тот, кто наденет на руку другую куклу, должен будет показать, как ведет себя в этой ситуации уверенный, неуверенный и грубый человек». Примеры предлагаемых ситуаций:
- поставили неправильно двойку за грязь в тетради, за разговоры на уроке - друзья не принимают в игру;
- несколько человек играют, хочешь поиграть с ними, просишь, чтобы тебя приняли играть;
- взрослые не разрешают тебе смотреть телевизор.
3) Голос по телефону.
Цель - уметь находить собственные ресурсы для решения проблем. Реквизит - тематика делового общения.
Этапы проведения - организовать разговор по телефону и постараться описать настроение собеседника, его выражение и поддержать разговор по теме «Приглашение в гости», «Поздравление друга», «Случилась беда».
Участники получают роли - послушного, озорного, упрямого ученика, учителя. Разыгрывается сюжет из школьной жизни.
Цель- отобразить
те или иные профессии с помощью
походки или характерных
6) Сон из жизни. Представить сон из жизни члена семьи, а затем своего друга и человека определенной профессии (музыкальное сопровождение).
Цель - завершение работы. Позитивное программирование будущего. Ощущение принадлежности к группе сверстников.
1) Слон.
2) Эпитафия, (см. ИПУ №11).
3) А вот и я.(см. ИГТУ № 12).
4) Любимое блюдо. Участники придумывают свое любимое блюдо через 5.10.15 лет.
5) Совместный рисунок: Каким я буду через год. Выполняется рисунок на общем листе бумаги.
Информация о работе Анализ результатов констатирующего эксперимента