Диагностика мышления у детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:47, курсовая работа

Описание

Для мышления человека характерны проблемность, поиск. То есть мыслительный процесс - это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи). Он является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.).

Содержание

Введение 3
1. Развитие мышления детей с отклонениями в развитии 5
1.1. Понятие мышления. 5
1.2. Развитие мышления у детей с ограниченными возможностями
здоровья. 8
2.Методики исследования мышления детей с отклонениями в развитии 22
2.1.Изучение наглядно-действенного мышления 22
2.2.Изучение наглядно-образного мышления 24
2.3.Изучение словесно-логического мышления. 27
3.Особенности изучения мышления детей с нарушением зрения 36
Заключение 38
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ППД миланич.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

   Ознакомив ребенка с нулевым заданием IV субтеста, экспериментатор предлагает назвать подходящее слово для двух: «Окунь, карась. Как называются вместе, одним словом?». При правильном ответе - 1 балл, при неправильном ответе - предлагает подумать еще. При правильном ответе со второй попытки - 0,5 балла. Неправильный ответ после второй попытки - 0 баллов.

   При заполнении протокола целесообразно  ответы сразу записывать по следующей форме: 1 балл - знак «+»; 0,5 = 0,5; 0 баллов -знак «-». Такая запись не отвлекает внимание ребенка, и у него не возникает ассоциаций со школьной отметкой.

    При обработке результатов для каждого  ребёнка подсчитывают сумму баллов за первую и вторую попытки по каждому из субтестов и общую суммарную балльную оценку за все 4 субтеста в целом. Оценка успешности (ОУ) определяется по формуле: ОУ = (X*100%)/25,

где X - сумма баллов, набранная за все 4 субтеста.

Уровень успешности определяется по таблице.

Уровни  успешности выполнения «Словесных субтестов»

    Уровень успешности (%) Общая сумма  баллов
    IV наивысший 80- 100 20,0-25,0
    III 65,0 - 79,9 16,5- 19,5
    И 50,0 - 64,9 12,5- 16,0
    I 49.9 и ниже 12,0 и менее

    По  данным Л. И. Переслени, Е. М. Мастюковой и Л. Ф. Чупрова (1989), среди нормально  развивающихся школьников 8-9 лет  не обнаружено детей с I уровнем успешности, у детей 7-8 лет он встречается только в 4% случаев. II уровень также редок в группе обычных школьников. У большинства из них встречается III и IV уровни.

    По  данным авторов, если ребенок 7-8 лет выполняет менее 50% заданий, то можно считать, что уровень словесно-логического мышления у него ниже, чем в норме. Для ребенка 8-9 лет на сниженный уровень умственного развития может указывать выполнение менее 65% заданий. В этих случаях речь идет о возможной ЗПР. Следует учесть, что низкие результаты будут получены также при изучении детей с общим недоразвитием речи и умственной отсталостью.

    После количественного анализа результатов  по методике, следует провести качественный. Он призван ответить на вопрос: какие мыслительные операции, и на какой ступени сложности доступны ребенку.

    Например, чем ниже результаты по I субтесту (общая осведомленность), тем вероятнее факт социально-педагогической запущенности, которой подвергался ребенок в дошкольном возрасте.

    Во  II субтесте дается задача на классификацию. Необходимо отметить, способен ли ребенок отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами.

    III субтест предполагает умозаключение по аналогии. Для выполнения этого задания ребенку необходимо уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Выявляется, может ли ребенок устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении ряда задач, в которых аналогии строятся по разному принципу. Если ребенок в последующей задаче пытается выделять аналогию по принципу предыдущей задачи, то следует говорить об инертности психических процессов.

    В IV субтесте ребенок должен показать операцию обобщения -назвать понятие, объединяющее два слова. Эта операция вызывает значительные трудности у детей с умственной отсталостью, а нормально развивающиеся сверстники выполняют пробу вполне успешно. 

Название  методики: «Изучение логического мышления».

Автор: Т. А. Стрекалова

    Источник: Стрекалова Т. А. Особенности логического мышления дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. - 1982.-№ 4. С. 51 - 56.

Возраст обследуемых: старший дошкольный.

    Цель: выявление возможностей формулировать суждения с понятиями «все» и «некоторые».

    Стимульный  материал и процедура  проведения. Методика построена по принципу обучающего эксперимента. Процедура проведения состоит из трех частей.

    В первой части проводится обучение, направленное на уточнение и противопоставление значения слов «все» и «некоторые» и формирование умения соотносить их с жизненной ситуацией. Предлагаются картинки с изображением отдельных предметов, которые различаются по цвету, материалу, функциональному назначению. Большую часть предметов должна составлять посуда. Ребенку последовательно задают 6 вопросов. Можно ли сказать, что:

1.      вся посуда синего цвета;

2.      вся посуда стеклянная;

3.      вся посуда - чашки;

4.      все предметы синего цвета  - посуда;

5.      все стеклянные предметы - посуда;

6.      все чашки - посуда.

    Если  ребенок отвечает отрицательно на тот  или иной вопрос, то его просят объяснить, почему нельзя так сказать, и как следует сказать правильно. Если он отвечает на вопрос неправильно (вся ли посуда синего цвета) или не знает как объяснить, ему дают два дополнительных задания, на которых обучают, в каких случаях следует говорить «вся посуда» и в каких - «некоторая посуда». Перед ребенком раскладывают картинки с изображением только синей посуды и добиваются понимания того, что в этом случае можно сказать: «Вся эта посуда синего цвета». Затем просят вспомнить, знает ли он посуду другого цвета, и если он затрудняется с ответом, добавляют к прежним другие картинки - новые, с изображением посуды

зеленого, красного и желтого цветов. В этом наборе ребенок должен сформулировать суждение: «Некоторая посуда синего цвета». Если ребенок по-прежнему ошибается, экспериментатор объясняет, как сказать правильно и почему, а затем переходит к следующему вопросу.

    При затруднениях детей в ответах  на последующие вопросы повторяется  аналогичное обучение с наглядной  демонстрацией групп предметов; 1 вариант - все предметы обладали определенным признаком, 2 вариант - только некоторые обладают этим признаком. По шестому вопросу такая работа не проводится. Лишь объясняется, что чашки - это всегда посуда, что все чашки - посуда.

    В зависимости от успешности ответа на основные вопросы, ребенок получает большее или меньшее число дополнительных заданий, но в сумме не более 16 (3 варианта первых пяти вопросов, включая исходный и шестой вопрос).

    Во  второй части определяются умения формулировать суждения с понятиями «все» и «некоторые» о новых, раннее не использовавшихся предметах (опять даются картинки с изображением предметов).

    Здесь дается 6 основных заданий и по два  дополнительных варианта для первого - пятого заданий (всего 16). Задания строятся по одной схеме. Перед испытуемым раскладывают предметные картинки и предлагают ему по поводу этих картинок вопросы типа: все или некоторые предметы обладают определенным признаком.

Задается 6 вопросов:

1.      Вся обувь резиновая или некоторая  обувь резиновая?

2.      Вся обувь - сапоги или некоторая обувь - сапоги?

3.      Все черные предметы - обувь или  ...

4.      Вся обувь черного цвета или  ...

5.      Все резиновые предметы - обувь  или...

6.      Все сапоги - обувь или некоторые  сапоги - обувь?

    Чтобы выяснить, насколько осмысленно ребенок отвечает, его просят обосновать ответ: в каком случае стоит сказать «все» и в каком - «некоторые».

    В случае неверного ответа после основного  задания даются два дополнительных, построенных по тому же принципу, что и в первой части (вариант, при котором все предметы обладают данным признаком, и другой вариант, при котором им обладают лишь некоторые предметы).

    В третьей части - оценивают, как ребенок может самостоятельно строить суждения с понятиями «все» и «некоторые», опираясь на свои знания и прошлый опыт. Задания выполняются в форме игры «Добавь слово».

    Экспериментатор произносит неполное предложение, в  котором ребенок по своему усмотрению вставляет слово «все» или «некоторые», то есть проговаривает полное предложение (место, куда нужно вставить то или иное слово, не указывается). Называются следующие неполные предложения:

1.      Игрушки из пластмассы.

2.      Пластмассовые предметы - игрушки.

3.      Игрушки - куклы.

4.      Куклы — игрушки.

5.      Мебель коричневая.

6.      Коричневые предметы - мебель.

7.      Мебель - стулья.

8.      Стулья - мебель.

    Правильно выполненное основное задание оценивается 1 баллом, второй его вариант - 0.5 балла и третий вариант - 0.25. Подсчитывается процент успешности выполнения заданий. Общее количество баллов делится на количество заданий (20) и выражается в процентах.

    По  данным Т. А. Стрекаловой (1982), нормально  развивающиеся старшие дошкольники показывают 95% успешности, дети с ЗПР - 77%, а дети с умственной отсталостью - лишь 25%. Таким образом, дети с ЗПР по умению формулировать суждения с понятиями «все» и «некоторые» ближе к норме.

    Задание для самостоятельной работы

    Подготовка стимульного материала.[7]

 

3.Особенности  изучения мышления  детей с нарушением  зрения.

     Методика  «Коробка форм»

     Направлена на определение сформированности представлений о форме. Так как при выполнении заданий по этой методике возникают трудности, связанные с восприятием глубины и объемности, следует предварительно проанализировать вместе с ребенком фигуры-вкладыши, вычленив необходимую плоскость объемной фигуры так, чтобы ребенок мог идентифицировать ее с прорезью. Возможны трудности практического вкладывания фигур из-за недоразвития микрокоординации движений. Психолог должен выявить эти отличия, ставя уточняющие вопросы

     Методики  «Пирамидка» и  «Мисочки».

     Направлены  на определение сформированности предметных действий и представлений о величине.

     При выполнении предметных действий у детей  с нарушениями зрения может страдать точность и координированность движений, что обусловливает замедленное выполнение теста. Для более адекватной оценки следует предварительно выяснить сформированность у детей понятия о величине и умение располагать предметы в сериационном ряду.

     Методика  «Разрезные картинки»

     Направлена  на выявление уровня зрительного синтеза и пространственного восприятия.

     При выполнении теста следует сначала  проанализировать целостную картинку и установить, сформирован ли у ребенка этот образ. Убедившись, можно приступать к воссозданию соответствующего образа и на разрезной картинке.

     Методика  «Конструирование по образцу»

     В этой методике должны быть четко выделены различия в трех характеристиках строительных деталей: цвете, отличающейся друг от друга поверхности, а также в форме предъявления — на контрастном фоне так, чтобы ребенок мог выделить места сочленения деталей.

     Методика  «Свободный рисунок»

     Выявляется  уровень сформированности представлений  об окружающем, уровень владения техникой рисования и развитие мелкой моторики.

     Ребенку предоставляется бумага (не глянцевая), простые и цветные карандаши, фломастеры. Карандаши подбираются более контрастными по отношению к бумаге (красный, синий, зеленый, черный, коричневый). Слепые используют прибор Н. В. Клушиной.

Информация о работе Диагностика мышления у детей с отклонениями в развитии