Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:28, диссертация
Актуальность исследования. Мировым сообществом давно признана
приоритетность экологических проблем (Декларация Рио-де-Жанеро, 1992 г.),
от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Решение этих
сложнейших проблем невозможно без обращения современной педагогической
науки, обладающей мощным образовательным и воспитательным потенциалом,
к идеям гуманизации, то есть обращения к человеку, к личности, признание его
значимости и ценности, его роли в биосферном пространстве. Это приводит к
необходимости изменений в системе образования, смены приоритетов, смеще-
ния акцентов в экологическом образовании.
Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования
экологической ответственности старшеклассников………………………. 14
1.1 Экологическая ответственность с позиции научного знания……… 14
1.2 Сущностные характеристики: структурные компоненты,
уровни и критерии сформированности экологической ответственности
старшеклассников…………….……………...………………………….... 34
Выводы по первой главе……………………………………..…………… 53
Глава 2. Процесс формирования экологической ответственности
старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач…..……… 55
2.1. Обоснование модели процесса формирования экологической
ответственности старшеклассников на основе решения эколого-
прикладных задач………………………………………………………… 55
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы… 89
Выводы по второй главе…………………….…………………………… 137
Заключение…………………….……………………………………….…… 139
Библиография……………….………………………………………….…… 144
За счет чего доля отходов увеличивается и куда они направляются, последствия их накопле-
ния? Может ли быть баланс отходов отрицательным, что для этого необходимо?
4. Медь часто выплавляют из серной руды Cu2S, при этом высвобождается SO2. В США
ежегодно получают ~ 1,6 млн. т меди. Если допустить, что всю эту медь получили из Cu2S,
то сколько тонн SO2 выделилось при этом? Чем это может обернуться для биосферы, челове-
ка и других живых организмов? В получении, какого очень важного для народного, хозяйст-
ва сырья мог бы с успехом использоваться данный отход металлургического производства?
Схема процесса следующая: Cu2S + O2 = 2 Cu + SO2.
5. Такие виды рыб, как форель и хариус, очень чувствительны к чистоте воды. Если в 1 л
природной воды содержится всего 3·10-6моль серной кислоты (которая может попадать в ре-
ки с промышленными стоками или за счет кислотных дождей), то мальки этих рыб погиба-
ют. Вычислите массу серной кислоты в 1 л воды, которая представляет собой смертельную
дозу для мальков форели и хариуса.
6. В 1996 г. в Ханты-Мансийском автономном округе из-за отсутствия финансовых
средств для строительства газопроводов 3 млрд. м3 попутного нефтяного газа было сожжено
в факелах. При этом образовалось большое количество углекислого газа, повлекшего увели-
чение парниковых газов в атмосфере? Рассчитайте объем CО2, зная состав газа (в объемных
процентах): CH4 — 40, C2Н6 - 20, C3Н8 и C4Н10 - по 20. Определите, какую долю составляет
данное техногенное поступление углекислого газа от общего запаса этого вещества в атмо-
сфере (1,2·1015 м3). Подобные действия фиксируются и на территории нашей области. Оце-
ните их последствия, если волгоградские месторождения нефти богаты примесями, содер-
жащими серу.
7. Фенольное загрязнение, обладающее токсичным и канцерогенным действием, обычно
сопутствует нефтяному, рассчитайте массу фенола, содержащегося в 100 м3 воды, попадаю-
114
щей в виде стоков в водоемы хозяйственно-питьевого водопользования, если содержание
фенола соответствует ПДК (0,001 мг/л).
8. В результате неполного сгорания 1 кг бензина в двигателе внутреннего сгорания выде-
ляется 0,5 кг ядовитого оксида углерода (II). Рассчитайте объем угарного газа, выделившего-
ся за 10 мин работы двигателя, если скорость расхода бензина 60 г/мин. Каковы предпола-
гаемые последствия работы двигателя в закрытом гараже?
Ученикам второй группы, обладающим исполнительно-добросовестным
уровнем сформированности экологической ответственности, определенным
интересом к экологической тематике и достаточно полными знаниями в пред-
метной области биологии предлагались частично-поисковые задачи практиче-
ской направленности, личностного характера, составляющие основу «познава-
тельных» ситуаций экоответственности:
1. Рассчитайте ежегодное накопление промышленных отходов на территории Волгоград-
ской области, если известно, что на каждого гражданина РФ в год приходится 11 т твердых
промышленных отходов, из которых только 20% подвергается переработке (использованию
в качестве вторичных ресурсов). Обоснуйте экономические и экологические выгоды от ис-
пользования отходов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов. Из-
вестны ли Вам промышленные предприятия Волгоградской области, использующие в своем
технологическом цикле отходы?
2. Поливинилхлорид (ПВХ), получаемый из природного газа (метана), используют как
упаковочный материал для пищевых продуктов, а также как сырье для производства игру-
шек, моющихся обоев и т.д. Ежегодно в Волгоградской области отходы из ПВХ составляют
0,1 % от общего количества бытовых отходов — 2 млн. тонн. Какими могут быть экологиче-
ские последствия такого расходования природных ресурсов и применения полимеров?
3. Известные производители спортивной одежды и обуви «Reebok», «Nike» проводят ак-
ции по приему старых кроссовок в уплату новых. Старые кроссовки разбираются и исполь-
зуются для покрытия беговых дорожек стадионов. Где ещё возможно использование полу-
ченного вторичного сырья? Как обстоит дело с использованием вторичного сырья в твоем
городе? Что происходит с твоими изношенными кроссовками?
4. Мраморные и известняковые скульптуры и памятники архитектуры Древнего Рима и
Греции в настоящее время сильно страдают от «кислотных дождей». Храм Парфенон разру-
шился за последние 24 года значительнее, чем за 24 столетия до этого. Обсудите процессы,
лежащие в основе эрозии камня. Приведите уравнения реакций, в результате которых разру-
шаются известняк и мрамор в загрязненной атмосфере.
5. Растения суши и Мирового океана ежегодно выделяют при фотосинтезе 320 млрд. тонн
газообразного кислорода, восполняя расход этого газа в промышленности, энергетике и на
115
транспорте. Может ли баланс кислорода на нашей планете стать отрицательным? Развитие
каких сфер хозяйственной деятельности человека могут к этому привести?
6. Считается, что загрязняющие вещества не оказывают вредного влияния, если их коли-
чество в воздухе не превышает некоторого предельного значения. Так, допускается содержа-
ние в 1 мЗ воздуха 0,05 мг диоксида серы. Вдыхание какого количества этого газа в сутки не
опасно для здоровья? Норма потребления воздуха для дыхания у взрослых мужчин — 10 мЗ в
сутки. Какими могут быть последствия и причины регулярного превышения ПДК SO2 – в 3
раза, зафиксированные МУ «СООС и ЭБ г. Волжского» в 2003 году. Достигнет ли при этом
суммарное количество вещества диоксида серы порога чувствительности человека к его ед-
кому запаху? Зная, что неприятные ощущения вызывает содержание 3 мг этого вредного газа
в 1 мЗ воздуха. При вдыхании воздуха с таким содержанием SO2 в течение пяти минут у че-
ловека начинается ларингит — воспаление слизистой оболочки гортани. Какое суммарное
количество вещества диоксида серы приводит к этому неприятному заболеванию? Примите
объем легких человека равным 3,5 л, а периодичность дыхания — 4 с.
7. Рассчитайте, какая масса свинца попала в атмосферу в 2001 г. в Волгоградской области
в результате использования этилированного бензина. Условия расчета: добавка тетраэтил-
свинца Pb(С2Н4) составляет 2 г на 1 л бензина; средний расход бензина — 10 л в сутки; об-
щее количество машин — 383800 штук. Каковы экологические последствия загрязнения ат-
мосферы свинцом?
8. Летом в прудах и небольших озерах, расположенных рядом с сельскохозяйственными
полями, на которых интенсивно используются азотные и фосфорные минеральные удобре-
ния, погибла практически вся рыба. Было установлено, что гибель произошла из-за нехватки
кислорода. Объясните это явление.
9. В состав многих синтетических моющих средств (CMC) входит органический анион:
C18H29SO3
-. После стирки вода превращается в грязную и аэробы берутся в том числе и за
разложение этого аннона: 2C18H29SO3
- + 51О2=36CO2 + 28H2O + 2H+ + 2SO4
2-
Каковы экологические последствия загрязнения гидросферы СМС?
Для учащихся обладающих инициативно-ответственным уровнем сфор-
мированности экологической ответственности и достаточно полными и глубо-
кими знаниями в области экологии, их прикладных аспектах, предлагалось ре-
шить эколого-прикладные задачи, представляющие основу «смыслотворче-
ских» ситуаций экоответственности:
1. Отдыхая возле водоема, вы наблюдали как автолюбитель мыл в нем свою машину. Ва-
ша машина тоже требует мойки. Как вы поступите? Почему? Предложите план исследова-
ния, иллюстрирующего действие нефтепродуктов на живые организмы.
116
2. Какие, по вашему мнению, явления и процессы лежат в основе следующих экологиче-
ских проблем: озоновые дыры; парниковый эффект; опустынивание; кислотные дожди; фо-
тохимический смог; уменьшение биоразнообразия; снижение количества пресных вод; ис-
тощение почв и других природных ресурсов; голод? Дополните список проблемами извест-
ными Вам.
3. Какие, по вашему мнению, «спасательные средства» могут предложить ученые и инже-
неры для решения следующих проблем: энергетический кризис; выбросы вредных веществ в
атмосферу; белковый голод; загрязнение воды и почвы; озоновые дыры; регуляция числен-
ности населения; защита животных и растений? Решение, каких проблем Вы ещё можете
предложить?
4. Составьте эколого-прикладные задачи, иллюстрирующие современные экологические
проблемы, пользуясь следующей инструкцией:
- в качестве основы задачи выберите факты, явления, проблемы, имеющие место в мире,
стране, городе и т.д. (например, загрязнение атмосферы NO2);
- определите тип задачи (расчетная, на выяснение причинно-следственных связей, с од-
ним или несколькими неизвестными, с недостающими или избыточными данными и пр.);
- согласно выбранному типу, сформулируйте вопрос задачи, "неизвестное", поиск кото-
рого приведет к её решению;
- отберите необходимые условия задачи, "известное" в рамках которого будет осуществ-
ляться поиск её решения;
- по отобранным условиям составьте текст задачи, используя опорные слова соответст-
вующие выбранному типу задачи;
- прочтите задачу, проанализируйте доступна ли она для восприятия, понятен ли вопрос
задачи и предложенные условия;
- решите задачу и кратко запишите решение и ответ на карточке, с другой стороны кар-
точки запишите текст задачи.
Приведем примеры лишь нескольких составленных задач по данной теме,
которые были предложены для решения ученикам первой и второй групп:
1. Загрязнение мирового океана происходит вследствие выливания нефти и нефтепродук-
тов, которое происходит при авариях. В 1970 году было вылито 70 млн. т. нефти, а в 1994 -
190 млн. т. Определите каково ежегодное увеличение объема нефтепродуктов, загрязняющих
мировой океан, и на основании полученных данных вычислите количество нефти вылитое в
океан в 2003 году. К каким последствиям это может привести, если известно, что часть неф-
ти оседает на дно, часть образует в толще воды эмульсию, а часть остается на поверхности
воды в виде пленки?
117
2. В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озона O3, защищающий Землю от
ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не "озоновый экран" атмосферы, то фотоны
большой энергии достигли бы поверхности Земли и уничтожили на ней все живое. Поясните
суть такой экологической проблемы как "озоновые дыры" и причины её развития. Что можно
предпринять для её решения?
3. В лесопосадках, отделяющих спальные районы от промышленной зоны, часто можно
встретить деревья, у которых летом мертвые верхушки и желтые листья. Каковы причины
подобного состояния деревьев в этих районах? Как защитить деревья от пагубного воздейст-
вия на них промышленных отходов? Могут ли жители близлежащих районов чувствовать
себя в безопасности?
4. Массовое использование азотсодержащих удобрений может привести к повышению
содержания NO в тропосфере. Поясните, как это может изменить условия жизни на Земле.
Какие меры здесь можно предпринять?
По результатам решения предложенных эколого-прикладных задач со-
вместно с учащимися была составлена сводная таблица «Хозяйственная дея-
тельность человека и её последствия для окружающей среды».
Возможность использования результата решенной конкретной эколого-
прикладной задачи для составления общей таблицы вызывает чувство компе-
тентности и ощущение успешности деятельности. Коллективная форма органи-
зации познавательной деятельности дополнительно стимулирует такие соци-
альные мотивы, как востребованность и значимость результатов своего труда,
возможность самореализации в коллективной деятельности, повышение само-
оценки и авторитета. Кроме того, у учащихся возникает мотивация к дальней-
шей деятельности, поскольку закрепление материала протекает в рамках есте-
ственной дифференциации, а прикладной и краеведческий характер задач вы-
зывает личную заинтересованность, познавательный интерес к предметной об-
ласти экологии, снижает утомляемость и способствует повышению качества
знаний.
Организация деятельности посредством решения предметно и практико-
ориентированных эколого-прикладных задач способствует созданию «ценно-
стных» и «познавательных» ситуаций экоответственности за счет обеспечения
увлекательности, жизненности и личной значимости задач, а также значимости
деятельности каждого школьника в работе всей группы. Создание «смысло-
118
творческих» ситуаций экоответственности в рамках первого этапа эксперимен-
та осуществлялось путем включения учащихся в составление вариативных по
содержанию эколого-прикладных задач по инструкции, в которой указан поря-
док действий по составлению задачи. Эти задания требуют от учащихся твор-
ческой активности, инициативы и самостоятельности, постижения _______сути изу-
чаемого, проявления личной позиции, отношения, направлены на самоактуали-
зацию и самореализацию личности. Они предполагают самостоятельный сво-
бодный выбор значимого для личности аспекта изучаемой действительности,
отстаивание своей точки зрения в спорах, обсуждениях, возникающих в про-
цессе представления и решения эколого-прикладной задачи, определения её
значимости.
Констатирующая диагностика проводилась учителем в конце урока с по-
мощью экологического диктанта, посредством которого учитель выяснял уро-
вень усвоения знаний старшеклассниками и возможности их применения. Дик-
тант содержал 10 незаконченных предложений, требующих от учащихся опре-
деления источников и последствий производственной деятельности человека,
мер их предотвращения. Анализ ответов учащихся дал основание для после-
дующей корректировки учебного процесса. Так было обнаружено, что: а) в ос-
новном все учащиеся смогли усвоить основные источники и виды неблагопри-
ятных для окружающей среды воздействий хозяйственной деятельности чело-